А. А. Ходж. Библейское учение о Божием провидении

БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О БОЖИЕМ ПРОВИДЕНИИ
Арчибальд Александер Ходж (1878)

Сегодня мы рассмотрим общую доктрину, преподаваемую во вдохновенных Писаниях о провидении, которое Бог осуществляет над миром и его обитателями. Очевидно, что эта доктрина предполагается и может быть понята только в свете того, что было установлено в предыдущей лекции о природе Бога и Его отношении ко вселенной.
Мы увидели, что среди философов преобладают три частичных взгляда на отношение Бога к миру, каждый из которых представляет одну сторону истины, но каждый из них радикально ошибочен, поскольку он является частичным и отрицает дополнительные истины, представленные другими: (1) агностический, утверждающий, что Бог непознаваем; (2) пантеистический или натуралистический, утверждающий, что Бог всегда  присутствует и активен во всех элементах каждого сотворенного существования, будь то духовное или материальное; и (3) деистический, который поддерживает отдельное, внетварное существование Бога и Его действие по Своему усмотрению во всех Его творениях извне.
Элемент истины во всех этих отношениях охватывается и усваивается вместе с остальными в христианском теизме. Бог по существу непознаваем. Мы можем знать только те аспекты Его природы, те отношения или способы Его существования, которые Он решил открыть нам. И в лучшем случае тварное существо может знать лишь то, что ему разрешено знать лишь частично. В то же время Бог по существу есть вездесущий и активный одновременно и в непрерывной преемственности во всех Своих созданиях. Наше зависимое от Него существо существует в Нем, и наши зависимые энергии непрерывно воссоздаются из неисчерпаемого источника Его жизни. Вся природа и вся человеческая история развиваются в непрерывной последовательности благодаря Его руководству, взаимодействию с творением,  присутствию и действию через созданные Им и зависимые от Него существа и вещи. Тем не менее Бог отделен от мира, и Его существование  бесконечно выше и интенсивнее, чем мир.
. Все эти взгляды по существу связаны со всем нашим практическим, повседневным религиозным опытом. Мы все полностью подчиняем Богу наши умы, когда мы благоговейно преклоняемся перед непостижимой тайной Его существа, ибо Он, хотя Его сущность есть свет, в Своих отношениях с нами «сделал тьму Своим тайным местом, а Его чертог вокруг Него - темные воды и густые облака небес» (Пс 18.11 KJV). Мы все инстинктивно узнаем Его присутствие и активность во всех Его созданиях и во всех их изменениях, а также в самых сокровенных и самых спонтанных действиях наших собственных душ. Мы все смотрим на него как на  нашего Отца, говорим с Ним и слышим, как Он говорит нам в Своем Слове и провидении. Он относится к нам как к существам вне Его. Он руководит физической вселенной и сообществами людей как существующими вне Его и превосходит все это. Он контролирует все события Своими внутренними энергиями в соответствии с планом и замыслом, единым и универсальным, сформированным до начала мира. Он сформировал великое моральное правление над Своими разумными созданиями, каковы люди и ангелы, и Он управляет ими согласно Своим объективно существующим мотивам и целям, а также Своим провидением и Словом. Иногда Он ради целей, явно подчиненных Его общему плану и его обычным методам, воздействует на систему вторичных причин извне, творит чудеса или подает Своим разумным детям знамения, таким образом пробуждая их внимание, наставляя их веру и определяя их действия. Он открыл великую цель конец всей системы Своих дел, в которой все вещи во все времена и во всех сферах работают сообща, чтобы дать объективное выражение совершенствам Его природы или, как мы обычно называем это, проявление Его  славы. Во всем нашем религиозном опыте, когда мы работаем, а когда учимся, и когда мы молимся, Бог всегда находится за пределами нас и над нами, перед нами и внутри нас - являясь Источником всей жизни и движения, авторитетом, связывающим всякую совесть, и возвышенным Предметом  всей личной любви и поклонения.
