Кто варит варенье в июле... глава вторая

     Вот так и вышла замуж. Муж и вправду  был тихий и молчаливый. Иной раз за весь день парой  слов перекинутся- и то в радость. Не такой, ох, не  такой представляла себе Лидия замужество. Хотелось тепла и ласки, слов сердечных. Нет, на Леву обиды не было, но все как-то безрадостно, словно по обязанности. Общими детьми так и не обзавелись. Не случилось у них тех счастливых минут, когда от взаимной любви сердца бьются в унисон и именно после таких вот мгновений и появляются на  свет желанные крохи. Ее эта сторона жизни не особо удручала. У нее был сын. Муж к пасынку относился хорошо, помогал , ходил в школу на родительские собрания. Как-то Лида, в очередной раз жалея супруга, сказала :
     - Наверное с детками уже опоздали мы, Левушка.
     На что тот, вздохнув, ответил:
     - Деток Господь дает. Значит, не заслужил я...
     И столько в его словах было горечи, что у нее сжалось сердце. Подойдя к мужу, прижалась к спине :
     - Не отчаивайся. У тебя еще будут дети.
     Вопросительно взглянув на жену и, освободившись от ее объятий, молча ушел на кухню.
     "Какая я дрянь ! Зачем успокаиваю мужика, подаю надежду ? Он ведь не дурак, все понимает. Деликатный. Другой бы уже давно нашел мне замену. А этот..."
     А тут вдруг приехал свекор и, пообедав, пригласил сына подышать свежим воздухом.  Вернулся Лева уже один, был задумчив и очень серьезен.
     - А где папа ? Он что, не останется ночевать ?
     - Торопился домой. Дел много.
     Лида промолчала, а муж разговор не поддержал, но с того дня очень изменился. Они и раньше старались на выходные поехать к родителям, а тут Лева среди недели вдруг уехал в поселок, даже не предупредив. А когда спросила, что там случилось, уклончиво ответил, что все в порядке. А в канун Нового года, вернувшись с работы, сказал :
     - Лида, иди сюда. Разговор есть. Ты знаешь, что моя мать еврейка.И вот у нее появилась возможность уехать на историческую родину.
     - А папа? Он ведь русский. Он поедет ?
     - Папа категорически против.
     - И ?
     - У евреев национальность передается по матери. А это означает, что я ...
     - И это означает,что твоя мать настаивает, чтобы ты ехал вместе с ней ?
     - Да, Лида, она на этом настаивает. Ты прости меня, но я уже подал документы на расторжение нашего брака. Детей у нас нет, так что этот процесс не займет много времени. Документы на квартиру я переписал на твое имя.
     - Даже так ?! Ни ты, ни твоя мать , вы...- она задыхалась от обиды,- Как же так можно, тайком,  за моей спиной... А как же любовь ?
     - Да ведь не любишь ты меня, Лида ! Я не слепой, все вижу. Живем без радости, день прошел и ладно. Если я не обниму тебя ночью, тебе сделать то же самое и в голову не придет. Разные мы... Спасибо, что не ссорилась со мной, спасибо, что ничем  и ни в чем не упрекала, но жить так дальше невозможно. Рано или поздно, мы бы все равно расстались, согласись...
     Стряхнув руку мужа с колена, резко поднялась и ушла в комнату сына. Тот уже спал. "Вытянулся как, парубок, скоро в армию призовут, если институт не потянет..."
     Так Лида во второй раз  осталась одна. Лева после развода перебрался к родителям в поселок, а осенью  вместе с матерью уехал в Израиль. Перед отъездом позвонил и, замявшись, попросил приехать на вокзал. Она никуда не поехала, а Денис согласился попрощаться с отчимом. Вернувшись, передал матери конверт. В нем оказалось письмо и... доллары. "Странно, откуда у него такая  валюта ? Ах, да ! Новые родственники постарались. С чего это свекровь расщедрилась ? Откупиться решила ?"
     Отложив деньги в сторону, развернула мелко исписанный лист.
     "Я слишком хорошо знаю тебя, Лида. И уверен,что ты не придешь на вокзал. А потому решил написать тебе несколько слов.Не держи на меня зла, прошу тебя, и постарайся понять. На самом деле я очень люблю тебя, очень, и все, что делал в этот год- это все под напором моей матери. Не обижайся на нее. Она тоже оказалась под сильнейшим прессом своих родственников. Итак, я уезжаю. Об одном тебя прошу : не выходи замуж, я обживусь на новом месте и заберу вас с Денисом к себе. У нас снова будет семья. Я не смогу один, без тебя, Лидочка. Уверен, ты полюбишь меня. Жди мое письмо из Израиля. Целую крепко, твой муж Лева."
     Лида продолжала работать, Денис ушел на год в армию. Провожая сына, слез не скрывала :
     - Один ты у меня, сынок. Возвращайся быстрее, я буду очень по тебе скучать, мальчик мой !
     А еще через неделю, раздался звонок от отца Левы. Тот приглашал в гости.
      - Урожай в этом году хороший, так приезжайте с Денисом.
