6 основных тем в хорроре

   Если внимательно присмотреться к жанру ужасов, то можно обратить внимание, что в действительности там постоянно присутствуют только шесть моделей сюжета. Их даже можно определить по названиям первоаналогов:

1. Модель «Франкенштейна» (готический хоррор) – кстати, именно, роман Мэри Шелли я считаю первым чистым хоррором в мировой литературе, первым образцом произведения написанного в таком жанре. Эту схему можно определить как «я и монстр» (неважно какой условный «я», и кто этот «монстр»). Просто  в тексте присутствует дуальная схема: некоторое условное «добро» противостоящее некому условному «злу». Есть добрая сторона и некоторое чудовище, которое может всех сожрать. По этой схеме, кстати, работают почти все романы Стивена Кинга.

2. Модель «Лягушонок» (автор ее Э. По) – сюжет перевертыш «монстр – это я». Сюжет, в котором главный положительный персонаж оказывается чудовищем. Переворот в самом конце или по ходу сюжета. Тоже популярная схема, но требующая большего мастерства, нежели «схема Франкенштейна».

3. Модель «Странная история» (автор Р. Стивенсон) - «Монстр внутри меня». Это когда положительный и отрицательный персонажи существуют в одном теле. Одно тело способно одновременно и на добро и на самое страшное зло. Иногда они перевоплощаются друг в друга, иногда зло просто укрывается под личиной доброй сущности. Схема очень сложная и требующая высочайшего мастерства! 

4. Модель «Война миров» (автор Г. Уэллс) – «Монстр вокруг меня». Тут чудовище не персонифицировано, а распылено в виде множества носителей вокруг главного героя или группы героев, которые с ним борются. Это и вторжение инопланетян или других тварей либо любая апокалиптика и космические ужасы и темы «заражений», все темы зомби, пираний и так далее.

5. Модель «Дагон» (автор Г. Ф. Лавкрафт) – «Я не знаю где этот монстр». Тут чудище выведено из ближнего круга противостояния героя с чем-либо и находится где-то за кадром, как нечто влияющее на судьбу персонажа.

6. Модель «1408» (С. Кинг) или «Убик» (Ф. Дик) – «Монстра нет». Механизм этой темы заключается в том, что монстра или чудовища нет, а главного героя просто преследуют его собственные видения или галлюцинации. Самая сложная из всех схем, что существует.

Спасибо за внимание!

Лев Вишня.


Рецензии
Лев, где-то в середине 80-х мне приснился сон-кошмар.

В СССР произошел антисоветский переворот, власть захватили антикоммунисты, предприятия переданы в частные руки, Красное Знамя сброшено с Кремля и заменено триколором, свергаются памятники Ленину, Дзержинскому, Свердлову и другим советским деятелям и все такое прочее.

Я проснулся в холодном поту и подумал: "Слава Богу, это только сон. В жизни такое, слава Богу, невозможно".

Сергей Столбун   18.06.2019 11:12     Заявить о нарушении
Ну в принципе в середине 80-ых этот "страшный сон" уже можно было предугадать.
Хотя если сравнивать Николая Второго и Горби, Горби пролетает в тысячу раз.

В отличие от царя он реальный предатель, безвопросный.

Лев Вишня   19.06.2019 18:57   Заявить о нарушении
В свое время я беседовал с сербами и они мне признались, что ненавидят Тито.
Я их спросил: "за то что он хорват", они ответили: "черт он, а не хорват. И вообще никто не знает кто он по национальности".

Вот так:-)

Лев Вишня   19.06.2019 19:00   Заявить о нарушении
"Механизм этой темы заключается в том, что монстра или чудовища нет, а главного героя просто преследуют его собственные видения или галлюцинации. Самая сложная из всех схем, что существует"...... В жизни такое, слава Богу, ...возможно".
.. Большинство пребывало в белой горячке.. 197...ые 80-ые...

Самсонов Николай Анатольевич   07.02.2021 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.