I. Слово "провидение" означает, прежде всего, возможность видеть заранее, а затем осуществлять все, о чем бесконечный Бог заботится и над чем Он властвует, преследую Свои собственные цели, а также Его знание о предназначенных Им инструментах. Порядок мысли в богословии здесь обозначается следующими общими местами: есть Бог и есть Его творение; есть сущность Бога, Его атрибуты и Его Триединая Личность; Бог имеет волю и формирует Свой вечный план (Deus volens), и Бог в последовательности времени исполняет этот плана, который Он сформировал в вечности (Deus agens).
Таким образом, наш термин «провидение» включает в себя всю общую сумму всех действий Бога вне Самого Себя и после сотворения на протяжении всего времени. Бог исполняет Свои указы и планы в делах творения и провидения. Здесь «провидение», очевидно, включает в себя всю сумму Божьей деятельности всех видов в отношении всех ранее созданных Им существ. Это общий термин, который включает в себя все разновидности или особые виды такого Божия действия. Он включает в себя действие каждого способа Его упорядоченного могущества (potestas ordinata) или энергию, осуществляемую в соответствии с заранее установленным и единообразным законом, и Его  potestas libera, или энергию, выдвигаемую независимо от всех установленных последовательностей по особым случаям и определяемую Его личной волей. Все  это включает в себя Его общее или естественное провидение, охватывающее вселенную как единую  систему и действующую через единообразие естественного закона, и Его особое или сверхъестественное провидение, действующее и изменяющее действие вторых причин извне в виде чуда и благодати.
Мы должны ясно осознавать это и твердо придерживаться очевидной истины о том, что мы различаем как естественное и сверхъестественное провидение Бога, например, Его обычное провидение, Его милостивые действия и Его чудесные вмешательства, - ибо все это неотъемлемые части одной гармоничной системы в исполнении одного плана и различные проявления энергии одного Бога. Все они действуют одновременно, посредством одного агента и с выполнением одного плана. Обычное провидение - это постоянный факт, который никогда не прерывается. Благодать всегда предполагает обычное провидение, которое она просто дополняет и совершенствует; и чудо всегда предполагает благодать, которую оно поддерживает и подтверждает. В случае апостольского чуда, когда человек, хромой из чрева матери, исцелялся у ворот храма по молитвам Петра и Павла, все эти три неоднородных способа Божественного действия имели место в одно и то же время и в необходимых частях одной взаимозависимой системы:
1. Существовало обычное провидение Бога, поддерживающее и направляющее нормальное действие тел и душ всех вовлеченных сторон и их физической и моральной среды.
2. В то же время имело место милостивое действие Духа Божия на души апостола и исцеляемого, создавая их соответствующие эффекты в их освященных привязанностях.
3. В то же время, и в полной гармонии с ними, чудесная сила Бога осуществлялась по слову апостолов на человеке, рожденном хромым.
Что касается конечного способа действия Бога через посредство естественных причин, либо в формах обычного провидения, благодати или чуда, то об их соотношении мы ничего не знаем. Важно заметить, однако, что (1) мы, несомненно, знаем так же мало, как и другие.  Тот факт, что мы не можем понять modus operandi Бога в Его делах благодати или чуда, не может быть возражением против признания их реальности человеком, который верит в реальность обычного провидения Бога, не имея возможности объяснить его метод. (2) Мы знаем, что Божьи методы действия, будь то естественные или сверхъестественные, будь то в формах обычного провидения, благодати или чуда, имеют место  одновременно, все они взаимосогласованы, - это все действия одного и того же бесконечного Деятеля и при исполнении одного всеобъемлющего плана.
