Побег из тьмы средневековья

«Он не был свет.
Но был послан, чтобы свидетельствовать о свете»
Евангелие от Иоанна, 1:8
Глава 1. До чего доведёт язык?
      С самого утра в университете истории и религиоведения царила суматоха. Учителя обеспокоенно сновали из кабинета в кабинет, студенты о чем-то переговаривались друг с другом и с кураторами. В этот день ожидался семинар с участием католического и православного священников, и пастора церкви Джона Уиклифа. Посвящено заседание было современным экуменическим вопросам.
     Трое студентов стояли в стороне от всех, прямо под вывеской, рекламирующей семинар. Два юноши и одна девушка. Студенты пятого курса: Никита Летягин, Илона Новицкая и Таир Каримов. Они жили на одной улице, в одном доме, только в разных подъездах. Они учились в одной группе, а когда-то даже в одном классе в школе. Им было по двадцать пять лет. Они поступили в университет, уже имея работу: Никита работал в фирме, ремонтирующей офисы, Илона была консультантом в книжном магазине, Таир продавал газеты. Никита и Илона выглядели молодым мужчиной и молодой женщиной, как обликом, так и в манере одеваться и в поведении. А в душе Таира жил и пока не собирался «съезжать» старший подросток.
      - Почему все трое из Англии? – задумчиво проговорила Илона, внимательно изучив вывеску. – Ну, с католиком всё понятно. С пастором тоже: Джон Уиклиф был предводителем английских протестантов. Но православный священник…
- По-твоему, Илона, православные церкви могут находиться только в Греции и на территории бывшего СССР? – с иронией проговорил Никита. – И ты разве не слышала, что в Республике Казахстан взят курс на введение трехязычия?
   Илона поняла юмор Никиты и недовольно хмыкнула. А Таир в силу своего подросткового мировосприятия понял всё буквально. Он поправил очки, поморщил в задумчивости лоб, отчего сразу затопорщились коротко стриженные волосы.
- Ты не совсем прав, Никита, - заметил он, подняв вверх указательный палец. – Ты разве не слышал, что тридцать первого октября две тысячи семнадцатого года исполнилось пятьсот лет от начала Реформации церкви, основанной Мартином Лютером?
- Знаю, знаю! – перебил Никита. – Тридцать первое октября тысяча пятьсот семнадцатого года, девяносто пять тезисов!
- Ну так вот…., - продолжил Таир. – В предверии этого события Папа Римский предложил….
    Он не успел договорить. Со второго этажа спустился куратор, Рахмет Рустемович.
- Летягин, Новицкая, Каримов! Бегом в актовый зал! Семинар начнётся через пять минут! – взволнованно позвал он.
     В актовом зале были студенты и из других групп с факультета религиоведения.
 - Вовремя препод наш спохватился – уже не протолкнуться, - заметила Илона.
- Зато уйдём раньше всех, - засмеялся Таир, указав, что свободные места оставались только на последнем ряду.
       Гости уже сидели за приготовленными столами на сцене.
  Католическому священнику на вид было не более шестидесяти лет, лицом он походил на древнеримского сенатора, алая шапочка и алый же пояс, повязанный на тёмно-лиловой мантии, добавляли его образу царственности.
Возраст православного священника определить было трудно. Голубые глаза его хранили ясность и жизнерадостность, но лицо было испещрено морщинами, а на слегка сутулых плечах лежали белоснежные локоны. В чёрном монашеском облачении он походил на сказочного волшебника. Что-то неуловимое во внешности священника выдавало в нём русского, хоть и проживающего в Великобритании.
     Пастор-уиклифист был мужчиной сорока лет, среднего телосложения, с дружелюбным и очень эмоциональным лицом. Одет он был в торжественный и в то же время современный  костюм-тройку. В его облике чувствовалось именно то, чего не так не хватает многим верующим – понимание, тактичное наставление, жизненный опыт, переплетённый с нестареющей душой.
  Чуть в стороне от священнослужителей сидела переводчица с английского языка.
- Уважаемые студенты и преподаватели, позвольте представить вам наших гостей: отец Себастиан, отец Амвросий, брат Вальтер, - важно провозгласил декан.
- Good morning, dear teachers and students! – Католический священник первым поприветствовал собравшихся. – My colleagues and I glad to see you very much. The meeting is very important for all us looking through the world religious.
- Доброе утро, уважаемые преподаватели и студенты! – начала переводить ассистентка, но католик деликатно дал ей понять, что и сам неплохо владеет русским и казахским языками, несмотря на сильный английский акцент. И его дальнейшая речь сложилась в причудливую мозаику трехязычия.
