Истинно - Православные Христиане в с. Верхнепашино

               
 История их началась с Указа от 4 мая 1961 года. Обвинённые в тунеядстве, они целыми семьями были сосланы в Сибирь. В июне 1961 года в селе Урижка Ромодановского района Мордовской АССР в клубе состоялся суд. Осужденных на ссылку за «тунеядство»,  дали взять смену белья, ложку, чашку  минимум продуктов,  погрузили в вагоны и отправили в  Красноярск. 
 
 «Здесь пересадили в теплоход «Спартак» и по Енисею высаживали прямо на берег.  В трюме теплохода находились ещё  камеры для заключённых. Охранники и  относились к нам, как к заключённым» - вспоминает Храмов Николай Васильевич житель  Верхнепашино.
   
  « Меня высадили в Казачинском районе, поселили в село Рождественское. Через три года  я перебрался к родственникам в деревню Симоновщина. За мной переехал Кременский Иван Михайлович. В Мордовии он работал лесоводом, и там давал верующим жить по их религиозным правилам,  за что и был сослан» - вспоминает он.
 Семьи Мухортова Григория Ивановича, Григорьева Николая участника ВОВ, Кремнева Николая  Дмитриевича, Спиридонов  Алексей и   Наталья,  Полубарькины братья Пётр и Иван  и других была  высажена в устье речки Симоновки. Здесь располагалась не большая деревня Симоновщина.
 
  Пять лет они были под надзором комендатуры.
  Так как жилья не предоставили, семьи на левом берегу речки Симоновки на бугре выкопали землянки, раскорчевав лес.  Пережили  суровую  сибирскую зиму.  С  весны приступили к строительству домов, устройству огородов.  Взрослых осуждали на принудительные работы.  Один год принудительных работ заменялся на 4 месяца лагерного заключения. Некоторые (Кремнев Н.Д.)  и, другие, отсидели в целом  по  12 месяцев.  Относя себя к истинно-православным христианам (ИПХ), они не приняли советскую власть, и по этой причине не работали на общественном производстве. Жили за счёт труда собственных рук. От общения с Московским Патриархатом они отказались, обвиняя его в сотрудничестве с «безбожным»  государством. Не получали гражданских паспортов, отказывались служить в армии.
 
 Духовная жизнь ссыльных первоначально была активная. В избе Мухортова Григория  Ивановича была выделена отдельная комната  с иконами и староцерковными книгами. Размер комнаты около 10 квадратных метров.  В центре была не большая кафедра. По бокам вдоль стен стояли лавки. На молитву собирались пятнадцать-двадцать человек. С Казачинского района перебрался ссыльный Епископ Феодосий.  Он проводил службу по старославянскому церковному уставу не продолжительное время.   Давление властей, активная работа атеистов с истинно - православными христианами, перемены в общественной жизни, сделали своё дело. Количество собирающихся на молитву уменьшилось. Некоторые, в основном подросшая молодёжь, всё меньше посещали молитвы. Не многие (Кремневы) стали со временем посещать православный  Успенский храм в Енисейске, сохраняя,  на сколько,  возможно свои обычаи. 
 
  В быту придерживаются и сохраняют старо-русские черты. В своих домах, усадьбах, огородах делают своими руками.
 
  В семидесятые – восьмидесятые годы  при ослаблении давления со стороны власти, работали на строительстве частных домов по найму  в Верхнепашино, Енисейске.  Все держали подсобное хозяйство. Коров, лошадей, кур.  Выращивали раннюю зелень, огурцы, помидоры. Продавали на рынке.
 
 И сейчас  проживает  немало потомков в селе. Храмовых, Мухортовых, Кремневых.


Рецензии