Российское казачество

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА: ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
               
   Казачество - самобытное служивое сословие, сформировавшееся в течение ряда столетий из представителей кровно-родственной ветви свободолюбивых славянских народов.

Войсковой старшина историк и писатель Валерий Шамбаров изучавший этимологию слова, «казак», сделал вывод, что оно осмысливается с различных, в том числе и древних языков, и означает одно. «…В буквальном переводе – что-то вроде «вольник»(1)

Используя  научную терминологию, казачество можно представить как преимущественно пассионарный слой русского народа, всё больше и больше принимавший на себя ответственность за судьбу государства.

Казачество формировалось в конкретной природной и социальной среде на территории Великой, Малой и Белой Руси и распространилось широкой полосой в Центральной России, на Дону, на Южном Урале, и по окраинам землям Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, а также Юга Российской Империи. Казачество традиционно  брало на себя функции её защиты.
 
По мнению историка казачества С.Ауского, основным предназначением казака была охрана границ и военная служба в конных войсках. Он также отмечает, что казак изначально не был крестьянином. Их ареал расселения он определяет так: «Казачьи поселения у восточных славян находились в пограничных областях – в Запорожье, вдоль рек Дон, Кубань и Терек, в горных районах Кавказа и в Южной Сибири. С конца ХУ в. в казаки начинают организованно селиться на ливонской (литовской) границе в Белорусии, а с ХУ1 в. – вдоль южной границы Московской Руси. Казачество теряет независимость и попадает в кабалу лишь в 1920 г….».(2) «За всю историю казачества лишь в ХХ в., после поражения в войнах, прокатилось две волны вынужденной эмиграции, в 1920 и 1943 г.»(3)  Казачество было опорой государства, именно оно поголовно встало за сохранение русской государственности. Но силы оказались слишком не равны. Поэтому именно на него, на казаков был направлен главный удар, уничтожающий чуть ли не поголовно это государственно-мыслящее сословие, со стороны захвативших власть в России инородцев - представителей интернационал-глобалистской идеологии, претендующих вот уже боле двух тысяч лет на мировое господство.
    
Казачество являлось весьма значимым для государства сословием. Существовала на Руси поговорка: «Царство расширяется в седле казачьего коня». «История  этого уникального самобытного свободного «войскового товарищества» - указывал в своём исследовании историк казачества В.М.Безотосный,  - … таит в себе немало тайн и неожиданных открытий для современных учёных.

Общественная организация, жизненный уклад, культура, фольклор, повседневный быт, идеология, психология и поведенческие стереотипы казаков всегда отличались  от порядков, заведённых у других жителей Российского государства.

И всё это несмотря на одного Царя, единый язык, религию… Имела место даже определённая отчуждённость казачества, организованного по военным канонам станичной жизни от остального населения Империи.

Все различия были следствием развития определённых исторических и социальных условий. Казачество являлось, в первую очередь, универсальным родом войск.

Во все времена казаки считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты по праву оценивали казачью конницу в мире лёгкую кавалерию… »(4)
   
Начиная с XYI в. на землях к северу от Чёрного моря появляются казачьи войска. Все они располагались с запада на восток: сначала – Запорожское, потом – Донское Горское, терское, волжское и Яицкой, позднее переименованное в Уральское.

Войско Оренбургское (XYIIв) было первым казачьим войском в азиатской части России. Войско Оренбургское выделялось среди остальных казачьих войск высоким процентом грамотности населения (Х1Х в.) и количеством школ, намного превосходившим средние цифры в европейской России.  Далее на восток располагалось Войско Сибирское, образованное в 1760 г. В Забайкалье в 1851 году казаки получили статус Забайкальского казачьего войска. В начале ХХ века в войске было 91 тыс. мужчин и 81 тыс. женщин, из них 25 тыс. исповедовали ламаизм. В 1867 году было образовано Семиреченское казачье войско к 1906 году насчитывающее 35 тысяч человек.
   
Можно процитировать слова великого подвижника, ярчайшего военного мастера Слова, атамана Всевеликого Войска Донского Петра Николаевича Краснова из его книги «Картины былого Тихого Дона», опубликованной в 1909 году: «Бросим взгляд… на почти четырёхстолетнюю историю войска Донского. Четыреста лет тому назад сильные духом, воинственные, предприимчивые русские люди идут и селятся по Дону, смешиваясь с жившими там раньше воинственными народами.
   
