Ёлочка

"Мы созданы из вещества того же,
 Что наши сны. И сном окружена
 Вся наша маленькая жизнь".
                В. Шекспир
 
"В то время, когда человек проходит через хаос,
единственное, на чём он может держаться, - это
на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться".
           "Книга перемен".
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                Ё Л О Ч К А
 
 
 
 
                СНОВИДЕНИЯ С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ.
               
                Детская пьеса на взрослую тему
 
 
 
 
 
 
 
 
                1998 год   Январь



Пролог
Осенний лес. Мальчик и девочка гуляют по лесу. Девочка находит еловую шишку, а мальчик выкапывает ямку, и они бросают туда шишку. Закапывают и поливают. Потом снова отправляются гулять.



Сцена 1
Квартира Человека.
Он собирается завтра ехать за ёлкой. Сидит и точит топор. Сын наблюдает за  папой.
отцом.Мама с дочкой укладывают сумку.
Человек. Верёвку положи.
Мама. Хорошо.
Сын. Пап, а ты далеко поедешь?
Человек. Километров сорок –пятьдесят.
Сын. А можно мне с тобой?
Человек. Нечего тебе там делать. Срублю и обратно. Никаких
развлечений.
Сын. А я тебе, помогу.
Человек. Чего ты мне поможешь?
Сын. Рубить.
Человек. У меня только один топор.
Сын. Ну тогда связывать и тащить.
Человек. Сам справлюсь.
Сын. Ну, па-а!
Человек. Иди, иди. Вон у тебя игры –сиди играй.
Сын. Надоело!
Человек. Ну, видик посмотри.
Сын. Я уже всё видел.
Человек. Оля! Возьми его, поиграйте вместе.
Сын. Не хочу я с ней играть. Она только в куклы умеет.
Дочь. Очень ты мне нужен./Показывает язык./
Мама. Оля! Как ты себя ведёшь?
Дочь. Он сам начал.
Мама. И к чему эта затея? Не пойму.
Человек. Хочется.
Мама. Природа нам этого не простит.
Человек. Ну, началось! Начиталась барахла всякого.
Мама. И когда только мы опомнимся? Когда всемирный Чернобыль
будет? Да?
Человек. Никогда! Каждый делает, что  хочет.
Мама. Но я – чувствую.
Человек. Чувствуй... Чувствуй себе на здоровье, а других не учи.
Вот уже где твои проповеди. Носки тёплые положила?
Мама. Положила.
Человек. Вот и молодец. Свободна. Все свободны. Завтра мне рано
вставать!
Все уходят. Человек укладывается на диван и засыпает.

Сцена 2
И снится Человеку сон. Поляна в лесу. Пеньки, банки, бутылки.
Появляются Белочка, Зайчик и Мышка. Они поют грустную песню.
Мы уже три дня не ели,
Еле лапами гребём.
Неужели в самом деле
Мы от голода умрём?
Белочка. Кажется чем-то вкусненьким пахнет.
Зайчик. Это тебе от голода кажется.
Мышка. Давайте поищем, может быть здесь найдём покушать.
Расходятся по поляне.
Белочка. Нашла! Нашла!
Все сбегаются к Белочке.
Зайчик. Где? Что?
Мышка. Только, чур, поровну!
Белочка. Вот!
Мышка. Чего–либо не вижу.
Зайчик. Где?
Белочка. Нету. Показалось. Чего–либо мы сами не найдём. Надо
Лесовика попросить, он нас и накормит.
Зайчик. Какого Лесовика?
Мышка. Чего ты придумываешь, Белочка?
Белочка. Чего–либо я не придумываю. Мне бабушка рассказывала, что
Лесовик всегда зверюшкам помогает.
Зайчик. Мне тоже рассказывали. Только всё это сказки.
Каких–либо Лесовиков не существует.
Мышка. Первый раз слышу. Что за Лесовик?
Белочка. Лесовик похож на человека...
Зайчик. От человека чего-либо хорошего не жди.
Белочка. Он не человек, он только похож на человека. А по
делам – совсем другой. За деревьями ухаживает, зверюшек
защищает. И зовут его – Деде Лесовик. Нрава он весёлого,
шутить любит.
Мышка. Дошутился –третий день без еды.
Зайчик. От таких шуток и лапы протянуть можно.
Белочка. А чтобы позвать лесовика, нужно кричать: "Ау! Ау! Ауме!"
Зайчик. Так давайте покричим. Очень кушать хочется.
Мышка. Давайте, авось поможет.
Кричат хором. Ау! А-у! Ауме!
Тишина.
Зайчик. Не отвечает. Говорил тебе – нет каких-либо лесовиков.
Мышка. Давайте ещё поищем. Пока с голода не умерли.
Белочка. Давайте.
Расходятся по поляне. Зайчик что-то находит, но друзей не
зовёт. Пробует взять сам. И попадает в капкан.
Зайчик. Ой! Ай! А-я-я-яй! Спасите! Помогите! Белочка! Мышка!
Белочка и Мышка подбегают к нему.
Белочка. Ой, что это?
Мышка. Железяка какая-то.
Зайчик. Больно.
Белочка. Давай лапу./Тянет Зайчика./ Мышка, помогай!
/Тянут вместе /
Зайчик. Ой-ой-ой! Лапу оторвёте!
Белочка. Что же делать?
Мышка. Надо Ёлочку звать, только она помочь может.
Белочка. Да, наверно придётся. Я побегу за Елочкой, а ты, Мышка,
побудь здесь с Зайчиком.
Мышка. Только не говори ей, что мы три дня не ели, а то расстроится.
Она у нас  нежная.
Белочка. Хорошо! Я скоро! /Убегает./
Мышка. Больно?
Зайчик. Угу. А может, не надо было Елочку звать?
Мышка. Рано или поздно она бы так и так узнала.
Зайчик. Она ведь думает, что в лесу всё в порядке. У неё в чаще пока
плохого чего–либо не слышно и не видно. А тут вон что
творится. Сейчас прибежит и будет нас ругать, что ей не
сказали.
Мышка. Семь бед – один ответ.
Зайчик. А ну как Лиса прибежит?
Мышка. Только этого не хватало. Ой! Лиса! /Убегает./








