Кто есть мы?

               
   Многие считают нас и нашу Землю песчинкой, затерянной в беспредельной Вселенной, и ужасаются такой степенью нашей ничтожности. Отчасти это вызвано научными взглядами. Наука изучает мир в его подробностях и частностях, используя при этом количественные измерения. Поэтому там важны  размеры и формы, которые подвергаются делению на части.
   Философия - это взгляд на мир с точки зрения его целостности, это операции с сущностями и качествами. Сущность любого феномена есть-то, что не делится. Если пробовать разбить сущность на части, то перестает существовать сам феномен. Сущность есть неделимое. Сущность от сущности, целостность от целостности нельзя различать, используя количественные показатели. Сказать, что Толстой дороже Тургенева на столько-то есть абсурд.
 В своё время был открыт закон, согласно которому всё разрушается и умирает. Энтропия не знает пощады. В то время усиленно муссировались слухи о тепловой смерти Вселенной. Но к удивлению многих признаков приближающейся тепловой смерти не было обнаружено. Поэтому был сделан вывод, что что-то мешает энтропии, что что-то или кто-то поддерживает, совершенствует Вселенную, не давая ей деградировать. Именно способность к совершенствованию есть главное свойство разума, что обеспечивает бессмертие Вселенной, бессмертие личности. Умирают лишь какие-то оболочки, но душа бессмертна. Неужели бессмертная душа должна быть чьей-то частью, то есть, кому-то или чему-то подчиняться? Неужели кто-то может господствовать над ней?
   На самом же деле мы как личности никогда не были и никогда не будем чьей- либо частью. Становление личности происходит одновременно со становлением общества: с одной стороны общество формирует личность, а с другой - личность формирует общество.
   Такое взаимовлияние в форме дружеского диалога можно сравнить со вспыхнувшей ядерной реакцией, с рождением двух звёзд: общества и личности. Эти две звезды не нуждается как планеты, как части в подпитке: они сами несут свет и тепло в окружающее. Личность становится perpetuum mobile, она есть изобилие. А при изобилии форма и количество уже не имеют никакого значения.
Именно поэтому личность и общество есть целостности, которые уже по умолчанию не могут быть чьей- либо частью уже потому, что целостность есть единство, есть слияние внешнего и внутреннего.
   Иначе говоря, можно сказать, что в целостности снимается различение внешнего и внутреннего.
  Именно поэтому Вселенную можно отнести к целостности, которая непрерывно взаимодействует с другими целостностями. Как мы уже отмечали, это взаимодействие равноправно. То есть, Вселенная равна личности, равна обществу. Вселенная в этом плане так же влияет на личность, как и личность преобразовывает Вселенную. Целостность личности, целостность общества, повторим это ещё раз, есть единство внешнего и внутреннего, и поэтому говорить о цели вне целостности есть абсурд. Вот почему искать смысл, цель жизни означает, что личность, общество считается тем самым частью чего-либо и средством для чего-то. А это, в конечном счете, унижает нас, заставляет считать себя песчинкой, затерянной в просторах Вселенной.


Рецензии