Зарисовки из Индии. Мать Тереза и рикша

Калькутта – один из беднейших городов Индии. Но за те три дня, что мы провели в нем, нам не встретилось ни одного нищего, требующего подачек в обмен на демонстрацию своих увечий. Зато на улицах было полно рикш. Не мото- и велорикш, наводнивших улицы Дели, Мумбая, Бангалора, а рикш в их исходном понимании – обожженных солнцем индусов, вручную тянущих по улицам свои телеги с восседающими в них клиентами. Иной раз какой-нибудь жилистый паренек, согнувшись под углом сорок пять градусов к тротуару, перевозил на своей тележке по шесть-семь человек разом, целые семьи, с чемоданами, всевозможными коробками, мебелью…

Мы с Ириной выходили на улицу из ворот монастыря Матери Терезы. Светлый образ этой монахини еще парил над нашими головами. Беззаветное служение больным, обездоленным, неимущим. Служение без малейшей примеси корысти – как естественная потребность любящей души в самовыражении. Может ли быть что-либо более возвышенное? Сотни тысяч спасенных от голода и болезней. Символ милосердия, сострадания.

И тут на другой стороне улицы мы увидели рикшу – пожилого, с поседевшими волосами индуса. Он сидел на бордюре, привалившись спиной к колесу своей тележки, и ожидал клиентов.

– Ира, – осененный внезапно возникшей идеей, обратился я к своей спутнице, – этот человек не сломался под ударами судьбы, не стал попрошайкой. Он зарабатывает на хлеб своим тяжелейшим трудом. Его необходимо поддержать. Честный труд, честный заработок – в этом нуждается Индия, в этом источник ее будущего материального процветания. Ты согласна?

Та рассеянно посмотрела на меня, но ничего не ответила.

– Давай наймем его, – предложил я. И в ответ на ее удивленно приподнявшиеся брови пояснил: – Мы заплатим ему не нищенские тридцать рупий, а пятьсот или даже тысячу – как оценили бы такой труд по европейским меркам. Он довезет нас до гостиницы. Я плачу. Я приглашаю тебя прокатиться на рикше!

Я ступил с тротуара на проезжую часть, уже намереваясь перейти дорогу, но она легонько коснулась рукой моего плеча.

– Постой, ты вполне отдаешь отчет тому, что сейчас предложил?

– Конечно! – обернувшись, ответил я и стал развивать свою мысль дальше: – Подавая милостыню, мы развращаем людей, а поощряя честный труд…

– Я не о том, – перебила меня Ира. – Представь себе на миг, что ты - мать Тереза.

– Ну?

– Мать Тереза, которую везет по городу впряженный в тележку человек.

– И что?

– Представил?

– Мы… – все еще окутанный флером своей идеи, начал было я и вдруг осекся, представив согнутого под углом сорок пять градусов индуса с поседевшими волосами, впряженного в громоздкую телегу. Натруженные ноги с выпуклыми прожилками вен, мозоли на плечах, покрытый потом лоб. А на телеге, которую он тянет по многолюдной улице, восседает мать Тереза, приветствуя поднятой ладонью кланяющихся ей с тротуаров горожан… Вот она раздает голодающим рис. Вот меняет прокаженному белье и обрабатывает раны целебной мазью. Дежурит у кроватки умирающего от рака ребенка… Но мать Тереза, восседающая на рикше? Что-то неприятное, отталкивающее открывалось в этой картине. И в этот момент, словно иллюстрация к нашему диалогу, на дороге показался очередной рикша. Он довольно бодро тянул за собой тележку, на которой восседала пара европейцев. Молодые парни потягивали из баночек пиво, чему-то улыбались, изредка посматривали по сторонам, любуясь достопримечательностями, и вели неспешный разговор. Возможно, логически безупречный, например, о том, как это здорово – поощрять честный труд индусов.
 
В равной степени изумленный и тем, как легко можно обмануться убедительностью логики, и тем, насколько она беспомощна, когда дело касается нравственных вопросов, я шагнул обратно с проезжей части на тротуар.

– Давай подумаем, как поделикатней ему помочь, чтобы не унизить шубой с барского плеча, – предложила Ира.

– Нет ни одной идеи.

– Предлагаю подойти, поговорить с ним, а дальше видно будет.

Мы прошли по тротуару метров сто вперед до пешеходного перехода, пересекли улицу, а когда приблизились к рикше, увидели, что, отодвинувшись от колеса в тень телеги и положив голову на камни мостовой, он крепко спит. Из заднего кармана брюк, почти вываливаясь наружу, торчал холщовый мешочек.

И тут меня осенило. Достав из своего портмоне бумажку в тысячу рупий, я нагнулся к рикше, двумя пальцами вытащил из его кармана мешочек, положил туда купюру и только собрался было вернуть этот своеобразный кошелек на место, как рикша резко ударил себя ладонью левой руки по карману, в котором только что находилась вся его дневная выручка, тут же повернулся к нам лицом и сел.

– Это не у вас из кармана выпало? – протянул я ему мешочек.

Он схватил его, с подозрением и испугом оглядывая нас.

Ира сложила ладони на груди, поклонилась рикше и прошептала:

– Намасте*!

