26. Как верить в благость в земле живых?

Просто верить!

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 26.

"Господь – свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?"

Святой Божий человек осознаёт, что он светит отражённым светом, – как луна. А свет исходит от Творца: «Господь – свет мой».
Бог, который есть свет для верующего, является силой его жизни. Это свет, не только благодаря которому, но и в котором человек живёт и движется. Поэтому укрепляться можем только в Боге: «Господь – крепость жизни моей».

"Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут."

Стих в данном синодальном переводе по непонятным соображениям звучит в будущем времени. Между тем перевод Теилим говорит о том же во времени настоящем: «Когда приблизились ко мне злодеи, чтобы пожрать плоть мою, противники мои и враги мои, – они-то споткнулись и упали».
В духовном мире, из которого как бы «транслируется» то, что должно произойти, нет прошедшего и будущего. Там – корни всего, самая суть.
Думается, что Давид отразил непреложную суть, а не предположение.

"Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться."

В этом синодальном переводе видим тавтологию «ополчится полк». Древнерусское слово «полкъ» обозначало ополчение округа, области, района и являлось транслитерацией древнееврейского (и библейского) термина административного деления «пэлэх» – округ.
А вот перевод Теилим: «Если обложит меня неприятельский стан, не устрашится сердце мое; если встанет на меня война – и тут уповаю я на Господа».
Если бы звучало «ополчится враждебное окружение» – может, так было бы точнее?
Часто встречающаяся в разных переводах игра словами далеко не всегда способствует точной передаче смыслов.
Нет сомнений в богодухновенности первичных текстов, но они почти всем нам недоступны. Поэтому для понимания бывает полезнее «слушать» духовное ощущение. Смысл может прийти через него. Если, конечно, есть такое ощущение и слух для оценки «духовных вибраций». 

"Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его,"

Блаженство пребывает не в стенах храма, а в Боге.
Пётр, защищая своего Учителя в Гефсиманском саду, отсёк ухо у раба первосвященника, но Иисус сказал ему: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».

Единственным Его стремлением было пребывать вместе с Отцом, даже если путь к Отцу лежал через чашу мучений и позорную казнь. Христос был готов претерпеть самый тяжкий крест распятия.
Это – истинное устремление к Высшему, к Творцу и Духу Его. Устремление, полное решимости этого добиться, когда ничто не может помешать в этом.

Вот и Давид устремлён к постоянному общению с Богом, это бодрит его уверенность в Боге, он ощущает и осознаёт цельную любовь к Господу. Он чувствует себя Его частью, идя дорогой своего долга и на этой дороге ближе знакомясь с Ним.
Он желает этого как высшего блага, как Божьего благоволения. Он не уставал молиться об этом; он все свои планы строил так, чтобы достичь этого.

Тот, кто истинно желает общения с Богом, будет неустанно искать его. Если сердце свидетельствует, что ты получаешь удовольствие от общения с Богом больше, чем от чего-либо другого, то это рождает упование на Него, а также является если не свидетельством, то признаком того, что ты - тот, кого Он знает как Своего.

Давид желал пребывать в доме Господнем не для того, чтобы там укрываться от наседавших на него врагов. Нет, он искренне хочет «созерцать красоту Господню и посещать храм Его».
Глазом веры и святой любви мы имеем удовольствие созерцать эту красоту, имеем радостную возможность заглядывать в то, что восхитительно. И через это получить наставление в исполнении своего долга,  и получить через это высшее удовлетворение – ощущение наполнения светом.

Вместо созерцания «красоты» другие переводы предлагают увидеть «милость» Господню. Кому что больше нравится.

Но ничего не может укрепить так, как обетование о спасении в жизни вечной – в «доме Господнем».

"ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу."

Скиния в духовном понятии – это место, где проявляется Творец, или центральная точка, в которой «земля соприкасается с небом». Для человека это высшая точка достижения – точка слияния с Господом, спасения в Нём.

Благодатное присутствие Бога, Его сила, свидетельство действия Его Духа в сердце – всё это Его скиния, и в ней дети Божии находят уверенность в спасении и спокойствии, уверенность в благости того состояния, в котором они будут пребывать, которое Бог обещает всем любящим Его.

Они оказываются вознесёнными на скале, которая не уйдет из-под ног, на которой обретается твёрдое основание. На высокой скале разъярённые волны бушующего моря не достанут (Пс. 60:3).
Скала в духовном смысле – это высокая ступень духовного развития, отражающая достижение единства, а море здесь – сила стихии, от которой на скале можно укрыться, но которую невозможно перейти с неисправленными эгоистическими мыслями и намерениями. И следующая ступень достижения – переход в состоянии «вне себя», в альтруистических намерениях и мыслях, из-под власти эгоизма, называемой «этот мир», в будущий мир, в «землю живых», о чём будет сказано далее.

"Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом."

Голова есть та часть зародившейся духовной сущности человека, которая хочет уподобиться высшему, раскрывает такое намерение, силу, необходимость, планирует и выполняет это.

"Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи."

Давид ожидает ответа на молитву не по своим собственным заслугам, а по Божьей милости: «Услышь, Господи, голос мой… помилуй меня и внемли мне».
Он раскрывает истинную природу и веры, и поклонения: это – поиск лица Божьего. Из многих свидетельств известно, что это же было основной целью и стремлением всех святых.

