Ю. М. ПЭН - яркая фигура еврейского ренессанса

Пэн Юрий «Автопортрет с музой и Смертью». 1934г.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Пэн Юрий ( Иегуда) Моисеевич (1854–1937), художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» первой трети 20-го века.
Он родился в бедной еврейской многодетной семье в небольшом местечке Ковенской губернии (одна из северо-западных губерний Российской империи. Центр — город Ковно), Ново-Александровске 24 мая (5 июня) 1854 г.
Мальчик рано осиротел - ему было всего четыре года, когда умер отец. Мать определила Иегуду в хедер, и учителя обратили внимание на способности мальчика к рисованию. Этому занятию он с увлечением отдает все свободное время: украшает буквицы в книгах, трещотки для Пурима и т. п.

Наряду с этим юный художник рисует портреты жителей местечка.
В семье увлечение Иегуды, не встречает одобрения и поддержки, но, о способном мальчике узнает дальний родственник Пэнов – маляр, и в конце 1867 года Иегуда отправляется в Двинск учиться на маляра.
Его учитель-маляр, посмотрев картины Иегуды по-дружески посоветовал ему: "Брось ты это занятие, все художники - пьяницы, голодранцы, они умирают от чахотки или сходят с ума".
В Двинске Иегуда Пэн знакомится с семейством Пумпянских, чей дом был своеобразным центром культурной жизни города.
Студент Петербургской Академии Художеств Борух Гиршович, гостивший в усадьбе Пумпянских, уговаривает юношу продолжить образование в Петербургской Академии Художеств. Иегуда одолевают сомненья - он религиозен, носит еврейскую одежду, почти не говорит по-русски.
Проучившись два года в Академии, Иегуда Пэн перебирается в Ригу, где знакомится с бароном Н. Н. Корфом, который приглашает художника на работу в имение недалеко от Витебска.
Здесь у барона бывают известные художники, живущие неподалеку – И. Репин, Ю. Клевер и другие.
Вскоре их стараниями и стараниями витебских друзей художника и их влиятельных покровителей в Витебске открывается первая частная еврейская художественная школа под руководством Иегуды Пэна, которая просуществовала до 1918 года.
Среди учеников Пэна в разное время были Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий и Марк Шагал, но только Иегуда Пэн посвятил свое творчество изображению еврейской жизни. Его дом до самой всегда манил к себе молодых художников и всех тех, кто интересовался искусством.
В конце XIX века Витебск был «провинциальной культурной столицей» губернии. В городе регулярно гастролировали театральные труппы, давались концерты знаменитых музыкантов.
Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи и подавляющее большинство учеников Пэна – тоже были евреями. Ученики часто не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях. Пэн предоставлял ученикам больший простор для творчества.
Особенно впечатляющи картины-портреты (точнее — портреты в интерьере) Пэна, в которых он воплотил в привычной для них среде определенные человеческие типы.

Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными картинами.
Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского» XVII века (Рембрандт был кумиром всей жизни Ю.М. Пэна).
Центральное место в наследии витебского мастера занимала портретная живопись. Портреты, написанные в “рембрандтовской” манере, выделяются своей выразительной и драматичной светотенью.

Пэновские “старики” и “старухи” вполне могли быть и реальными жителями Витебска. Искусство Пэна, как и искусство Рембрандта, отличает жизненность образов. В его картинах сочетается глубина психологической характеристики с исключительным мастерством живописи.

Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних, типа «Сапожник-комсомолец». Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные М.Шагалом и К.С.Малевичем в период «Уновиса» (1919–1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище.
Выйдя на пенсию, Пэн был удостоен в 1925 году (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника».
Он продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934). Вечером 28 февраля (или в ночь с 1 на 2 марта) 1937 года Пэн был убит у себя дома в Витебске. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены.
После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сейчас работы Пэна хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Похоронен Ю.М. Пэн на Старосеменовском кладбище.
Скульптор Александр Гвоздиков трижды (!) делал ему надгробие. Трижды – потому что воровали. «Сначала был бронзовый бюст, – рассказывает скульптор, – потом из алюминия, а теперь из бетона. Приходят, царапают, видят, что не металл и оставляют в покое».


Рецензии