II. Однако как бы то ни было, если нам совершенно неизвестен конечный метод Божественного действия как в естественных причинах, действующих извне, так и в причинах изнутри, интуитивно понятно априори, что они эти действия должны в каждом случае быть совместимыми с тем, что Бог открыл нам о Своей  сущности. Просто невозможно, чтобы Бог мог отрицать себя или когда-либо в какой-либо форме действовать таким образом, который не соответствовал бы Его собственным совершенствам. Отсюда следует, что:
1. То, что провидение Бога во всех его проявлениях, будь то естественное или сверхъестественное, будь то обычное, милостивое или чудесное, должно быть, так или иначе, исполнением одного единого неделимого плана. Не может быть никаких реальных несоответствий или противоречий между естественным и сверхъестественным или между обычным провидением и благодатью. Бог, будучи вечным и бесконечным в знании и мудрости, видит конец с самого начала. У Него не может быть с ним ни удивления, ни раскаяния, ни смены плана, ни разделения совета. Все, что Он предназначает, должно совершаться с одной целью; все, что Он делает, во всех различных видах деятельности, должно быть исполнением одной цели и поэтому должно составлять одну гармоничную систему.
2. Следовательно, отсюда в равной степени следует, что провидение Бога должно быть универсальным. Его понимание должно включать поэтому каждого агента и . каждое событие без наименьшего разрыва или исключения. Никакое событие никогда не бывает в большей степени провиденциальным, чем любое другое. Есть  очень неразумная и действительно нерелигиозная привычка среди многих истинных христиан -  пропускать незамеченные доказательства присутствия Бога в обычном русле природы и признавать его в связи с каким-то событием, специально связанным с их предполагаемыми интересами, как если бы оно было особенным и необычным. Они легко могут рассказать о каком-то внезапном событии, происшедшем ради избавления их от опасности: "Я думаю, что рискну сказать - это действительно дело провидения". Но сочли бы они также делом провидения, если бы они не были избавлены или погибли? И было бы также провиденциальным, если бы они вообще не подвергались опасности и не нуждались в освобождении?
Великий д-р Уизерспун жил за городом в месте под названием Тускулум, на Рокки-Хилле, в двух милях к северу от Принстона. Однажды к нему прибежал человек, воскликнувший: "Доктор Уизерспун, помогите мне поблагодарить Бога за его чудесное провидение. Моя лошадь убежала, моя коляска была разбита о камни, и вот, я невредим!". Добряк ученый с юмором отнесся к непоследовательной, половинчатой религии этого человека. "Почему нет, - ответил он, - я знаю дело провидения в тысячу раз лучше этого. Я ездил по этой каменистой дороге в Принстон тысячу раз, и моя лошадь никогда не убегала, а мой экипаж не разбивался". Несомненно, провидение избавило этого человека, но оно также хранило и президента колледжа. Бог есть в каждом атоме так же, как и на всей планете. Он пребывает в каждом незаметном вздохе ветра в пустыне так же, как в землетрясении, которое разрушает город, полный людей, и Его бесконечная мудрость и сила одинаково пребывают и в том событии, и в другом.    