И вот, во дни порабощения России, её бессилия и неустройств, на южных пределах её, без её участия и ведома, сама собой встала живая стена, составленная из воинов, удальством своим долго изумлявших окрестные края.

От берегов Днепра и вдоль по Тихому Дону перстом Всевышнего проведена была блестящая черта: она должна была, как межа означить будущие владения России.

Когда же русские владения дошли до этой черты поселений казачьих, то черта естественным образом стала тянуться и передвигаться на нескончаемое пространство.

Казаки прошли на Кубань и Терек, перевалили с Ермаком Уральские горы и дошли до Амура и Великого океана. У границ Индии сторожевыми постами в Средней Азии стали уральские, оренбургские и семиреченские казаки – внуки и правнуки донцов.

Эти люди составили самостоятельную общину, и тогда, когда Русь московская трепетала перед турецким султаном, казаки на свой страх и риск воевали с ним, отбирали у него города и крепости и заставляли покоряться саму столицу турецкую – Царьград.

Наши деды самостоятельно завоёвывали царства и подносили их Русскому царю. Всюду и везде они наступали, повсюду несли победу и веру христианскую и перед именем их трепетали все окружающие их народы.

И когда окрепла Русь, родные братья её – донские казаки слились с нею совершенно и стали воевать (совместно – СП) с русскими полками.
   
Заслуги их перед Россией неисчислимы.

Они воевали во всех войнах, они одолевали свирепых турецких янычар, с одними пиками брали крепости, они побеждали поляков.

Умные, отлично образованные донцы в первые годы своего существования вели переписку с иностранными государствами, слившись с Россией, стали учителями русского флота и русской конницы.

Перед ладьями донскими сдавались турецкие, персидские, и английские корабли, под налётом лихих лав казачьих таяла и гибла лучшая конница мира – немецкие гусары Зейдлица и Цитена, и конные полки Наполеона, руководимые Мюратом.

С улыбкой на устах, с молитвой перед Всевышним  в душе, с горячей любовью к Тихому Дону, в твёрдом исполнении заветов предков, в служении Царю по обычаю отцов и дедов. (…)

Быть донским казаком! Какое великое счастье!

Но для этого мало родиться на Дону от донского казака и казачки – нужно стать донским казаком, стать лихим конным воином.

Нужно помнить те великие заветы, которыми наши деды провожали в жизнь отцов наших. Подготоившись усердной молитвой перед Господом, они благословляли их на подвиг бранный, подвиг военный. (…) С малых лет готовился казак быть воином, учили его этому отец и дед, мать и бабка, повторяя святые слова молитвы, говорили мальчику казаку о славе донской, пели славные песни донские»(5).   

Казачество на протяжении веков доказало свою преданность Российскому государству и в годины тяжелейших испытаний вставало всей частью своего мужского населения, способного носить оружие, на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, в Русско-Турецкие войны, в Мировую войну  и Великую Отечественную.    

Исследователь казачества, А.А.Гордеев пишет: «Казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. Среди различных частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи области, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны.

В условиях  строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключение и пользовались  известной автономией и управлялись на основе «Особого Уложения  об управлении Войска Донского», распространившегося и на другие казачьи области»(6)

Доля казачьего населения составляла около 2,6% всего населения России. «Во время Первой мировой войны казачество выставило 162 конных полка и свыше 170 отдельных батальонов и сотен»(7).
   

***
---
1. Шамбаров В.О происхождении слова «казак». // «Казачий взгляд», №4(100), апрель 2006г.
2. См.: Ауский С. Казаки. Особое сословие, М., Олма-Пресс, 2002, С.9.
3. Там же, С.10.
4. Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 г. М., РОСПЭН, 1999, С.7.
5. (Краснов П.Н.)* Картины былого Тихого Дона, М., Граница, 1992, Т.2. С.195-197.
6. Гордеев А.А. История казаков, Ч.1, М., «Страстной бульвар», С.4.
7. Ауский С. – Там же, С.10
8. Порохин С.А. Собрались казаки на учения… Бурятия, Улан-Удэ, 29.10.1992.
9. Казачий Вестник Забайкалья №4(21) апрель 2003 г.
10. См.: Решения Второго Всемирного конгресса казаков Новочеркасск, 10.9.2005г.               
11. Утверждён постановлением Совета Атаманов Союза казаков России,  №3 от  19 февраля 2006  г.
Не осмелилось даже в 1992 г. такое солидное издание как «Граница» прямо назвать автора «Картин…» - П.Н.Краснова!


Рецензии