24. К Богу можно вознести только душу

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 24.

"К Тебе, Господи, возношу душу мою."

К Богу можно вознести только душу.
Вознести – это не значит надуть её, как шарик, своими хотелками, да ещё в придачу своим душным самомнением.
Вознести – значит наполнить её духом, расширить, увеличить её до «касания» с Высшим. 
Возносить душу – это есть и Путь, и содержание жизненного пути, равное смыслу жизни. Молитвы подобны шагам восхождения души,  устремления к Господу по ступенькам лестницы восхождения.

"Боже мой! На Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мной враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя – да постыдятся беззаконствующие втуне."

Давид взывает к Господу о помощи, признавая, что уповать может только на Него.
Это молитва за всех тех, кто уповает на Господа.
А что касается тех, кто намеренно поступает неправедно, то им Давид предрекает стыд.  Всё, что они делают, не достигнет цели, будет «втуне» - пустым и напрасным. Воздействие стыда, если оно принимается человеком, поведёт его к исправлению.

Такое значение этих строк в вышеприведённом синодальном переводе.

В переводе, который в Теилим: «все надеющиеся на Тебя да не будут пристыжены; пусть пристыжены будут изменяющие из-за пустоты своей», содержится дополнительное значение – оценка бездуховности как пустоты. Да и все богатства мира сего – это пустота, они не наполняют и скоро исчезнут, исчезнут без следа.

"Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день."

«Веди меня в правде Твоей» – есть ещё и такой перевод.
Образно наше положение можно представить так: слабый, почти слепой и ничего не слышащий человек, почти всё своё время и силы растративший на удовлетворение нужд своего бренного тела, не может найти дорогу домой. По пути к небесам он дойдёт не далее того места, куда его приведёт Бог.

И Давид даёт ещё один «мастер-класс» ревностной молитвы с желанием получить чёткое понимание, что требуется для «пути домой», – для исправления и спасения. Зная, что сам не сможет постичь и понять, Давид просит Господа не только указать и научить, но и склонить к тому волю и устремление.
Такая надежда на Бога спасения переходит в веру и любовь к Нему.

Тот, кто избрал своей целью спасение от Бога и узрел Бога своего спасения, может смело довериться Ему в следовании по пути, ведущему к этой цели. Если Он спасает, то и поведёт к спасению, и приведёт. Нужно только не отворачиваться и не терять Его из вида.

"Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они вечны."

Бог – Он из вечности, и даёт только вечное. Всё прочее, что Он даёт – это желания, необходимые для нашего духовного развития.

"Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!"

Давид осознаёт себя грешником, которого Господь справедливо может и не вспомнить. И поэтому просит прощения своих грехов особым образом, обостряя внимание на полученные от Бога милости, чтобы так же по милости быть оправданным.
В этих стихах звучит исповедание греха, изобличение себя, и одно только желание – чтобы Господь не забыл и не оставил, не лишил своего присутствия.
Божья благость, Его милость, а не какие-то людские заслуги могут приводиться в мольбе о прощении грехов. К этому готовы только осознающие собственную нищету и недостойность, и имеющие упование на  щедрую Божью милость и благодать.

"Благ и праведен Господь, поэтому наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его."

В других переводах вместо «кротких» звучит «смиренных».
В этих строках выражается значение учительного наставления от Господа. Но для потребности в таком наставлении, для его принятия нужно осознать себя грешником, приобрести кротость и смирение.
Не потому ли Христос «пришёл призвать не праведников, но грешников»?

А милость и истина достигают хранящих завет Его и откровения Его, другими словами – устремлённых к Нему, готовых встать на указанный Путь.

"Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение моё, ибо велико оно."

Эта мольба звучит по меньшей мере странно: «Прости согрешение моё, ибо велико оно». И может показаться, что звучит не к месту.
О чём это?
Наверное, совсем не о том, что Великий Бог для «повышения рейтинга» прощает великие грехи, резонансные беззакония и преступления.
Человек, осознавший тяжесть греха, понимает, что не может ничем его искупить и поэтому погибнет, если милость Божья не простит его.
Чем больше самому человеку открывается отвратительность греха, тем более готов человек к тому, чтобы обрести спасение по милости вышней. Чем больше грех, тем больше милость, проявившаяся в Его прощении.
Человек так устроен – только когда увидит себя грешником, только тогда захочет исправиться и подчиниться исправлению.

