Новые вызовы и угрозы стабильности России

УДК 343.3

ББК 67

Александр Иванович БАСТРЫКИН

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор
генерал полковник юстиции

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 (6) 2015
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИИ –
ПРОГНОЗ И МЕРЫ ПО ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

Аннотация. В статье анализируются нормы международного права и их толкование с точки зрения решения вопросов безопасности страны. Рассматривается вопрос о необходимости корректировки положений Конституции Российской Федерации о приоритете международного права над национальным.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации. Следственный комитет Российской Федерации.Международное право. Юрисдикция.

NEW CHALLENGES AND THREATS TO STABILITY IN RUSSIA -FORECAST AND MEASURES TO NEUTRALIZE THEM AND COUNTERACT

Annotation. The article analyzes the norms of international law and their interpretation in terms of addressing issues of national security. The question of the need to adjust the provisions of the Constitution of the Russian Federation on the priority of international law over national law.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation. The Constitutional Court of the Russian Federation. The Investigative Committee of the Russian Federation. International law. Jurisdiction.



В нынешних условиях главный ориентир для Следственного комитета Российской Федерации – как можно теснее связывать работу в области международных отношений с решением вопросов безопасности страны, максимально приблизить её к реальным нуждам и интересам нашего государства и общества.

Именно поэтому Следственный комитет строит свою работу, исходя из необходимости создания обстановки безопасности для наших граждан, пресечения экстремизма, террористических вылазок, других особо опасных преступлений.

И понимая всю угрозу подобных преступлений, Следственным комитетом ужесточается применение уголовно-правовых мер.

Так, в текущем году следственными органами Следственного комитета возбуждено440 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности (+38%). В суд направлено 241 дело, в том числе 7 – по фактам организации экстремистских сообществ и организаций. И по многим таким делам уже состоялись судебные решения.

Например, Свердловским областным судом к 10 годам лишения свободы приговорен организатор экстремистского сообщества «Фольксштурм», причастный к убийству двух и покушении на убийство семи человек.

В апреле и июле 2015 года вынесены суровые приговоры (вплоть до пожизненного лишения свободы) организаторам и участникам экстремистского сообщества «Боевая организация русских националистов», на счету которой десятки особо тяжких преступлений, в том числе убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой (за которое уже ранее осуждены Тихонов и Хасис). Горячеву, Исаеву, Баклагину назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, Волкову в виде 24 лет лишения свободы.

Помимо этого, Следственным комитетом возбуждено более ста уголовных дел о преступлениях террористического характера, в суд направлено 54 таких дела.

Так, приговором Верховного Суда Республики Татарстан к длительным срокам лишения свободы осуждены пять членов ваххабитского экстремистского сообщества («Ат-Такфир Валь-Хиджра»), которые готовили террористический акт путем подрыва железнодорожных путей.

Кроме того, следователями Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с сотрудниками ФСБ России изобличены шесть участников банды, так называемого Хасавюртовского сектора, совершившие теракт около здания МВД России в г. Пятигорске в 2013 году. Приговором суда они осуждены к длительным срокам лишения свободы.

В октябре 2015 г. в суд Ханты-Мансийского автономного округа направлено уголовное дело в отношении двух диверсантов, которые готовили теракты в данном регионе. Обвиняемые – сторонники террористической группировки, именующей себя «Исламским государством» попытались в апреле 2014 года взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой, рядом с мечетью города Пыть-Ях, а затем один из них оказал вооруженное сопротивление полицейскому патрулю и захватил заложников в г. Нижневартовске (в настоящее время один из террористов (Амиралиев) находится на территории Украины, но запрос на выдачу его российской стороне так и остался без ответа).

О том, что террористы так называемого «Исламского государства» всячески пытаются распространить своё влияние в России свидетельствуют также факты задержания сотрудниками ФСБ России 11 октября 2015 года в г. Москве и 16 октября 2015 года в Краснодарском крае группы лиц, которые планировали по инструкции ИГИЛ взорвать объекты общественного транспорта с помощью изъятых у них самодельных взрывных устройств.

При нейтрализации такого рода экстремистских и террористических структур ФСБ России и Следственный комитет действуют максимально решительно и оперативно, сосредотачивая силы на наиболее острых участках.

К сожалению, в настоящее время мир нуждается в защите от агрессивных устремлений некоторых недальновидных политиков.