Существует различие между естественным провидением Бога, которое является универсальным и обычным, и его сверхъестественным провидением, которое является уникальным и особенным.  Его естественное провидение одинаково во всех вещах и событиях, но Его милость и его сверхъестественное вмешательство пребывают в одном событии, а не в другом, являются в одно время, но не в другое. Поэтому правильно характеризовать Его естественное провидение как общее, а Его благодать или  сверхъестественное провидение как особое. Но важно понимать, что если всерьез иметь в виду общее провидение, связанное  с ходом событий в нашей естественной жизни, то различие между общим и особым провидением является неразумным и нерелигиозным. Все Божье провидение является одновременно и общим, и особым, и оно является одним потому, что является и другим. Оно  общее, потому что оно достигается непрерывным действием одинаково в каждом элементе мира и в каждом событии. Оно является особым по той же причине, потому что, достигая одинаково каждого конкретного события, оно повсеместно распространяется на все детали и на всю их сумму. То, что контролирует каждое звено, контролирует всю цепочку. То, что контролирует движение каждого атома, контролирует весь мир. То, что контролирует мысль и волю каждого человека, контролирует весь ход человеческой истории. Бог не сходит в нашу жизнь сверху, как бы фрагментами.  Его бесконечное существо пребывает вечно в каждом атоме и каждом духе. Он универсален во всем, потому что Он всегда одинаков в каждой вещи.  В каждой песчинке, в каждой капле воды, в каждом цветке, в каждом дуновении ветра, в каждой младенческой душе, в каждой человеческой мысли, воле и поступке, в равномерном течении естественного закона, в великих катастрофах взрывающихся миров или сталкивающихся народов, которых постигает Божий суд, в падении Адама, в даровании закона на Синае, в искуплении человека на Голгофе, в миссии Святого Духа, в воскресении мертвых и в вечном суде - какими бы разнородными ни были агенты и события, несоизмеримые между собой и с их значением для нас, и каким бы ни был способ Божественного действия в них по отдельности, но в них во всех присутствует Иегова с Его абсолютными совершенствами и Его высшей силой. События могут быть бесконечно различны по своему значению, а также по их важности для нас, но по-настоящему религиозный ум находит одинаково во всех вещах, даже наименее значимых и наименее важных, присутствие, верховную власть и благое руководство нашего Небесного Отца.
3. В равной степени самоочевидно и несомненно, что все Божье провидение во всех его частях должно быть выражением его сущностных совершенств, бесконечной мудрости и власти, абсолютной праведности и доброты. Ничто не может быть неожиданностью для Его интеллекта или слишком сложно для его мудрости, или непосильно для Его власти, или несовместимо с Его совершенной праведностью или любовью. Эти существенные атрибуты Великого Правителя в изобилии проявляются во всех Его делах. Вся вселенная и весь ход ее истории, насколько нам известно, демонстрируют бесспорные свидетельства Его безграничного разума и власти и безошибочной праведности и доброжелательности. Об этом свидетельствует весь объем человеческой литературы, философии, мысли ученых и поэтов, а также отдельных преданных религии людей.
Тем не менее, ход провидения с точки зрения человека, не охваченного сверхъестественным откровением, полон аномалий, для него совершенно неразрешимых. Вопрос не в том, указывает ли лик природы и ход провидения на разум, силу, праведность и доброту Бога - это признают все трезвомыслящие люди, но истинный вопрос заключается в том, на что Джон Стюарт Милль указал в своем посмертно опубликованном "Эссе о теизме". Являются ли факты природы и события истории, как мы их, видимо, знаем, совместимыми с верой в то, что Творец и Промыслитель мира равно бесконечен в Своей мудрости и силе и в Своей праведности и доброте? Г-н Милль уверен, что это примирение невозможно в связи с ужасным распространением морального и физического зла. Он уверен, что Бог должен быть ограничен либо Своей мудростью, либо Своей силой, либо Своей благожелательностью, и склонен думать, что Он ограничен во всем, и в целом, с несовершенным стандартом и ограниченными способностями, Он также стремится делать все как может.
 Мы допускаем очевидную несообразность таких фактов и, следовательно, трудность проблемы. Но мы видели Бога, потому что мы видели Христа, и мы научились читать весь ход провидения в свете Креста. С момента Пятидесятницы мы были осуждены за грех и вину, которую мы совершенно не можем отменить или удалить. Мы были убеждены в том, что конечное никогда не может измерить Бесконечное, и что самоуверенные грешники никогда не смогут судить о делах святых. В свете Голгофы у нас есть неопровержимая уверенность в том, что Отец нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа безграничен в мудрости и власти и что Он не может делать ничего плохого. Поэтому, поклоняясь нашему Главе в беспрекословном подчинении Его всевластному праву и с уверенностью в его абсолютном совершенстве, мы восклицаем перед всеми очевидными неясностями: «О глубина богатства,  мудрости и знания Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь (Рим.11.33-36).
