Первая получка

ПЕРВАЯ ПОЛУЧКА
 
1978 год, Варшава. Стоял солнечный день. Как говорится, не холодно и не жарко. Лёгкий ветерок, раскачивал ветки деревьев, а солнечный луч  придавал листве золотистый оттенок. Приятное ощущение свежести невольно вызывало улыбку на моём лице.
 
Около трёх часов дня, я в хорошем настроении, выйдя с работы шла по направлению к Торговому центру, с желанием купить подарок для моей маленькой доченьки.

Мою душу грела первая получка, которую я получила в Польше, а это всего лишь две тысячи девятьсот злотых. Самая маленькая заработная плата, какую только можно себе представить в то время... Найти здесь работу, не имея гражданства, без знания языка, было очень трудно и практически невозможно...
 
И я предприняла оригинальный ход, уговорив директора автомобильного техникума, чтобы принял меня на работу без зарплаты... В общем, испытательный срок мне был обеспечен и уже после трёх месяцев, я была зачислена на должность референта транспортного отдела.
 
Благодать! Вот теперь-то, я могла привезти сюда мою маленькую дочурку. Всё складывалось как нельзя лучше. Я уверенно влилась в коллектив и почувствовала себя, словно в «Кабачке 13 стульев», где были и пани Тереза, и пани Моника, и пан Директор, и даже пан Профессор, и даже все остальные персонажи театральной постановки...

Это чувство невероятно долго потом не покидало меня. Я невольно сравнивала блистательную игру советских актёров с реалиями польской жизни.  Юмористическая телепередача, выходившая в эфир с самого начала 1966 года стала для меня своеобразной инструкцией поведения в польском обществе.

Лёгкой походкой с улицы Хожа я направилась в сторону Центрального вокзала. Рядом с вокзалом возвышался Дворец культуры и науки, который здесь называют «сталинской высоткой», потому что он был возведен советскими рабочими в 1955 году посреди руин послевоенной Варшавы. Поляки не любят это здание и до сих пор считают его - символом оккупации СССР.

Дворец культуры и науки окружали красивые аллеи с зелёными насаждениями и многочисленными длинными каменными скамейками, покрытыми для удобства деревянными рейками.

На одной из таких скамеек разместился женский цыганский табор. Пройти мимо них мне не удалось, так как неожиданно быстро рядом со мной появилась молодая, румяная и необычно красивая цыганка, которая искусно преградила мне дорогу, предлагая погадать.

Плавное движение рук цыганки было завораживающим. Её руки то взлетали вверх и длинные рукава цветастого платья съезжали до локтя, то оголяя прекрасную женскую кожу, словно, подчиняясь ритму танца падали вниз, чаруя прохожих своей красотой.

И вот мне, ослеплённой чарами молодой гадалки, вдруг пришла в голову необычная мысль поделиться своей получкой с цыганами. Я сделала шаг навстречу к красавице…, и улыбнувшись ей, сказала:"Не надо мне гадать, я просто дам тебе половину своих денег, а ты подели их поровну со всеми на счастье. Сегодня у меня хороший день, я получила в Польше свою первую зарплату. Это небольшие деньги, но я их отдаю вам от всей души в знак уважения к цыганам".

Открыв сумочку, я вынула из кошелька несколько купюр и, отсчитав ровно половину, передала их цыганке. Та подняла руки вверх и купюры сами, каким-то образом, отправились в отведённое для них место.

Несмотря на мой благородный жест, девушка, улыбнувшись, обратилась ко мне на чистом польском:
               
-Давай я тебе всё же погадаю, только ты дай мне остальные деньги и не бойся..., я их не заберу.
               
Очарована ею до такой степени, что мне и мысли в голову не приходило, что она  может меня обмануть, ведь я уже отдала ей половину своих денег!.. И так, не задумываясь, я протянула ей другую часть купюр.
 
Цыганка вмиг подняла руки вверх и в тот же момент мои деньги исчезли. Ни о каком гадании не могло быть и речи. Девушка сразу же, быстрой походкой направилась к цыганам и присев на скамейку, с гордым видом победителя, посмотрела на меня. На её лице я смогла лишь прочесть: «Наивная  какая, так тебе и надо!»

Нет, я не могла уйти, простив ей столь дерзкую выходку... Пару секунд я стояла огорошенная,  замерев на месте, а потом уверенной походкой направилась к цыганскому табору.  Подойдя к ним вплотную спокойным и твёрдым голосом спросила:

-Кто у вас здесь главный?.. Кто-то из табора позвал старшую цыганку: «Рада, к тебе!»

Тут же ко мне подошла красивая стройная женщина лет сорока и спросила:

-Что случилось? 
 
- Знаете что,- произнесла я без каких-либо колебаний:- Я из России, с трудом мне удалось здесь найти работу и вот, сегодня у меня была первая получка, которой я решила поделиться с цыганами, на счастье.

Рада внимательно меня слушала и, видимо, мой акцент произвёл на неё особое впечатление. После короткой паузы с горечью в голосе, я продолжала сетовать на случившееся:- Ваша девушка предложила мне погадать, но я отказалась,  потому что не хотела, чтобы она «заработала» эти деньги, а приняла их с душой и поняла, что есть на свете люди, которые уважают и понимают цыган.

Я хотела ещё что-то сказать, но в тот же момент лицо у Рады посуровело и она стремительно направилась к молодой цыганке, которая обманула меня и с нескрываемой яростью обратилась к ней на цыганском.

Весь табор наблюдал за этой сценой, и, я так же не понимая, что будет, издали с интересом наблюдала за ними. Вдруг, обманщица, побледнев вскочила с места и, запустив руку за пазуху, вытащила мои банкноты и протянула их главной. 

Взяв деньги, Рада подошла ко мне и протянула всю первую зарплату, сказав при этом:
- За доброе сердце, тебе будет счастье! Я хотела снова ей отдать половину денег, но она отказалась:
- «Не надо, оставь себе, а девчонку-то я накажу и хочу, чтобы ты это видела. Она за своё получит здесь, а потом ещё в сэндо*, в таборе. Я уже решила уйти, как вдруг она меня окликнула: Погоди, ты должна это видеть!..

От всего происходящего я стояла, как вкопанная и не шевелилась. Рада, подойдя к девушке, изо всей силы начала хлестать её по щекам, а потом схватила за длинные волосы и намотав их на руку, ударила её несколько раз головой о скамейку. Я в ужасе закричала:

- Не надо головой!.. Рада, в сердцах мне в ответ бросила:

- Надо!.., чтобы в следующий раз думала, как и с кем себя вести.

Девушка плакала, быть может, даже не от боли, а от позора, так как весь табор смотрел на неё осуждающе. Под впечатлением случившегося, я направилась к трамвайной остановке с желанием поскорей вернуться домой и забыть эту злополучную историю.

Тем не менее, я по-прежнему отношусь к цыганам с уважением, а после этого случая оно ещё больше укрепилось во мне. Во всяком случае, у них есть чувство достоинства и справедливости.

25-08-2018

- Сэндо* - название цыганского суда.
               
АР (оригинальная версия)


Рецензии
Здравствуите Алла, очень интиресный и поучительный рассказ . желаю успехов.

Мераби Гедеванов   04.03.2021 16:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Мераби, благодарю вас за то, что проявили интерес к моему творчеству.
Спасибо за каждое доброе слово.
Всех благ!

Алла Польская   04.03.2021 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.