Жизненные уроки. Вместо предисловия

ЗАПИСКИ НЕПРОФЕССИОНАЛА. КНИГА 1. ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     В моей юности выпускным был десятый класс, а не одиннадцатый как сейчас, и математика у нас заканчивалась на биноме Ньютона и факториалах. Физика в третьем томе Пёрышкина А.В. повествовала о правиле буравчика и прочих законах дядюшки Ома, а также выдавала школярам элементарные сведения из радиотехники, некоторые понятия об устройстве атомной бомбы и, кажется, рубинового лазера с наглядным объяснением перехода электронов с одного энергетического уровня на другой, сопровождающегося излучением фотонов.
     Грешен – бином Ньютона в жизни так ни разу и не пригодился. А вот как минимум один из законов Ома, согласно которому приложенное к проводнику напряжение есть ток в этом проводнике, помноженный на показатель того, как проводник сопротивляется его протеканию, до сих пор помню. Наверное потому, что увлёкшись в своё время радиотехникой, рассчитывал и мотал катушки и трансформаторы, паял резисторы и конденсаторы, а там без вышеуказанных законов никак не обойтись. Помню так же, каким образом приблизительно измерить высоту, допустим, сосны, не влезая на неё, а используя элементы теоремы Пифагора и сведения из тригонометрии.
     Конечно, в любом правиле есть место исключениям – на общем фоне, скажем так, своеобразного сегодняшнего уровня знаний вырастают отдельные гении. Да только я не о них, а по поводу общей тенденции (пардон, ныне принято говорить "тренда"), которая сложилась в результате нашего безудержного копирования западных стандартов, родившегося в свою очередь по причине тотального запретительства всего не нашего времён "железного занавеса", когда то самоё "забугорное" казалось глотком вожделенной свободы. Дождались, хлебнули, а питьё-то оказалось отравленным хмелем чуждых понятий… Слава Богу, после пира приходит время похмелью.
     И всё же… Всё же в рассуждениях своих я бы хотел вернуться во времена той, не специализированной, политехнической школы, в которой нам давались знания из всего понемногу: из географии, астрономии, физики, химии, биологии, истории, иностранных языков. Всем поровну, без изъятия. В нас закладывался минимально необходимый крепкий фундамент знаний, а что строить на этом фундаменте – это уж, дорогие выпускники, выбирайте сами. Это особенно наглядно чувствуется на фоне нынешних образовательных метаний. Только чувствуется эта разница лишь теми, кто прошёл через советскую школу и кому есть с чем сравнить нынешние школьные "экзерсисы".
     Читатель может спросить, к чему это я? Да лишь к иллюстрации того, что навсегда запоминаются, как правило, те вещи, которые имеют практическое применение, а невостребованное отмирает. Мы в своё время знали таблицу умножения назубок – она, в отличие от нынешних цветастых, была напечатана на обратной стороне обложки любой невзрачной зеленоватой двенадцатилистовой тетрадки в клеточку. Сегодня же, в век вездесущей рекламы, под её камуфляжем на тетрадных обложках вкладывают в юные умы отнюдь не отечественные ценности.
Впрочем, я не прав – сегодня всё слишком быстро меняется и уже далеко не всегда в худшую сторону: захожу на днях в супермаркет "Табрис", что на перекрёстке улиц Зиповской и Московской, а там лежат знакомые 12-листовые тетрадки салатного цвета – не за горами 1-е сентября. Беру одну тетрадь – на задней обложке вот она, с детства знакомая таблица умножения; беру другую – а там красуется таблица Пифагора. Ну, слава Богу, думаю!
     Наличие калькулятора или компьютера, на мой взгляд, не освобождает от умения умножать в уме или делить на уголок в столбик. Вспоминаю всесторонне развитого литературного янки из Коннектикута, нечаянно попавшего во времена кельтского короля Артура и сумевшего построить на рубеже V и VI веков целую промышленность. Как говорится: "Сказка ложь, да в ней намёк…" И невольно возникает мысль, что попади сегодняшний выпускник школы в те же самые, описанные Марком Твеном условия, боюсь, что он скорее опустится до уровня неандертальца, хотя бы по причине отсутствия там интернета и социальных сетей.
     Так вот, с географией, включая её экономическую часть, равно как с историей, литературой и русским языком как учебным предметом, всё более или менее понятно. Сложнее с естественными науками. Если кое-что из неорганической химии на уровне формулы поваренной соли, а также соляной и серной кислот, да разве ещё спирта, что-то с трудом помнится, то смысл наличия в молекуле гидроксильных групп, валентности, а особенно сплетения бензольных колец, забыты напрочь. Не пригодились теория Менделя, учения Сеченова, Менделеева, Бойля с Мариоттом, Лавуазье – остались только отголоски общих понятий. Почему? Скорее всего потому, что нам давались знания, но не их применение на практике, что, по-моему, гораздо важнее. И хоть учитель математики с высоким лбом Сократа Николай Васильевич Подопригора научил нас лихо расправляться с зубодробильными алгебраическими многочленами, упрощая их до "А и Б сидели на трубе" – за всю жизнь на практике понадобились лишь формулы нахождения двух неизвестных. Прекрасные уроки химии Льва Николаевича Захарова, чем-то напоминавшего своим ликом постаревшего Пьера Безухова в исполнении Сергея Бондарчука, на которых он показывал всяческие опыты с окрашиванием жидкостей, горением фосфора и прочими штучками, и где мы запоминали, в какой последовательности находятся элементы в Периодичес-кой таблице Менделеева, не нашли применения. Запомнилось разве то, что в царской водке – смеси соляной и серной кислот, растворяется даже золото, да что натрий, весьма агрессивный элемент сам по себе, в соединении с хлором, от которого тоже не следовало ждать ничего хорошего, превращался в поваренную соль, без коей трудно представить не только пищу, но и жизнь человека вообще. Из астрономии остались в памяти очертания созвездий Большой и Малой Медведиц с понятием, как найти там Полярную звезду, указывающую дорогу на север.
     Ну, и так далее, хотя следует отметить, что учителя у нас были сплошь подвижниками и оставили о себе только хорошую память. Кроме упомянутых выше преподавателей средней школы № 1 города Моздока, до конца дней своих буду помнить классную руководительницу Зинаиду Васильевну Жулину, учительницу английского языка Светлану Васильевну Еланскую, учительницу физики и астрономии Людмилу Александровну Рахлееву, учительницу русского языка Ольгу Васильевну Чернышёву, учительницу географии Анну Изотовну Понедельник, учительницу литературы Тамару Андреевну Нардюжеву, учителя рисования и черчения Ивана Ивановича Федоренко, ну, и конечно, нашу мудрую директрису Елизавету Аркадьевну Ростованову.
     В конечном итоге, грамотным в смысле знания русского языка считается не тот, кто помнит правила орфографии и пунктуации, а тот кто не коверкает склонения числительных, что наблюдается сейчас повсеместно, обходится при письме без ошибок, не вспоминая, что "жи-ши" пишется с буквой "и", а на интуитивном уровне понимая, что и как писать. Для этого на фундаменте вложенных в школе правил необходимо в течение всей последующей жизни воздвигнуть здание чтения книг, то есть реально много читать и иметь хорошую зрительную память, что опять же достигается тренировками, то бишь, привитием с детства любви к чтению хорошей, и только хорошей, литературы.

17.01…20.02.2016…15.08.2018


Рецензии