III. Не менее важно, что каким бы ни был в конечном счете метод осуществления Богом Его энергии в провидении, он несомненно должен полностью согласовываться с природой творения, в котором действует Бог, и с законами, через которые Он действует.   Невозможно представить, чтобы бесконечно совершенный Творец всего сущего в Своем последующем контроле над  действиями тварей нарушит свойства, которыми Он наделил их, или законы, которые Он наложил на них. Писания повсюду и постоянно принимают само собой разумеющиеся принципы «естественного реализма», которые соответствуют инстинктивным суждениям и устным и письменным языкам всех людей. Материальные и духовные существа являются реальными сущностями. Они имеют реальное, существенное, объективное существование. Хотя они всегда зависят от их Первой причины, они, тем не менее, являются реальными активными агентами и причинами. Бог наделил их все и каждую по отдельности, в соответствии с их видами,  их основными свойствами и способностями действия, которые, насколько нам известно, никогда не меняются и не исчезают. Мы прослеживаем абсолютную непрерывность в действии этих вторичных причин через всю историю мира и человечества. Эти элементы, изначально обладающие неизменными свойствами, действуют и реагируют с неизменной однородностью при тех же условиях; и при изменении условий они действуют по-разному, но всегда в некотором роде равномерно связаны с условиями, в которых они действуют. Поэтому, поскольку общие характеристики или группы вторичных причин, по которым они действуют, по большей степени единообразны от эпохи к эпохе  и изменяются лишь локально и медленно, имеет место единообразие действия, которое приводит к возникновению так называемых «законов природы», которые действуют неизменно и равномерно, если характеристики или группы этих причин остаются неизменными. Очевидно, что мы применяем это только к миру материи и к определенным сферам естественных действий духов. Дух людей в определенных сферах действия сознательно наделен божественной силой, порождающей и направляющей свое действие независимо от внешней среды. Но в сфере чисто естественных причин люди никогда не стремятся достичь своих целей, нарушая «законы природы». Напротив, они стремятся посредством науки к достижению определенного знания этих законов при всех разновидностях состояния вещей, а затем они применяют это знание, изменяя условия, при которых действуют естественные причины, так что сами законы природы, таким образом, могут быть направлены к осуществлению целей людей. Таким образом, пар и электричество в руках людей подчиняются «законам природы» так же явно, как тогда, когда природа остается сама собой, просто одни и те же причины, естественно, приводят к различным эффектам в изменившихся условиях.
Сегодня люди науки, обычно ограничивая свое внимание единообразием действий природы в условиях существующей однородности, рассматривают привычку религиозных людей приписывать их результаты действию личного агента, имеющего личностные цели, и убеждение людей в существовании таких личных агентов и их действий как нечто неразумное и суеверное. И также  с другой стороны, многие неразумные религиозные люди считают точку зрения людей науки по существу нерелигиозной. Но очевидно, что эти противоположные взгляды на ход событий в естественном мире не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Это две одинаково истинные и реальные стороны одной системы вещей. Если даже люди, сравнительно невежественные и бессильные, могут так чудесно заставить силы и законы природы подчиняться своим целям, не нарушая их, почему Бог не может по крайней мере сделать то же самое? Более того, поскольку Божье знание и сила абсолютно безграничны, разве не должно быть так, чтобы вся природа была такой же пластичной в Его воле, как струны и воздух в руках великого музыканта, который достойно выражает с их помощью каждую мысль и страсть своей парящей души? Причина, по которой эта аналогия не всегда безоговорочна для каждого ума, заключается в том, что, когда человек устанавливает условия, чтобы подчинить действия природы своим целям, вы всегда можете проследить его след, увидеть видимые следы его действий, в то время как течение природы протекает с математической точностью физического действия, порой без малейшего следа провидения ad extra. Но не будем забывать, что если человек всегда находится вне своего действия и действует на все элементы извне и последовательно, и лишь отчасти одновременно, Бог одновременно присутствует и действует в каждом конечном элементе. Таким образом, Его импульс не осуществляется вне возможностей самих творений,  Его контроль не является ни частичным, ни последовательным, но одновременно во всей вселенной, тем самым координируя все действия и события и сводя их к исполнению единого замысла.