Сцена 3
                Появляется Лиса.
Лиса. Ты что это, косой, не здороваешься?
Зайчик. Здравствуй, Лиса.
Лиса. Ты что, косой, совсем очумел? Какая я тебе "лиса"?
Я для тебя – ваше превосходительство!
Зайчик. Здравствуйте, ваше прихвост-водительство.
Лиса. А ну-ка, подойди сюда.
Зайчик. Мне и здесь хорошо.
Лиса. Что?! Ты! Мне? грубить?! Да я тебя... А-а! Да ты в капкан попался!
Ха-хаха! Ну, зайчишка, прощайся с жизнью. Давненько я
зайчатинки не кушала.
Появляется Лесовик. Он наступает Лисе на хвост.
Лиса. Что такое?
Лесовик. Ха-ха-ха! Патрикеевна! Ты ли это? Давненько мы с тобой
не видались! Ты почто Зайчика обижаешь?
Лиса. Ах, это ты, Лесовик.
Зайчик. Лесовик?!
Лиса. И ничего я его не обижаю. Пошутила я. /Зайчику./ Пошутила я,
Зайчик, пошутила. Ах, бедненький, в капканчик угодил,
несчастный.
Зайчик. Деде Лесовик, помоги мне! Спаси, деде Лесовик!
Лесовик. Потерпи, Зайчик, потерпи, маленький!
/Колдует./ Лист дубовый, лист ольховый,
Силу дай мне испытать!
Буду шишечкой еловой
Всё железо истреблять.
Помоги мне, мать-дубрава,
Помоги, еловый лес!
Пусть исчезнет вся отрава,
Встанут стены до небес.
ЗАЙЧИК вынимает лапу из капкана.
Зайчик. Спасибо тебе, деде Лесовик. Ой, смотрите, –капкан в пыль
рассыпался.
Лесовик. Это Матушка Ржа его порушила.
Лиса. Здорово это у тебя получилось! Ах, как мы по тебе соскучились!
Без тебя в лесу совсем порядка, не стало. Человек сюда так и
ходит, так и ходит.
Зайчик. Врёт она всё! Каким-то "прихвостводительством" себя
называет. Она сама с человеком снюхалась. Сама ему весь лес
продала.
Лиса. Фи! Что за выражения!
Лесовик. Это правда?! Ну, Лиса, берегись.
Лиса. Наговоры, наговоры. Ни причём я здесь, ни причём!
Белочка/вбегая./ Беда, беда! Ой! Кто это?
Зайчик. Деде Лесовик. Ты же сама про него рассказывала.
Лесовик. Вы позвали, вот я и пришёл. Ну, что случилось?
Белочка. Беда! Ёлочка пропала!
Мышка/вбегая./ Человек, человек идёт! Нашу Ёлочку несёт!
Лесовик. Час от часу не легче. Да что вы так его боитесь, будто
не у себя дома?
Мышка. Это раньше был наш дом, а теперь...
Белочка. Человек всё испортил.
Зайчик. Помоги нам, деде Лесовик, спаси нас от Человека.
Лесовик. А ну-ка, бегите все в чащу, я сам с ним поговорю!
Звери разбегаются.
Лесовик. А ты, Лиса, погоди. Стой здесь и ни с места. Поняла?
Я шутить люблю, но сейчас – не до шуток.
Лиса. Поняла, Лесовик, всё поняла.


Сцена 4
На поляне появляется Человек. Оставляет Ёлочку. Присаживается
отдохнуть. Достаёт бутылку, стакан... Вдруг начинается непонятное.
Раздаётся хохот, разные звериные голоса. Человека начинает бросать
из стороны в сторону. Через некоторое время всё стихает.
 
Человек. Что это было? /Оглядывается./ Ураган или смерч?
Лесовик. Смерть, смерть!
Человек. Эй, мужик, ты чего там прячешься? А ну, выходи. Ты кто такой?
Лесовик. Это ты – кто такой? И пошто в мой Лес пожаловал?
Человек. Ты – лесник, что ли?
Лесовик. Лесовик я – хозяин этого леса.
Человек. Что-то раньше я тебя не встречал.
Лесовик. Не встречал! Потому что позабыл, что Лесовики существуют.
Человек. А они что, правда существуют?
Лесовик, Существуют, существуют, если о них вспоминать.
Вот зверюшки меня вспомнили – я и существую.
Человек. И чего тебе, Лесовик, от меня надо?
Лесовик. Надо, чтобы ты в лесу не безобразничал и хозяина почитал.
Человек. Тебя, что ли?
Лесовик. Меня!
Человек. Ладно, договорились. Сколько с меня за ёлочку?
Лесовик. За Ёлочку? Внучку мою любимую? Жизнью своей ответишь!
Человек. Дороговато.
Лесовик. Дороговато? А ты посмотри, во что ты мой Лес превратил!
Деревья порублены, кругом мусор валяется. Не Лес, а свалка!
Зверьё с голода помирает.
Человек. Это не я!
Лесовик. Не я! Ты! Ты за всё ответишь!
Человек. Почему это я за других отвечать должен?
Лесовик. Потому что Время пришло!
Человек. Нет, я не согласен./Хочет встать с пенька, но не может./
Что такое?! /Хочет встать с пенька, но не может./
Лесовик. Сидеть тебе на этом пне до скончания века. /Лисе./
А ну-ка, Лиса, развяжи Ёлочку.
Ёлочка. Здравствуй, Деде Лесовик, пропала я, Деде Лесовик, срубил
меня злой человек. Недолго мне жить осталось.
Лесовик. Здравствуй, внучка моя дорогая. Хочу помочь тебе, да не могу.
Злой топор срубил тебя./Человек./ И не понимает он, какое зло
натворил.
Человек/Лисе/. Слушай, Патрикеевна, ты что же? Специально мне эту
Ёлочку сосватала? Мне бы любая сгодилась, а ты мне любимую
внучку Лесовика?
Лиса. Тише, тише, чего ты раскричался. Ты же сам хотел самую
лучшую – вот я тебе и присоветовала.
Елочка. Что же теперь делать, Деде Лесовик? Жить мне осталось.
недолго. Помоги, Деде Лесовик!
Лесовик. Зло победить только Добром можно. И надежду на добро
оставлять когда-либо не нужно.
. (Человеку) Знаешь ли ты, Человек, сколько времени Природе нужно, чтобы вырастить такую Ёлочку?
Человек. Ну лет семь, восемь…
Лесовик. Десять! Десять лет Природа лелеяла её, а ты пришёл и враз
    срубил её. Попользуешься недельку, да выкинешь.
Человек. Так праздник же…
Лесовик. Вот именно – праздник! Все вы праздные стали, а работать
   не хотите. Сотни лет Природа создавала те богатства, которые вы
   за один год уничтожаете. Посчитай – сколько времени у вас
   осталось, чтобы все богатства истребить и самим погибнуть.
Человек. Наверно, не долго.  Однако, на наш век хватит.
Лесовик. А дети, а внуки ваши чем пользоваться будут?
Человек. Я об этом не думал.
 Лесовик (всем).Слушайте меня!
 