- Енді сіз «Т;рін Шруру» деректі фильміне ;арса;ыз. После просмотра этого фильма вы поймете, что между тремя христианскими конфессиями много общего и уже пора стереть границы, возникшие из-за нелепых ошибок прошлого, - отец Себастиан обратился к коллегам, широко улыбнувшись и взметнув брови. Отец Амвросий на это утвердительно кивнул, а брат Вальтер сурово сдвинул брови.
  - Туринская плащаница, как и другие святыни, имеет большое значение для христианского мира. - проговорил отец Амвросий густым басом. – Это своеобразное напоминание людям  о том, что Господь не забыл о них и скоро вернётся на Землю.
- Но только если святыни проверены временем и реальными, официально зарегистированными случаями чудотворения, - прошептала Илона. Таир посмотрел на нее с удивлением, а Никита с явным одобрением.
-Обязательно сравните и проверьте по Священному Писанию всё, что вы знаете о Христе и плащанице,  и что показано в этом фильме, - учтиво напомнил брат Вальтер. И сразу же поймал на себе недовольные взгляды «коллег».
- А вот это правильная рекомендация, - Никита шепнул на ухо Илоне. Она утвердительно кивнула.
- Мудрый мужчина этот пастор, - отметил про себя Таир.
     Во время просмотра фильма Никита абсолютно все факты и версии сопоставлял с Библией. Илона временами заглядывала ему через плечо, но больше изучала научные опыты с плащаницей и труды святых старцев. Таир искал упоминания о плащанице в Коране, но иногда тоже брал у Никиты Библию.
       Когда фильм закончился, Летягин первым поднял руку, показывая, что он уже подготовил выступление. Это заметил декан.
- Никита, с чем ты обратишься к нашим гостям? – спросил он.
Молодой человек слегка усмехнулся и посмотрел на гостей исподлобья. Потом выскащал, видимо, давно заготовленную и ожидавшую своего часа мысль:
- Действительно ли это – та самая плащаница, вытканная в I веке нашей эры, в которую было завёрнуто тело Иисуса Христа?
 В зале наступила пугающая тишина.
Отец Амвросий медленно поднялся со своего места. Надел очки в массивной оправе. Внимательно посмотрел на молодого человека, задавшего, казалось, столь странный вопрос. Потом, говоря раздельно и чётко, поведал:
 - На плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле, следы от кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей на ногах и запястьях, следы от бичеваний на груди и спине, большое пятно на левом боку от раны, сделанной копьем… Не так ли говорится в Священном Писании? Все эти факты свидетельствуют, что образ на ткани возник тогда, когда тело лежало в пещере с вечере пятницы, всю субботу и до утра воскресенья. Перечитайте, пожалуйста, Евангелие и подумайте, к кому относятся такие подробности?
- Я перечитал, - невозмутимо ответил Никита, приподняв подбородок. – В Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 58 и 59, так же, как и в Евангелие от Луки, глава 23, стихи 52 и 53, сказано: «Пришёл (Иосиф из Аримафеи) к Пилату и просил Тела Иисусова; И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен, - зачитал он выписки. И коротко добавил: - Больше о плащанице нет никаких упоминаний.
        Голос молодого человека звучал так уверенно, а большие карие глаза смотрели так прямо, что его обращение невозможно было оставить незамеченным. Однако же священнослужители замешкались с ответом. Кроме пастора.
- Когда фарисеи упрекнули Иисуса в том, что Его ученики преступают предание старцев, не умывая руки, когда едят хлеб, он им сказал: «Зачем и вы преступаете заповедь ради предания вашего?» Евангелие от Матфея, глава 15, стих 3. «…Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Евангелие от Матфея, глава 15, стих 6.
    Брат Вальтер улыбался, а в глазах его зажёгся огонёк надежды.
    Отец Себастиан пожал плечами, поводил желваками, но потом всё-таки представил ответ, показавшийся большинству публики убедительным:
- We need to leave our main theme for giving answer on your question. What do you think about the Apocalypses? Natural disasters all over the world reporting about the Apocalypses also given in the Bible without dates. In another side, people would prepare for them much better. – Он нарочно говорил на английском, чтобы вызвать у Никиты испуг. Но этого не произошло.