Есть две крайние тенденции, к которым склонны разные люди, когда они рассматривают ход событий в мире, каждая из которых, очевидно, является ложной, когда исходят только из нее, но когда они соединены вместе, они приводят к истинному отношению, которое должен развивать каждый христианин: взгляд простого натуралиста, в котором сверхъестественное полностью растворяется в естественном и, наоборот, взгляд  пантеиста, в котором естественное полностью растворяется в сверхъестественном. И эти, по-видимому, противоположные крайности практически совпадают, потому что они одинаково исключают личного Бога и всякую свободу человека и поддерживают натуралистический фатализм. Но обе они представляют собой отдельные стороны одной истины. Естественным является неизменный и регулируемый метод, который личный Небесный Отец положил для Своего руководства; сверхъестественное не исключает и не заменяет естественное, но оно является самооткровением Небесного Отца, Который действует через естественный закон, как личный Деятель, который, назначив закон, использует его для достижения Своих духовных целей. Вселенная имеет личностную основу. Законы природы - это методы, предназначенные для личного агента. Настоящие ученые - это сыны Бога, которые не созданы для законов природы, но законы природы созданы для них.
После землетрясения в Чарльстоне многие христианские проповедники пытались навязать своим слушателям библейские уроки этого события, рассматриваемого как Божественное устроение. Ученые при этом презрительно издевались над ними, утверждая, что проповедники должны были ограничиться изложением законов природы и отметить лишь, что они исключительным образом доказываются через такой опыт. Эти люди науки, возможно, состоятельны и полезны в своей узкой специальности, но они, безусловно, являются очень плохими философами. Они были совершенно правы, ограничивая свои собственные исследования научными аспектами явлений, и проповедники имели равное право обратить внимание христианского народа на тот аспект, который представил свет вдохновенного Писания, когда он был брошен на провиденциальные факты.  Мы считаем, однако, что авторитет проповедников здесь ограничивается применением света вдохновенного Писания к текущим фактам. Они не имеют права брать на себя роль пророков, что слишком многие из них склонны делать, и ни один человек, не являющийся предметом особого откровения, не должен осмеливаться объяснять конечную Божественную цель в любом конкретном случае или в ее отношении к человеческой вине. Наш Учитель сказал: «Разве те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме, были грешниками хуже всех людей, живущих в Иерусалиме? Говорю вам, нет: но если вы не покаетесь, все также погибнете" (Лк.13.4-5).
IV. Провидение, известное нам в Писании, истории и нашем религиозном опыте, включает в себя два различных действия Божественной энергии: сохранение и правление.
1. Сохранение - это непрерывное осуществление Божественного всемогущества посредством последовательного устроения пребывания всех существ в их бытии и власти. Это ни в коей мере не смешивает Творца и Хранителя с Его делами и  не делает нереальным отдельное объективное существование и реальную действенность этих тварных элементов как вторичных причин. Но это просто означает, что они по существу и постоянно зависят от существования Бога и первичных причин. Все атомы материи и все созданные духи живут и движутся и имеют все свое бытие и неизменный источник всех своих энергий только в Нем. Если Он захочет убрать Свою поддерживающую силу, вся зависимая от Него вселенная немедленно перейдет в небытие.
2. Правление включает в себя контроль Бога над всеми действиями всех Его созданий любого рода и их направление к выполнению Его единого вечного плана.