Отпущу я тебя, Человек, домой. Знаю, семья у тебя есть. Ждут
они тебя. И ёлочку с тобой отпущу. Жить ей осталось три дня
и три ночи. Коли найдётся за это время в твоей семье человек
с добрым сердцем, которое пожалеет Ёлочку, то и Ёлочка, и ты,
и они, - все живы будете. А нет - так через три дня нападёт на вас
болезнь неизлечимая и изведёт всю вашу семью под корень.
Так же, как срубил ты Елочку. И умрёте вы все вместе с Ёлочкой.
И винить вам в этой смерти некого будет, кроме самих себя.
Идите!
 
Человек с Ёлочкой уходят.
 
Лесовик. А ты, Лиса, погоди! За предательство твоё я тебя не
помилую. Превращу я тебя в ореховый куст. Будешь ты зверей
лесных орешками кормить. Будут они орешки щёлкать, да
тебя добром поминать.
Лиса. На всю жизнь?
Лесовик. До тех пор, пока не привыкнешь только Добро делать.
Лиса. И на том спасибо.
Лесовик. Пойдём, местечко тебе подберём.
 
Уходят.

 

 
Сцена 5
                Квартира Человека.
Человек. Проходи, проходи, Ёлочка. Вот здесь мы живём.
                Ёлочка осматривает комнату. Подходит к шкафу.
Ёлочка. Когда-то он был могучим Дубом.
Человек. Наверно....
Ёлочка.   А сейчас? Что это?
Человек. Это шкаф. Мы в него шмотки, то есть вещи, кладём.
Ёлочка. А это что?
Человек. Это - телек. Телевизор.
Ёлочка. А зачем?
Человек. Мы смотрим по нему разные передачи. А Артёмка играет
в разные игры.
Ёлочка. Это его друг?
Человек. Нет, это просто, ну как тебе объяснить.
Ёлочка. Если он с ним играет, значит, это - его друг. У нас в Лесу
только с друзьями можно играть в разные игры. Человек. Да-да, ты права - это его друг.
Ёлочка. Пить хочется. У вас есть вода?
Человек. Вода? Конечно. Я сейчас.
            Человек выходит. Появляется Сын. Он играет в Терминатора.
Сын. Вижу неизвестный объект зелёного цвета. Высота один метр сорок два
          сантиметра. Подхожу ближе. Объект издаёт резкий запах. Что
          прикажете делать? Приступаю к изучению.
                Возвращается Человек.
Человек. Вот и вода - на, попей, Ёлочка.
Сын. Что ты сказал?
Человек. Я принёс Ёлочке попить.
Сын. Что такое "ёлочка"?
Человек. Артём, прекрати.
Сын.   Что такое "ёлочка"?
Человек. Артём, я сказал - прекрати! Иди сюда, мне с тобой поговорить надо.
Сын. А я хочу играть в терминатора.
Человек. Потом поиграешь, а сейчас иди сюда.
Сын. Ну, па-а-а.
Человек. Поди сюда, я сказал.
Сын. Ну?
Человек. Я тебе ёлку обещал?
Сын. Обещал.
Человек. Я своё обещание сдержал?
Сын. Ну, сдержал.
Человек. А ты?
Сын. Я тоже.
Человек. Правда?
Сын. Я сказал.
Человек. Покажи.
Сын. На, смотри.   /Бросает дневник на пол./
Человек. Покажи. /Хватает сына за шиворот. Тот показывает дневник./ Человек. Молоток! Как тебе Елочка?
Сын. Классная! Спасибо, пап.
Человек. Наконец-то. Ладно. Уже поздно, иди спать. У меня ещё дел
                по горло.
Сын. Ну, па-аа-а...
Человек. Я сказал!
                Сын уходит.
Человек. Что-то я чертовски замерз, Елочка. Ты хотела пить. Елочка. Спасибо тебе,
                Человек. Я всё слышала.
Человек. Ёлочка, ты знаешь, мне совсем не светит – умирать.
Ёлочка. Мне тоже не очень хочется, но если так надо.
Человек. Что же делать?
Ёлочка. Не знаю, не знаю. Думай. Ты - человек.
Человек. Ума не приложу! Слушай! Я могу достать много денег.
Я найду самых лучших учёных-профессоров. Они сделают тебе новые корни. И ты снова будешь жить! Мы посадим тебя у нас на даче. У меня хороший участок.
Ёлочка. Ты думаешь, что я смогу жить в неволе? Разве это будет жизнь?
Да ещё с чужими корнями!
Человек. Но я должен тебя спасти!
Ёлочка. Только доброе сердце может помочь мне. Лесовик сказал
               правду – чудо возможно только тогда, когда у человека доброе
               сердце. Можно, я спрошу тебя, Человек?
Человек. Спроси.
Ёлочка. Скажи, где твоя жена?
Человек. Умерла.
Ёлочка. Давно?
Человек. Три года назад. Мы ехали с дачи, я хотел обогнать грузовик...
Машина перевернулась. Я отделался лёгкими ушибами, а она....   
Скончалась в больнице.
Ёлочка. А она боялась смерти?
Человек. Она? Конечно. Все боятся. Хотя... Когда я был в больнице,
и она пришла в сознание, то единственное, что она попросила - не
забывать её.
Ёлочка. А ты помнишь?
Человек. Помню. Вспоминаю.
Ёлочка. Ты и её срубил под корень.
Человек. Я?! Неправда! Она сама...
Ёлочка. Правда. Потому что ты сам живешь без корней.
               
