Освободитель часть 3 глава 7

Емельянов
Полковник Дворжицкий от возмущения после слов Емельянова всплеснул руками и воскликнул:
- То есть ты стоял с бомбой, но в покушении не участвовал? Чушь! Ты террорист и должен понести заслуженное наказание!
- Я свою бомбу не бросил! - уточнил Иван. - Даже помог отнести раненого императора в сани…
- Расскажи об этом подробнее! - потребовал капитан Кох.
- В самый момент последовавших взрывов от снарядов, брошенных Рысаковым и личностью, мне известною под именем Михаила Иваныча, я находился шагах в двадцати, когда Государь упал, то я совершенно инстинктивно, имея под левой мышкой завёрнутый в газетную бумагу снаряд, бросился вместе с другими к нему, чтобы подать помощь.
От изумления Андриан Иванович и Карл замерли, удивлённо переглядываясь.
- По плану Перовской, где ты должен был находиться? - спросил следователь после паузы.
- В качестве метальщика, вооружённого разрывным снарядом, - ответил Емельянов, - стоял на углу Невского и Малой Садовой и затем у Театрального моста.
- Как ты дошёл до такого гнусного преступления? - поинтересовался Кох. - Я постоянно думаю, что вам плохого сделал царь-Освободитель, раз вы столько лет охотились на него, как на дикого зверя и в итоге убили? 
- Наша дикость, - предположил он, - и недостаток образования…
- Ты неграмотный?
- В 1870 году я был взят моим родным дядей из деревни. Взявши меня 9 лет от роду, босоногого, он увёз меня на место служебной деятельности, в Турцию, в Константинополь, где занимал видное место при русском посольстве. Преобразив меня из дикаря, в так называемого мальчика порядочного общества, он стал исправлять мой малороссийский акцент в русский и вместе с тем выучил меня читать и писать.
- Значит, ты должен был понимать, - заявил полковник, - в подготовке какого злодейства участвуешь! Ладно, не о том речь… Расскажи, кто делал вам бомбы.
- Николай Кибальчич, - ответил Иван. - За неделю до 1 марта я был на опытах с этими снарядами в Парголове вместе с другими лицами. Он нам показал как они действуют, рассказал об устройстве взрывателя. Брошенная им бомба взорвалась после удара об снег.
- Адреса его местожительства ты, конечно, не знаешь? - усмехнулся капитан.
- Почему не знаю? - переспросил Емельянов. - Знаю! Набережная Лиговского канала, дом восемь, квартира номер семнадцать. Я бывал у него не раз.   
Балканы
День занимался плохо, падал дождь вперемешку со снегом. В конце холодного апреля 1877 года русские войска выстроились на Скаковое поле в Кишинёве. Ждали для смотра государя. Молчаливо стояли серые полки. 
- Солдаты стоят, как каменные! - подумала Варвара Шебеко, глядя на них. - Понимают, что им скоро в бой...
Она стояла среди группы врачей и сестёр милосердия, ехавших с армией. Пасха выдалась холодная, но последний день Святой недели был солнечным, с капелью. Сёстры милосердия одеты в серых пальто с капюшонами, а начальница в белом апостольнике, как игуменья.
- Будем помогать раненым, - подумала Варя. - Катя Долгорукова уговорила меня быть ближе к её возлюбленному и написать, как он выглядит!
В грязном Кишиневе, набитом войсками, сестёр милосердия поместили в здании гимназии. Штатские зрители расположились с таким расчётом, чтобы лучше разглядеть приезд императора Александр II. Люди мокли и переминались с ноги на ногу, чтобы согреться. 
- Генералы усердия ради вывели полки раньше срока… - сказала стоящая рядом с ней высокая девушка.
От скуки они разговорились. Девушку звали Наталья Власова.
- Я решила пойти в сёстры милосердия ещё в 1875 году, - призналась она. - Когда народ Боснии и Герцеговины, измученный надругательствами турок, поднял восстание. Ответом стала беспощадная резня славян. Их убивали, насиловали женщин, сажали на кол младенцев. 
- Сожженные деревни, отрезанные головы... - напомнила Шебеко. - Возмущение турецкими зверствами охватило русское общество.
В следующем году в ответ на надругательства турок сербский князь Милан Обренович поднял восстание. Вместе с князем Миланом выступили черногорцы. Вспыхнуло восстание славян в Болгарии.
- В обеих столицах Москве и Петербурге шли непрерывные демонстрации с призывами помочь братьям-славянам! - уточнила Наталья.
В десять часов зрители парада в столице Молдовы закричали:
- Едут! Едут!
Варя различила конвойных казаков в алых бешметах, улан и лейб-гусаров. За ними покачивался экипаж, запряжённый четвёркой вороных. Тянулся хвост карет императорской главной квартирой.