В августе 2008 года было совершено нападение грузинских вооруженных формирований на Южную Осетию. Следственный комитет по поручению Президента Российской Федерации осуществлял расследование этих трагических событий.

Уже с первых дней агрессии в город Цхинвал выехала группа следователей и криминалистов общей численностью 125 человек, мы незамедлительно приступили к производству конкретных процессуальных действий, которые выполнялись практически в условиях боевых действий.

В ходе расследования признаны потерпевшими более пяти тысяч человек из числа гражданского населения республики и российских военнослужащих, допрошено свыше одной тысячи свидетелей, показания которых подтверждают факты геноцида в отношении национальной группы осетин – граждан Российской Федерации.

В ходе расследования уголовного дела задокументированы многочисленные нарушения грузинской стороной международных договоров о принципах урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, норм международного гуманитарного права и общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

При вторжении грузинские вооруженные формирования целенаправленно обстреливали из тяжелых видов вооружений, в том числе систем залпового огня «Град», медицинские учреждения города Цхинвал, подвалы жилых домов и церквей, в которых укрывались мирные безоружные жители. Зверствовали и вели прицельный огонь по беженцам – женщинам, старикам и детям, пытавшимся покинуть зону боевых действий.

Последствиями вероломного вооруженного вторжения стали убийства 162 мирных жителей Южной Осетии, а также причинения вреда здоровью различной степени тяжести 255 гражданам республики. Разрушено 655 жилых домов, 36 тысяч мирных жителей превратились в беженцев. В результате военной агрессии Грузии погибло 10 военнослужащих российского миротворческого батальона, причинен вред здоровью различной степени тяжести 40 военнослужащим-миротворцам, полностью уничтожена инфраструктура российского миротворческого контингента, чем нанесен значительный имущественный ущерб Российской Федерации. Кроме того, в ходе операции по принуждению Грузии к миру 243 военнослужащим причинен вред здоровью различной степени тяжести, убито 54 военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации на основе собранных в ходе расследования материалов при участии Следственного комитета подготовлена и издана Белая книга преступлений, совершенных грузинской стороной в Южной Осетии в августе 2008 года, раскрывающая мировому сообществу подлинную картину осетинской трагедии и миротворческую роль России в пресечении преступлений против мира и безопасности человечества.

Собранные в ходе расследования доказательства, масштабы вооруженной агрессии, заблаговременная и тщательная военная, политическая и пропагандистская подготовка грузинской стороны дают все основания утверждать, что вторжение в Южную Осетию с целью уничтожения осетинского населения, проживавшего на территории республики, было спланировано и организовано непосредственно тогдашним высшим политическим и военным руководством Грузии.

Уголовно-правовые и международно-правовые перспективы расследованного Следственным комитетом уголовного дела по преступлениям в Южной Осетии играют важнейшую роль в дальнейшей судьбе системы международной безопасности. Ведь речь идет о реализации фундаментального правового принципа неотвратимости наказания, а вместе с ним о самом авторитете международного права.

Материалы уголовного дела соответствуют требованиям международной следственной и судебной практики и переданы прокуратуре Международного уголовного суда.

15 октября 2015 г. прокурор Международного уголовного суда (Фату Бенсуда) обратилась за санкцией Суда на начало официального расследования этих событий. Надеемся на то, что судьи этого суда вынесут объективное и справедливое решение.

Следует отметить, что в июне 2014 г. в структуре Следственного комитета образовано специальное управление для расследования совершенных представителями силовых структур Украины на территории юго-востока Украины тяжких и особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества.

В настоящее время производстве следователей управления находится 56 уголовных дел по фактам многочисленных убийств гражданского населения на территории юго-востока Украины, применения запрещенных средств и методов ведения войны, геноцида национальной группы русскоязычных лиц, проживающих в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, похищения людей, воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов и их убийства, наёмничества и другие.

Вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых бывшего начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (Муженко), бывшего министра обороны Украины (Гелетея) по фактам применения запрещенных средств и методов ведения войны и геноцида русскоязычного населения.

Расследуется также уголовное дело в отношении министра внутренних дел Украины (Авакова) и бывшего губернатора Днепропетровской области (Коломойского) по факту организации ими обстрелов населенных пунктов в Донецке и Луганске с применением тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия, в результате которых погибло более 100 мирных жителей, а свыше 200 лиц получили телесные повреждения различной степени тяжести.

