глазами ребенка

Глазами ребенка

- Лизик, пойдем в церковку.
- Ура!
- Одевайся. На улице холодно.
Четырехлетняя Лиза одевалась сама. И это было очень кстати сейчас Варе, потому что усталость...
Как не хочется в церковь! Она все понимает: надо, надо было пойти на Литургию, надо было отстоять молебен. Но она не пошла, и оправдания этому не было. Как не было его раньше и, видимо, не будет потом.
Но отца помянуть надо.
Лизик уже застегивала сапожки. Она была довольненькая, потому что любила ходить в храм. В храме она любила следующее: Боженьку, Матушку, лавочки, бабушек, которые улыбались ей и давали конфетки или просфоры. Еще она любила пить из Чаши, а потом запивать из серебряной кружечки компотик и кушать хлебушек. Любила стоять перед Чашей, сложив ручки, а еще любила бегать по храму. Мама ее останавливала, даже тети останавливали, но она же просто бегает, не балуется! Ведь хорошо же!
- Мам, мы к Чаше?
- Нет, Чаша сегодня уже была. Мы опоздали.
- Хмм. А тогда лобик мазать?
- Нет. Мы зайдем в церковную лавочку, я напишу записки, мы дедушку помянем. Свечки купим и в храм зайдем.
Лизику стало неинтересно. Записочки - это она не понимала. А вот дедушку она помнила хорошо...
- Помянуть - это что?
- Вспомнить.
- А ты разве забывала?
- Нет. Никогда не забывала.
- А как тогда?
- Мы напишем имя нашего дедушки в записочке. И там, где Боженькину Кровь и Плоть делают, где Чаша, там его имя назовут. И Боженька услышит. Чтобы нашему дедушке было хорошо.
- А, ну ладно тогда.
- Пошли?
- Да!
Лизику уже не казалось пустым это дело. Они идут говорить Боженьке о дедушке. А дедушка такой хороший! Добрый! И Боженька его полюбит и сделает ему ласково. Вот за этим они идут! Это правильно, это мама хорошо придумала.
У Вари по дороге заболел живот.
«Вернуться бы... Если б не Лизик... Ммм. Таблетку бы принять... Так. Стоп. Я иду в храм! Все равно! Да, не Литургия, да, не служба! Но я дойду, понял?!»
И боль отступила. Она часто так говорила - твердо и жестко. Она знала, кому говорила.
И стало даже радостно.
И стало жаль пропущенной Литургии...
Они пришли в церковную лавку.
Лизик покрестила себя при входе, потом когда проходили мимо храма ( лавка была не в самом храме) и в лавке тоже покрестилась и отвесила поклон.
- Это кто ж к нам пришел такой хороший? - заулыбалась служительница за прилавком. Время было ни туда ни сюда. Никого не было, кроме них.
- Это я! - тоже заулыбалась Лизик.
- Как же тебя зовут?
- Меня Елисавета зовут, а Вас?
- Елисавета? Вот так прямо мама и зовет?
- Нет. Так мама меня пишет в записке и в молитве говорит про меня, что я младенец Елисавета. А Вас как зовут?
- А меня Валентина.
- Ух, красивое имя!
- Спасибо, звездочка! Какая ж девочка хорошая!
Лизик стала озираться по сторонам. Ее похвалили, ее здесь любят, она и рада.
- Тетя Валентина!
- Ау?
- А это кто?
- Это мы ангелочков продаем.
- Куколки.... Ма-ма!
Варя написала записки и подошла к дочке.
- Мам! Смотри, какие куколки!
- Вижу.
- Красивые! Да, мам?
- Не знаю. Тебе нравятся?
- Да. Мне нравится этот, этот и этот. И вот этот ещеее... Смотри, какое платье! С пухом!
Варя поняла, что придется, видимо, купить «куколку».
- Выбери одного. Какой тебе больше всех понравился?
Лизик всплеснула руками от счастья и стала мучительно выбирать. Конечно, хорошо, что мама ей купит ангелочка. Но как можно тут выбрать одного? Это, прямо скажем, невыполнимое дело!
Но Варя твердо сказала:
- Денежек хватит только на одного.
И Лизик выбрала того, у которого был налеплен на шубку мех.
Всю дорогу она смотрела на игрушку.
- Мам! Это ангел?
- Это не ангел, Лизик. Это баловство.
- Да, это не Ангел. Я знаю, какой Ангел. Он большой и он вот тут, - Лиза показала на правое плечо. - Но куколка хорошая. Она же добрая куколка?
- Добрая, раз тебе понравилась.
- Мне все там понравились.
- В следующий раз куплю еще одного.
- Правда?
- Да. Я ж сказала.
- Ух, тыыы! Мама, мамочка, я тебя люблю.
- И я тебя люблю.
- А дедушку Боженька узнает?
- Он его уже знает, Он всех знает.
- Ох! Вот здоровское счастье-то!
Домой Лизик шла абсолютно счастливая. Теперь в храме у нее появилась любимая тетя Валентина и куколки, которые мама ей купит. Не сразу, но по одной! Куколки девочкам всегда нужны! Оххххх!!!!

Н. Ж.


Рецензии