Путч

Как давно это было. Двадцать семь лет назад. Сегодня годовщина. Писать об этом нужно было по горячим следам, пока еще все было свежо в памяти.

Кызыл-Кумы. Понедельник 19 августа. Начало рабочей недели.

Сразу с матани - рабочего поезда, доставляющего работников завода из города на промплощадку, - в цех и на свой "Насосный участок". На этом участке производится ремонт разного типа грунтовых насосов для Золото-извлекательного завода. Насосы эти, с бронированным рабочим узлом, транспортируют размельченную уже в мельницах золотоносную руду по всему заводу от одного технологического процесса к другому.

Далее, проверка личного состава, порядка на рабочих местах, инструктажи, выдача задания...

Запустив смену, и, собрав необходимые документы, отправляюсь в здание бывшего заводоуправления, в БРИЗ - Бюро по рационализации и изобретательству, на обговоренную встречу. Затеял я тогда одно дело - глубокую модернизацию одного из эксплуатируемых на заводе насосов. Я уже внес много разных изменений, но все это не меняло главного - нужно иметь насос с другими характеристиками, даже больше - нужно вообще переделать насосные установки.

Спустя час, полтора возвращаюсь к себе в цех. И тут узнаю, что меня вызывает начальник. Нужно идти. Отношения у нас и так натянутые, зачем еще провоцировать. Поднимаюсь на третий этаж главного корпуса, в прихожей секретарша в странном возбуждении указывает мне на дверь начальника, мол, давно ждут.

В кабинете трое - начальник цеха, его зам. по производству и парторг (начальник ОТИЗа). Тройка, одним словом.

Здороваюсь, присаживаюсь на указанное мне место.

- Где был? - интересуется начальник.

Объясняю, извиняюсь, что немного задержался.

- Кончилась твоя самодеятельность! Теперь все будет по-другому!

Не могу сообразить, чего ради такой наезд, почему они в таком составе.

- Конец пришел твоей демократии! - продолжает давить начальник.

- Он еще и оплату труда на своем участке изменил! - информирует парторг.

- Теперь тебе никакое твое депутатство не поможет! - совсем уже грозно подытожил командир тройки.

Зам. сидел молча, поигрывая желваками и пошевеливая усами. Нервничал и не понятно по какому поводу. Мы с ним были почти ровесниками и земляками, родились в одном режимном городке.

- Его работяги получают уже больше наших лучших станочников! - продолжал провоцировать парторг.

- Можешь сушить сухари! Мы тебе теперь жизнь перестроим! Иди работай пока и жди изменений в своей судьбе!

Три дня продолжался террор. Тройка заседала каждый день. Чем они там занимались. Собирали компромат на неугодных? Готовили кадровые перестановки? Три дня они трепали нервы, угрожая расправой.
...

Попал я на этот участок из Конструкторского Бюро. На этом участке раньше работали заключенные. И вот в одно утро они все не вышли на работу. Зону сняли и их не вывели. А это огромное отделение - помимо ремонта насосов там производились стропы, резино-технические изделия, огромные спирали
классификаторов, металлоконструкции и, и, и...

Неделю простоит это отделение и завод станет. Завод, выпускающий золото! Понятно, что такого никто допустить не может. За пару дней собрали со всего рудоуправления рабочих соответствующих специальностей и... И как-то запустили работу. Очень трудно все пошло. Хороших спецов кто от сердца оторвет? Поделились, соответственно, не лучшими кадрами.

И вот в этот сложный период случилось так, вызывает меня начальник и посылает на насосный участок, чтобы я разобрался, почему это там проблемы да проблемы.

Конечно, по идее, этим делом должен был заняться или начальник нашего КБ, или его зам. Но один из них был на больничном, а другой в отпуске.

