C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Тайноведение н. в. гоголя очерк

Великая литература идет по краю иррационального. Русская лирика – посредница между небом и землей, соединяющая их, как дух божий соединяет душу и плоть. Русский космизм охватывает все сферы бытия, объединяя в единое целое панораму мира – что вверху, то и внизу.

                «Высота, высота поднебесная,
                Глубота, глубота, океан – море…»
               
                Кирша Данилов, «Древнерусские стихотворения»

                «В синем небе звезды блещут,
                В синем море волны плещут…»
               
                А.С. Пушкин

                «Под ним – струя светлей лазури,
                Над ним – луч солнца золотой…»               
               
                М.Ю. Лермонтов "Парус"

                «Небесный свод, горящий славой звездной.
                Таинственно глядит из глубины,
                И мы плывем, пылающею бездной
                Со всех сторон окружены.»               
               
                Ф.Тютчев

                «О избранной страны просторы богатырские !
                О, высота высот!  О, глубина глубин»
               
                Даниил Андреев

«Стихослагающее существо мышления хранит  силу истины бытия»               
               
                Хайдеггер, немецкий  философ

«Будьте светлы, ибо светло грядущее, и чем темней помрачается на мгновение небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного прояснения. Безгранична, бесконечна, беспредельней самой вечности беспредельная любовь Бога к человеку».

                Н.В. Гоголь
               
 Старинная английская сказка «Волшебная мазь» повествует о приключениях повитухи тетушки Гуди – некий косоглазый старичок попросил ее помочь его жене управиться с новорожденным младенцем. Он усадил ее на черного скакуна и помчался к дому, где лежала роженица, окруженная красивыми и здоровыми детьми. Она велела Гуди помазать мазью глазки младенца, что та и сделала, но из любопытства помазала и себе один глаз. И тут все изменилось –  мать с младенцем остались прежними, а дети превратились в бесенят, которые визжали и таскали друг друга за волосы. Гуди поняла, что попала к бесам. Старичок щедро расплатился с ней и отвез ее домой. На следующий день Гуди увидела на базаре вчерашнего косого старичка, ворующего товары и деньги у людей, но его никто не замечал. Гуди весело поздоровалась с ним. «Каким глазом ты меня видишь?» - вскричал он. «Левым!». Он ударил ее по глазу, и  Гуди окривела.
 Глаза Гоголя, видимо, тоже были при рождении помазаны такой мазью. Он был наделен проклятым и благословенным для писателя даром - среди обыденной жизни видел присутствие бесов, невидимых для  людей с обычным зрением. Начиная с «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где нечистая сила – еще веселая часть народных страшилок, элемент колядочной игры, и до последних дней своей жизни в Петербурге, дьяволиада составляла неотъемлемую часть жизни писателя. В «Петербургских повестях», посвященных мистическому городу,  бесовщина  проявляется особенно ярко, она входит во все сферы, во все стороны жизни его героев, скромных, незаметных чиновников и обывателей. Как будто Люциферовы перепончатые крылья распростерлись над Петербургом в рассказах «Портрет», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Везде мы видим следы  гротескного и жутковатого иномирья. Присутствие бесовщины наблюдается и в его пьесах. Хлестаков – мелкий чиновник адской канцелярии,подобно гофмановскому крошке Цахесу, наводит морок на целый уездный город. И только с его отъездом у людей спадает с глаз пелена: « Фу ты, канальство! С каким дьяволом мы породнились!» - восклицает городничий.

«Пьесы Гоголя – это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, познаваемого при помощи рациональной речи. Истинная поэзия такого рода вызывает не смех и не слезы, а сияющую улыбку беспредельного удовлетворения, блаженное мурлыканье, и писатель может гордиться собой, если он способен вызвать у кого-нибудь из своих читателей такую улыбку и такое мурлыканье».
                В. Набоков

Но уже в «Мертвых душах» дьявол срывает с себя веселую святочную харю – «не так страшен черт, как его малюют». Если кузнец Вакула, оседлав черта, заставляет его везти себя в Петербург, то Чичиков – высший чиновник адской канцелярии, скупающий мертвые души, уже сам оседлал Русь – птицу - тройку. Птица – тройка – символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Но эта дорога – уже не жизнь отдельного человека, а судьба всего русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы – тройки, летящей в будущее:

«Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем  разметнулась на полсвета. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? И мчишься, вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…Не дает ответа, летит мимо все, что ни есть на земле… И дают ей дорогу другие народы и государства».   Куда ж несешься ты, птица - тройка Русь? В пекло разожженной сатанистами революции, предсказанной Достоевским в романе «Бесы». То же – в стихотворении Пушкина «Бесы»:
 
                «Бесконечны, безобразны,
                В мутной месяца игре
                Закружились бесы разны,
                Будто листья в ноябре…
                Сколько их! Куда их гонят?
                Что так жалобно поют?
                Домового ли хоронят,
                Ведьму замуж выдают?»

