О корпусе янычар. Часть 4. Последняя

Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2018/08/26/823

На картинке: кызылбашский солдат. Картинка из сети.

Трактат «МЕБДЕ-И КАНУН-И ЙЕНИЧЕРИ ОДЖАГЫ ТАРИХИ» (История происхождения законов янычарского корпуса) написанный безымянным автором в самом начале XVII века, завершается  рассказом о событиях персидского похода султана Сулеймана I.
Как отмечают комментаторы, рассказ, скорее всего, представляет собой передачу устной версии этих событий, сохранившейся в виде предания в корпусе янычар.

Поход против сефевидского Ирана был предпринят в августе 1553 г.
Весной 1554 г. Сулейман со своим войском из Алеппо, где была проведена зима, отправился по маршруту Диярбекыр – Эрзерум - Карc.
Не встретив сопротивления со стороны иранского шаха Тахмаспа, османская армия заняла Нахичевань, Ереван и область Карабаха.

«Во время похода против Нахшевана (Нахичевань) счастливого и драгоценного Его Величества покойного султана Сулеймана, избранника Османской династии, - да будет над ним милость и благоволение Бога! - в пути была сделана остановка в местечке Хасанкалеси, что в эйялете Арзрум.

Один из курдских беев, ОДЖАКБЕГИ  (глава племени) по имени Кибер Иса, заполучил для падишаха языка и донес до стоп почитаемого султана следующее сообщение: «Цель беспутного КЫЗЫЛБАША - ночное нападение на моего падишаха. Чтобы не быть застигнутым врасплох, нужно подготовиться».
(«Кызылбаши» - буквально «красноголовые» или «красные шапки», так тюрки называли персов времен Сефевидов) 

Получив такое известие, «падишах созвал к себе высших везиров.
Приказав им держать совет по делу, о котором сообщил ему упомянутый (Кибер Иса), падишах соизволил иметь беседу с янычарским агой, (ныне) покойным Пертев-агой …

Султан сказал ему: «Если есть в очаге старые ЙОЛДАШ, которые опытны в делах и принимали участие в походах, прославившись,  как знатоки своего дела и добрые ратники, можешь предупредить их, - пусть явятся в мой августейший шатер и примут участие в общем совете».

Ага предупредил об этом всех офицеров и старейших янычар, сказав:
«ИХТИЯР! (буквально «старики, старейшины» - уважительное обращение к старейшим янычарам), наш падишах выразил желание позвать вас.
Он выразил свое священное желание держать с вами совет. Будьте готовы! Завтра утром вам (предстоит) отвечать на вопросы в августейшем шатре!»

Собравшись вместе и явившись к аге, офицеры и старейшие янычары  сказали такую речь:
«О всесильный ага! Мы, сии рабы, не осмеливаемся держать ответ в присутствии нашего повелителя. Ради него же, могущественного!
Давайте мы будем отвечать вам на вопросы нашего повелителя, а вы уж будете ответствовать (перед самим) повелителем».
На слова аги: «ЙОЛДАШ! Наш повелитель желает слышать ответ от вас самих» — они отвечали так: «Пойдемте завтра к августейшему шатру все вместе, сколько нас есть, и падем пред ним ниц, и пусть отвечают повелителю те из нас, кто способен на это».

Среди собравшихся янычар был некий КЕТХЮДА (офицер) Хасан, который был ученым человеком.
Собравшись вокруг него, янычары сказали: «Ты знаешь, что среди нас нет никого, кто был бы способен отвечать падишаху. Будь милостив, отвечай за нас повелителю, потому что ты ученее нас и можешь отвечать перед ним».
И упомянутый  КЕТХЮДА был (избран) в качестве того, кто будет держать ответ за всех перед повелителем.

Когда янычары явились в шатер султана на совет, султан  спросил: «Нет ли среди старых ЙОЛДАШ опытного бойца, кто смог бы отвечать (мне)? Пусть подойдет, мы поговорим».

(Янычарский ага) ответил: «Есть», и упомянутый  КЕТХЮДА Хасан приблизился к повелителю.

«Его Величество повелитель сказал: «ИХТИЯР! Подойдите ближе! Я буду держать с вами совет».
ИХТИЯР, к которым он обратился, приблизились (к нему), и, когда падишах, махнув им своей благословенной рукой, сказал: «Садитесь!» - упомянутый Хасан, отвечая за всех ИХТИЯР, ответил:
«Мой падишах! Да оградит Всевышний вашу священную особу от ошибок, да умножатся годы вашей жизни, да пребудет государство ваше! Сим рабам стыдно сидеть в присутствии моего могущественного падишаха. Позволь им стоять...

Когда падишах, вновь обратившись (к ИХТИЯР), повелел: «Садитесь же!» — высокие везиры и янычарский ага сказали: «Священное повеление падишаха необходимо выполнять. Садитесь!»

Когда все расселись, султан Сулейман-хан обратился к ним с таким вопросом: «Один из курдских беев заполучил языка и доложил нашему Высокому Порогу вот о чем: целью и намерением беспутного КЫЗЫЛБАША является внезапное ночное нападение.
Итак, ИХТИЯР, столь (много) повидавшие в войнах за веру, столько походов проведшие с моим покойным отцом, каково ваше мнение относительно этого? Что будем делать? Хочу посоветоваться, хочу (знать) ваше мнение на этот счет».

Тогда Хасан, «сотворив молитвы во имя падишаха, сказал так:
«Мой повелитель! Да предохранит Всевышний от ошибок вашу священную особу! Когда сей ничтожный раб ваш участвовал вместе с Его Величеством покойным султаном Селим-ханом (отец Сулеймана – султан Селим «Грозный») в походе против шаха Исмаила на Чалдыранском поле, то при подходе к границе (султан Селим) держал совет со старейшими людьми очага.