Я даже и не знал что и как я должен докладывать начальнику после моей экспедиции на этот объект. Я просто взял с собой чертежи выпускаемой на участке продукции, расстелил их у него на столе и попросил ткнуть куда угодно в них пальцем, обещая рассказать что конкретно в этом месте делается неправильно. Начальник психовал, мол, а как же до этого двадцать лет там работали?

- Не знаю.

- И что же ты предлагаешь делать? - возмущался он.

- Думаю что нужно привести в соответствие чертежи и продукцию, разработать,
технологию ремонта, инструмент, оснастку и так далее. А начальника участка выгнать.

- И кого поставить вместо него, тебя что ли?

Недели через две я вновь был в кабинете у начальника, но уже по поводу моего перевода на злополучный участок. Из князи в грязи. Начальник обещал во всем помогать, пообещал зарплату. И я повелся...

Моего предшественника повысили и в должности, и материально, а мне наоборот - и с должностью накололи и с зарплатой тоже. Приказ на этот фокус пришел позже, когда я уже месяц оттарабанил, изменить уже ничего я не смог.

План мероприятий по реконструкции участка, составленный мною, никто даже и смотреть не стал.

- Какая тебе еще помощь? Ты там начальник, вот и крутись!

И я закрутился. Притащил из КБ списанный "Кульман", отремонтировал и процесс пошел.

О. нет! Не все так быстро. Вначале никаких чертежей не было. Вначале я делал эскизы и передавал их моим друзьям-товарищам из конструкторско-технологического и производственного отделов, те составляли технологию, определялись с материалом и запускали в производство. А там тоже у меня были свои люди. Все мои помощники - это старая гвардия, мы уже много, много лет работали вместе еще до появления у нас нового руководства. Конечно, мои заказы делались не вперед паровоза, люди опасались засветиться, тем не менее дело стало продвигаться.

Очередная местная проверка "обнаружила" у меня на участке незарегистрированный инструмент и приспособления! Думаю, что кто-то настучал. Составили разные акты и лишили меня премии. А премия, вместе с пустынным коэффициентом на нее, составляла 50% заработка.
...

Почему? Зачем нашему руководству это было нужно? Ну, решили не помогать, так еще стали и вредить. Кому вредить? Мне? А, может, себе? Наивный. Тогда я полагал, что делаю нужное дело. Улучшаю качество, экономлю материалы, сокращая количество ремонтов и повышая продолжительность срока службы насосов, уменьшаю потребность в подшипниках.

- Какие подшипники? Мы можем каждый день посылать наших людей в командировку и они нам самолетом будут доставлять их столько, сколько нужно! В портфелях, в карманах! - просвещал меня уже однажды высокопоставленный покровитель нашего начальника, -

- Экономия? Производительность труда? Людей нагоним столько, сколько нужно... в две, три смены! И все будут пахать.
...

Я вызвал бригадира и приказал собрать весь изготовленный мною инструмент, все приспособления, оснастку... и далее сказал, чтобы все это было выброшено в контейнер с металлоломом. Народ офонарел! Стали возмущаться, бросили работу и пошли к начальству жаловаться на меня.

Реакция последовала незамедлительно.

- Ты что там саботаж устраиваешь? Решил завод остановить? - разошелся начальник.

- Нет. Я выполняю предписание комиссии. Вы меня уже за инициативу наказали и я не хочу, чтобы это повторилось.

Приказ на меня аннулировали, но издали другой. Теперь меня обязали разработать и утвердить все то, чем мы уже работали на участке. Но! Все это я должен сделать в нерабочее время, то есть не в ущерб производству! И я вначале так и поступал - после смены шел в КБ и там со своих эскизов делал чертежи. А по утрам к моему "кульману" в КБ приходил главный инженер и считал количество начерченных мною линий! Сейчас в такое трудно поверить! Дурдом!
...

Три дня путча тянулись долго и нервно.

Все кончилось. Наши местные ГКЧПисты притухли, недели две ходили с поджатыми хвостами. Ожидали последствий. Но все закончилось для них хорошо. Никто никого не тронул. А кто тронет? - все местные царьки также куражились эти три дня.