                Человек уходит.
 
Ёлочка. О, Лесной Хозяин, помоги мне. За что Ты наказываешь меня?
Чем провинилась я перед тобой?
Если бы знать, за что выпала мне такая судьба.
В странном мире очутилась я. Здесь всё чуждо мне.
Все, что было раньше живым, в этом мире – мертво.
Или живёт какой-то странной жизнью.
Видно, живут в этом мире злые волшебники,
Которые превращают живые деревья в мёртвые вещи.
Вместо живого Дуба-великана - стоит шкаф,
В который кладут какие-то шмотки.
Вместо красавицы-Берёзки - маленький шкафчик.
А внутри - пустота.
И все они забыли свою прошлую жизнь и забыли свой язык.
Я хотела поговорить с ними, но они молчат.
Если бы ты видел, о Лесной Хозяин,
Во что превратились твои верные друзья.
И скоро эта же участь, а может быть, ещё более страшная,
Постигнет и меня - твою любимую Ёлочку.
О, Лесной Хозяин, помоги мне! Спаси свою любимую Ёлочку!
                В комнату входит Человек.
Человек. Не спишь, Ёлочка?
Ёлочка. Нет.
Человек. И мне не спится. Лягу, глаза закрою, а сон не идёт. Мысли
мешают. Первый раз со мной такое. Раньше ляжешь - и тут же
отрубаешься. Без всяких мыслей. И спишь спокойно без всяких   
сновидений.
Елочка. Тебе ни разу не снился сон?
Человек. Нет, ни разу. В детстве только были, а последнее время - нет.
Ложишься - и как будто в яму проваливаешься. Особенно после
этого./Щёлкает себя по горлу./
Ёлочка. После чего?
Человек. После алкоголю!
Ёлочка. Не понимаю.
Человек. Напитки у нас такие есть - выпьешь и дуреешь от них.
Ёлочка. Так зачем же вы их пьёте?
Человек. Чёрт его знает зачем - для кайфу.
Ёлочка. Странные вы какие-то.
Человек. Да уж! /Ложится на диван к засыпает./


Сцена 6
Ночь. Квартира Человека. Открывается дверь шкафа, из него
появляется Лесовик.
Лесовик.   Ап-чхи! А-пчхи! Ну и пылища же тут у них! Так, – кажись,
я попал туда, куда надо, а-пчхи!
Ёлочка. Деде Лесовик, – это ты?
Лесовик. Я, я, внученька.
Ёлочка. Что ты здесь делаешь, Деде Лесовик? Тебе здесь нельзя.
Лесовик. Знаю, но не мог  же я тебя одну в такой беде оставить.
Ёлочка. Что же ты хочешь делать?
Лесовик. Пока не знаю. Для начала перекинусь (ТРЕкинусь) Домовым,
чтоб кто-либо не догадался.
Ёлочка. Домовым?
Лесовик. А что такого? Я ведь…
Ёлочка. Что?
Лесовик. Эх, ладно. Слушай, внучка.  Давненько это было, ох, как
давненько. Тогда ещё люди были как люди – не то, что нонешние.
Так вот – был я тогда самым обыкновенным Домовым. Жил в
избе. Хозяева у меня были справные и меня уважали, да и я
старался им пособить везде, где моя помощь требовалась.
К примеру, мыши в доме заведутся – хозяин меня просит:
"Выведи!" Ну, я и выводил. За ребятишками любил присматривать.
Старшие все в поле работают, а младшие – дома. Вот и
присматривал. Хорошее было время!
Ёлочка. А потом?
Лесовик. А потом города появились. Стали люди в города уходить.
Ну, и мы с ними. Попервой-то ничего, всё по-прежнему
было, а потом... пошло-поехало. Дом на дом стали ставить,
а потом ещё хуже - двадцать домов друг на дружке.
Мы, Домовые, путаться стали. Хочешь в подпол уйти, а из
потолка в другом доме появляешься. А местный Домовой
тебя снизу за ноги тянет и отношения выяснять хочет.
В стенку уйдёшь - опять в другом доме, опять права качают.
Да и люди про нас забывать стали. И пришлось мне тогда в 
Лесовики податься. Давно это было. Вот теперь я весь дом
проверил - ни одного Домового не обнаружил, все в леса
подались, наверно. А, может, и совсем сгинули...
Ёлочка. Ты и в лесу-то нашем редко появляешься.
Лесовик. Дак опять всё из-за людей. Видала, каковы они - нонешние-то?
Ёлочка. Видела, Деде Лесовик, видела. Ты бы на сынка его посмотрел.
Видно, придётся мне помирать, деде Лесовик./Плачет./
Лесовик. Чух-чух-чух! Только не плакать, только не плакать. Сырости
не люблю! Три дня ещё впереди – авось, выберемся. Не в
таких переплётах бывали. Ладно, заболтался я с тобой, а
время-то идёт. Пора Домовым перекидываться (ТРЕкидыватьСя)
да за дело приниматься.
                Тары-бары растабары,
                Фуры-чуры, пары-мары.
                Лесовик, перевернись!
                В Домового превратись.
Уф! Готово! Так, Ёлочка! Начинаем действовать.
 

