Возрождение казачества в Забайкалье

Казачество, как наиболее зрелый патриотический слой государственников, которое больше всех других слоёв государствообразующего русского народа пострадало за  семьдесят лет  Русского безвременья. К примеру, Уральское казачье войско, численно относительно небольшое, (всего 250 тысяч человек) преимущественно старообрядческое, в первые годы Советской власти было истреблено почти поголовно.
               
***

Начало 90-х годов ХХ века стало началом возрождения казачества в Забайкалье.

16-17 ноября 1990 года в Чите состоялся Первый Учредительный Круг потомков казаков Забайкалья, который принял резолюцию «О возрождении забайкальского казачества». … Была создана общественная организация «Забайкальское казачье войско».

Потомки казаков в Забайкалье по собственному почину, без какой-либо помощи сверху, казаки начали  самоорганизовываться в казачьи организации. Потом уже местная власть стала примазываться к этому казачьему движению и во многом не помогала, а мешала казачьему единению.
 
Я был очевидцем и непосредственным участником возрождения казачества в Забайкалье,

В эти годы армейская судьба забросила меня служить под Улан-Удэ (раньше это был город Забайкальского казачьего войска, и назывался Верхнеудинском). Часть наша дислоцировалась на станции Дивизионная (бывшая станица Нижняя Берёзовка).

Самоорганизация на местах проходила относительно быстрыми темпами. Преимущественный принцип отбора (приёма) в состав казачества был таков: предки – казаки, православное вероисповедание, готовность участвовать в деле возрождения казачества.

Одним их главных объединительных начал казаков была Православная церковь. Совместное отмечание православных и казачьих праздников сразу вошло в традицию казачьих союзов.

Уже в 1991 году в Улан-Удэ в один из солнечных воскресных дней, после праздничного богослужения во вновь открытом храме, казаки воздвигли по благословению священника отца Игоря деревянный памятный крест на крутом берегу реки Уды, впадающей в полноводную Селенгу, свидетельствующий о месте первого поселения верхнеудинских  казаков.

С первых же лет возрождения казачества стали  проводиться казачьи круги и съезды как казаков Верхнеудинского отдела, а также съезды Забайкальского казачьего войска в Чите.

* * *

Забайкальские атаманы и товарищи атаманов участвовали в одном их первых объединительных съездов Союза казаков России. Это происходило в Москве в январе 1993 года. 

Атаманом станицы Нижняя Берёзовка у нас с первых дней возникновения казачьей организации был есаул Виктор Константинович Матушкин, товарищем атамана был  назначен я, тогда ещё офицер Российской армии, танкист-подполковник, являвшийся заместителем начальника танко-ремонтного завода. Казачьи дела службе не противоречили.

Отдельные командиры воинских частей оказывали нам - казакам Дивизионки посильную помощь.    

Здесь хотелось бы привести выдержку из своей статьи «Собрались казаки на учения…», о проведении одного из военизированных сборов казаков и казачьей молодёжи: «Здесь (на станции Дивизионная), на базе воинских частей… были организованы и проведены трёхдневные сборы казаков. Они съехались не только из всех районов города и близлежащих станиц, но также и из Иркутска.

Казаки разных возрастов, от убелённых сединами стариков до совсем ещё юных казачат своим бравым молодцеватым видом придали военному городку праздничный колорит. Все они были экипированы в традиционную форму Забайкальского казачьего войска, (отличающегося от формы других казачеств жёлтым цветом лампас  на шароварах и жёлтым околышем фуражек).

Всех казаков объединял высокий дух патриотизма, осознание того, что кто-то же должен порадеть за Отечество именно сейчас, в смутное время государственного переустройства. Именно в такую пору, когда вокруг границ России то и дело вспыхивают кровавые конфликты, каждый мужчина и особенно казак должен быть умелым воином, достойным защитником Отечества.

Не потому ли все приехавшие казаки – от мала до велика – вышли на линию старта для участия в шестикилометровом кроссе, маршрут которого прошёл по окрестным сопкам. Признаться, это было весьма непростое испытание, как для пожилых казаков, так и для молодёжи. Как водится, вначале все «ринули» дружно, затем растянулись. Однако, финишировали казаки на удивление очень компактной группой, подчёркивающей их внутреннюю сплочённость. Потом были занятия на спортивных снарядах. Атаман станицы «Нижняя Берёзовка» есаул Матушкин преподал казакам некоторые приёмы рукопашного боя. Казаки остались довольны первым чисто спортивным днём сборов. Вечером все дружно пошли в кино (в солдатский клуб).

На другой день на войсковом стрельбище под руководством походного атамана Захарченко были организованы стрельбы из различных видов стрелкового оружия: из автоматов Калашникова, пулемётов РПК, снайперской винтовки СКС. Невдалеке, здесь же, на стрельбище производилась стрельба по (по списанному БТР) из ручного противотанкового гранатомёта, и также организовано было метание ручной гранаты из специального окопа. В общем, стрельбище по шумовому эффекту напоминало поле боя. На огневых точках и в целом на стрельбище руководство занятия по огневой подготовке осуществлялось кадровыми военными – офицерами одной из войсковых частей. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить командование войсковой части, откликнувшейся на просьбу казаков в предоставлении им возможности на своей базе провести эти сборы. (…)

На третий день сборов казаки переместились на танкодром. Там они водили боевую технику, танки и БМП. Умелое вождение БМП продемонстрировали есаулы Голубев, Матушкин, сотник Гемазов, войсковой старшина Захарченко. И это не мудрено – все они офицеры, некоторые из них - офицеры запаса, но ранее приобретённые навыки боевого мастерства ещё не утрачены. Всем желающим, хоть и немного, в этот день удалось посидеть за рычагами боевых машин и самому испытать мощь их моторов. Для казачат все эти занятия превратились в настоящий праздник. А вечером и ночью субботнего дня казаки, по согласованию с командованием, провели в военном городке патрулирование.»(8)

По данным газеты «Казачий вестник Забайкалья» на 1 января 2003 года Забайкальское казачье войско насчитывало 4097 строевых казаков 15133 человека казачьего населения, проживающих на территории Бурятии, Саха (Якутии), Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа.(9)

Между Администрацией Читинской области и Забайкальским казачьим войском заключены и действуют договоры об охране общественного порядка, объектов жизнедеятельности населения, договоры о несении охранной, природоохранной и экологической службы, охране лесов от пожаров.

Заключены договоры об охране объектоа Забайкальской железной дороги, налажено взаимодействие с сотрудниками ОВД.  Возрождаются и развиваются казачьи традиции и обычаи в сфере культуры, воспитания и образования. Создана система военно-патриотического воспитания казачьей молодёжи.

На базе частей Сибирского военного округа и пограничных застав Забайкальского регионального управления Федеральной пограничной службы России в летних военно-спортивных лагерях ежегодно проводится допризывная подготовка молодёжи.

Развёрнута работа по развитию казачьего подворья. Разработана схема объединения частного подворья в единую структуру со статусом сельско-хозяйственного предприятия. При этом правовой статус казачьих обществ недостаточно разработан для их успешного взаимодействия с местными органами власти.
               
***

Ныне немало делается для возрождения казачества, в том числе и по патриотическому воспитанию казачьей молодёжи в кадетских казачьих корпусах. Их по всей стране открыты уже сотни. Патриотическая работа проводится и в войсковых казачьих обществах.

на фотографии: участники Первого Учредительного Круга потомков казаков Забайкалья, Чита, ноябрь 1990 года.


Рецензии