Русины в Закарпатье
Живут русины в Закарпатье. Всё своё время существования и поселения там они боролись за своё право существовать и жить по своим правилам именно как часть русской цивилизации.
При этом они никогда не ввязывались ни в какие политические дискуссии, сторонились модных европейских трендов. Несмотря на то, что это их стремление к отличной от соседей социокультуре, сохраняя свой генокульт, постоянно использовалось в собственных политических целях властелинами земли, на которой они существовали, русины смогли сохранить свой язык, традиции и веру.
Русины представляют из себя один из древнейших реликтовых этносов союза восточнославянских народов, состоявших из тиверцев, уличей, хорват. Их история сравнима с историей курдов в Западной Европе, они также никогда не имели собственного государства.
Предки русинов, один из восточнославянских этносов, близкий в большей степени к чёрным хорватам, хотя в их крови есть и белохорватская кровь, поселились в Карпатах уже во втором веке нашей эры.
Точное происхождение русинов от какого-либо определённого народа установить невозможно, поскольку население этих земель было в основном переселенцами, состав которых менялся в зависимости от того, какой новый владетельный князь получал эти земли и к каким политическим страстям общеевропейского характера он был предрасположен.
Однако все переселенцы независимо от их этнической принадлежности, получали имя русины, руснаки, руськи, руски, угрорусы», карпатороссы (самоназвание русинов), рутены у прибалтов, русские у русских
В 6-м веке н.э. русины попали в зависимость от аварских племён, что отразилось в появлении новых обычаев в русинской культуре: появляется двухколёсная телега, похожая на арбу, запряжённая в небольшую лошадку.
В 7-м веке русина попали в подчинение Великой Моравии, одного из западнославянских государств.
В 10-м веке начинается угорско-венгерское владычество над русинской территорией, которое постепенно перешло в австро-венгерской. В основном это было угорское влияние, поскольку венгры были более лояльны к обычаям русинов, в отличие от австрийцев, насаждавших везде своих начальников.
Все эти влияния, владычества, правления сопровождались попытками изменить культурный строй русинов, для чего им подселяли массово новых поселенцев. Однако, в течение всех своих полутора тысяч лет, им удавалось сохранять все свои основные социокультурные компоненты.
В 19 веке была предпринята активно-агрессивная попытка полной ассимиляции русин. Население русинской культуры значительно сократилось. Однако им удалось самосохраниться и, со временем восстановить культурный контроль над традиционной территорией. Такое ощущение, будто откуда-то из земли били невидимые ключи, пополнявшие генокультурные можества этого народа.
В годы СССР, слово русина нигде не упоминается. Их в официальных статистиках называли то закарпатскими украинцами, то даже словаками.
Современная Украина пошла по стопам СССР и не признаёт на своей территории существования русин как самостоятельного этноса. И это несмотря на то, что ещё в 1998 г. русины вошли в состав Организации Непредставленных Народов как отдельный этнос.
Всего русин в Европе активистами русинского движения насчитывается до полутора миллионов, из которых половина живёт в на своей традиционной территории в Закарпатье украинском.
Другие исследования показывают цифры в 50 раз меньше.
Язык, на котором общаются русины, схож с украинским, и считается украинским диалектом. Однако в нём много старых церковнословянских слов, по строю он ближе к староболгарскому языку, основе всех славянских языков.
Начиная с 19 века было предпринято более двадцати попыток создать русинскую грамматику.
В 1939-1944 годы, когда русинами владычествовали венгры, была реализована специальная программа перевода на русинский язык классической Европейской литературы.
Приобщение русин к всемирной литературе потребовало создания новой грамматики. И 1997 году она была издана под названием "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".
Что касается государственности, то русины никогда не выдвигали своих собственных претензий на самоуправление. Такие попытки осуществлялись правителями русинской земли.
В 1846-1848 годы губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен, отменивший, кстати, в Галиции крепостное право, инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду. Его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции.
Символом Головной Русской Рады на жёлто-синем флаге стал лев. Этим подчёркивался тот факт, что ещё в польско-литовской битве против тевтонов при Грюнвальде в 1410 году рядом с польско-литовским рыцарями сражались и львовские рыцари, неся перед собой жёлто-голубые хоругви со львами посередине.
С конца 20-го века в среде зарубежной диаспоре русинов начинает подниматься осознание необходимости создания собственной автономии в Закарпатье, чтобы узаконить право своего народа на самоопределение. По этому поводу в 1991 году они провели референдум об автономии Закарпатской русинской области.
В 2010 году в Европе зарубежными русинами был создан Европейский конгресс подкарпатских русинов. Постепенно к его работе стали подключаться и сами русины Закарпатья.
В 2008 году было воссоздано правительство республики Подкарпатская Русь, существовавшее несколько дней в 1939 году, когда русины входили в состав первого чехословацкого государства.
Начиная с 2010 года русины постоянно направляют руководству Украины, соседним государствам, международным союзам свои требования о создании собственной государственной системы управления.
Русины по своему характеру долготерпеливы. Они считают, что признание их автономности от Украины есть всего лишь только дело времени. Русины умеют ждать. Они пережили практически все народы, которые расселялись вокруг них, переживут и этот период украинского владычества.
Свидетельство о публикации №218082901817