Сцена 7
Лесовик обследует квартиру и находит в углу старые, заброшенные
Игрушки – Белочку, Зайчика и Мышку.
Лесовик. Так-так-так. Вот это – то, что мне нужно. Ну-ка, ребята, идите
сюда, вот так. А теперь... /Взмахивает руками./
Долго спали вы, ребята,
Просыпаться вам пора.
Поручу я вам работу –
Не заснёте до утра.
Белочка. Здравствуй, Зайчик, здравствуй, Мышка!
Зайчик и Мышка. Здравствуй, Белочка.
Мышка. Неужели снова Новый Год?
Зайчик. Наверно. Раз нас разбудили, значит – Новый Год.
Белочка. Ой, Зайка! Ну-ка, повернись.
Зайчик. Что? Что ты там увидела.
Мышка. Да-а-а... Дырка-то какая! Это тебя моль попортила.
Зайчик. А ты на свою лапу посмотри.
Мышка. Ой, и меня тоже.
Белочка./Лесовику./ А ты что за игрушка? Мы тебя не знаем.
Лесовик. Я вам не игрушка, а Лесо... то есть Домовой, Домовой я!
Все. Домовой?!
Белочка. Первый раз Домового вижу.
Мышка. Так это ты нас разбудил?
Зайчик. Домового мы ни разу не видели. Я слыхал, Домовые просто так
не является. Случилось чего?
Лесовик. Дело у меня к вам серьёзное. Видите эту Ёлочку?
Все. Видим.
Лесовик. Умирает она, тяжело ей здесь.
Белочка. Мы таких Ёлочек много видели.
Зайчик. И все они умерли.
Мышка. И эта умрёт. Новый Год пройдёт - и всё, на помойку выкинут.
Лесовик. И вам их не жалко было?
Зайчик. Жалко, а что сделаешь?
Мышка. Такой порядок.
Белочка. Красивая какая – такой красивой у нас ещё не было. Жалко, что и
она умрёт.
Лесовик. А может и не умрёт.
Зайчик. Такого не бывает...
Лесовик. Вот заладили – умрёт, умрёт. А мы на что? Идите сюда,
я вам тайну одну открою. Слушайте! Эта Ёлочка не простая – она
внучка Лесовика. И Лесовик сказал, что если за три дня её кто-то
из этой семьи пожалеет, то она жить останется. А если она жить
останется, то и они живы будут. А умрёт Ёлочка - и они все помрут!
Белочка. Да кто же её пожалеет?!
Мышка. Тут таких, которые жалеют, нету.
Зайчик. Они кого-либо не любят.
Лесовик. А надо сделать так, чтобы пожалели.
Зайчик. Как же это сделать?
Лесовик. Дак если б я знал, вас бы не тревожил.
Белочка. Тут думай, не думай – чего-либо не поможет.
Мышка/плачет/. Значит, и нам тоже конец настанет. Тоже на помойку
выкинут.
Лесовик. Да погодите вы хныкать, авось придумаем, как из беды
выбраться. Давайте так - вы тут думайте, а я ещё в одно местечко
наведаюсь. Договорились? Вернусь - вместе думать будем, если
вы к тому времени чего-либо не придумаете. До встречи.
/Исчезает в шкафу./
Мышка.Ушёл! В шкафу исчез!
Зайчик. Волшебник.
Белочка. Что же нам делать?
Ёлочка, как ты себя чувствуешь?
Ёлочка. Хорошо, Белочка.
Мышка. Хорошо! А у самой иголки дрожат.
Зайчик. Боишься?
Ёлочка. Боюсь, Зайчик, боюсь.Помогите мне, если можете.
Мышка. Думай, Белочка, ты у нас самая умная.
Белочка. Думаю, думаю, и вы тоже думайте. Ёлочку спасём – и сами
спасёмся. Не спасём – пропали мы все.
Зайчик. Придумал, придумал!
Мышка. Говори быстрее.
Зайчик. Надо сначала сделать так, чтобы Артём про нас вспомнил.
Белочка. А как это сделать?
Зайчик. Не знаю.
Мышка. А может...
Зайчик. Что?
Мышка. Нет, чего-либо не получится.
Белочка. Придумала, придумала!
Зайчик и Мышка. Что? Говори, говори!
Белочка. Сон! Сон!
Зайчик и Мышка. Какой сон?
Белочка. Домовой же – Волшебник?
Зайчик и Мышка. Волшебник.
Белочка. Может он нас послать в Артёмкин сон?
Зайчик. Наверно, может.
Белочка. А если он нас пошлёт вместе с Мамой, то тогда Артёмка и
вспомнит, какой он был хороший, когда Мама была жива.
Мышка. Правильно, ведь когда была Мама, он же совсем другим был.
Зайчик. С нами играл - весело было. Молодец, Белочка!
Мышка. Ты слышишь, Ёлочка, если Артём вспомнит свою Маму, то
обязательно тебя пожалеет.
Ёлочка. И тогда я останусь жива! Спасибо вам!
Белочка. И мы тоже будем жить!
Зайчик, и Мышка. Мы все будем жить!
Все танцуют.
Лесовик. Молодцы, игрушки! /Исчезает./