Это – великие прозрения русских пророков. Однако за великий дар – великая расплата. Легионы бесов донимали Гоголя до последнего дня в виде шарлатанов – лекарей. Вот свидетельства очевидца – крепостного фельдшера В.А. Зайцева:   
«Гоголя лечил модный московский врач Овер, сын французского эмигранта времен революции. На следующий затем день (после процедур Зайцева – припускания пиявок)  Овер рассказывал при мне больной моей, как они с Клименковым измучились с этим больным Гоголем – о, это сумасшедший какой-то! И этого человека многие считают талантом, и сочинения его превозносят чуть ли не до небес, в особенности эти его «Умирающие души» со смехом в голосе сказал Овер. «Мертвые души» написал Гоголь» - с затаенной злобой в душе осмелился возразить я. «Но это все равно – умирающий или мертвый душ» - с иронией сказал Овер.»
В ночь с 11 на 12 февраля 1851 года тяжело больной Гоголь будит своего слугу Семена и велит ему затопить печь в кабинете, и затем сжигает свои бумаги. Наутро он сказал Толстому: «Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен, вот он до чего меня довел! А  я было думал разослать на память друзьям по тетрадке, пусть бы делали, что хотели!» 
М. Булгаков, глаза которого тоже были помазаны волшебной мазью, жил в эпоху, когда Сатана открыто правил бал в Кремле. И все же писатель утверждал, что рукописи не горят. Сгорели!  Кстати, Сталин  - псевдоним Джугашвили – он взял не от слова «сталь», как думает большинство людей. Это анаграмма антихриста – САТАНАИЛ. 21 декабря – в день его рождения – все кузнецы Грузии били по наковальням, чтобы заглушить крики прикованного в горах Амирани –  бессмертного полудемона, оскорбившего Христа.

«В натуре ( природе) находится много вещей, необъяснимых даже для обширного ума»
               