В этой строке покаяние с просьбой о прощении. Полностью сознавая тяжесть своей вины, Давид взывает о прощении «ради имени Твоего, Господи». Это обращение к качествам Бога, в особенности к Его милости и любви, – как единственному основанию для прощения. Любовь – одно из имён Бога.

"Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю."

Боящийся Господа – значит, ощущающий Его, чувствующий ответственность перед Ним, и дающий Богу отчёт за себя.
В этом – начало общения с Господом, которое ведёт к ощущению Всевышнего, а приводит к праведности – пониманию и оправданию Его действий.

Такого человека ждут:
- верное руководство – Бог указывает ему, какой путь избрать;
- благоденствие – наполнение души светом и смыслом;
- благорасположение – потомство его наследует землю.

Общаясь с Богом, праведник входит в некий «дружеский круг», в котором раскрываются замыслы Творца и пути Его:

"Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им."

«Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?» (Быт. 18:17).
Даниил, «муж желаний», оказался тем, кому Бог раскрыл в видениях грядущее – как на смену языческим царствам придёт последнее Царство Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Иоанну, который «возлежал у груди Иисуса», было дано величественное откровение на Патмосе.

Тот, кто принимает истину, любя её и ощущая её силу, лучше поймёт значение провидения Творца и то, что Он совершает.
Они знают по опыту о благословениях Его и удовольствии общения души с Ним.

"Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои."

Это – тоже выражение ощущения Творца и упования на Него. Ощущение Творца – основа веры. Во всех своих намерениях, в мыслях и рассуждениях мы должны призывать Его, и делать всё возможное для славы Его.
Разум человека сразу же становится обеспокоен, если такое ощущение взаимной связи теряется, ведь это может говорить о том, что Бог по какой-то причине удалился от него.
Таким образом будем жить общением с Богом – не только в действиях поклонения, а в общем образе жизни. Когда очи всегда обращены с верою и упованием на Господа, ты твёрдо знаешь, что Он извлечёт из сети невзгод и опасностей, которые в жизни всегда рядом.

"Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетён."

«Обратись ко мне и помилуй меня, ибо одинок и смирен я» – такой вариант перевода даёт Теилим .
Если Господь обращён к тебе, тогда неважно, кто от тебя отворачивается.
Давид усиливает свою молитву, он отдаёт себя Богу «на рассмотрение» и вновь просит о милости. Он говорит о своём отчаянии, страдании и боли, когда не имеет общения с Господом, источником любви и милости.

"Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои."

Оказываясь «без связи» с Богом, Давид более сокрушён осознанием своих грехов, своего беззакония, которое признаёт великим, и именно это он считает причиной своих бедствий и скорби. И поэтому он просит по милости полного прощения всех грехов.

"Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь."

Просьба к Господу снять скорби с сердца, вызволить из бед, заметить страдание и простить грехи, по-человечески всегда и любому понятна. Когда Давид восклицает: «непорочность и правота да охраняют меня», – он говорит отнюдь не о собственной праведности. «Ибо я на Тебя надеюсь» – он просит Бога проявить Свою праведность, помогая тому, кто во всём положился на Него.
«К Тебе, Господи, возношу душу мою» – именно с этого, единственно верного устремления и начинается псалом.

"Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его."

Ранее уже неоднократно отмечалось, что в духовном смысле «Израиль» – не страна и не народ, это – «идущие прямо к Творцу», исправляющие свои свойства в подобие свойствам, проявленным Всевышним.

В Псалме 29 Давид даст гимн, который завещает петь при открытии Храма. Это душевный порыв, направленный к благоволению и благодати Господа.
В нём прочитаем: «Превратил Ты скорбь мою в танец, развязал вретище моё и препоясал меня весельем».
 Храм – это как раз то «место», в котором свойства народа Божьего сливаются со свойствами Творца, основные из которых – полная отдача и любовь.


Рецензии
Обратить свои очи можно конечно. А возносить свою душу разве сам обративший только очи может? Думается что нет.

Клинкер   26.08.2018 13:22     Заявить о нарушении
По сути, Вы правы. А по форме - поясняю. Давид ведёт речь не о факте, а об устремлении. В этом плане, думается, такое выражение вполне уместно.
С уважением,

Вячеслав Абрамов   26.08.2018 21:49   Заявить о нарушении