В сентябре 2015 г. возбуждено уголовное дело в отношении действующих Министра обороны Украины (Полторака), командира Сухопутных войск Вооруженных сил Украины (Пушнякова), командующего Национальной гвардией Украины (Балана). Они обвиняются в применении запрещенных средств и методов ведения войны и геноциде. Военнослужащие Вооруженных сил Украины и Национальной гвардии Украины, выполняя их заведомо преступные приказы (в период с 31 мая по 1 сентября 2015 г.) осуществляли прицельные артиллерийские обстрелы из тяжелых видов вооружения объектов гражданской инфраструктуры (не являющихся военными целями) в населенных пунктах Донецкой и Луганской республик.

Одновременно Следственным комитетом расследуются уголовные дела в отношении руководителей и членов националистических организаций («Правый сектор», УНА-УНСО) – Яроша, Мазура, Бобровича, Корчинского и других за совершение публичных призывов к осуществлению террористической и экстремистской деятельности против Российской Федерации, а также участие в боевых действиях против федеральных сил на стороне чеченских сепаратистов в период 1994-1995 гг.

Кроме того, 26 августа 2015 г. Главным следственным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу завершено расследование в отношении двух членов банды УНА-УНСО (Карпюка и Клыха), совершавших нападения и убийства военнослужащих в г. Грозном в 1994-1995 гг. Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд.

Пресечена противоправная деятельность Разумова, который в 2014 г. на территории Украины прошел боевую подготовку в рядах запрещенной в нашей стране экстремистской организации «Правый сектор». После возвращения в Россию он вербовал лиц в ряды указанной экстремистской организации и размещал в социальной сети «Вконтакте» экстремистскую информацию. За совершение указанных преступлений Разумову назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы.

В конце сентября 2015 г. вынесен приговор члену «УНА-УНСО» (Малофееву), признанному виновным в активном участии в вооруженной банде, совершавшей нападения на военнослужащих Вооруженных Сил России в 1994-1995 и 2000 гг. в Чеченской Республике (осужден к 24,5 годам лишения свободы).

Помимо этого, начался судебный процесс по обвинению военнослужащей вооруженных сил Украины Савченко в пособничестве в убийстве российских журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. По данным следствия, именно она, являясь оператором-наводчиком вертолета Ми-24, в июне 2014 г. передала координаты журналистов боевикам, которые из минометного орудия произвели выстрел, в результате чего погибли российские журналисты.

Следственный комитет доведет расследования всех преступлений на юго-востоке Украины до своего логического завершения, чтобы в будущем не допустить, когда мирные граждане, наши соотечественники, дети гибли от рук националистов и военщины.

Чтобы люди знали всю правду об этой страшной братоубийственной войне, развязанной воинствующими националистами Украины, в Следственном комитете Российской Федерации подготовлена основанная на материалах уголовных дел «Белая книга преступлений. Трагедия юго-востока Украины». В ней собраны многочисленные свидетельства, в том числе материалы международных организаций, о военных преступлениях на юго-востоке Украины. Она издана с целью привлечь внимание международного сообщества и ключевых международных правозащитных структур на вопиющие факты насилия в отношении гражданского населения и побудить международное сообщество к более активным действиям по мирному урегулированию на юго-востоке Украины, необходимости неукоснительного и полного выполнения Минских соглашений от 12 февраля текущего года. Речь идет о местных выборах, амнистии и об обеспечении на постоянной основе особого статуса Донбасса, включая конституционную реформу.

В современном мире, идет серьезное сопротивление созданию более справедливого мирового порядка, где новые центры экономического роста (БРИКС, ЕврАзЭс), связующим звеном в которых является Российская Федерация, должны получить больше голосов в управлении мировым хозяйством и глобальными политическими процессами.

И здесь мы упираемся в фундаментальные проблемы, острота которых вызвана современным соотношением норм национального и международного права.

Речь, прежде всего, идет о необходимости корректировки положений Конституции Российской Федерации о приоритете международного права над национальным.

Следует отметить, что Россия твердо и последовательно отстаивает принципы коллективной работы в международных делах. Наша страна осуществляет мирную, устремленную в будущее политику с учетом многополярности мира, направленную на решение актуальных глобальных и региональных проблем, руководствуясь принципами международного права.

Такой подход пользуется всё возрастающей поддержкой в мире, что наглядно подтверждается юбилейной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, посвященной 70-летию со дня её образования.