                Н.В. Гоголь
 
Это высказывание Гоголя перекликается со схожей  мыслью Шекспира в «Гамлете»:
«Есть в мире многое, Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
В повести Гоголя «Вий» герой, Хома Брут, имя которого «Фома» – означает «неверующий, нетвердый в вере», заплутав с товарищами в ночной степи, попадает на тропу иного, нижнего мира, каковым является и хутор ведьмы, дающей им ночлег, и хутор отца Панночки, что по сути, одно и то же. Но чтобы перешагнуть границу миров, надо преодолеть водную преграду, реку Смородину, Стикс, разделяющую миры жизни и смерти.  Но где эта река в украинской ковыльной степи? Однако Гоголь хорошо знаком с мифологической географией:
«Философ хотел оттолкнуть ее (ведьму) руками, но, к удивлению, заметил, что руки его не могут приподняться, ноги не двигались, и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его. Слова без звука шевелились на губах. Он слышал только, как билось его сердце. Старуха вскочила с быстротой кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих».
Тут налицо измененное состояние сознания, признаки перехода  пограничья миров. И если Вакула ехал верхом на черте, то здесь нечисть седлает человека, ломая его волю. Сходная сцена у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» - полет героини на бал Сатаны.
«В стороне потянулся черный, как уголь, лес. Робкое полночное сияние, как сквозь покрывало, ложилось легко и дымилось на земле. Леса, луга, небо, долины – все казалось, как будто спало с открытыми глазами. Он опустил голову вниз, и увидел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой глубины моря, по крайней мере, он видел ясно, как отражался в нем вместе с сидевшей на спине старухою. Он видел, как вместо месяца светило там какое-то солнце. Он видел, как из-под осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему – и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимися в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось…»
Вернувшись в родную Бурсу – духовную семинарию того времени - после своего жутковатого ночного приключения с ведьмой,  философ Хома Брут полагал вновь вернуться к привычной веселой студенческой жизни – да не тут-то было! Тот, кто побывал в иномирье, навсегда несет на себе его неизгладимое клеймо. И неведомо, с какой стороны последует удар…  К ректору Бурсы прибывают посланцы богатого пана сотника, дочь которого после таинственной ночной прогулки явилась в отчий дом вся избитая и находится при смерти. Послы прибыли с просьбой  отправить к ним на хутор Хому, чтобы он три ночи подряд  отпевал усопшую – такова ее предсмертная просьба. То, что этот хутор и все его жители принадлежат иному, нечеловеческому миру, становится ясно из дальнейших событий повести. Послы прибыли с подношениями для ректора .  Ректор, как лицо духовное, должен был бы отличать посланцев мира тьмы от мира Яви, ан нет! У А. С. Пушкина в «Сказке о попе и работнике его Балде» поп открыто признается : « Слушай, оброк обязались черти мне платить до самой моей смерти, лучшего не надо мне дохода, да есть у них недоимки за три года…» Видимо, такой оброк платит иномирье и ректору  бурсы: « Да не забудь, мой голубь, прибавить пану, что на хуторе у них, я знаю, водится хорошая рыба, особенно осетрина, то при случае, прислал бы: здесь на базаре и не хороша, и дорога. А ты, Явтух, дай молодцам по чарке горелки. Да философа привязать, а то как раз удерет!» То есть ректор, несмотря на просьбы Хомы, не просто отправляет своего ученика в качестве жертвы на заведомую гибель, а еще советует не упустить его по дороге! От соглядатаев  Хоме не скрыться, он обречен на заклание: «Что же делать? Чему быть, тому не миновать!»  По дороге его конвой основательно заправляется горелкой в корчме, где он пытается улизнуть от них – но налицо воздействие морока иномирья – «ноги его сделались как будто деревянными и дверей в комнате начало представляться ему такое множество, что вряд ли он отыскал настоящую.»  Селение сотника располагалось на уступе высокой горы, «обнаженный глинистый вид ее навевал какое-то уныние». Это та самая Лысая гора, где на шабаш в  ночь на 1-е мая собираются вся нечисть! Каков же собой сотник, отец панночки и всесильный хозяин хутора? «Ему было около пятидесяти лет, но глубокое уныние  на лице и какой-то бледно-тощий цвет показывали, что душа его была убита и разрушена вдруг, в одну минуту, вся прежняя веселость и шумная жизнь исчезли навеки». То есть перед Хомой сидел живой труп, тело без души! Вот оно, иномирье! Недаром Хома взглянул в глаза русалке в иномирной реке! Гоголь, как и всякий посвященный, знал о нем все подробности, а может, и видел его, как Данте видел Ад в своем странствие души. У Пушкина на дубе у Лукоморья тоже «русалка на ветвях сидит», и сам поэт – посвященный вкушает под дубом ритуальную пищу, какой Баба Яга обычно угощает Ивана – царевича: «И я там был, мед-пиво пил». По преданию, тот,  кто взглянет в глаза русалке, услышит ее пение – обречен. В поэме Гомера «Одиссея» герой привязывает себя к мачте, чтобы услышать пение сирен –русалок и остаться в живых. Но Хома, попав в проклятую церковь иномирья, не может противостоять ее колдовской силе. Этот  сюжет присутствует в русской сказке «Окаменелое царство» - там солдат читает святую книгу до первых петухов, и несмотря на атаку нечисти, спасает город. Образ Вия, владыки царства мертвых, сродни образу кельтского Балора, морскому демону – оборотню, глаз которого обладал убойной силой, и  его веко слуги открывали с помощью копий. Таков же великан Ысбададен из другой кельтской легенды  - «Килух и Олвен».
Великий режиссер и творец украинского театра Лесь Курбас (Александр Зенон Курбас) (1887- 1937), расстрелянный в Соловецком лагере вместе со 100 представителями украинской интеллигенции по приказу ГПУ в честь юбилея Октябрьской рев-ии, в филосовском театре «Березиль» поставил спектакль  «Вий», по повести Н. В. Гоголя, где, по воспоминаниям очевидцев, в сцене появления Вия из зрительного зала, из замаскированных лож, взлетали на сцену персонажи свиты Вия – упыри и вурдалаки.  Сцена была для режиссера пророческая, как и для М. Булгакова его роман  «Мастер и Маргарита», ибо страна тогда находилась под властью Виев… В далеком, 1967 году на экраны страны  чудом вышел блистательный фильм «Вий» режиссера Георгия Кропачева с великолепными  Л.  Куравлевым  и Натальей Варлей в главных ролях. До сих пор зрители уже новых поколений с восторгом смотрят его. Он максимально приближен к гоголевскому тексту, перед нами встают типажи и уклад той Малоросии, которой и в страшном сне еще не снились майданы Порошенко! И вот теперь, в 2017 году, в страшный «юбилей» кровавого овладения Россией бесами, на экраны вновь вышла новая гоголеана – «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» режиссера Е. Баранова с актером А. Петровым в роли самого Гоголя. Как разительно отличаются эти постановки! Фильмы Баранова как бы повторяют хоррор «Ван Хельсинга" с нескончаемой кровью и ужасами, где  почти нет сюжета  и даже намека на гоголевский текст, кроме имен его персонажей. Это настоящая дьяволиада, идея которой, как признался режиссер в документальном фильме «Гоголь. Игра в классику», принадлежит шоумену и продюсеру А. Цекало. В конце августа  готовится к выходу третья часть – «Страшная месть». Похоже, что даже после смерти темные пекельные силы готовят великому писателю свою страшную месть, оскверняя и опорочивая его наследие. Нынешнее поколение школьников будут судить о творчестве Гоголя по жутким триллерам, незаслуженно носящим его имя…

                26. 8. 2018 г.


Рецензии