После совета «было соизволено (выставить) впереди колонну одного бейлербея. При этом (ему) дали десять ЗАРБУЗАН (пушки типа «фальконет» калибром 45 - 100 мм).
Другому бейлербею отдали приказ занять правый фланг и (также) дали десять ЗАРБУЗАН.
Еще одного бейлербея соизволили назначить на левый фланг, дав  десять -ЗАРБУЗАН.
Позади поставили еще одного бейлербея с десятью ЗАРБУЗАН.
Затем соизволили поставить рядом с собой слуг своих, преданных янычар и сипахи (здесь – тяжелая конница).
Подойдя к Чалдыранской равнине в таком порядке, построили полки и встали наготове. Благословением Всевышнего и чудесною силой посланника Аллаха одержали (тогда) победу над врагом, оказались победителями.

Благодарение Всевышнему, у падишаха много его слуг, бейлербеев. Соизвольте назначить десять бейлербеев впереди, десять бейлербеев - позади, десять бейлербеев - справа и десять бейлербеев - слева, дайте каждому из них по десять ЗАРБУЗАН, а ваши придворные слуги и рабы янычары (будут) крепостью (самого) падишаха.
Соизвольте так распорядиться и положитесь на волю Всевышнего.

До тех пор пока будет жив хоть один из нас, рабов ваших, моему падишаху не будет никакого вреда. Вся власть в руках всевышнего Аллаха! Да не коснется нашего сердца никакая беда! Да умножатся годы вашей жизни! Чтоб ослепнуть врагам!

После сотворения молитв падишах стал очень веселым и велел осыпать Хасана и всех янычар милостями и богатыми подарками.

Тогда упомянутый  Хасан, вновь обратившись с молитвами к падишаху, сказал так: «То, что находится в казне падишаха, все равно что у нас. Мой падишах! Пусть завтра будет (дан) приказ о построении (войска).
Пусть узнает мой падишах, какое у него войско. Пусть дойдет это до его священного ведения. И тогда бахшиш сих ваших слуг не достанется постороннему. Каждый, если он достоин его, получит его. Да не будет вам, мой падишах, ни в чем ущерба!»

От этих слов падишах пришел в крайне веселое расположение духа и приказал: «Пусть строятся!» С того дня до самой границы (войско) шло строем и были сделаны все необходимые приготовления».

А в это время безбожный шах находился в Нахшеване.
В шахской темнице содержался один пленный санджакбей и один янычар. Когда наш падишах подходил к Нахшевану, безбожный шах восседал в своей ставке, на одной из возвышенностей.
Узрев великолепие и пышность въезда (султана), он велел доставить к себе того бея и янычара, находившихся в темнице, и спросил их: «Кто это движется?» Бей ответил: «Мой шах, вот это бейлербей Диярбекыра со своими санджакбеями.
А эта колонна такого-то, а та - такого-то» - и перечислил таким образом шаху всех.
А когда затем приблизился строй янычар, шаху отвечал уже (пленный) янычар: «Мой шах, это колонна такой-то ОДА, это - такой-то, а это - такой-то» …
Шах … призадумался. И после размышления сердце его переполнилось страхом, и он повесил голову.

Тогда находившиеся рядом с шахом приближенные и ханы, другие его султаны, поняв, что шах испуган увиденным, произнесли ободряющие слова:
«О шах! Тот, кто боится османского воинства, тот не солдат. Рассчитывайте на хорошее! Воспряньте духом!
(Враг) не коснется и передних рядов прикрытия наших борцов за веру».

Шах же, (услышав) их льстивые слова, не стал веселее, а сказал:
«О, безжалостные!...  Вы пустые болтуны! Сулейман — это (весь) мир! Поглядите, (с ним) идут 12 (тысяч) отборных храбрецов и 12 тысяч храбрецов-янычар с их агами!» (Так) рассудил шах КЫЗЫЛБАШ.

Истина такова:

ВОЙСКО ДОМА ОСМАНА - ЭТО ЕГО СЛАВА.
СКОЛЬ МНОГО ПОДВИГОВ СВЕРШИЛИ ПОВСЮДУ ЕГО ВОИНЫ!
ДА БУДЕТ ВСЕГДА ОНО ДОБЛЕСТНЫМ, ДА ПРЕБУДУТ В БЛАГОПОЛУЧИИ ЕГО ОЧАГИ!
ПУСТЬ НЕОТРЫВНО БУДЕТ ОБРАЩЕН НА НИХ ВЗОР СЧАСТЛИВОГО ПАДИШАХА!
ДА БУДЕТ ВО БЛАГО СЛУГАМ-ЯНЫЧАРАМ МИЛОСТЬ СЛАВНОГО ПАДИШАХА!

АМИНЬ, О ГОСПОДИН ДВУХ МИРОВ!»

Честно прочитав весь трактат, я изложил наиболее любопытные, по моему мнению, места из него в экстракте из четырех небольших частей.
Надеюсь, ИНШАЛЛА, что кому-нибудь этот текст пригодится или просто будет так же интересен, как был интересен мне.
Мир тебе, Читатель.


------------

Источник:
Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи (История происхождения законов янычарского корпуса). М., Наука, 1987
Книга размещена также в сети: на vostlit.info  и ряде других ресурсов.


Рецензии
Прочитал с большим интересном и узнал много нового.
Большое спасибо, Кузьма!

Сергей Дроздов   03.09.2018 09:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Сергей.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   03.09.2018 10:51   Заявить о нарушении