О сказителях

В современном мире сказительство рассматривается скорее как просто исполнение эпических произведений или народных, этнических песен. Но сказительство это очень глубокое действо, затрагивающее сокровенные струны человеческой души, сердца. Сказительство очень похоже на действие шамана или целителя, но не внешних ран, а душевных. И самое может быть ценное - сказители хранили архетипы и были живой совестью народа, родниками жизни истинной:

О СКАЗИТЕЛЯХ

У многих народов искусство сказителя ценилось так же высоко, как служение шамана своему народу. Народный богатырский эпос, эпические сказания хранили архетипы и особенно были ценны его живые носители, способные открыть вход в архетип. Архетипы, подобно родникам, питающим реки, питают народ, его народную душу и дух, и пока есть хранители архетипов народ живёт и процветает. А если это питание от архетипов перекрывается и уходят те, кто эти архетипы открывают и учат питаться от них - шаманы, сказители, старцы или волхвы - народ просто чахнет и умирает. История богата такими примерами. И в наши дни таких примеров предостаточно. Это одна из важнейших причин вырождения и угасания жизни целых народов.

В народном эпосе содержится всё необходимое сознанию человека. Любое действие начинается с образа. Эпос эти образы озвучивал своим поэтическим, поэтико-музыкальным языком (та внутренняя музыка, которую слышит всякий читающий эпос) и они поддерживали движение жизни. Например среди бурят устные предания в виде улигеров (былинных сказаний) служили важным средством передачи шаманских традиций из поколения в поколение. И шаман, и сказитель играли большую роль в сохранении древних знаний. Сказитель почти не отличался от шамана: его пение, считалось, обладало шаманской силой врачевания, подобно пению хатаали (певцов-лекарей североамериканских индейцев) навахо. Заклинания шаманов по призыванию духов, которыми начинались все обряды, облекались в стихотворную форму и часто заимствовали язык улигеров.

В каждом народе были свои сказители и шаманы (волхвы) и архаическая традиция веками сохраняла источник жизни. При этом традиция не была чем-то мёртвым, застывшим. Главным было сохранить живительный ток, связь между поколениями, связь с предками и божествами. А формы были самые разные. Сказители всегда умели подобрать ключи к человеческому сердцу и передать сокровенные знания или исцелить, а часто они обличали нечестных, потерявших совесть правителей или представителей знати. Они сохраняли некий баланс, равновесие, гармонию. Только им ведомыми ключами, своим пением и игрой на музыкальных инструментах совершали невозможное, необъяснимое и таинственное - восстановления справедливости, правды, архетипичности и т.д. Зло теряло силу и сдувалось. Сказители были живой, олицетворенной совестью народа. Слово сказителя питало сердце подобно хлебу и вдохновляло на подвиги и победы! Сердце сказителя было родником живой воды! Оно было духовным солнцем, источником духа, светильником! Сказитель пробуждал души ото сна и направлял их по красной тропе, тропе духа. По-сути можно бесконечно говорить и перечислять способности сказителей. Это очень ёмкое, не просто искусство, а духовное действо, приносящее добрые плоды.

Так и хочется сказать: " Где же вы наши сказители? Почему молчите и не послужите своему народу? Почему не говорите голосом правды и истины? Время вам опять прийти в мир и восстановить справедливость! Стонет земля, изнывают народы и некому заступиться за слабого и угнетённого! Некому обличить нечестивых и призвать их к ответу. Правда поругаема на всяком месте. Сходите на землю! "

28.08.18 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.