Архангельский шахматно-шашечный клуб

Архангельский шахматно-шашечный клуб
при Архангельском областном спорткомитете

Создан 6 марта 1978 года.
Первый турнир республиканского уровня открылся 21 марта 1978 года

Клуб создан организатором и в дальнейшем первым директором АШШК Ратушным А.А. при огромной поддержке Льва Михайловича Фильчагина – тогдашнего председателя Архангельского областного Спорткомитета.

Кроме АШШК в Архангельске активно функционировали:
ДЮСШ№5 – шахматная детско-юношеская спортивная школа созданная Яном Германовичем Карбасниковым. С поста её руководителя только-только уволился Алексей Чуркин и на его место был назначен Владимир Николаевич Щепёткин.
ДЮСШ «Этюд» организованная великим шашечным тренером Владимиром Павловичем Балабиным.
Собственно и Владимир Николаевич и Владимир Павлович были основными моими конкурентами в среде областного центра.
Следует напомнить, а тем, кто родился позже – рассказать, что в те славные времена Архбум был частью города Архангельска.
И только позднее он превратился в самостоятельный город Новодвинск.

История организации АШШК – это сложная полудетективная история борьб амбиций и авторитетов в административно-управленческой среде.
Меня к Фильчагину направил Володя Лисицын.
Пусть вас не смущает такое обилие Владимиров вокруг меня на этом этапе моей жизни. У меня самого имелся ещё и свой собственный Владимир, родившийся 26 мая 1976 года.
Собственно именно он и был внешним побудительным мотивом ко многим принятым мною в те годы решениям.
Внутренний весомый аргумент абсолютно невидимый невооружённым взглядом.
Владимир Тимофеевич Лисицын так и не женился.
Был момент во время его учёбы в высшей школе, который он мне однажды очень подробно описал.
Но… не сошлось.
А было близко.
И Владимир Тимофеевич так и остался однолюбом до самого конца.
Это был «мой Петрарка», реальный человек, всю свою жизнь любивший одну-единственную.
Познакомились мы во дворе.
Едва я поселился на Сульфате, как в один из первых же вечеров увидел пару мужчин активно стучавших по кнопкам шахматных часов во дворе, окруженном деревянными восьмиквартирными двухэтажками.
Обычно на таком столе мужики играли в домино сидя на скамеечках.
Но тут я обнаружил пару прилично играющих в блиц партнёров.
Естественно я попросился в эту компанию и остался постоянным партнёром Владимира Тимофеевича на многие годы. Его партнёром по той встрече был другой выдающийся архангельский шахматист – Геннадий Кремлёв.
Поначалу образовалась постоянная «тройка» или, если угодно – «триумвират». Но затем с Геннадием случилась беда – ранний инфаркт, и инфаркт очень тяжёлый.
Какое-то время после временного восстановления он иногда ещё играл, хотя врачи ему это категорически запрещали. А потом, спустя несколько лет его не стало.
У меня до сих пор хранится одна из редких фотографий нашей игры на его диване.
Следует сказать прямо, что если Владимир Тимофеевич был по сути одинок, то у Геннадия была семья.
И главой этой семьи многие годы была супруга Геннадия Нонна Кремлёва – телеграфист нашего почтового отделения на Сульфате.
После службы в ВМФ я пошёл работать на почту доставщиком телеграмм и уже там познакомился с супругой Геннадия, как своим непосредственным «начальником» по работе. При этом о том, что она и Геннадий знают друг друга я долгое время даже и не догадывался.
Для меня существовал Гена, с которым мы резались по вечерам в блиц, и Нонна Георгиевна – с которой я работал. Она принимала телеграммы, а я их доставлял по всему Сульфату и округе. И лишь позднее я услышал случайно её фамилию и узнал что они – родители Алексея.
Алексея они направили ко мне летом 1979 года, поскольку он готовился к поступлению в университет и мы целое лето встречались то в Бабонегово, то на островах Северной Двины на пляжах – купались, загорали и я готовил его по истории и литературе. Это была моя первая частная практика репетиторства, но в итоге мы подружились на всю оставшуюся жизнь.
Когда я в 2005 году летом переживал последствия своего собственного обширного инфаркта, Алексей звонил мне из Архангельска и рекомендовал операцию, которую перенес он сам на сердце.
Он лучше всех понимал творчество Ильи Кормильцева и случилось так, что они родились «рядом» в 1958 и 1959 годах, а ушли совсем рядом в феврале 2007 буквально в течение нескольких дней.
Мне так и не удалось их познакомить и это несостоявшееся общение одна из самых больших потерь в моей жизни.
Во время одного из ночных блиц-матчей Владимир Тимофеевич сказал мне:
- Давай ты возглавишь областной шахматный клуб, который хочет создать Фильчагин! Вот мы тебя ко Льву Михайловичу и направим!
Я пришел ко Льву Михайловичу «для знакомства» был принят, осмотрен, оценён и мне было сразу без обиняков сказано:
- Клуба еще нет, его предстоит создавать, помещения нет, за него еще только предстоит побиться, документов никаких нет, их только предстоит разработать. Если Вы согласны, мы оформим Вас для начала кладовщиком в Соломбальский спорткомитет, но Вы будете создавать клуб, а мы Вам будем всемерно помогать. Всё остальное будет полностью зависеть от Вас. Учиться в Университете мы Вам  не помешаем. Все сессии и дипломные отпуска – Ваши!
6 марта 1978 года я расстался со своим любимым горячим цехом и содоворегенерационным котлом на ТЭЦ-2 СЦБК и приступил.
21 марта 1978 года – спустя ДВЕ НЕДЕЛИ – АШШК принял первый республиканский турнир, а Владимир Павлович Балабин и Владимир Николаевич Щепёткин признали своё поражение в борьбе за помещение – переданное навсегда под АШШК областному спортивному комитету.
Этого поражения Владимир Павлович Балабин мне не простил уже никогда.
В мае 1981 года на общем собрании любителей шахмат и шашек Архангельской области он обратился к активу с таким предложением:
- Неужели Архангельская общественность не может подыскать на пост изобретателя Мерцающих шахмат кандидатуру более достойную, чем Ратушный Алексей Алексеевич? Давайте его переизберём!