Сцена 8
                Мама гладит бельё, а Оля - рисует.
Мама. Что ты там такое нарисовала, Оленька?
Оля. Ёлочку.
Мама. Молодчина! Это вам в школе задали?
Оля. Нет. Это я сама придумала.
Мама. Надо же, как интересно.
Оля. Мам, а зачем людям снятся плохие сны?
Мама. Плохие сны? Тебе приснился какой-то плохой сон?
Оля. Вроде того.
Мама. Ну-ка,   расскажи мне.
Оля. Там была Ёлочка и три зверя - Мышка, Белочка и Зайчик. И там был
          Лесовик. Хозяин Леса.
Мама. Он был добрый?
Оля. Да.
Мама. Ну, а потом?
Оля. Там был папа.
Мама. Какой папа?
Оля. Мой.
Мама. Подожди. Тебе приснился наш папа?
Оля. Да.
Мама. Та-ак.
Оля. Ещё там был мой брат Артём.
Мама. Подожди, у нас же никакого брата нет.
Оля. Это же был сон.
Мама. Хорошо, ну и что они там все делали?
Оля. Папа хотел срубить Ёлочку, но мы были все против, а он взял
          топор и уехал.
Мама. И всё?
Оля. Да, и там я проснулась.
Мама. А что же там было плохого?
Оля. Как что? Если папа срубит Ёлочку, она не будет больше жить. И она
          умрёт.
Мама. Так. Погоди, но ведь ты же просила папу, чтобы он не рубил Ёлочку?
Оля. Я его просила, но он сказал, что взрослые всегда правы, а дети нет.
Мама. И ты ему поверила? Поверила?
Оля. Не знаю.
Мама. Теперь иди ко мне. Я тебе расскажу дальше про твой сон. То чего ты
             ещё не знаешь.
Оля. А чего я не знаю?
Мама. Ёлочка обязательно останется жива.
Оля. Почему ты так думаешь?
Мама. А очень просто. Это же сказка. И в сказке есть добрый Лесовик.
Оля. Да, я вспомнила. Лесовик сказал что-то про внучку.
          Значит, - Ёлочка это его внучка.
Мама. Ну конечно, внучка. И разве он может позволить срубить свою
             внучку?
Оля. Конечно нет!
Мама. Ты знаешь хоть одну сказку с плохим концом?
Оля. Нет. Не знаю.
Мама. Значит, всё будет хорошо!
Оля. Но если этот сон сбудется?
Мама. Не сбудется! Мы должны очень-очень захотеть, чтобы он не сбылся.
              Тогда он не сбудется. Поняла?
Оля. Да.
Мама. Ты очень хочешь, чтобы он не сбылся?
Оля. Конечно.
Мама. И я хочу. Значит, всё будет хорошо!
Оля. Да.
Мама. Вот и молодец, а теперь принеси-ка мне с кухни стакан воды.
                Оля выходит. Мама продолжает гладить бельё.
Мама/вслед Оле./ И захвати полотенца из ванной, они, наверное, уже
                высохли.
Оля/вбегает/. Мама, мама, скорее...
Мама. Что случилось, доченька?
Оля. На кухне! Холодильник!
Мама. Что – "холодильник"?
Оля. Дрожит и качается, а внутри кто-то кричит.
Мама. Что ты придумываешь? Кто там может кричать?
Оля. Ничего я не придумываю - иди и сама посмотри.
Мама. Хорошо, только ты успокойся, пожалуйста. Может быть, он просто
              сломался? Пойдём, посмотрим...
Оля. Нет, нет, я не пойду.
Мама. Хорошо, я пойду одна.
Оля. Только ты осторожней!
Мама. Хорошо, хорошо. Подожди, я сейчас./Уходит./
           Через минуту в комнату вбегает Лесовик, за ним - Мама. Оля
      прячется за кресло.
Лесовик /прыгает, согреваясь./ Уф, уф! Чуть насмерть не замёрз.
                Спасибо, выручили! Век не забуду. Уф!
Мама. Вы кто?
Лесовик. Я-то? Я - Лесо... а-а-а- Домовой я!
Мама. А как же вы в наш холодильник угодили?
Лесовик. Промахнулся малость. Совсем чуть-чуть. Хотел вот в этот
                шкаф попасть, а попал в другой, беленький.
Мама. Хотите, я вам чайку горяченького принесу?
Лесовик. С удовольствием.
Мама. Я сейчас.
Лесовик /Оле./ Ты чего прячешься? Замёрзших Домовых не видала?
Оля. Не видала. А вы не злой?
Лесовик. А что, не видно? Сейчас тебе голову откушу, кровь твою выпью и
                согреюсь. /Оля смеётся./ Чего смеёшься? Не веришь?
Оля. Это вампиры так делают, а вы – Домовой, значит, добрый.
Лесовик. Ну, вот, – сама всё знаешь, а вопросы глупые задаёшь. А на глупые
                вопросы – глупые ответы. Понятно?
Оля. Понятно.
Мама./входит/ Вот и чай, а вот – варенье, малиновое, чтобы не
                простудились.
Лесовик /пьёт./ Вот спасибо! Ещё немного - и я бы дуба дал, как
                говорится. Ох, красота! Лесом пахнет. Прямо как у нас!
Оля. Где это – "у вас"?
Лесовик. Как где? В лесу!
Оля. Но вы же сказали, что вы – Домовой.
Лесовик. Со вчерашнего дня. А вчера я ещё Лесовиком был.
Мама. А что же вас заставило из Лесовиков в Домовые?
Лесовик. Дело одно. Важное.
Мама. Выходит, вы к нам по делу?
Лесовик. А то как же? Стал бы я вас без дела беспокоить./Оле./ Ты вот что,
                девочка, пойди погуляй немного, а мне с твоей мамой поговорить
                надо.
Оля. Мама?!
Мама. Иди на кухню, мы тебя позовём, когда...
Оля. Ну, маам...?!
Лесовик. Иди, иди, куда сказано. Дело не шуточное и не детское.
                Иди и не подслушивай – уши надеру.
                Оля уходит.
Мама. Слушаю Вас.
Лесовик. Прямо и не знаю, с чего начать. Вы... сына своего помните?
Мама. Сына? Какого сына?
Лесовик. Артёма.
Мама. Вы, наверное, ошиблись. У меня когда-либо не было сына. У меня
              дочь – Оля.
Лесовик. Ладно. Давайте всё по порядку. Скажите, а где ваш муж?
Мама. Погиб. В автокатострофе... Мы ехали на машине с дачи. Впереди ехал
              грузовик. Мы начали его обгонять... Вот тут и случилось... Я потеряла
              сознание, но чувствовала, как какая-то сила подняла меня и понесла.
              Я открыла глаза и увидела, что лечу по тёмному тоннелю, а
              впереди – яркий свет. Наконец, тоннель кончился, и я вылетела на
              простор. Яркий свет ударил мне в глаза, и я зажмурилась. В теле
              была необычайная лёгкость... Когда я открыла глаза, то оказалось,
              что я дома. Дочка подошла ко мне и спросила:"Мама, тебе подушку
             поправить?" Потом я узнала, что муж разбился насмерть, а у
             меня – ни одной царапинки. Только почти месяц пролежала в
             кровати. Встать не могла…. Дочка за мной ухаживала. Вот и всё.
 
