Прогулка по городу Коммунар, 2010 год

Коммунар... Как, вы ещё не были в Коммунаре? О, там стоит побывать. Это, знаете ли, не то, что там всякие попсовые Пушкины и Павловски. Скажем больше: даже пресловутый Петродворец недалеко ушёл от Коммунара, да и то за счёт вычурного дворца и десятка-другого  фонтанов. Оставим все эти барочные штучки интуристам и мажорам и отправимся в Коммунар - почти идеальный пример небольшого города, застроенного в основном в послевоенное, советское время. Жизнь этого замечательного поселения держится на нескольких крупных предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, на которых трудится большая часть жителей. Правда, в последнее время немалое количество коммунарцев предпочитает искать заработок в уже упомянутых Павловске, Пушкине и даже Петербурге, благо коммуникации с этими городами налажены довольно хорошо. Несмотря на то, что Коммунар официально принадлежит к Гатчинскому району и, казалось бы, Гатчина должна быть основным местом, куда направляют свое внимание жители - не тут-то было. По популярности она проигрывает Петербургу. Судите сами: электрички туда не ходят, автобусы  раз в час. Более того, например, такое неприятное место, как военкомат, тоже находится в Гатчине. Одним словом, никакого желания там появляться нет.
Знакомство с Коммунаром лучше всего начинать от ж.д. станции Антропшино. От неё мы движемся по узкой асфальтовой дорожке и вскоре видим дом, в котором собираются Свидетели Иеговы. По некоторым особым дням (непонятно каким) количество их там зашкаливает. На стоянке близ дома полно машин, во дворе толпа обсуждает какие-то свои духовные дела. Но в этот день там было пусто.
Пройдя между фабричным забором и железнодорожным тупиком, в который иногда заглядывает маневровый тепловоз с кучкой вагонов, мы достигаем  небольшого микрорайона Комсомол, компактно прилепившегося к бумажной фабрике "Комсомолец". Он в основном застроен 3-5-этажными домами. Дворы здесь тихие, почти безлюдные, не орут дети, зато на стенах везде «Фифти сент» и «Я люблю рэп». Одной из основных достопримечательностей микрорайона является синий продуктовый ларёк. На стене ларька видим загадочную надпись: "Едим и умираем". Неизвестно, основано ли это на каких-то печальных реальных событиях или просто злая шутка хулигана, в любом случае, судя по внешнему виду и закрытой двери, этот торговый павильон более не функционирует. В огородах кое-где копаются бывшие "комсомольцы", внуки которых уже оканчивают 4 курс и  желают то ли поскорее получить диплом, то ли наконец-то потерять девственность. Между Комсомолом и собственно Коммунаром, вдоль длинной и ухабистой Железнодорожной улицы протянулся застроенный низенькими неприглядными домишками частный сектор, до войны чухонская деревенька Ванга-Мыза, куда мы заворачиваем в поисках заветной надписи на фонарном столбе. И таки она там! Синим маркером грубо выведено: "Катя, я с тобой не дружу...". Забавно, но возвращаемся на дорогу, и, пройдя мимо руин гаража с надписью "Илья тут нассал", мы сворачиваем в заросший травой проулок, вдоль которого тянется заросшая ряской канава.
За рядом берёз мы видим трехэтажное панельное здание гламурного розового оттенка - это школа №2. Особенность этого места (если кому-то интересно ) - это то, что здесь до 10-го класса учился Дя [1]. Заворачиваем в пустынный после уроков двор. Здесь мы можем увидеть на стенах несколько любопытных надписей: и "Антон, я тебя люблю", и "Слэйер", и некоего загадочного Фистуна. Идем по дорожке. Дя обращает внимание на одну из стен школы. Он помнит, что еще совсем недавно здесь была крупная растяжка "ДЗЮДО". Двор школы похож на сад камней. Тут же и необычный паямтник "Эхо войны", сваренный из искореженных обломков и снарядов. Делаем фотографии и минуя крыльцо школы, выходим на некое подобие набережной Ижоры. Вдалеке за рекой видны трубы картонного комбината. Болотистые берега изобилуют зарослями гигантского борщевика, засохшие скелеты которого выше человеческого роста. У обглоданного временем и погодой куска кирпичной стены мы находим капище местных торчков. Иногда кажется, что подобные картины остались далеко в 90-х, но под ногами то и дело попадаются использованные шприцы.
Происходит небольшой диалог:
-Чем дальше в лес, тем больше дров,- говорит задумчиво Дя.
-Чем дальше в Коммунар, тем больше шанс нарваться на местных гопарей,- перефразирует Запредельный.
К счастью, сейчас не те времена и неприятностей с этим не возникло даже в таком экзотическом лесу из борщевика.
Стоит заметить, что куда бы вы не пошли в Коммунаре, вы посвюду заметите лежащих в траве или под машинами котов. С языка так и слетает: "Тысячи их!". С балконов и открытых окон, из подвалов, и со скамеек - отовсюду за вами следят меховые няки.
Выходим в Гайколово - это своего рода одна ключевых торговых точек города. Но никаких боулингов, кофеен и тому подобных излишеств. В основном обычный базар и магазин «Дикси».
Одна из достопримечательностей Коммунара- это памятник погибшим немцам, венграм, итальянцам и т.п. Казалось бы - это же враги, в чём суть? А дело в том, что когда-то в этих местах квартировала небезызвестная Голубая дивизия и когда начали в конце 90-х ремонтировать трубы во дворе школы № 1, то наткнулись на человеческие кости. Стало быть, было кладбище. Видимо, вмешалась мировая общественность и всё организовали цивилизованно, в том числе с установкой скромного памятника в виде каменного креста. В близлежащем поселке Динамо есть развалины графского дворца, там испанцы отмечали какой-то франкистский праздник, и наши по ним долбанули из орудий.
Несколько сотен мучачос тогда полегло…

Идем дальше, по пути видим концертно-выставочный зал, где Дя выступал с рассказом и получил даже в награду книжку Агаты Кристи.
Так вышли к 3-й школе. Здесь выпускался Дя. Как рейхстаг после дня победы стены исписаны всевозможными надписями. На заднем дворе сидят четкие местные пацаны и трут базары.
По главной улице Леншоссе неторопливо кондюхают пенсионеры, чешет школоло с ранцами и сменкой. На самой окраине, где улица Строителей уходит в сторону Гатчины, на обширном пустыре возвышается несколько суровых зданий, похожих на расставленные серые коробки. Это баня, здание милиции, больница и поликлиника.

В небольшом парке открывается вид на водохранилище. идем по деревянным мостикам к плотинам на реке. Немного отходим от плотин и видим самый главный символ Коммунара- памятник работнику бумажного ппроизводства- героического вида молодой человек с рулоном в руках.
Стоит заметить, что местность возле плотин - такая своего рода зона отдыха. То здесь то там видны кострища и закопченные мангалы, под корнями могучих деревьев кучками сложены бутылки. Гуляют работяги. Не хватает только облезлого скрипучего колеса обозрения, зато есть стадион, где поцоки гоняют в ногомяч.

Неспешно возвращаемся в Гайколово. Вот и закончена эта небольшая прогулка по Коммунару. Чего в этом городе только не было в прошлом, например, детонация настоящей взрывчатки в одной из девятиэтажек. Но этим осенним днем Коммунар провожает нас тихо и мирно.

Примечания:
[1] Дя, он же Насекомый - Михаил Алексеевич Фрейдкин, поэт, прозаик, художник, дизайнер и автор песен, жил в Коммунаре с конца 90-х


Рецензии