Польша. Мальборк

На фото моя дочка у замка Мариенбург
               
                Август 2018 года. Наконец-таки я посетил Польшу. А то всё транзитом получалось: то она оказывалась под крылом самолёта, а то проезжал поездом, в котором скоротечно мелькали польские пограничники. Теперь я еду  в автобусе со своей младшей дочкой  и именно в Польшу из Калининградской области. Совсем рядом с дорогой вьётся старая заброшенная дорога под названием Берлинка. То есть по этой дороге можно было доехать из Кёнигсберга до Берлина.
                Менее часа проехали мы  из Калининграда до пограничного перехода Мамоново-Гжехотки. Большими буквами  на  одноэтажном здании красовалась надпись: RZEGZPOSPOLITA POLSKA. Там за этим  пограничным домиком польский    мир с населением в тридцать девять миллионов.    Польский пограничник входит в автобус, здоровается: «Джень добры», собирает у нас паспорта, садится на переднее место и тут же ставит в них штамп о пересечении границы. Затем мы сдаём свои  отпечатки пальцев. Это требование  Европейского Союза к жителям России. Оно, конечно же, унизительно, но ничего не поделаешь…
                Первая остановка у корчмы Новая Голландия. Такое же название латинскими буквами я видел на дорожном знаке. Это  имеет свою историю. Эта прибрежная территория Польши раньше была Восточной Пруссией, а сейчас она  называется Вислянские Жулавы. Сюда  в середине XYI  века стали прибывать из Голландии  меннониты.  Они по своим  религиозным убеждениям отказывались служить в армии и поэтому иммигрировали из Голландии. Местность здесь была заболоченная, приходилось прокладывать дренажи, устраивать дамбы. И они прекрасно с этим  справлялись.
                В корчме мы заказали салат с лососем. Это было вкуснейшее блюдо на огромной тарелке. Съесть это всё за один раз было невозможно.  Наш экскурсовод Юлия предупредила нас, что порции в Польше обычно очень большие, поэтому надо заранее говорить при заказе. А сейчас  надо подойти к столу заказов и сказать: «Запакуйте проша», то есть запакуйте  пожалуйста. Девушка  запаковала салат,  и я поблагодарил её: «Дзинкуе». Она ответила : «Проша». Польская речь  была для меня совершенно новой и необычной. А перевод польских слов мы читали из маленького словарика, который нам вручила Юлия.
                Ночевали мы  в двухзвёздочном отеле Dedal в Мальборке.  Двухместный номер с туалетом, душевой кабиной и телевизором, по которому ни полслова по-русски. Посмотрел женский футбол:  Англия – Голландия. Люблю смотреть женский футбол. Он не такой агрессивный, как мужской. И, самое главное, женщины-спортсменки для меня всегда образец целеустремлённости и какой-то загадочной особенной красоты. Англичанки забили два гола. Всё ещё помню, как нападающая классно пробила под острым углом по воротам голландской команды, как её подруги радовались забитому голу.
                Утром шведский стол. Медленно, не торопясь, приходят туристы с нашей группы. Никаких официантов нет. Сам себе выбираешь еду и количество  порций. Кофе Капучино мне понравилось особенно. Выпил три чашки.
                В течение получаса наша группа завтракала, а потом собралась в фойе. Я заметил, что все женщины нашей группы уже были совсем в других одеждах. Да и моя дочка тоже переоделась. Женщины постоянно играют какую-то роль, перевоплощаясь в очередной образ… Сегодня нам предстояла экскурсия по огромному замку крестоносцев.
                В Мальборке, на площадке перед замком, экскурсовод обратил наше внимание на статую Богородицы в одной  из ниш кирпичной высокой   башни.  Юнеско выделило Польше грант в размере 268 миллионов евро на  восстановление  этой восьмиметровой статуи.   Мария держит на руках  ребёнка (высота его два метра).  И  всё это позолочено. Замок тевтонцы назвали Мариенбург, то есть крепость Марии (Богородицы). Крестоносцев пригласили к себе польские князья,  потому как шла война с пруссами, которые были  язычниками.
                Замок начал строиться в 1274 году и его строительство продолжалось 150 лет.  Стены возведены из красного кирпича. Замок расположен на территории в 21 гектар.  Чувствуется, что потрачено на это всё немалые  средства!  Попробуйте в наше время выкопать колодец глубиной в сорок метров! А здесь есть такой колодец!  Да ещё и  ров вокруг замка! Да построить все эти храмы и башни с особой внутренней отделкой!
                Во вторую мировую войну многое было здесь разрушено. Нам показали вдали такие руины. Заброшенные печальные развалины. Это ещё подлежит восстановить. Но сейчас  тевтонский замок почти весь реставрирован. Туристов перед кассами толпы. Древние,  сохранившиеся кирпичи, выделяются в общей кирпичной кладке. Это сделано специально, чтобы осознать, какую громадную работу провели реставраторы.
                Вокруг замка ров  без воды. На дне этого рва зелёная трава с колеёй от машины. И ров, и колея смотрятся на фоне красно кирпичных стен красиво и  миролюбиво. Через ров проложены мосты. В арках над мостами поднята железная решётка с толстыми  заострёнными зубцами. Решётка покрашена в чёрный цвет. Мы проходим под ней. Справа в стене маленькое окошечко, чтобы охранник видел, кто хочет войти.
                Для рыцарей существовал строгий режим жизни. Через каждые три часа они молились, даже ночью. Молитва стояла на первом месте. На втором было владение оружием. И только на третьем месте еда. Женщин в замке не было.  Рыцарь в сорок пять лет считался стариком. Кровать рыцарская показалась  маленькой, наверное, длиной метра полтора, а может чуть больше. Кроме рыцарей в замке в отдельном здании  жили ещё монахи. Они также проводили время в молитве и ещё занимались хозяйством. Монахи спали  на медвежьих шкурах, брошенных на каменный пол.
                В одном из двориков стоят четыре скульптуры бородатых магистров,  выполненные в натуральную величину. Они действительно небольшого роста. Сейчас бы сказали ниже среднего. Мне показалось, что не смотря на их бороды, никакими дедами они не являются. За всё существование  замка было таких магистров одиннадцать.
               