Лесовик. Всё, да не всё. А теперь слушайте, что я вам расскажу.
Снова появляется квартира Человека. Три года назад. Мама сидит и
слушает песню "Конь". Входит Человек. У него в руках игрушка –
Белочка. Человек подходит к магнитофону и выключает его.
Человек. Может быть, ты обратишь внимание на своего мужа?
Мама. Ты хочешь мне сказать что-то неприятное?
Человек. Как это ты догадалась?!
Мама. Это слышно по твоему голосу.
Человек. Сколько нашему сыну лет?
Мама. Семь. Ты что, не помнишь?
Человек. Я-то прекрасно помню, а вот ты до сих пор думаешь, что ему
                три годика.
Мама. Почему?
Человек. А это что?
Мама. Игрушка. Белочка.
Человек. И ты считаешь, что это подходящая игрушка для семилетнего
                мальчика?
Мама. Конечно, она очень добрая и мягкая.
Человек. Вот! Ты что, хочешь, чтобы он вырос слюнтяем? Сейчас,
                в наше время, когда человек в первую очередь должен учиться
                защищать себя и свои интересы! И, если нужно, применять при
                этом силу и даже оружие. Куда ты попрятала его пистолеты и
                автоматы?
Мама. Я не прятала, он сам убрал их в свой ящик. Ему интересней
играть с Белочкой, Зайчиком и Мышкой. Они почти живые.
А когда он с ними играет и разговаривает, мне кажется,
что они оживают...
Человек. Вот, вот. Вот об этом я и говорю. Мальчишке семь лет,
а он с белочками и зайчиками играет.
Мама. Ну что в этом плохого? Вырастет хороший, добрый мальчик...
Человек. И первый же подонок снесёт ему голову. Вон у Серёжки -
избили пацана – теперь инвалид на всю жизнь.
Мама. Зачем же думать о таких ужасах!
Человек. Да ты хоть телевизор смотришь? Сейчас на каждом шагу нужно
                ждать удара. И если ты не ударишь первым, то ударят тебя. Или
                убьют!
Мама. Что ты от меня хочешь?
Человек. А ты не понимаешь?
Мама. Я понимаю, но...
Человек. Никаких "но". Кто в доме хозяин? Изволь слушать, что я говорю. Я
                сам воспитаю сына таким, каким считаю нужным. Собирайся.
                Завтра едем на дачу.
Мама. Хорошо. А может, мне не ездить? Езжайте втроём.
Человек. Нет. Он никуда не поедет. Он будет сидеть дома и делать уроки.
Мама. Но он боится один!
Человек. Боится - перебоится. Мы к вечеру вернёмся.
Мама. Хорошо, будь по-твоему.
Снова дом Мамы.
Лесовик. А потом вы поехали на дачу и попали в автокатострофу.
И каждый из вас попал туда, куда хотел.
Мама. Так, значит, это правда - я знала об этом, но думала, что
мне это приснилось.
Лесовик. Каждый из вас попал в тот мир, о котором мечтал.
                Вы с дочкой живёте в мире добра и согласия. Он с сыном -
                в мире силы, "зла" и насилия.
Мама. Значит, мы все умерли?
Лесовик. Смерти не существует, и вы прекрасно об этом знаете. Вот сейчас,
                например, в том мире, где живёт ваш муж, ему грозит
                смертельная опасность. Так же, как и вашему сыну. И они могут
                умереть, или не умереть – всё зависит от них. Но главное-то
                совсем в другом. Как они будут вести себя в этой ситуации – вот
                что главное.
Мама. А зачем вы мне всё это рассказываете?
Лесовик. Я? Дело в том, что я тоже попал в эту ситуацию и веду
себя так, как считаю нужным. Совесть-то у меня есть.
Мама. Значит, всё дело в совести?
Лесовик. Конечно!
Мама. Тогда я тоже хочу поступить по совести. Вы можете...
Оля /вбегает/. Мама, мама, а как же я? Я с тобой!
Лесовик. Мне кажется у вашей дочки тоже есть совесть, хотя она
                совершенно бессовестно подслушала наш разговор. Ждите,
                я вас позову. До встречи. /Уходит в шкаф.


Сцена 9
Лесовик возвращается в квартиру Человека к игрушкам.
Игрушки. Мы придумали, придумали.
Лесовик. Знаю, знаю. Дельная затея. Только нужно выбрать хороший
день, в который отправлять-то вас.
Белочка. Я знаю, знаю. Был очень хороший день - день рождения,
когда Артёмке меня подарили.
Зайчик. Правильно, правильно.
Мышка. А я что-то не припомню - когда это было?
Зайчик. Да потому что тебя ему позже подарили.
Мышка. Значит, меня в этом сне не будет?
Лесовик. Будешь, будешь. Мы тебя вместе с Белочкой подарим.
Мышка. А разве так можно?
Лесовик. Можно, можно, ради хорошего дела всё можно. Ну как,
вы готовы?
Игрушки. Готовы!
Лесовик. Тогда начнём. Закрывайте глаза и чего-либо не бойтесь.
Покачает немного, а потом всё пройдёт. И вы окажетесь в том
самом дне, когда у Артёмки был день рождения.
Лесовик делает магические движения. Время движется
вспять и игрушки оказываются на Дне Рождения Артёмки.
Артёмка спит. Зайчик сидит около него.
 