     А узнав, что тот в армии, с сожалением сказал:
     - Осиротели мы с тобой, дочка. Приезжай одна.
     И она стала навещать свекра. Даже Новый год они встретили вместе. Отец мужа за один только год без сына и жены очень сдал и Лида, каждый раз собираясь ехать к нему, переживала и старалась хоть чем-то порадовать .
     - Вот, скоро останусь на этой улице совсем один. Одни соседи ехали  зимовать  в город к детям, другие продают дом. И вот, вчера, вон ту домину видишь, с голубыми ставнями , за бесценок купил какой-то мужик. Важный, на машине  приехал, все ходил, присматривался.
     - И что ?
     - Купил. Тут же цены аховые. Да, вот такая она, жизнь. Я тебе вот что хочу сказать, Лида. Ты хоть и мало с моим сыном прожила, но душа у тебя славная, к людям с добром. Я вот дом этот и участок Денису отписал, если не возражаешь.
     - Да зачем же ?! У вас свой сын есть. Вдруг у него что не заладится и он вернется.
     - Ну так не к чужим же людям вернется, вы здесь. Да и сына твоего он как родного любит. Нет, дочка, я все правильно рассчитал, не сомневайся,- И. ссутулившись, свекор пошел в дом.
     У Лиды перехватило дыхание от жалости к нему. В холодное время года она забирала его в город, а к весне он возвращался в поселок.
     Уже вовсю бушевало лето. Приехав в очередной раз к свекру, решила оборвать вишню и сварить варенье.
     - Да зачем тебе эти хлопоты ? - шумел тот,- Еще с прошлого года банки в погребе стоят.
     Но Лида его не слышала. Стоя на стремянке и, потянувшись к ветке с крупными ягодами, вдруг екнуло сердце. Из дома напротив вышел высокий статный мужчина с седым ежиком волос на голове.
     - Павел...ну да... Павел...- растерянно пролепетала, невольно прячась за кроной густой  листвы ,- Это что же получается ? Это его дом, с голубыми ставнями который ? И он теперь наш сосед ? -  Мысли в голове опережали одна другую и неслись вслед за машиной, скрывшейся за поворотом. Весь день прошел как в тумане. Воспоминания нахлынули с такой силой, что она даже несколько раз невпопад что-то ответила свекру.
     - Ты часов не заболела ? Иди, полежи, я тут сам управлюсь.
     На следующий день в калитку постучали.
     - Хозяюшка, вижу у вас в этом году вишен много. А я так люблю вишневое варенье. Не поделитесь со мной ? А я заплачу...- смущенно говорил мужчина,- Я ваш сосед, живу в доме напротив.
     - А что же ваша вишня  - не уродилась в этом году ? - бледнея от неожиданности, лепетала Лида.
     - Совсем мало, так, кое-где висят ягоды,- всматриваясь в женщину, стягивавшую с головы легкую косынку, продолжил ,- простите... Лида... Лида, ты что ли ? Ну да, Лида ! Ивантеева ! Вот это встреча! А ты что же, живешь здесь ? А мне сказали, что в доме одинокий мужчина...
     - Тебе правильно сказали. Это мой свекор. Правда, уже бывший.
     Они смотрели друг на друга, а перед глазами у обоих стояла одна и та же картина : лето, дача и таз с вишневым вареньем. А еще пахучая и приторно-сладкая пенка, которую он, Пашка, жадно слизывал с ложки, протянутой Лидой.
     - Я до сих пор помню вкус той пенки,- тихо сказал он.
     - Неужели ?- расхохоталась Лидия,- А я все забыла, представляешь ? - И, сдерживая  слезы, резко сказала,- Нет у нас вишен для продажи ! До свидания !
     Быстро войдя в дом, плюхнулась на диван и залилась слезами.
     - Лида, дочка, что случилось ? Да что с тобой ? Обидел кто? - допытывался старик, неуклюже поглаживая голову рыдающей снохи.
    И тогда она обо всем рассказала. И о Павле, и о своем поспешном и необдуманном браке с алкоголиком, о рождении Дениски, замужестве с Левой...
     - И ты до сих пор его любишь, Павла этого...
     - Наверное уже не люблю, только это ведь он сломал мне всю жизнь.
     - Почему только он ? Твоя вина тоже есть. Надо было во всем признаться Павлу. А ты все решила за вас троих! Вот и получила... А Денис в курсе кто его настоящий отец ?
     Лида замотала головой.
     - Ясно. Надо парню рассказать обо всем, дочка.
     Встретив протестующий взгляд, еще тверже сказал:
     - Надо! Ты не лезь. Я сам поговорю с ним, когда вернется. Батька-то вон, через дорогу живет.
     - У него, поди, свои дети есть.
     - Ставни почти всегда закрыты. Знаю,что во флигеле мужик живет, не из местных. Вот он и наводит на участке порядок, да дом сторожит. Ну, вроде охранника.
    - А хозяйка ? Дети ?
     - Не видел. Один раз жили тут  неделю вроде как родители хозяина. Никаких ребятишек с ними не было.


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии