Связь времен и поколений. Рождение села

    « С чего начинается Родина,
      С картинки в твоем букваре.
      А может она начинается
      С той самой березки,
      Что во поле, под дубом,
      Склоняясь, растет …»



    Бескрайние просторы, сменяющиеся холмами и равнинами, а иногда и редкие дубравы, урочища и множество ручейков и речушек радует глаз и волнует сердце от этой красивой природы бывшего «Дикого поля». И  ты слышишь, как поет высоко над полями в чистом небе жаворонок, и ощущаешь такое блаженство покоя, которое не передается словами. Так мне запомнилась картинка моего далекого детства о малой родине.
 
   У каждого селения есть своя биография, которая интересна как жителям, так и выходцам - землякам, живущим вдали от малой родины. Моей малой родиной является Пензенский край, а именно село Топориха. Расположено оно среди бескрайних холмов лесостепной среднерусской возвышенности европейской части России. А если быть точнее, то по географическим координатам – 53,09 гр. Сев. Широты и 43,14 гр. Вост. долготы и в 15 километрах к северу от  села Поим. Из исторических документов мы знаем, что деревня основана было между 1743 -1746 годами.

 Архивных документов о становлении села нет, кроме тех выше описанных скупых данных. Даже дата возникновения села написана не утвердительно, поэтому можно только на основе событий того времени составить примерную картину происходящего при рождении села.
 
***

  Любое переселение группы людей насильственным образом с одного места на другое всегда сопряжено с трудностями. И особенно, если это происходит с крепостными крестьянами в середине 17 века. Такие трудности испытали и мои земляки при переселении из вотчинного села на новые земли окраины вотчины к северу от Поима.

 Как  известно, деревня основана была между 1743 - 1746 годами. Здесь я выскажу свое мнение о таком длительном периоде освоения новоселами такую причину.

Деревня была самой удаленной  от вотчинного села Поима, и стояла на границе с землями других землевладельцев, что усложняло жизнь селянам.

  Место для проживания было не совсем удачное, селение основалось на открытой местности. Трудности с водой и ограничены возможности обогревать зимой помещения, топили кизяком. Ведь ближайшая лесная деляна была от деревни на расстоянии 3 км и принадлежала она дворянам-помещикам сел Старый и Новый Валовай. Я предполагаю, что крестьяне брали лес на постройку из этого лесного массива. Для этого возможно был уговор между дворянами и управляющим Поимской вотчины.

 Я выяснил, что  иногда землевладельцы при переселении новоселам давали некоторые льготы. Так отец графа Шереметева П. Б. в своих землях, в Борисовской вотчине предоставлял такие льготы новоселам. Как пишет коллектив авторов в книге «История Борисовского края» (Белогородская область)в главе «Борисовская вотчина Шереметевых в первой половине XVIII века», граф Б. П.Шереметев для новоселов устанавливал определенные льготы – освобождение на какое-то время от уплаты налогов, возможно какая-то помощь в обзаведении хозяйством. Он также заставлял вести в вотчине учет жителей, кто платит налоги, а кто освобожден. Более того
он следил за тем, чтобы местные вотчинные власти не обижали новоселов.

Поэтому, я склоняюсь к такой версии, что П. Б. Шереметев, при переселении на новые земли крепостных крестьян своей вотчины по примеру своего отца, предоставлял такие льготы.

  Особенно учитывая такие сложности, как отсутствие  лесных массивов, удаленность от вотчины и от источника воды. Неизвестно, какая помощь  была оказана переселенцам Поимской вотчины. Но для справки я взял цены  из статьи « Цены и зарплаты в Царской России XVII века», опубликованной 4. 09. 2015 г. в новостях СМИ об археологии ( источник - radiovesti ru):

1. Лошадь с телегой стоила 5 рублей, 2. Корова – 2 руб, 3. Овца – 20 копеек, курица – 3 копейки, хлеб 1 кг – 1 коп., шуба из овчины- 40 копеек.

  Переселенцам помогала и их малая родина – Поим. Там остались родственники, и они постоянно получали оттуда подпитку, как духовную, так и материальную.


***

  Еще не успели обжиться на новом месте крепостные крестьяне, так сказать пустить корни, но уже в 1744 году молодой граф Шереметев принял решение о  создании в своей вотчине новых поселений. И вот уже спустя почти 30 лет, крестьяне второго поколения  этих умельцев были вынуждены со скарбом и семьями, по изволению графа, ехать в неизвестные им земли.

 Окраина северо - восточных земель вотчины  являла из себя пустошь, но граф был рачительных хозяином и не мог себе позволить такой беспечности. По его указанию управляющий подобрал места будущих поселений. И уже ранней весной первые новоселы выехали своими обозами на эти места и приступили к обустройству.

 Здесь я позволю себе «небольшую вольность» и постараюсь примерно воссоздать картину происходящих событий. Ведь без этих первоочередных действий не обходится не одно новое поселение. Новоселы в присутствии представителя вотчины провели небольшой сход, где избрали старосту. Поделили целинную землю на наделы по количеству лиц мужского пола. Оставили небольшой запас земли для будущего пополнения и определили общие земли под пастбища и другие общественные нужды. С питьевой водой поначалу было очень плохо. Приходилось привозить воду на подводе в бочках из родников. Источниками воды были ключи под горой со стороны Нового Валовая на расстоянии более одного километра, Они стекали по устью оврага в малую реку Валовай.  На сходе решили в первую очередь выкопать колодец. Сруб для колодца срубили из осины, которой много в лесу за большим оврагом. Колодец копали неделю. Когда добрались до хорошей воды, глубина оказалась около 30 метров. Вода была очень вкусной и обжигала зубы холодом. Она и сейчас такая по вкусовым качествам.

 Каждая семья обустраивалась по своему: кто копал себе копанки – землянки, другие строили срубные полуземлянки, которые обогревались очагами из камней и глины, а некоторые, чтобы успеть распахать целину, обошлись шалашами.

***
   
  Первые жители селения были 65 душ крестьян мужского пола, перевезенные из села Поим. Они были все староверы и относили себя к согласию поповского толка. Говор их был мягким и тянущим с ударением в речи на «о». С момента основания селение входило в состав Агаповской волости Поимской вотчины Верхне - Ломовского уезда Тамбовской провинции Воронежской губернии. Волость образовалась в 1746 году из двух поселений: Агапиха и Топориха. В числе первых новоселов деревни был и мой предок – Иван Кошелев. Именно с него начался официально наш род, подтвержденный историческими документами.

***

    Любое поселение, будь он большим или малым всегда имеет историческое место, с которого и зарождался этот населенный пункт. Такое место есть у моей малой родины. В простонародье оно называется «Курмыш». Я пытался найти обозначения этого слова.

 В начале  XVIII века, через село шла торговая тропа из Н. и  В. Ломова в села Поим и Чембар. Она проходила через села Мокрый Мичкас,Толковка, Пачелма.  А возможно, были караваны купцов и на Большой Буртас  (ныне  село Знаменское Башмаковского района),  в сторону Вада. Может это место, и назвали купцы словом «Курмыш», а название закрепилось за ним. Ведь после подъема в гору со стороны Старого Валовая обозы отдыхали (оставались на ночевку), чтобы с ранней зарей выехать и добраться до места ярмарки в село Поим. Отсюда дорога была ровной по открытой местности без всяких подъемов и спусков. Со свежими силами груженый обоз проходит это расстояние (15 км) за 3- 4 часа.
 
   Значение слова «Курмыщ» трактуется в толковых словарях по- разному. В одном словаре это объясняется как ряд изб, поселок, одна сторона улица, а сараи и пашенка (пашня) находятся особняком. В другом словаре  «Курмыш» это медвежий угол, непочатый край. И последнее, слово происходит от эрзянских народов (финско-угорское) – деревня. Но судя по нахождению этой части села, «курмыш» можно назвать как выступ (угол) открытого видного положения  и расположен углом между двумя отрогами (оврагами).

Именно на этом месте и начинали свое обустройство первые новоселы. Местные жители наверно подтвердят, что еще сохранились на этой окраине селения старинные полуподвалы, сверху обложенные дерном. Ранее это были землянки и полуземлянки, заменявшие первым жителям дома.

***
 
  Границы селения была определены отрогами, они же и были окраиной земель Поимской вотины. Они образовывали почти прямой угол, одна сторона угла (восточная) являла собой границу начала селения, и отрог уходил направлением в сторону села Ушинка, вторая сторона урочища (северная) была вытянутой в направлении  села Нового Валовая и являлась естественной стороной задней части улицы будущего поселения.

 По восточному урочищу и течет речка Валовка в направлении села Ушинки, в последующем через другие малые речушки, она  впадает в реку Ворона. Река Ворона очень чистая в верхнем течении, ей повезло, что в силу разных причин, на ней нет разных фабрик и заводов.


