Высыхание Евразии

Тi щасе соуте велма прчеста
бо теден же сме
такоу ясна
А сушна бя на ны зурiва
Тако жiтва се не уроде
А пре то ж iдяхом
на земе iну
а тамо сме удержехом
Влескнига. Дощ.6е Те времена суть весьма пречисты, потому как таким образом нам ясно (т.е. возможно, помня о том, что случилось в прошлом, нынешнее нам ясно, и как вести себя). И сушь нашла на нас суровая. Так жито не уродилось, и оттого пошли мы на землю другую, и там удержались (перевод и комментарий Н. Слатина)
 
Стремительное высыхание Аральского моря
В 1904г. Петр Алексеевич Кропоткин прочитал в Королевском Географическом обществе доклад «Высыхание Евразии». Суть его новой идеи заключалась в утверждении закономерной смены ледникового периода озерным с последующим прогрессирующим высыханием территории, некогда занятой ледником. В подтверждение этой мысли он приводил известные факты сокращения размеров озер признаки былого впадения Амударьи в Каспий и предлагал систему мероприятий, с помощью которых человечество смогло бы замедлить или вовсе предотвратить развитие этого нежелательного природного процесса. Это - искусственное облечение безводных местностей, шлюзование рек и устройство артезианских колодцев в степях и пустынях. Можно ли воспрепятствовать процессу высыхания озер - тем одной из статей, помещенных Кропоткиным в «Санкт-Петербургских ведомостях» еще в 1869 году.
Также давнюю историю имеют истоки его концепции существования озерного периода. Они обнаруживаются в письмах Кропоткина из Финляндии и в «Исследованиях о Ледниковом периоде». Спустя 23 года он развил давние свои наблюдения в целостную теорию и в докладе на заседании Географического общества в Лондоне утверждал, что наблюдавшееся в Евразии ослабление увлажненности - прямое следствие ледникового периода, завершившегося периодом озерным. При этом Кропоткин ссылался на карту почв Европейской России, составленную В. В. Докучаевым, на работы европейских географов и климатологов. О том, что идеи Кропоткина о послеледниковых изменениях климата повлияли на взгляды основателя науки о почвах Докучаева, писал в 1909 году В. И. Вернадский.
Обсуждение доклада о высыхании Евразии было оживленным. В нем приняли участие Мартин Конвей, рассказавший о наблюдавшемся им понижении уровня озера Титикака в Южной Америке; исследователь Кавказа Дуглас Фрешвильд, подтвердивший идею Кропоткина данными о повсеместном сокращении ледников, что является очевидным признаком иссушения, и другие ученые. Кропоткин поблагодарил выступивших, выразив особое удовлетворение тем, что дискуссия осветила проблему с разных сторон. Доклад был напечатан в журнале Общества, а затем издан отдельной книгой. И тогда у нее появились критики. Сред них - русский географ и биолог Л.С. Берг, доказывавший в своей работе «Высыхает ли Евразия?» что факты не подтверждают концепции Кропоткина. По данным Брега, уровень Аральского моря в последнем двадцатилетии XIX века неуклонно поднимался. Однако согласно современным представлениям, речь может идти о циклических колебаниях увлажннености материков: периоды сухие и влажные чередуются. Эта теория как бы примиряет две точки зрения...
В.А. Маркин. Неизвестный Кропоткин. М., 2002
https://vk.com/doc399489626_473292903
 