Кстати, наш золотодобывающий город, был единственным в Узбекистане, руководство которого не поддержало путч. Может только поэтому на местах и не успели дров наломать.
...

- Езжай в свою Германию и там наводи свои порядки! - нападал на меня начальник, пришедший в себя после осечки с путчем.

И я уехал. Не сразу, правда. Я сопротивлялся свой родне, которая оформляла уже документы на переезд. Многие мечтали о такой возможности, а мне хотелось жить и работать здесь.

- Давай твои чертежи!- сказал мне влиятельный покровитель нашего начальника, -

- Твой насос будут изготавливать по конверсии на одном из российских заводов.

Представители этого завода тоже присутствовали при этой встрече. Чертежи я привез с собой , но оставил в машине.

- А что я с этого буду иметь?

- Ты? Моральное удовлетворение! - усмехнулся он.

Я сказал, что чертежей не дам и пошел к выходу из кабинета.

- Стой! Сгниешь ты там, на своем насосном участке! Сгниешь!

Все, ничего больше меня уже не держало здесь. Нужно как все, собирать документы на выезд.
...

- Гера, к нам тут из Германии ваши приехали, - говорил мне по телефону мой пустынный товарищ, - предлагают свои услуги по насосным установкам. Заводчане, рассказали им о тебе, мол, был у нас тут один Кулибин, который этим занимался, так он сейчас у вас в Германии живет.

Я отыскал эту фирму. Они уже были наслышаны обо мне. Договорился о встрече.

Самый запад Германии. Совсем недалеко от голландской границы. Подъезжаю к огромному двухэтажному дому из темно коричневого кирпича. Дом, утопающий в зелени, сложен словно из отдельных частей, сдвинутых к общему центру В этом доме проживает сам шеф с семьей и здесь же и вся инженерная фирма. Огромное фойе, секретарь, на стенах всевозможная информация о деятельности фирмы по всему миру.

Два часа длилась встреча. Вначале разговор шел туго, виной тому мой немецкий. Потом на помощь пришел русскоязычный сотрудник фирмы и бумага с карандашом.

Классически - язык конструктора - чертеж!

И вот этот шеф мне говорит, мол, там проблема не в самом насосе, нужно разрабатывать полностью новую насосную установку, согласовав ее с прилегающим оборудованием.

И это тоже самое, что пытался там пробить я.

Круг замкнулся. Кто я? - один в поле воин! Но и эта немецкая фирма, как показало время, не смогла никого там убедить и ничего изменить. Воз и ныне там.

А когда-то всего чуть больше десяти лет понадобилось для того, чтобы здесь, в этой пустыне на пустом месте, от первых геологических  палаток, построить и первые микрорайоны города золотодобытчиков, и завод, и карьер, и двухсоткилометровый водовод от Амударьи, и аэропорт, и дорогу жизни длиною в двести километров до Навои, и начать выпуск драгоценного металла...

Да, а причем тут путч? А ни при чем! Все развалилось само собой, наверное, ...


Рецензии
чиновники захватили руководство Промышленностью,
и оттого СССР погиб задолго до,
Специалистов Ненавидят и,
в постсоветской России,
участь ясна,нашему государству каюк.

Анатолий Бурматоф   03.10.2018 07:58     Заявить о нарушении
Как недавно отметил нынешний лидер - самыми важными прфессиями являются шпионаж и проституция! А все остальное, видать, само собой получается - ну, как солнце встает или времена года сменяются.

Спасибо Вам, Анатолий, за отзыв!
Удачи!

Евгений Келлер   08.10.2018 11:13   Заявить о нарушении
слышу,ммолчу,чем мне Нра ваши Произведения,там ничего не выдумано..!!!!

Анатолий Бурматоф   08.10.2018 16:51   Заявить о нарушении