***

 Интересно название села, сначала оно  именовалось село Топорино, но наверно из-за мягкости говора жителей укрепилось название Топориха. Нигде нет данных о причине такого названия села, я выскажу свою версию, может она и ошибочна. Но иногда названия поселений присваивались и по мастерству (промыслу) большинства жителей. Ранее я писал, что князь А. М. Черкасский переселял из нижегородского уезда крестьян в числе прочих и умеющих хорошо работать топором. Об этом подтверждают и документы Поимского музея. Именно это и дало название поселению.
 
***

Деревня быстро разрасталась, и уже по ревизской сказке 1864 года (переписи населения) в ней проживало 839 человек.
Статус села было получено в 1939 году, при образовании Пензенской области, оно стало центром сельсовета Поимского района.

***

Этой работой я подведу итог своим исследованиям  в поисках истины о своем роде и малой родине, на землях которой они проживали.  Надеюсь еще вернуться к этой теме, чтобы рассказать о событиях на селе, происходящих вплоть до наших времен.
P.S. на фото окрестности села, 80-е годы.


Рецензии
Евгений, спасибо Вам! Как глоток свежего воздуха. Буду продолжать читать)

Елена Драгунова-Пашкеева   25.09.2018 10:27     Заявить о нарушении
Алена! Вам спасибо за оценку и большого творческого пути. Евгений.

Евгений Кошелев   25.09.2018 10:29   Заявить о нарушении
Да, хорошая память. Спасибо автору. Ваши Евгений слова: "Деревня быстро разрасталась ...". А теперь деревни "быстро" вымирают. Поэт Н. Мельников написал стихотворение и музыку к нему (в Инт. есть видео) "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве". И я написал на эту тему рассказ "За деревни наши и поля обидно" о том как вымирают деревни в Подмосковье, как запущенные поля "завоевывает" борщевик и все сорняки ...
Спасибо Вам за добрую память о деревне, успехов Вам и всего наилучшего! С уважением,

Пётр Васильевич Качур   10.10.2018 09:52   Заявить о нарушении
И Вам спасибо за оценку! Считал раньше, а теперь еще больше убеждаюсь, что Россия будет сильна,если духовная и экономическая связь с деревней будет укрепляться. Наша сила в этом. С уважением Евгений

Евгений Кошелев   10.10.2018 10:35   Заявить о нарушении
Согласен с Вами полностью!
С уважением,

Пётр Васильевич Качур   10.10.2018 10:53   Заявить о нарушении
Общая боль... Земля плодородная перестала родить, потому что оставлена народом. Раньше крестьяне судились за клочок земли,переселялись на Дальний Восток ради наделов, а сейчас земля никому не нужна. Нигде такого нет.

Елена Драгунова-Пашкеева   10.10.2018 16:19   Заявить о нарушении
Извините, пожалуйста, уважаемая Алена. Просто земля продана (народ предан) государственными чинами и находится у купивших ее, как недвижимость. По закону землю должны пахать (иначе она, как пахотная земля, приходит в негодность),но владельцы не хотят тратиться, а при приближении сроков, переписывают ее на родственников, ..., а земля страдает. После рсформирования колхозов земли распределили между селянами, а потом в добровольно-принудительном порядке, как это у нас обычно бывает, раскупили по-дешевке ... Если дали, к примеру пять гектар, то что может с ними делать обычная семья без техники? Об этом мне рассказывали селяне и очевидцы, а я рассказал в "За деревни наши и поля обидно", и там есть фото полей, заросших борщевиком высотой метра в три, как в джунглях ...
Извините, с увадением,

Пётр Васильевич Качур   10.10.2018 17:07   Заявить о нарушении
Я так думаю, что в тридцатых годах была коллективизация, тогда крестьяне неохотно шли в колхозы. А сейчас стоит власти это организовать, то большая часть крестьянства согласится на коллективное хозяйство. Ведь у него нет ни земли, ни денег а скоро и работать отучатся.

Евгений Кошелев   10.10.2018 17:20   Заявить о нарушении
Совершенно верно! Потому-то и распродали крестьяне - бывшие колхозники - земли, что у них не оказалось ни работы, ни зарплаты, ни техники ... С лопатой на гектары не пойдешь ... И земля оказалась им не нужной, и они ее распродали буквально за 1 гектар - 1 тысячу рублей - "С паршивой овцы хоть шерсти клок". Просто им некуда деваться ... А с коллективизацией многие крестьяне не соглашались потому что у них была земля, были волы или кони, и они могли свою землю обрабатывать и иметь с нее какой-то доход для поддержания жизни семьи, ...

Пётр Васильевич Качур   10.10.2018 17:54   Заявить о нарушении
Я с Вами согласен, Читайте мое первое произведение " Мятеж села Топориха...". С уважением Евгений

Евгений Кошелев   10.10.2018 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.