Я последовал ее примеру, и, не ожидая от старого индуса ответных знаков вежливости, взявшись за руки, мы, счастливые, побежали к гостинице.


* Намасте — знак приветствия и прощания в Индии. Один из вариантов перевода с санскрита «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе»..


Иллюстрация Дарьи Федотовой


Рецензии
Работал в Индии 2 года - страну знаю не как турист восторженный. Лучше в России деньги давайте на благотворительность чем в Индии.

А вот про мать Терезу что не рассказывают в монастыре.

"С медикаментами вообще отдельная история. В основном лечили аспирином и другими копеечными лекарствами. Капельниц на всех не хватало, а иглами пользовались одними и теми же, просто промывая их в холодной воде, даже не удосужившись продезинфицировать, ссылаясь на недостаток времени. Из-за такой антисанитарии болезни передавались от одного пациента к другому. Бывали нередки случаи, когда человек попадал с одной болезнью, а со временем приобретал вдобавок другие. Либо болезнь начинала прогрессировать, и там, где можно было спасти человека банальными антибиотиками, теперь требовалась операция.

Самое ужасное, что мать Тереза запрещала любые обезболивающие. Она объясняла это тем, что через боль бедняки принимают свою долю, страдая подобно Иисусу, а мучения — это поцелуй сына Божьего. Из-за этого многие пациенты умирали не от самой болезни, а от болевого шока. Для матери Терезы большим спасением человека было не вылечить его, а обратить в католическую веру, избавив от мук этой жизни, переходом в лучший мир. Таким образом она многих обратила в свою веру, убеждая, что только католицизм спасет их. И, если человек выздоравливал, то она всем говорила, что его спасла сила веры и сам Иисус. Если человек умирал, то просто об этом умалчивали.

Интересным фактом было то, что, когда болела сама монахиня, то она лечилась не в своих заведениях, а летела на персональных самолетах в Калифорнию, в одну из дорогостоящих клиник. Во время путешествий она всегда останавливалась в самых дорогих и комфортных апартаментах, хотя всех призывала жить скромно и не выделяться. Она буквально возвела бедность в культ, хотя сама любила роскошь и комфорт.
Источник: http://kulturologia.ru/blogs/110421/49525/
Но наиболее интересным вопросом остается то, куда она девала все деньги, ведь пожертвования на ее миссию слетались со всех уголков нашей планеты. Также были десятки различных премий, в том числе и Нобелевская, на крупные суммы денег. Есть мнение, что на средства, которые хранились на ее счетах легко можно было построить современные клиники с новым оборудованием, а не те ужасные хосписы. Но на вопросы журналистов, куда деваются и на что тратятся деньги, она говорила им, что лучше пусть пообщаются с Богом, чем задают вопросы.

Также ей приписывают дружбу со всякого рода криминальным миром. Ее основные денежные средства она получала от различных мошенников и политиков-диктаторов, наживающихся на простом народе. Так что происхождение денежных пожертвований монахиню совершенно не волновало.

К примеру, в 1981 году мать Тереза посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, который унаследовал после кончины отца-диктатора власть в одной из беднейших стран нашей планеты. Там по традиции процветали коррупция, политические убийства, многочисленные болезни и высокая смертность. Но, получив полтора миллиона долларов от правящего диктатора, монахиня сказала во всеуслышание, что нигде в мире нет настолько тесной связи между политиками и бедняками.

Долгое время ее фонд не контролировался, так как был благотворительной организацией. Но в 1998 году всех удивило, что в рейтинге денежной помощи от организаций в Калькутте, ордена, который возглавляла мать Тереза не было даже в числе первых двухсот. А в 1991 году одно издательство Германии опубликовало информацию, что из всей суммы пожертвований, на лечение больных людей, фонд монахини выделяет около 7%, а остальные денежные средства, по скромным подсчетам около трех миллиардов долларов, так и лежат на счетах Банке Ватикана.

Источник: http://kulturologia.ru/blogs/110421/49525/

Константин Арчер   25.10.2021 19:36     Заявить о нарушении
Я заглянул сейчас в Википедию. Там тоже много критики, но не мало и добрых слов. В 1950 году мать Тереза получила разрешение от Папы Римского на создание Ордена сестёр милосердия. К 1996 году эта конгрегация имела 400 отделений в 111 странах мира, 700 домов милосердия в 120 странах мира, регулярно оказывала продовольственную помощь 500 тыс. семей, оказывала медицинскую помощь 250 тыс. человек в организованных при отделениях ордена лечебницах, лепрозориях, клиниках для больных СПИДом. В школах при отделениях ордена обучалось 20 тыс. детей.
Так что не все так однозначно. Когда кто-то делает доброе дело, всегда найдутся желающие его опорочить. И наоборот: даже у самого гнусного преступника довольно часто находятся почитатели, восхищающееся его "добродетелями".
В своей миниатюре я не исследую достоверность тех или иных рассказов или легенд. Она о другом. А о чем, пусть каждый прочитавший решает для себя сам. Каждый из нас, в той или иной степени, старается найти в окружающем мире свое отражение.
Всего доброго.

Дмитрий Красавин   25.10.2021 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.