- Для поиска ответа на ваш вопрос нам следует ненадолго отвлечься от нашей основной темы. Что вы думаете об Апокалипсисе? Мировые катаклизмы, предшествующие Апокалипсису, тоже только перечисляются. В Библии нет чётких дат их наступлений. В ином случае люди готовились бы к ним тщательнее, - перевела ассистентка, думая, что гостю было просто затруднительно высказывать на русском языке такую объёмную речь.
- Но о них говорили пророки задолго до пришествия Иисуса Христа: Исайя, Даниил, Иеремия, Захария. Об говорил сам Иисус, наконец, и апостол Иоанн, - с места робко подал голос Таир.
По лицу отца Себастиана пробежала тревога. Он хотел  поставить на место «дерзкого азиата», но только сделать это нужно было максимально толерантно.
- А что, в Коране об этом также написано столь подробно? – спросил он сладким голосом.
Таир осёкся. Но Никита, заступаясь за друга, бросил новый вызов.
- А в Библии написано ещё подробнее! И я не верю тем, кто вещает, что Второе пришествие Христа случится в далёком будущем, и смеюсь над теми, кто в это верит! Мы можем высчитать дату по конкретным подсказкам: указ царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима в 457 году до нашей эры, две тысячи триста вечеров и утр, необходимые для очищения Святилища, тысяча двести шестьдесят дней мерзости запустения, притом один пророческий день равен одному историческому году – так сказан было Богом пророку Даниилу!
     По залу пронёсся лёгкий гул.
Но отец Амвросий решил остановить пассаж.
- Скажите, молодой человек, вы сомневаетесь в подлинности самой Туринской плащаницы  или в подлинности нерукотворного изображения на ней нашего Господа Иисуса Христа?
- О древности плащаницы говорят результаты исследований французских учёных. Они же подтвердили, что следы на ткани – настоящая кровь, - нерешительно сообщила Илона. И тут же перехватила на себя осуждающий взгляд Никиты.
- Возможно, этому полотну и правда две тысячи лет  и изображение на нём нерукотворно. Но лично я не стал бы поклоняться ткани, в которую было завёрнуто мёртвое, хоть и святое, тело.
     Православный и католический священники одновременно ахнули в недоумении и сели. А пастор возвёл глаза к небу, с трудом скрывая радость хотя бы одном человеке, которого не коснулась тьма средневековья.
   Чтобы публика не подумала, что её друг оскорбил гостей, Илона подняла руку и спросила голосом отличницы:
- Скажите, пожалуйста, отец Амвросий, а много ли известно случаев исцеления людей после посещения храма, в котором находится плащаница, как, например, после приложения к мощам Матроны Московской?
  Настроение святых отцов после такого вопроса заметно улучшилось, но был объявлен перерыв. Продолжение семинара было назначено на 12.00.
Трое друзей быстро отобедали  в столовой и раньше всех подошли к актовому залу. Им не терпелось получить ответ на вопрос о возможной чудотворности плащаницы. Никите, к сожалению, этого узнать не удалось: Рахмет Рустемович категорически запретил ему появляться на второй части семинара.
- А в чём дело, Рахмет Рустемович? – осведомился Никита негромко, озираясь по сторонам, потому что к актовому залу уже подходили студенты, преподаватели и гости.
- Ты понимаешь, что ты натворил? Ты оскорбил иностранных гостей! Это огромное счастье, что они, как служители Господа оказались великодушными и перевели всё в шутку. Лично у меня от такого уже инсульт случился бы! – преподаватель театрально схватился за сердце.
- Я просто хотел отстоять свое мнение. Кстати, исторически и духовно справедливое! – оправдывался Никита. Но преподаватель замахал на него руками.
- Лучше иди вместе со всей группой на урок истории. Там от тебя будет больше пользы.
   Проходя мимо, брат Вальтер ободряюще похлопал Никиту по плечу. Отец Амвросий посмотрел укоризненно и печально вздохнул. Отец Себастиан не пытался скрыть злорадство.
Летягин в растерянности смотрел на друзей.
- Это же не справедливо! – вскричал он.  – Я просто хотел….
- Во всём мире только три основных религии: ислам, буддизм и христианство, разделённое на католичество и православие. Из всего остального допустимо только то, что официально разрешено законодательством Республики Казахстан, - важно произнесла Илона, пародируя голос отца Амвросия, и подняла вверх указательный палец.
- Что? – переспросил Никита, не любивший такие длинные научные формулировки.
 - В переводе на твой язык это означает: «Инквизиция не дремлет», - охотно пояснил Таир, чуть выказав зубы. И прикрыл за собой дверь актового зала.


Рецензии