Но, как мы все наблюдаем, налаживанию подлинного партнерства на международной арене мешает проводимый США и следующими за ними западными государствами курс на сохранение любой ценой доминирования в мировых делах, навязывание своих ценностей, своей воли другим участникам международного общения. А экономическая и политическая ситуация в нашей стране определяется введением незаконных санкций Европейского союза и США против России. Конечно, они, с одной стороны, создают возможности для ускоренного развития целого ряда отраслей промышленности страны, но одновременно и устанавливают ограничения, с которыми нам приходится считаться.

Вместе с тем США и рядом европейских стран постоянно нарушаются основополагающие принципы Устава Организации Объединенных Наций, размашисто применяются двойные стандарты. Для не согласных с такой политикой стран применяется внушительный набор мер – от принуждения до прямого военного вторжения.

И последствия такого вторжения мы наблюдаем в той же Ливии, где, как отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступая 28 сентября 2015 г. на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «... государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции № 1973 Совета Безопасности ООН» (вследствие авиаударов стран западной коалиции по объектам невоенного характера, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения).

Следует также отметить, что США повсеместно практикуют «двойные стандарты» применения международного права и охотно критикуют власти других стран по надуманным предлогам в посягательстве на права человека.

В тоже время в самих США внедрена практика бессрочного содержания заключенных без предъявления им обвинений, применение пыток, экстерриториальное применение американского законодательства, ведущее к нарушениям прав человека в других странах, похищение людей, нарушение прав детей.

Несмотря на призывы России к США наладить нормальное сотрудничество между правоохранительными органами на основе двустороннего Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 1999 г.), американские власти продолжают неприемлемую практику «охоты» за россиянами по всему миру, игнорируя нормы международного права и выкручивая руки другим государствам.

Уверовав во вседозволенность, США доходят до похищений наших граждан. Так произошло с Романом Селезневым, которого американские агенты в июле 2014 года буквально выкрали с Мальдивских островов и насильно перевезли на территорию США, где его продолжают удерживать в заключении в ожидании суда.

Арестованные таким образом россияне испытывают на себе предвзятое отношение со стороны американского «правосудия». Их всячески, в том числе прямыми угрозами, пытаются склонить к признанию своей вины, несмотря на отсутствие веской доказательной базы, а в случае отказа приговаривают к огромным срокам заключения, как случилось с Виктором Бутом и Константином Ярошенко (в настоящее время осужденных в США соответственно к 25 и 20 годам лишения свободы).

Наряду с этим США якобы «глубоко обеспокоены» судебным процессом над украинской военнослужащей Савченко, которая обвиняется в пособничестве в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина.

Следует также отметить, что всё чаще выходит за рамки своей компетенции и посягает на правовой суверенитет нашей страны Европейский Суд по правам человека.

В связи с этим, необходимо исключить из Конституции Российской Федерации положения, по которым нормы международного права составляют неотъемлемую часть правовой системы России.

Данную позицию Следственного комитета поддержал Конституционный Суд нашей страны. Так, в июле текущего года Конституционный суд Российской Федерации признал безусловный приоритет нашей Конституции над Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Необходимо продолжать и расширять практику участия Конституционного Суда в разрешении подобных правовых коллизий. Кроме того, необходимо продолжать работу по совершенствованию Конституции Российской Федерации с тем, чтобы она чётко определяла ценностную иерархию нормативных правовых актов.

И, безусловно, необходимо инициировать принятие закона о Конституционном собрании, которого до сих пор нет.

Помимо положений о приоритете международного права можно было бы скорректировать и ряд других конституционных положений с учетом более чем 20-летнего действия нашей Конституции. Основной закон, как и другие законодательные акты, нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий, как это происходит во всех странах.

Но это все вопросы отдаленной перспективы. В настоящее же время необходимо привести наше законодательство в соответствие с названным решением Конституционного Суда.

В частности, необходимо наделить Конституционный Суд Российской Федерации не только правом, но и обязанностью проверки конституционности готовящихся к подписанию и ратификации и применяемых на территории России договоров и норм международного права, а также того толкования, которое было придано им при разрешении дела международным судебным органом.

В заключение необходимо акцентировать, что зачастую разногласия содержатся не в прямом противоречии норм международного права Конституции Российской Федерации, а именно в том толковании, которое придают международные органы правосудия таким нормам.



1 По материалам выступления в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на научно-практической конференции «Новые вызовы и угрозы стабильности в России – прогноз и меры по их нейтрализации и противодействию» 21 октября 2015 г.


Рецензии