Самым главным моим кадровым достижением было привлечение в качестве ведущего «старшего инструктора» сильнейшего шахматиста области Бориса Артемьевича Радевича, с которым за годы совместной работы по настоящему крепко подружились.
Но сейчас мы вкратце опишем функциональные элементы АШШК.
Клуб расположился в новом высотном – 14-ти этажном здании в квартале от железнодорожного вокзала на улице Энгельса 118 корпус 1.
Ныне его адрес: улица Воскресенская 118 корпус 1.
Он занимал по сути весь первый этаж жилого дома кроме вставки, выделенной под вход в здание (в подъезд) с лифтами и лестничными клетками.
Турнирный зал – место проведения основных турниров шахматного и шашечного календаря области, личных и командных состязаний городского, областного и республиканского уровня. Вплоть до полуфинала личного первенства РСФСР среди мужчин – то есть турнира мастеров.
Именно в нём Евгений Андреевич Васюков давал основной сеанс одновременной игры сорока любителям при торжественном открытии клуба.
Актовый зал использовался для самых различных мероприятий но главными событиями в нём были матчи за Суперкубок Архангельской области, в которых принимали участие Павел Зарубин, Борис Радевич, Николай Викторов. Именно в нём мы собирались с Сергеем Забродиным представлять общественности выступления формирующегося ансамбля «Шахматрон»…
В учебных классах систематически вели занятия и ДЮСШ №5 и «Этюд» по шахматам и шашкам, и игрались многочисленные турниры нижнего уровня.
На базе АШШК занимались шахматами и ВОГ и ВОС (общества глухонемых и слепых) и разнообразные предприятия города.
В официальном календаре клуба числилось в год более 90 мероприятий – турниров и матчей высокого уровня.
В нём также игрались и такие удивительные турниры как Турнир сеансёров.
Именно в Актовом зале Мерцающие шахматы были представлены широкой общественности моими личным докладом.
На базе АШШК работали и все основные федерации шахмат и шашек области, города и районов.
Именно сюда стекались любители шахмат и дети влюблённые в шахматы со всей нашей великой северной области.
Существовал АШШК на полном хозяйственном расчёте, имел свой счёт в банке, заключал сотни договоров, сдавал свои помещения и оборудование в аренду под шахматные мероприятия предприятий города, а также проводил турниры, матчи, праздники.
Не счесть число грамот и медалей врученных здесь многочисленным участникам.
Из известных лиц здесь часто играли или преподавали практически все мастера и кандидаты Архангельской области и города Архангельска, в том числе такие величины как
Павел Зарубин
Владимир Маланюк
Александр Балякин

Если очень повезёт, постараюсь дополнить это краткое описание более подробными воспоминаниями.


Рецензии