Мы делили апельсин. 6

    Итак, мы остановились на богинях плодородия Опе, Де-Метре и дочери её, Персе-фоне (лат. Perse-phone и римское Прозер-пина, Proserpina).

    У богини Опы тоже была дочь – богиня плодородия Церера (лат. Cerеs). Только она отождествлялась с Деметрой. Итого, богинь получалось три: Опа, Цере и Прозерпина. Не имею информации, был ли с Церерой связан этрусский город Черветери, но трансформации его названия весьма примечательны: Черветери, Каисра, Цере, Кере, Чери…

    Очень интересно тройственность богинь плодородия отображена у греков. Была у них Геката — богиня лунного света, преисподней, всего таинственного, магии и колдовства (возможно, сначала фракийская). Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трёх соединённых статуй в Афинах. Так её зачастую и стали изображать.

     А у нас? Рожаницы. В славянской мифологии существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении. Обычно рожаниц трое. А имена им какие? Макошь с помощницами, Долей и Недолей.

    Макошь (мокнуть) или Мать-Сыра-Земля. Она же «почва». Пряжу прядёт... Как я уже упоминала, в санскрите «пач» значит:  печь, варить, платье, исцелять. Женские это всё занятия. Вот тебе и Почайна! Но всё оказывается более запутанно.

    Слово «почва» этимологически родственно слову «подошва». Согласно объяснению А. А.  Потебни, почва образовалось из подъшьва приблизительно в XIV—XV вв. В областных русских диалектах широко распространена и форма пошва из потшва. «Почва» в некоторых областных крестьянских говорах русского языка, например, олонецких, и до сих пор сохраняет старинное значение: подошва. По-видимому, первоначальные значения — «подшиваемая нижняя часть обуви, имеющая форму ступни» и «нижняя часть ступни» — сохраняются в слове почва лишь в областных говорах. Отсюда на основе метонимического переноса развилось значение «низ, основание, то, на чем стоит нога; верхний слой земли».  В русском литературном языке XVIII в. считалась более нормальной и, во всяком случае, была более распространенной форма пошва, чем почва. У И.  Н.  Болтина в «Примечаниях на Леклерка» (1, с. 549): «...отдаление от средоточия Государства, пошва неплодная, климат суровый, местоположение низкое и болотное...» http://wordhist.narod.ru/potschva.html.

    Почва – это плодородный слой земли. Его наживали «пошва»? Возможно! Сравните с «пашня» и «пажить». И сравните с именем главного женского божества на земле полабов — богиня жизни и плодородия Жива. Её имя напрямую связано с санскритом, где Джива (jiva; Ева, евр. живая, жизнь) — понятие в индийской религиозно-философской традиции обозначающее духовное, вечное живое существо, отдельную душу.

    Хорошо, пусть будет «пошва». Но ведь есть ещё и «почка» с праславянскими корнями. В почке заключена величайшая жизненная сила (там «спрятана» точка роста). Маценауэр возводит к праслав. *ръtj-, сравнивая с лит. Puntu "набухать". Недостоверно предположение о родстве с лтш. pukuls "кисть, махор" (Ха! Пук, початок!) или сближение с пукать (Ха! Вспухнуть!). Другие пытаются отделить форму *ро;ьkа от прочих слав. слов и отнести к чикать, прочкнуться "лопаться (о почках)". Так что пошва или почва – большой вопрос!

    Но почему же Сыра Земля? А так и слышим: по-чва. Чвакает жижа (сильно мокрая земля). Пусть и не сильно мокрая. Но ведь спрятаны в земле водоносные слои. И чтобы добраться до воды, люди научились строить кяризы.

    Кяриз, кариз, кяхриз, канат — традиционная подземная гидротехническая система в городах и селениях Азербайджана, Средней Азии и Ирана, совмещающая водопровод и систему орошения.

    А ещё к 400 году до н. э. персидские инженеры освоили технику использования в пустыне яхчалов. Яхчал (перс.«яма со льдом») — древний тип холодильника испарительного типа. Здание имело наземную куполообразную часть и подземные складские помещения. Использовалось для хранения льда, иногда продовольствия. Подземная часть имела толстые, термостойкие стены. Эти сооружения строились главным образом в Иране. Вот в ях-чале я наконец-то услышала что-то связанное с «водой на че-». Но это не русский! Это фарси.

    В качестве изюминки! Пачамама, Мама Пача — (кечуа Pacha Mama, Мать-Земля, от кечуа pacha «мир, пространство, время, Вселенная» и кечуа mama «мать») — одно из главных женских божеств в мифологии кечуа, богиня земли и плодородия.





---------------



    Появилась у меня мысль, что Ге-Ката — В Земле Скрывшееся Солнце (из этрусков). А ещё Геката - Призываемая (гикать, гукать). Она же шумерская Эреш-ки-галь (Хозяйка Большой Земли). Она же угаритская богиня солнца (Ш)апа(ш). Опа! Или апа, в тюркских языках означающее старшую женщину (тётя, мать).


Рецензии