1. Многочисленные факты, собранные исследователями за последнее время в Центральной Азии, свидетельствуют о том, что весь этот обширный регион с начала исторической эпохи находится в состоянии быстрого высыхания. В настоящее время величина испарения во всей Центральной Азии намного превышает количество выпадающих осадков, вследствие чего из года в год пределы пустынь расширяются, и лишь в близком соседстве гор, на вершинах которых конденсируется влага, жизнь и сельское хозяйство возможны благодаря ирригации.
Повсюду в Центральной Азии в изобилии встречаются следы высыхания, которое идет с большой скоростью в течение всего исторического времени. Не только у подножия гор, окружающих Восточный Туркестан, но и в глубине безжизненной песчаной пустыни Такла-Макан исследователи, среди которых особого упоминания заслуживает Свен Гедин, открыли руины богатых городов и монастырей, остатки оросительных систем среди засушливых пустынь, где теперь жизнь невозможна. Далее на восток в бассейне Лоб-нора вся треугольная низменность между Таримом на западе, сухим руслом Конче-дарья на севере и южным берегом озера Кара-кошун-куль на юге, занятая теперь безжизненной пустыней, по всем данным, в не слишком отдаленные времена была занята огромным озером Лоб-нор, которое в позднейшую эпоху, согласно китайским историкам, распалось на несколько меньших озер, последним из которых и является Кара-кошун-куль.
Область южных предгорий Восточного Тянь-Шаня, включая впадину Люкчунь и далее равнины Джунгарии, была занята многолюдными городами, монастырями и селами. То же можно сказать и о большой части Гоби, а также, без сомнения, о большей части нижней террасы высокого плато Восточной Азии.
В целом совершенно ясно, что в историческое время Восточный Туркестан и Центральная Монголия не были той пустыней, какой они являются теперь. Здесь было многочисленное население, обладавшее некоторой цивилизацией, имевшее самые живые связи с различными областями Азии. Все это теперь исчезло; по всей вероятности, именно быстрое высыхание заставило жителей этого края устремиться через Джунгарские ворота на равнины Прибалхашья и Приобья и, тем самым вытесняя оттуда прежних обитателей, породило великие переселения и вторжения в Европу первых веков нашей эры.
На западе Центральной Азии Аральское и Каспийское моря являются лишь небольшими остатками огромного морского бассейна, который некогда занимал территорию нынешних туркменских пустынь. Свидетельства древних греков и арабских географов, собранные воедино несколько лет тому назад проф. Оскаром Ленцем для Русского географического общества, не оставляют никаких сомнений в том, что около 2000 лет тому назад, а возможно, и гораздо позже Аму-дарья впадала в Каспийское море. Однако русские исследователи Закаспийской области, можно считать, доказали, что не Аму-дарья несла свои воды далеко на запад к нынешнему Каспию, а Каспийское море тянулось дальше на восток, до соединения с нынешним Аральским озером, простираясь в северной части до Перовска на Сыр-дарье (65°30' в.д.), а в южной принимая Оксус (античное название Аму-дарьи) под 60° в.д.
 
Постплиоценовая трансгрессия Каспийского моря в конце ледникового периода
 
Постплиоценовая трансгрессия Каспийского моря в Арало-Каспийской низменности
Однако признаки недавнего высыхания не ограничиваются одной только Центральной Азией, т.е. областью, не имеющей в настоящее время стока в океан.
Разительные свидетельства высыхания имеются в Юго-Западной Сибири в виде группы больших озер - Чаны, Абышкан и Сумы-Чебаклы. Случайно мы располагаем съемками этих озер, относящимся к 1786, 1813-1824, 1850-1860 и 1880г.; эти съемки опубликованы Н. Ядринцевым. Быстрота высыхания мелководных озер этой группы просто поразительна. Озеро Чаны значительно уменьшилось в размерах за последние сто лет, и вскорости оно распадается на два озера, тогда как озера Сумы, Молоки и Абышкан за время с 1850 по 1880г. сократились до размеров небольших прудов. Вдоль берегов озера Чаны, на земле, которая еще в начале XIX в. была под водой, выстроена дюжина деревень, а еще восемь деревень стоят там, где раньше было дно озер Абышкан и Молоки. Правда, согласно недавним сообщениям, озера этой группы незначительно увеличились в размерах; они, по-видимому, снова достигли тех размеров, которые имели в середине прошлого века, однако они не достигли и, по всей вероятности, никогда не достигнут тех размеров, какие они имели в конце ХVIII в.
То же самое справедливо и для озера Арал. Благодаря периоду повышенного количества осадков, который начался несколько лет тому назад, Аральское озеро с 1891г. вновь начало затоплять части побережья, некогда оставленные им. Его воды, поднявшись за последние 12 лет примерно на 4 фута, вновь заполнили часть Айбугирского залива; но никто не ожидает, конечно, что озеро, скажем, достигнет плавней в низовьях Сыр-дарьи, у Перовска, когда-то входивших в состав того же Арало-Каспийского бассейна, и снова затопит их.
Высыхание не ограничивается Азией. Имеются многочисленные свидетельства того, что огромные пространства Европейской России, когда-то занятые озерами и болотами, сейчас совершенно высохли. Так, известно, что монголы, вторгшиеся на территорию России в 1238г., не могли достичь Новгорода на своих лошадях, потому что эта северная республика была окружена непроходимыми болотами, которые можно было пройти только зимой. Подъем территории, составивший за восемь веков, прошедших с монгольского нашествия, не менее 16 футов, и улучшение стока, вызванное естественным углублением речных русел, в значительной степени осушили болота озерного Новгородского края. То же самое произошло во всей Северной России. Все исторические свидетельства указывают на то, что семь-восемь веков назад Северная и Средняя Россия была покрыта гораздо большим числом озер и болот, чем в настоящее время.
Высыхание болот, озер и рек в центре и особенно на юго-востоке Европейской России - явление, также повсеместно отмечаемое в течение XVII, ХVIII и XIX вв. Этот факт объясняют, конечно, уничтожением лесов. Не отрицая того, что оно оказывает определенное влияние на уменьшение количества осадков и особенно на сокращение количества влаги, удерживаемой почвой после таяния снега, мы не можем не согласиться с выводами Богуславского относительно Волги. Своими плювиометрическими измерениями он доказал, что даже то огромное уничтожение лесов, которое имело место в России за последние два века, совершенно не может объяснить значительного сокращения годового стока Волги, которое наблюдалось в течение XIX в.
2. Таким образом, нужно признать, что в течение всего исторического времени в Северной Азии и Европе происходит высыхание в широких размерах; однако можно задаться вопросом, не является ли это высыхание лишь временным явлением, не начнет ли маятник двигаться в другую сторону, вследствие одного из тех колебаний, которым мы знаем столько примеров в природе, и не начнут ли страны, ставшие пустынями за последние тысячу лет, снова получать обильные осадки, не сделаются ли они снова плодородными и цветущими. Однако факты говорят о том, что высыхание, о котором свидетельствуют исторические документы, является лишь частью того высыхания, которое идет во всем Северном полушарии в течение геологического периода, в котором мы живем, т.е. послеледникового периода.
Высыхание Евразии - не только физико-географический, современный факт. Это - геологический факт, который всецело обусловлен предшествующей геологической эпохой, и его следует рассматривать в связи с ней.
...
10. Словом, по всей поверхности Европы и Азии, особенно в северных, а также в возвышенных областях, мы находим следы высыхания, шедшего непрерывно с конца великого оледенения и продолжающегося в настоящее время. Это не временное явление, с которым можно было бы бороться. Мы живем в геологическую эпоху высыхания - в эпоху, для которой высыхание так же характерно, как для ледникового периода ежегодное накопление не испарявшейся и замерзавшей влаги. Более того, эта эпоха высыхания с необходимостью вытекает из предшествовавшей эпохи оледенения.
Феномен высыхания не ограничивается и какой-либо небольшой частью континента. Оно охватывает всю область, некогда покрытую ледником. Высыхает не только Центральная Азия; такое же будущее ожидает Прикаспийские степи Нижней Волги, а также и весь юго-восток России. Высыхание этих областей становится все более и более очевидным. Однако его нельзя объяснять, как это часто делается, уничтожением лесов в Северной России. Мы должны видеть в высыхании геологический факт, независимый от желаний человека; и поскольку этот факт для людей науки должен явиться важным направлением будущих исследований, имеет смысл озаботиться о мерах борьбы - по крайней мере в пределах возможного - с наступающей засухой. Такими мерами, я думаю, могут стать крупномасштабные лесонасаждения с помощью артезианских скважин в угрожаемых районах, которое, кажется, дает хорошие результаты в Северной Африке, или любые другие меры, которые подскажут сознание опасности, и будущие исследования
Публикуется по: The Desiccatien of Eur-Asia / Geogr. J. 1904. Vol. 23. P.726-741. Пер. с англ. А.В. Бирюкова
Петр Алексеевич Кропоткин. Естественно-научные работы. Москва, Из-во Наука, 1998г. Серия - Научное наследство. Том 25. Высыхание Евразии (1904). с.210-218, комментарии с.257-258 (Доклад, прочитанный 1 февр. 1904г. в Королевском географическом обществе (Лондон) и напечатанный в Geographical Journal (1904. Vol.23, N6). После доклада выступили…Милль указал, что крупномасштабное высыхание должно нарушить баланс влаги в атмосфере и привести к увеличению влажности климата в районах, не подвергающихся высыханию)
https://vk.com/doc399489626_473286768 5.5 Mb djvu


Рецензии