Творец насыщает всё живущее, но лишь сияние Его лица удовлетворит желание живой души. Бог призывает искать Его лица тихим шёпотом Своего Духа, воздействуя на человеческую душу. Он призывает Своим словом и особыми провидениями, милостивыми и огорчающими. Когда по глупости мы начинаем уделять много внимания ложной суетности, тогда Бог из любви призывает искать настоящие ценности, оставив ложные.

Искать лица Творца, искать всегда и во всём – это основа и веры, и пути, и исправления, и спасения. Потребность искать лица Господа заложена Создателем в сердце человека – это «точка в сердце», открытая для духа. Из этой точки под действием духа развивается душа, познающая и вмещающая Творца .

"Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!"

Давид раскрывает сущность страха Господня. Этот страх не в том, что Бог неотвратимо накажет за что-то неправедное. Когда Всевышний скроет лицо Своё – это страдание, страдание и изнуряющее, и отрезвляющее.

Он просит Бога о благоволении, чтобы Господь не отвернулся от него. Он осознаёт, что заслуживает недовольства Бога, но просит, чтобы Бог исправил его и не лишал Своего присутствия, ибо, что такое ад, как не это?!

Давид просит, чтобы Бог не удалял воздействие Своей силы, ибо тогда он беспомощен; не удалял Своей доброй воли, ибо тогда он безутешен.

"ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня."

В рассматриваемых духовных смыслах «отец» и «мать» не имеют отношения к родителям, а относятся к двум разным духовным свойствам, которые создают «систему рождения нового». От «отца» исходит свет жизни, от «матери» – свет заботы.
«Оставили меня» означает запрет на получение прямого света от духовной системы «отец и мать», ибо это оставит плод без развития – он просто снова «растворится» в этом свете.
Поэтому сказано: «Наготы отца твоего и матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы её» – свет скрывается в соответствующих «одеяниях». И не откроется свет до тех пор, пока плод не сможет принять эти свойства не только ради получения, но и последующей отдачи.

«Господь примет меня» – это указание на то, что только через Творца, через достижение подобия его свойствам отдачи и любви происходит нужная «модуляция».

Всё это относится к нашей природе, и говорится о том, как нам её можно исправить, как через «сиротство» в этом мире подняться на следующую ступень и начать существовать в ином, в духовном измерении, где единство и взаимосвязи отдачи и любви.

"Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих,"

Это молитвенное прошение о божественном водительстве, о возможности понять значение высших провидений, о даровании мудрости через правду знать свой долг в каждом сомнительном случае, чтобы идти верно и уверенно.

Это – не политика власть имеющих, а открытость и честность. Это выбор правды и достоинства совести.

Но… Ради врагов?! Давид везде просит кары на головы злонамеренных и нечестивых врагов, а здесь ищет наставления по стезе правды ради них же, живущих ложью?

Здесь нет никакого противоречия, здесь – осознание единства и борьбы противоположностей, «инструмента» реализации великого замысла Творца к исправлению ОБЩЕЙ души, и уже через пару строк прозвучит: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых».

"не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою."

Свидетели лживые, дышащие злобою – это атрибут мира, находящегося под управлением сатана (сатаны в нашей традиции).
И в этом видим параллель качеств Давида с образом Христа. Давид не хочет противостоять им такими же методами, плодящими зло, и обращается за защитой к Всевышнему.

"Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых."

В переводах с иврита на русский эта строка звучит: «Если бы не верил я, что увижу благо Господне в стране живых...»

То есть Давид верит, что увидит, но… Он уже ПРЕДвидит, что это будет не в его мире, а на земле (в стране) живых. В духовном смысле живые – это имеющие живой дух. Это предвидение связано, ни много ни мало, а с сущностью будущей христианской веры – с миром Христа как земли живых. Земли живых как духовном пространстве, которое Бог благословит и даст нам, чтобы жить вечно в Нём и перед Богом, и вместе со всеми живыми душами, соединёнными в этом пространстве.
А посему,
"Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа."

Это рожденный жизненным опытом совет праведника, который всегда искал Господа, и уповал на Него. Он так жил и держал путь в землю живых и жизнь вечную.


Рецензии
Вячеслав!
Как верить в то, что щедрыми багословениями и огромной радостью наполняется жизнь тех, кто жаждет духовного приобщения и наполнения, радости познания мудрости Божьей, мудрости, которая и есть та скала, где земное соединяется с НЕБЕСНЫМ,
как поверить?
Просто верить.
Какое полное и исчерпывающее толкование Вы, Вячеслав, даёте по псалму, хотя мы понимаем, насколько это бездонная тема по мере нашего возрастания во Христе Иисусе!
БЕСКОНЕЧНО БЛАГОДАРНА ВАМ ЗА ВАШУ РАБОТУ БЛАГОВЕСТНИКА!
ЩЕДРЫХ ВАМ БОЖЬИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ НА ПУТИ ВАШЕМ!

Натали Соколовская   04.09.2020 19:42     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за столь высокую оценку.
Да пребудет с нами Господь, чтобы направить, наставить и исправить, и чувствовать в этом наполнение душе!
С уважением,

Вячеслав Абрамов   05.09.2020 16:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.