Васика Тимурланга железного. Предание

 Поэма является частью цикла легенд и сказаний о древнем   
                "Шаш-Илаке"
Тягучий звук карная,*
О празднике трубил,
На Той**, всех созывая,
Обычаям служил.

И собирала радость,
Соседних всех дехкан,***
Гостеприимства святость,
За общий дастархан.

Одну лишь пела песню,
Гуляла Курама,
Все ели дружно вместе,
Из одного котла.

Так повелось когда-то,
С глубин седых веков,
Что в праздник был ты братом,
И другом для врагов.

И в страдную лишь пору,
При дележе воды,
Лелеяли там ссору,
Не избежав беды.

Слов иссякала мудрость,
И затопляла злость,
Темнел тогда рассудок,
Что выслушать пришлось.

Вот так вражда гнездилась,
Среди двух кишлаков,
Вода всё не делилась,
И проливалась кровь.

Кишлак, который  верхний,
Потоки «оседлал»,
И нижнему помехи,
Он этим причинял.

Вода Кыркызбулака,
Потоком жизнь несла,
Но год на год не всякий,
И нижний беды знал.

Воды всё не хватало,
И в скудный год Змеи
Земля вся высыхала,
И брали кетмени.****

У верхнего аула,
Ту воду, всю забрав,
Пролилась кровь разгула,
Как выясненье прав.

И вот такой болезный,
Настал лишений год,
Сам Тимурланг железный,*****
Разбил шатёр у вод.

Зелёных кущ оазис,
Святой Кыркызбулак,
На рану будто мази,
Поток тот не иссяк.

Все саи оскудели,
Лишь здесь живой поток,
Как будто с камня тела,
Вода давала сок.

И сам Тимур великий,
Отвесил здесь поклон,
И вторил многоликий,
Ему зеркальный звон.-

«Какое ж это счастье,
Поблизости здесь жить,
Природа, что прекрасней –
В гармонии с ней быть?»

Но тут его охрана,
Вдруг привела толпу,
Калеченные в ранах,
Кровь капает в траву.

— «Великий повелитель,
Рабов нас рассуди.
Имел, чтоб каждый житель,
Достаточно воды.

И дайте нам Васику,******
Чтобы владеть водой.
Решением великим,
Мы обретём покой.»

Опять пошли там споры,
И длились горячо.
— «Чтоб кончились раздоры,
Всех выпороть камчой!»

А после всем решенье,
Своё он огласил: —
«Моё вам повеленье,
Должны вы принести.

Кто первый даст мне в руки,
Горячую кульчу.********
И власть тому порукой
Я грамоту вручу»

Как, вобщем ожидалось,
И кто-то предсказал,
Опередив на малость
Что верхний  подбежал,

Заветную Васику ,
Вручили кишлаку,
Фигура тут возникла,
Старик держал кульчу,—

«О, грозный повелитель!
Лепёшка руки жжёт,
Я просто ждал, поймите,
Когда тот жар пройдёт.

Ведь царственные руки,
Обжечься не должны,
Какие это муки.
Не надо Васики!»

Тимур тут удивился,
И речь он произнёс —
«Здесь мудрость проявилась,
Но я решенье внёс.»

На ухо тут Тимуру,
Шепнул что-то старик,
Взглянул уже не хмуро,
И озарился лик —

«Высокую плотину,
Должны вы возвести,
Иначе не быть живу,
Всем головы снести!

И с крепость высотою,
Должна она стоять,
Не то от вас не скрою,
Мой гнев вам не унять!»

И съехались все люди,
Сбежался весь народ,
Ведь труд – основа буден,
И дел невпроворот.

И стали насыпь делать,
Блестели кетмени,
Работа так кипела,
В согласии, в любви.

И вот с восходом солнца,
Плотина вознеслась.
А в озере до донца
Вода, как родилась.

Созвал карнай тягучий,
Оповестил восход,
Как Тимурланг могучий,
Объединил народ!

И был великий праздник,
Все собрались на Той.
В народе нет боязни,
Что будет тут с водой.

За общим дастарханом
Сидел Тимур эмир,
И над Илакским ханством
Спокойствие и мир.
      
Стих написан на легенду, записанную И.В.Печуркиным со слов Насырова г.Алмалык 1967г

* Карнай – узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент  с длинной трубой.
**Той  [тюркск.] у народов Средней Азии: праздник, сопровождающийся пиршеством, народными развлечениями и др.
***Дехкане-узб крестьяне,земледельцы
****Кетмень-орудие для земледелия, наподобие мотыги
*****Тимурланг железный – Амир Тимур
******ВасИка – высокая грамота повелителя.
*******Кульча – лепёшка


© Copyright: Таня Калистратова, 2017
Свидетельство о публикации №117052502101


Рецензии