Потихоньку входит Мама - она ведёт за собой Белочку.
За ней появляется Оля - она ведёт за собой Мышку.
Они оставляют игрушки около кровати Артёмки и потихоньку
выходят.
Артёмка /просыпаясь/. Здравствуй, Зайчик.
Зайчик. Здравствуй, Артёмка.
Белочка и Мышка. Здравствуй, Артёмка. Поздравляем тебя с Днём
Рождения!
Артёмка. Спасибо. А вы кто такие, я вас не знаю.
Белочка. А мы твои новые друзья. Догадываешься, кто нас тебе подарил?
Артёмка. Догадываюсь!
Мышка. Правильно догадываешься!
Артёмка. Давайте знакомиться. Я – Артёмка, это – Зайчик.
Белочка. Я – Белочка.
Мышка. Я – Мышка.
Артёмка. Очень приятно!
Зайчик. Не очень приятно!
Артёмка. Ты что, Зайчик? Разве так можно говорить?
Зайчик. Можно, можно.
Белочка. Зайчик, ты почему обижаешься?
Мышка. Я знаю. Он думает, что Артёмка теперь с нами будет играть,
а его забудет. Правильно?
Зайчик. Неправильно!
Артёмка. А давайте играть все вместе, и тогда кто-либо не будет обижаться
Игрушки. Давайте.
Артёмка. Давайте представим, что мы с вами очутились в Дремучем Лесу и
заблудились в нём. А скоро ночь, и нет какой-либо возможности
выбраться. Что бы вы стали делать?
Белочка. А что это такое – дремучий лес?
Мышка. Я когда-либо в лесу не была.
Артёмка. Вы не знаете, что такое лес?
Зайчик. Как же мы будем играть? Они же чего-либо не знают.
Белочка. Почему? Мы знаем.
Мышка. Мы про магазин знаем. Мы там раньше жили.
Белочка. И про город знаем. Мы по нему к тебе ехали.
Зайчик. А про лес не знаете!
Белочка. Про лес не знаем.
Артёмка. Я покажу вам лес. Скоро мы с мамой поедем на дачу, и я
возьму вас с собой. И покажу вам и лес, и поле, и речку.
Поедете?
Белочка и Мышка. Поехали! Поехали!
Артёмка. Вот здорово! Мама! Мама!
Мама. Проснулся? Вот молодец. Доброе утро
Артёмка. Доброе утро, мама! Спасибо тебе за подарки.
Мама. Поздравляю тебя, сыночек мой, с днём рождения, желаю тебе,
чтобы ты рос добрым и хорошим мальчиком. А эти игрушки –
пусть будут твоими хорошими друзьями.
Артёмка. Спасибо, мама, а мы скоро поедем на дачу?
Мама. Я думаю – скоро.
Артёмка. Вот здорово, а можно я возьму с собой всех своих друзей?
Мама. Конечно, можно. А теперь – сюрприз. Оля, давай!
Входит Оля и вносит большой пирог.
Мама. Пока ты спал, мы с Олей испекли тебе пирог на День Рождения.
Оля. С яблоками – твой любимый.
Артёмка. Спасибо! /Обнимает маму и Олю./
Мама. А сейчас – быстро одеваться и завтракать.
Артёмка. Я мигом, мама.
                Артёмка, мама и Оля уходят.
Лесовик /игрушкам/. Молодцы! Сон вышел на славу. Теперь проснётся,
вспомнит и станет другим человеком.
Мышка. А если не станет?
Белочка. Должен стать.
Зайчик. Посмотрим.
 

Сцена 10 - заключительная
Утро. Человек спит. Входит мама.
Мама. Владимир! Владимир! Ты не проспишь?
Человек. Сейчас. Встаю.
Мама. Всё-таки поедешь?
Человек. О чём речь, конечно поеду! Уф! Ну и муть мне сегодня снилась.
Мама. Тебе снился СОН?!
Человек. Первый раз за столько лет – и такая муть. Насчёт этой самой
ёлки, кстати.
Мама. Тебе приснилась Ёлочка?!
Артёмка /вбегает/. Папа! Папа! Не надо рубить Ёлочку! Не надо!
Человек. Что с тобой? Почему не надо?
Артёмка. Мне сон, сон приснился. Это не хорошо. Она живая!
Человек /Маме/. Добилась своего – сыну кошмары снятся./Сыну./
Ну что ты, успокойся, это же только сон. На него
не надо обращать внимания.
Артёмка. Не надо?
Человек. Не надо! Ну? Успокоился? Вот и хорошо.
Оля /входит/. Артём правильно говорит – не надо рубить Ёлочку.
Мне тоже сон приснился.
Человек. Да вы что? Сговорились, что ли? /Маме./ Твоя работа? А я вот
назло поеду и срублю, и ничего, НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.
Вот увидите.
Из шкафа появляется Лесовик.
Лесовик. Вот тут ты прав – НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.
Если все будут рубить Ёлочки, то скоро – ничего
и никого НЕ БУДЕТ!
Все. ЛЕСОВИК?!!!
Лесовик. Я во сне кое-что не успел рассказать. Так вот слушайте – давно это
было. Жил-был на свете маленький мальчик, и звали его
Володя – Владимир – а это означает Владетель Мира.
И была у него сестрёнка – Оля её звали, что означает – Высшая
Людская Святость на пользу Человеческому Сообществу.
И вот как-то маленький мальчик Володя и маленькая девочка
Оля гуляли по лесу и нашли шишечку от ёлки. Взяли они эту
шишечку и закопали её в землю. Посадили, значит, Ёлочку.
И через некоторое время из этой шишечки выросла Ёлочка.
                Появляется Ёлочка.
Лесовик. Красивая такая Ёлочка – любимица Лесного Хозяина.
И всё было хорошо до сегодняшнего дня.
Человек. А почему до сегодняшнего дня?
Лесовик. Да потому, что этот мальчик вырос и сегодня поедет и
срубит эту самую Ёлочку.
Человек. Почему же это именно эту самую?
Лесовик. Да потому, что так Судьбой назначено. И всё, что было во сне,
сбудется.
Человек. Так, значит, СОН ЭТО...
Лесовик. ЭТО, ЭТО!
Артёмка и Оля. Папа, не надо рубить Ёлочку./Подбегают к Ёлочке
и встают на её защиту./
Лесовик. Решай, Владимир!
Человек. Не дави! Я сам... /Маме./ Маша, поставь, пожалуйста, песню – ту
самую.
Мама ставит песню "Конь". Сначала Владимир слушает, а потом
начинает подпевать, и поёт, и преображается у всех на глазах.
Человек. Спасибо вам всем!
Ёлочка. А поедемте все в Лес! Я вас всех приглашаю.
Человек. Поехали!
Все. Поехали! Поехали!
                Все танцуют и поют.
Ёлочку рубить не станем,
Мы её живой оставим.
Все перемещаются в Лес.
Человек. А давайте ещё по Ёлочке посадим! Ищите шишки, и будем
сажать. И вообще с сегодняшнего дня будем только сажать.
А если кто-то захочет срубить Ёлочку или какое-либо Деревце,
мы ему обязательно расскажем эту историю.
Лесовик. И ещё во сне покажем – поможем вспомнить, что настоящие Люди
живут в любви и согласии не только друг с другом, но и со всеми
меньшими братьями на планете, что быть Человеком – значит
жить в Единачестве со всеми живыми и беречь ЖизнеЛоно своего
Дома – всей нашей Земли!
 
КОНЕЦ.


Рецензии