Персик дороже дружбы?

       Для истинных книголюбов сегодня настало хорошее время. Книги вдруг стали не нужны людям. Поэтому их можно купить очень дешево на сайте бесплатных объявлений, целые библиотеки.
     От  книг граждане избавляются в массовом порядке. Самые решительные, понимающие, что возиться с такой продажей через сайт - себе в убыток, просто выбрасывают их или обрывают  картонные корки и сдают свои книги в макулатуру. Тоже, кстати, совсем не дорого. Картонные корки – чуть дороже самих книг.
     Есть, однако, люди, для которых выбрасывать книги в мусорку или сдавать в макулатуру - то же самое, что и сжигать их. Читали они Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту», знают.  Не могут они этого сделать, но для книг дома места уже нет. Что же тогда делать с книгами?
  В одном городе я видел в парке общедоступный общественный шкаф: желающие приносят свои книги и оставляют там. Кому интересно-берут почитать.
 И ещё я  читал о таком опыте- «Книга на скамейке»: кому не нужна книга-оставляет её на скамейке. Может, кто подберёт и прочтёт, а потом снова оставит. Проследить, насколько успешен такой подход, сами понимаете, сложно.
   В соцсетях, в частности  «В контакте», есть  рубрика по обмену. И по-моему –это самое успешное решение.  Не только для книг. Для разных вещей, неплохих, но ненужных, выбросить которые рука не поднимается. Самая ходовая валюта- куриная тушка или шоколадка.
    Но вернёмся к книгам. Книги, даже хорошие, целой куриной тушки в наше время не стоят(!?).
  Я выбрал книгу «Москва: место встречи» - сборник воспоминаний известных современных авторов - Л. Улицкой, Дм.  Быкова, д. Глуховского, А. Макаревича и т.д. Обменивалась книга на персик. Цена подходящая!
Встретился с девушкой, предложившей обмен, и отдал ей специально выбранный и купленный на рынке персик.
   Книга оказалась совсем новой и кажется ни разу не прочитанной: с хорошим переплётом, глянцевыми корочками, напечатанной на хорошей бумаге  и с цветными  иллюстрациями. Такие хорошие книги мне попадались только в детстве в советские времена. Потом во времена перестройки книг стало много, но на дешёвой серой бумаге и с мягкими корочками. А эта напомнила детство, как книга из маминой библиотеки. Маленьким, я перелистывал такие книги, в основном это были собрания сочинений, в поисках попадавшихся изредка вклеек цветных картинок.  Смотреть картинки всегда интереснее, чем читать короткие, а тем более длинные аннотации к произведениям.
  Однако, самое интересное открытие ждало меня позже, дома. Под обложками  книги я обнаружил стикеры - листочки с клеевой полоской на которой одногруппники поздравляли некую девушку с днём рождения. Они подарили ей именно эту книгу с пожеланиями, чтобы она полюбила Москву как свой родной город и конечно, в память о них, своих одногруппниках. Листочков было десять. Именинница – одиннадцатая. И не вникая в содержание пожеланий, было ясно, что это группа с факультета иностранных языков. Такие группы больше не бывают, т.к. десять человек - оптимальное количество учащихся для изучения иностранного языка. И только один парень, остальные – девочки. Тоже очень характерно для факультетов иностранного языка.
  Поздравляли с «хеппи бёздей», желали оставаться такой же красивой и женственной,  называли «Мышкой»  или «Мышонком».
   У меня самого есть такие книги на день рождения от сокурсниц. Мы дарили книги на английском языке. У меня хранится «Над пропастью во ржи» Р. Сэлинджера и Сборник рассказов английских писателей-романтиков ХIХ века. Я так и не прочёл их на языке оригинала.  Но всегда открываю с лёгкой грустью и волнением, читаю написанные на обложках поздравления и пожелания от наших девчонок, вспоминаю их.
 Видимо эта девушка заканчивает вуз и избавляется от накопившегося барахла! Но как можно, такую книгу обменять на персик?! Молоденькой девушке! В молодости всё в мире ещё в новинку и свежо.  Именно молодости свойственна чувственность  и открытость.
    В фильме А. Тарковского «Сталкер» есть замечательные слова, вложенные в уста главного героя о молодости и старости: «Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия».
К старости чувства человека тускнеют. Не зря время жизни человека сравнивают с временами года. Но эта девушка… она, что, уже старик в душе? Сухая, жёсткая и черствая? Разве так бывает?
  Наверное бывает.  Вспомнились  стихи замечательного русского поэта Владимира Соколова:
«…………………….
Мне интересен человек,
Не понимающий стихов,
Не понимающий, что снег
Дороже замши и мехов.
И тем, что — жизнью обделён!
Живёт, лишь гривной дорожа,
Мне ближе и больнее он,
Чем ты, притвора и ханжа.
Да и пишу я, может быть,
Затем лишь, Бог меня прости, —
Чтоб эту стенку прошибить,
Чтоб эту душу потрясти».
   И всё же не верится. Ищу оправдания этому обмену.
      Может быть,  у бедной девочки совсем нет денег?  Бывает так, что родители не в состоянии помогать детям студентам. Нет, глупо. Такое объяснение чем-то напоминает  совет Марии-Антуанетты, который она дала в ответ на сообщение  о том, что у крестьян нет хлеба: «Пусть едят пирожные». Персик и хлеб. Несовместимо.
   А может она потеряла эту книгу? А кто-то нашёл и обменял на персик?
И  даже стикеры с пожеланиями не убрал? Маловероятно.
Тогда почему?
    Она обижалась на то, что её в группе называли «мышонком»?  Не самое плохое прозвище и потом, если бы оно ей не нравилось, то наверняка одногруппницы не обращались бы к ней так  со своими добрыми пожеланиями.
  Совсем уже дикое предложение - по идейным соображениям. Она – активный член общественного движения «Православная молодежь» или какого-нибудь другого движения и придерживается таких национально-патриотических взглядов, что не желает держать дома либеральных авторов-хулителей правительства и президента- Д. Быкова, А. Макаревича, Л. Улицкой …
  Зная об этом, опять же, не стали бы однокурсницы дарить ей такую книгу.
  Самый вероятный ответ, разъяснение этого поступка я, как будто, не замечаю, гоню от себя прочь.  У меня сохранился  её телефон, и я мог бы просто позвонить и поинтересоваться,  зачем она сделала это, чтобы удостовериться в своём страшном подозрении. Или не спрашивать, а корректно так  сказать, что она забыла в книге поздравления от своих однокурсников и я мог бы их ей передать… А она вдруг скажет: «Ну что Вы, не стоит беспокоиться. Выбросите эти бумажки».
Поэтому я не делаю этого. И вообще, меня не касаются отношения какой-то незнакомой девушки с бывшими однокурсницами. Но почему это так беспокоит меня и «не выходит из головы»?


Рецензии
Грустно, конечно... Жизнь штука сложная. Если все принимать близко к сердцу - сердце не выдержит. Владимир, Вы очень нужны своим близким, друзьям, коллегам.
Жизнь еще преподаст урок незнакомке.
На новоселье я пригласил друга. Он преподнес в подарок соковыжималку со словами:"Ее подарил на свадьбу сына родственник. Молодым такая не нужна. Они хотели вернуть ее в магазин, чтобы получить деньги, но прошло более двух недель и назад соковыжималку не приняли. Дарю! Ей не пользовались!" Я принял "подарок". Больше друга в дом не приглашал.
С уважением, В.Д.

Владимир Дементьев 3   18.09.2022 23:13     Заявить о нарушении