                Архитектура всех строений изысканна. Она несёт не только функциональную нагрузку, но в ней чувствуется особая прилежность к возводимым конструкциям. Арки, нефы, порталы, высокие своды и полы – на всём лежит печать особого отношения к тем, кто здесь жил. Некоторые фрагменты сохранились  с XIII  века и представляют особую ценность. Вот перед нами колонна, которой уже более семисот лет! Даже не верится, что  она уже столько времени стоит здесь. А ведь по ней  стреляли из пушки  во время осады в 1454 году. Пушечное ядро пролетело совсем рядом, не повредив колонну.
                Всматриваешься во всё это и понимаешь, что сейчас это просто красивый штрих истории. Но постепенно начинаешь уставать от  обрушившегося информационного потока, от ходьбы, от всей этой  средневековой атмосферы, в которой реально находишься. На самую высокую башню в сорок пять метров уже никто из нашей группы не захотел идти.
               
                В Капитулярном зале заседаний, по периметру стоят кресла, на спинке которых  написаны  европейские города. И таких кресел штук тридцать, если не больше. И тут некоторые туристы из нашей группы присели отдохнуть. Конечно, мы уже часа  два ходили по этим  залам, дворикам, мостам и коридорам.  Я тоже сел на одно из кресел. Наш польский экскурсовод подошла ко мне и сказала: «Вот видите, вы из  Кёнигсберга и сели  на место  под эмблемой  этого города. Я оглянулся на спинку кресла и увидел  надпись на латинском языке: Kёnigsberg. Удивительное совпадение! 
                И так закончу историческое повествование о замке. Тевтонцы в ХIV веке имели 120 крепостей на территории Польши и Пруссии. А город Мариенбург был столицей тевтонцев. В 1410 году  Королевство Польское и Великое княжество Литовское  разгромили тевтонских рыцарей в Грюнвальдской битве. Затем замку Мариенбург  пришлось выдержать осаду победителей. Замок остался за крестоносцами.  Но в 1456 году король польский Казимир IV выкупил замок за 660 кг золота у  богемских наёмников, которые служили  Тевтонскому ордену. Замок им достался от Великого магистра  за оплату своих услуг.
                По мосту через ров мы вышли на окрестности у замка. Здесь всюду лавочки с различными поделками. Их много. Все хотят заработать на туристах. Мне запомнились двое поляков, одетых в белые балахоны  с изображением   большого чёрного креста. С ними можно было сфотографироваться. Дочка подбежала к ним, и я сделал два кадра  на память об этом историческом месте. 
                Погода сегодня стоит чудная, тёплая, солнечная. Завтра у нас поездка в Сопот и Гданьск. Это уже будет знакомство с реальной современной жизнью Польши.
 
Август 2018г.    Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/06/1682
               


Рецензии
Уверена, что вам понравилось в Польше. Я её обожаю. С тоской уезжала оттуда, а в девяностые годы, когда ездила туда с сыном, не могла наговориться. Это так здорово говорить с ними на одном языке!

Лина Галиан   27.08.2018 13:25     Заявить о нарушении
ЛИНА, джень добры, дзинкуе. Спасибо за Ваш отзыв. Я всё ещё хожу под впечатлением проведённого тура. В сентябре напишу продолжение, а завтра еду в Эстонию к брату.

С уважением Николай

Братья Бирт   27.08.2018 15:27   Заявить о нарушении