- Надеюсь, - рассчитывала Шебеко. - Война быстро закончится, и я вернусь в Петербург!
Она знала, что император долго готовил Россию к войне. К 1869 году количество резервистов увеличилось до полумиллиона. При переходе на штаты военного времени новых частей не формировалось, а части пополнялись резервистами.
- Войска должны доукомплектовываться за тридцать дней! - велел царь.
Вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский, Виленский и Одесский военные округа. В 1864 году было создано ещё шесть военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский.
- Военные округа обеспечат быстрое развёртывание армии в случае войны, - пояснил Александр II брату Константину.
В 1868 году русскую армию вооружили новейшими казнозарядными нарезными винтовками Бердана. К 1870 году на вооружение артиллерийских бригад приняли десятиствольные картечницы Гатлинга и шестиствольные Барановского со скорострельностью двести выстрелов в минуту.
- Количество батарей выросло до трёхсот, а количество орудий с тысячи ста до двух тысяч четыреста! - рапортовал ему военный министр. - Осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.
1 января 1874 года была введена всеобщая воинская повинность. Покончено с порядком, когда вся тяжесть воинской повинности лежала на податных сословиях - крестьянах и мещанах.
- Не стало больше крепостных рекрутов, из которых формировалась армия наших предков… - поздравил его великий князь Константин.
Частью воинской реформы стала отмена телесных наказаний, отменили клеймение. Реформа изменила к лучшему русскую армию, но министры были против начала боевых действий. Министр финансов объяснял государю:
- Экономика России не перенесёт войны.
Военный министр был против, ибо военная реформа не доведена до конца. Министр иностранных дел Горчаков, говорил о непременном конфликте с Западом в случае побед и возможном выступлении Англии.
- Тогда договаривайтесь! - велел государь.
Прошли конференции послов европейских держав в Лондоне и Стамбуле. Послы потребовали от султана положить конец зверствам, провести реформы в славянских провинциях. Английский премьер Дизраэли тайно поддержал Порту и советовал туркам быть несговорчивыми. Через дочь герцогиню Эдинбургскую Александр II сообщил королеве Виктории:
- Мы не можем и не хотим ссориться с Англией. С нашей стороны было бы безумием думать о Константинополе и об Индии. Только защитить братьев-славян вот и все мои притязания.
Александр II пока выступал противником войны. Во время принятия ответственных решений он хотел, чтобы его уговаривали:
- Я не менее других сочувствую несчастным христианам Турции, но ставлю выше всего интересы нашей страны. Мы не можем втянуться в европейскую войну. Но если нас заставят воевать, мы будем воевать!
Осенью 1876 года царь созвал министров в Ливадии. Они с изумлением услышали решительные речи наследника, призвавшего начать войну. Александр II сделал ему мягкий выговор за резкость суждений и велел:
- Мы поддержим братьев-славян добровольцами!
Вскоре старый вояка Черняев оказался в Сербии и встал во главе сербского ополчения. Царь приказал заявить европейским державам:
- Давление общественного мнения не даёт возможности сдержать поток русских добровольцев на Балканы.
Император разрешил офицерам уходить в отставку и уезжать в Сербию. По всей стране возникли Комитеты добровольцев и собирались пожертвования восставшим. В петербургских ресторанах под водку и цыганские пляски шли весёлые проводы добровольцев.
- Духовые оркестры играют марши на вокзале, - сообща радовались россияне, - и прекрасные девушки провожают отъезжающих героев.
Идеалисты, патриоты, авантюристы, неудачники, запутавшиеся в долгах или потерпевшие крушение в любви, все отправлялись в Сербию.
- Вот настоящее дело! - «народники» поехали воевать за братьев-славян.
Три с половиной тысячи волонтёров пересекли границу. Семьсот русских офицеров и две тысячи бойцов пошли к Черняеву.
- Кончилась мнимая рознь народа и интеллигенции... - обсуждали в газетах. - Состоялось святое торжество примирения...   
Турки оказались сильнее, добровольческая армия Черняева потерпела сокрушительное поражение. Только ультиматум государя остановил разгром славянских княжеств и готовившуюся резню.
- Самое время поддержать славян, - решился царь.
12 апреля 1877 года Александр II объявил войну Турецкой империи.
- Что творится в стране! - радовался он. - Какой восторг общества!
В Москве, когда царь ехал в Кремле в Успенский собор, все главные улицы были заполнены ликующими людьми. Крики «ура», овации. На Соборной площади в Кремле люди бросались друг другу на шею, рыдали:
- Отомстим за Крым!
Россия переживала всеобщее единение, второй медовый месяц любви государя и народа. Он с грустью вспомнил дни отмены крепостного права:
- Как быстро, однако, проходит народная любовь!
К восторгу народа царь отправился на войну. Все знали, что приезд Александра II ознаменует начало боевых действий.
- На смотру объявят манифест! - заверила Власова. - Тотчас войска двинутся навстречу сражениям, то есть смертям и увечьям.
Настроение царило праздничное. Его разделяли сёстры милосердия, студенты-медики, присланные Москвой и Петербургом, уполномоченные Красного Креста, врачи в чёрных сюртуках.
- Все они тоже нетерпеливо ожидают пронзительных звуков рожков, исполняющих генерал-марш, - улыбнулась Варя.
Царский экипаж остановился. Государь вышел, к нему подвели каракового коня. Он взлетел в седло и войска приветствовали императора восхищённым криком. Царь заявил во всеуслышание:
- Великий восточный орёл взлетел над миром. Не покорять, не расширять границы он хочет, а освободить угнетённых и забитых, дать им жизнь на благо человечества. Этому не хочет поверить Европа!
Главнокомандующим во главе двухсоттысячной Дунайской армии он поставил великого князя Николая Николаевича, воплощение воинственности.
- Он за столом сидел, словно ожидал исполнения национального гимна! - шутил брат императора Константин, который командовал флотом.
Великий князь Михаил Николаевич командовал Кавказской армией. Армейскими частями командовали наследник и младший брат Владимир. Николай и Евгений Лейхтенбергские кавалерийскими бригадами.
- Все руководители войны Романовы… - обсуждали при дворе.
Не принимая официального участия в управлении армией, царь мог проводить нужные решения. Иностранные корреспонденты, сопровождавшие армию, насмешливо описывали, как приехали свита и генеральный штаб:
- Из многочисленных вагонов выгружались кареты с кучерами, похожими на генералов. Покачивались плюмажи из павлиньих перьев.
По плану война должна завершиться в течение пары месяцев:
- Чтобы Европа не успела вмешаться…
Компания началась с успеха, русские войска легко перешли Дунай, турки отступили. Царь отправил послание болгарскому народу:
- Болгары, мои войска перешли Дунай, где сражались за облегчение участи христиан Балканского полуострова. Задача России созидать, а не разрушать. Она призвана Всевышним промыслом умиротворить народности!   
Вперёд отправили отряд генерала Гурко. Он должен был захватить перевал, открывавший путь в Южную Болгарию. Началось кровопролитное сражение за деревню Шипка у подошвы Балканских гор.
- Сдаёмся! - турки выслали парламентёра с белым флагом.
Русские подошли вплотную к турецким позициям и были встречены шквальным залпом турок, положившим на месте более ста солдат. Отряд Гурко захватил перевал. Путь в Болгарию и далее на Стамбул был открыт.
- Двадцатитысячное войско Сулеймана-паши встретило генерала и отогнало его отряд обратно к Шипкинскому перевалу! - доложили царю.
Варвара Шебеко подробно описала его состояние в письме к подруге. Долгорукова жила с незаконнорожденными детьми Александра II в её доме и в ответном письме попросила вернуться в столицу.
- Мне тяжело одной в холодном городе! - написала она.
Для Вари война быстро закончилась, но для её случайной знакомой Натальи Власовой она продолжалась долго. Она оказалась на Шипкинском перевале, в самой гуще сражения. Перевал обороняли Орловский полк, и пять тысяч болгарского ополчения.
- Это мне расплата за какой-то грех… - догадалась Власова.
Она быстро научилась различать звуки артиллерийского огня.
- Картечь зашаркает веником по мостовой… - размышляла Наталья. - Бомба басит, а потом взвоет…
Сестра милосердия помогала раненым батареи Мещерского.
- Как я ошибалась на счёт войны… - жалела она. - Вместо победной музыки грохот, крики раненых и кислую вонь порохового дыма.
Она вместе с солдатами стойко пережила бессонные ночи, арестантская зябкость траншей, грязное бельё.
- В войне нет никакой романтики! - поняла Власова. - Только лихорадка, дизентерия, вши, вонь трупов и испражнений…
 
 
 
 
продолжение http://www.proza.ru/2018/09/05/1313


Рецензии
"Разрешил офицерам уходить в отставку и уезжать в Сербию." Что-то этот метод напоминает.

Владимир Прозоров   28.08.2018 21:14     Заявить о нарушении
Сталин повторил действия царей, Путин повторяет Сталина...

Владимир Шатов   29.08.2018 07:19   Заявить о нарушении