(1). У Бога есть один универсальный план, который Он исполняет с непреклонной целью во всех своих делах творения и провидения. Это вытекает прежде всего из того факта, что Он является бесконечным Разумом, действующим от вечности перед всеми мирами, и абсолютно независим каких-либо фактов или внешних сил. Во-вторых, исходя из этого  Писание учит нас о Его суверенитете, вечном предвидении и о том, что Он сделал Свою славу единственной целью всего. И в-третьих, тот же факт, очевидно, проявляется в неявном опыте всех поколений людей и в откровениях современной науки, демонстрирующих абсолютно непрерывную непрерывность мысли и цели Божественного промысла и контроля во всей вселенной во всех ее частях и в течение всех ее последовательных эпох. Конечно, этот общий план, хотя один и неделимый, имеет множество подчиненных систем, последовательных и одновременных, и много разновидностей метода. Для нас, конечно, они кажутся очень разными, и иногда мы ошибаемся, рассматривая их как взаимно несовместимые. Но в то время, будучи  различными, они должны быть поняты только тогда, когда они поняты как многие артикулированные члены одной непревзойденной системы, проходящие через все пространство, все время и все сферы.
Здесь мы видим, что то, что действительно истинно и значимо в знаменитой, но недавней научной доктрине эволюции, на протяжении многих веков было предвосхищено именно августинианским богословием.  Независимо от того, что в конечном итоге может оказаться фактом в отношении генетического развития  посредством последовательных естественных рождений, все должны объединиться в осознании того факта, что Вселенная во всех ее сферах и во всей ее истории является непрерывной логической эволюцией к одной цели, через энергии одной непогрешимой и неисчерпаемой Воли.
(2). Бог действенно управляет всеми Своими созданиями и всеми их действиями методом, который нам непостижим, но, безусловно, соответствует Его совершенствам и их свойствам и законам. Это правление раскрыто в Писании и в нашем опыте, как являющееся универсальным, безусловно действенным, святым, доброжелательным и мудрым.
а) В материи Бог управляет всеми вещами, по-видимому, распределением и группровкой материальных частиц под большими категориями времени, места, количества и качества. Эта процедура оставляет свойства и законы материи полностью неизменными, и она делает вездесущего, всезнающего и всемогущего Бога Господом всех.
b) Провидение Бога над Его разумными созданиями состоит из трех элементов: во-первых, Его работа во всей сфере их окружения, представление им внешних мотивов и влияний, формирование характера и стимулирование к действию. Во-вторых, Он работает в их телах и душах через естественные законы их организаций, через весь процесс их роста. И, в-третьих, его имманентная работа совершается в их воле, благодаря которой Его правящая энергия сливается с их собственной спонтанностью, и Он "обращает сердца людей, как поворачивает воды реки", и "производит в нас хотение и действие по Своему благоволению". 
Искупленный христианин есть Божье дитя в доме Отца. Все красоты, тайны и богатства принадлежат нашему Отцу и отделены для нашего использования. Все, что бы ни происходило, даже темное и загадочное, является выражением воли нашего Отца и мудро создано для того, чтобы способствовать нашему благополучию в настоящем и несомненно обеспечить его в дивной будущей жизни. Слово «случайность » выражает просто отношение. Мы считаем что-то «случайным», когда причины, которые его производят, настолько сложны или настолько необычны, что не могут быть рационально понятыми. Следовательно, что касается Бога, нет такой вещи, как случайность. Насколько нам известно, все события, которые лежат вне досягаемости научного прогноза, попадают в категорию случайностей. Но по вере мы объемлем бесконечно мудрую волю Бога и принимаем все события как прекрасную волю нашего Небесного Отца. Творение и провидение рассматривается как подготовительная работа, которая завершается искуплением. Мы видим все средства в свете славного конца. Бог пребывает в каждом опыте, делая «известным нам тайну Его воли, по Его благоволению, которое Он замыслил в Себе, чтобы в устроении полноты времени он мог собрать все во Христе, земное и небесное, и в Нем также мы получили наследство, будучи предопределенным в соответствии с целью Того, Кто совершает все работает по Совету своей воли" - чтобы мы, которые сначала уповали на Христа, восхвалили Его славу.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии