О Находке
Расположен на полуострове Трудный у берегов залива Находка Японского моря, в 171 км юго-восточнее Владивостока (по автодороге), самый южный город на востоке России. Город отрезан от моря портовой зоной. Историческую застройку старых улиц составляют двухэтажные «сталинки».
Экономика узко специализирована на портово-транспортном комплексе. Переработка грузов в морском порту Находка, судоремонт, рыболовство и рыбопереработка. Находкинский железнодорожный узел связан веткой с Транссибом. В 20 км от Находки — глубоководный порт Восточный; конечная точка нефтепровода ВСТО.
Основан как гидрографический пост в 1864 году. Строительство города-порта было связано с планом советского руководства по переносу морского порта из Владивостока в бухту Находка. Усилиями заключённых ГУЛАГа в 1947 году открыт порт, в 1950 году посёлку присвоен статус города.
Название города Находки (с 1940 по 1950 годы — одноимённого посёлка) происходит от имени расположенной рядом бухты Находка, открытой русскими моряками летом 1859 года. По легенде, увидев ранее неизвестную бухту, один из моряков корвета «Америка» воскликнул: «Вот это находка!». Из записи в штурманском журнале корвета «Америка», 18 июня 1859 года: «Открытая бухта не означена на карте, а посему ей присваивается название гавань Находка».
По правилам русского языка наименование города женского рода склоняется, если топоним имеет русское происхождение и оканчивается на «а». Правильно: в городе Находке (в городе Москве). Широко распространённый вариант в городе Находка не соответствуют литературной норме. Слово «город» (равно как и сокращение «г.») вместе с названием города рекомендуется использовать ограниченно (в официальных текстах). Таким образом, общеупотребительным вариантом является: в Находке (в Москве). А. Коптяева называла Находку «портовым филиалом» Владивостока. В региональных средствах массовой информации город часто называют «город-порт Находка», «портовый город Находка».
21 августа 1855 года залив Находка посетил корабль английского флота «Барракуда», исследовавший залив Петра Великого на пути из Татарского пролива в Японию. Ранее неизвестный залив был назван англичанами заливом Горнет. По возвращении из плавания офицер «Барракуды» Джон Тронсон в 1859 году издал книгу, в которой так описывал открытую местность: «Ранним утром 21 августа мы достигли залива Горнет, который оказался слишком открыт ветрам, чтобы стать там на якорь. В закрытых от ветра бухточках и вдоль побережья лежат очень плодородные земли. В глубине бухты видны немногочисленные татарские дома…»
17 июня 1859 года пароход-корвет «Америка», на борту которого находился генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский, следовал к российским берегам. Показалась земля. Обогнув скалистый мыс, судно зашло в воды неизвестного залива. Стоял густой туман, затруднявший видимость, моросил дождь. Корабль медленно прошёл вглубь залива, держась на расстоянии двух миль от берега, недалеко от сопки Сестры стали на якорь. На следующий день — 18 июня 1859 года штурманом Красильниковым была сделана историческая запись в вахтенном журнале[9]:
В 6 часов утра снялись с якоря и пошли к осмотру берега, заметив углубление, открыли бухту. По приказу его сиятельства бухта названа Находкой.
Весной 1864 года на мысе Астафьева основан военный гидрографический пост из унтер-офицера Герасимова Михаила Наумовича и 4-х солдат, в конце 1860-х годов увеличенный до 30 человек. Гидрографы вели ежедневные наблюдения за погодой, отмечая в журналах. В августе 1864 года в Находку из Николаевска-на-Амуре прибыли 9 семей и 7 холостяков, вышедшие на свободу после отбытия каторги на Сахалине, из которых 17 человек основали слободу Александровку выше по реке Сучан, а 4 семьи обосновались вблизи военного поста. Весной 1865 года в Находку с Амура прибыли 26 крестьян. Они прожили в Находке до августа, после чего отбыли на Сучан, где основали слободу Владимировку. Во время пребывания в Находке 3 мая 1865 года у одного из переселенцев родился сын, Иван Ефимович Краев, который считается первым коренным находкинцем.
Для меня город-порт Находка открылся в 1983 году. До этого через 5 лет после окончания службы на подводной лодке в городе Владивостоке, в 1979 году я снова окунулся в морские воды, и с тех пор старался проводить отпуск на берегу моря. В 1981 годы мы всей семьей отдыхали в бухте Тавайза недалеко от Артема. Об этом у меня есть рассказ. http://www.proza.ru/2018/06/14/729
В 1983 году для меня встал вопрос – куда вывезти свою семью к морю. И тут случайно на берегу хабаровского Затона я разговорился со своим соседом из другого дома. Он был мой коллега, главный нештатный нейрохирург края, доцент медицинского института. Такой же, как я, любитель отдыха на море. Он рассказал, что каждый год они ездят в Находку, и там, на берегу бухты Тихангоу, живут дней 10-12 в палатках, купаются и загорают. С ним ездит его жена и коллеги из института и больницы. Собираются поехать они и в этом году в конце июля. Я взял отпуск с 5 августа, чтобы 4 получить зарплату за июль и отпускные, и на следующий день выехать. Получалось, что мы может встретиться с ними на побережье и неделю прожить вместе, а потом неделю отдельно. С таким расчетом я и купил билеты на поезд до Находки и обратно.
Находка, в отличие от Владивостока, была открытым городом, так было Генконсульство Японии, туда без проблем заходили суда со всех стран мира. Поэтому купить билет на поезд для меня не составило проблем. Нас было пять человек в семье, т.е. в одно купе мы не помещались. Но у нас уже был опыт таких поездок. Жена с дочерью ложилась на нижнюю полку, мы со старшим сыном – на верхнюю, а средний сын ложился на полу, подстелив матрац из соседнего купе на надувной резиновый матрац. Как сейчас помню, билеты у нас были в первый вагон. Так как жить мы планировали «дикарями» , я достал у друзей две палатки – одну четырехместную, и одну двух местную, а также три спальных мешка. Кроме этого, у нас было три пары резиновых ласт, всякие одеяла и подушки. В общем, на каждую руку всех пятерых было по сумке или другой поклаже. Выехать на одном такси мы не могли, поэтому заказали сразу два такси.
И вот настал срок, когда нам надо выезжать. Моя мама согласилась остаться в нашей квартире, и поэтому приехала нас проводить. Ждем такси, а их все нет и нет. И когда уже все время вышло, я помчался со двора на улицу ловить попутку. На наше счастье, у магазина увидел мужики, который садился в ГАЗик (именно старенький автомобиль, который был до УАЗа очень распространенным вездеходом). Уговариваю мужика довезти до вокзала. Подъезжаем к подъезду, быстро грузим веща и сами садимся, начинаем движение. И в это время подъезжает с опозданием на полчаса первое такси. Мама остается выяснять отношения с таксистом, а мы на перегруженном ГАЗике, со скоростью не более 50 км, а в гору вообще еле-еле, подъезжаем к вокзалу.
На наше счастье, поезд Хабаровск-Находка стоял на первом пути, а первый вагон прямо напротив места, где мы выгрузились. Буквально за минуту до отхода поезда мы вскакиваем в тамбур, и поезд трогается. Я вздохнул облегченно. И тут подошедшая проводница вагона заявляет, что наши места в купе заняты. Я был настолько взвинчен опозданием такси, тем, что чудом успели к поезду, поэтому не выдержал. Не помню, ругался ли я когда-нибудь так, как в этот раз. Кончилось тем, что проводница все же посадила нас в одно купе, а одно место нашлось в соседнем вагоне. В те годы проводницы частенько провозили пассажиров без билетов.
Но на этом приключения в этой поездке к морю не закончились. Приезжаем в Находку, а там морось, мелкий дождь. Я узнаю, где останавливается автобус, на котором мы может доехать до бухты. Еле-еле со своей поклажей мы втиснулись в автобус и поехали до поселка, который назывался Приисковый. Выходим и видим небольшой поселок и огромные антенны радиостанции на мысу. Слава Богу, на конечной остановке был навес, под который мы спрятались и уложили вещи, так как дождь продолжал моросить.
Надо было искать на берегу палатки наших компаньонов по поездке к морю. И мы со старшим сыном пошли на берег. Никаких палаток не увидели, лишь вдали было нечто, похожее на одинокую палатку. Вот туда мы и пошли, и как оказалось, зря. Это был старый бетонный дот времен войны. Зачем он там был установлен, не понятно. Но нам-то стало понятно другое – мы остаемся на незнакомом берегу одной семьей. Билеты на обратный поезд взяты через две недели, не все время же будет лить дождь, так что надо искать место для бивака. Пока мы ходили с сыном, я присмотрел хорошее место на мысу недалеко от крайнего дома поселка. Вот туда мы и добрели, под дождем установили вначале одну палатку, куда сгрузили все вещи и спрятали от дождя младших детей, а со старшим 15-летним сыном установили рядом вторую палатку, поменьше, где мы собрались ночевать с женой. Можно было и отдохнуть, но встал вопрос – что мы будем есть? Запасы, что мы взяли в дорогу, съедены в поезде на ужин и на завтрак. Но когда мы заканчивали установку палаток, дождь немного стих, и к нам подошел старик. Он поинтересовался, кто мы такие. Мы пояснили и спросили, не могли бы у него купить кое-что поесть? Он немного удивился, когда мы спросили про огурцы, желающие купить. Сказал, что надо поговорить со старухой, и ушел. Жил он в том самом домике на окраине поселка, рядом с которым мы разбили свой бивак. Потом вернулся и позвал нас с женой к себе в дом. Вернулись мы с банкой молока, с хлебом, вареными яйцами и огурцами, заплатив за это сумму, что нам назвала старуха. От хозяев узнали, где в поселке магазин, и договорились на счет покупки продуктов на все время отдыха.
Хотя дождь постепенно стих, но стояла пасмурная погода, ни просвета в облаках, так что мы весь этот день проходили в куртках, в теплых свитерах, так и улеглись спать. Дети в спальных мешках, которые им очень понравились, легли в четырехместной палатке, рядом со всеми нашими вещами. А мы с женой в двухместной палатке, укрывших байковым одеялом и прижавшись друг у другу. Проснувшись, увидели, что погода не изменилась, и стали решать, как поступить. В конце концов решили, что я поеду в Находку и поменяю билеты на первый возможный срок. Позавтракали тем, что накануне взяли у хозяев, и я поехал на автобусе в город. Поменял билеты, но все равно, нам предстояло пробыть на берегу около 7-8 дней. Чем заниматься на берегу, если нет возможности купаться и загорать, я не представлял.
Но когда автобус перевалил через небольшую сопку, отделяющую Находку от побережья на другой стороне, где и была бухта Тихангоу, увидел, что втер разогнал облака, проглядывается солнце, и настроение у меня улучшилось. И когда я подошел к палаткам, вовсю светило солнце, но вот на море были волны. Но находиться рядом с морем и не окунутся, я не мог. Быстро разделся, надел ласты, маску, в рот взял загубник трубки, и вошел в воду. Решил поплавать в том месте, где волны были не очень большие. Оказалось, что это было относительное мелководье, а гряда камней выполняла роль волнореза, за ней было глубокое место, дно уходило все ниже и ниже, и ничего, кроме серой мути я не видел. Когда стал плыть к берегу, услышал голос жены, которая что-то мне кричала. Поднял голову, и увидел голову дочери, которая плыла ко мне. В ту пору ей исполнилось всего десять лет, плавать она могла, но не очень уверенно. Я поплыл к ней, она обняла меня и отдышалась. На ногах у неё были ласты, но она еще не очень хорошо владела ими. Я показал, как грести, и мы, взявшись за руки, вместе поплыли к берегу. Я удивился, что моя дочь оказалась таким сорванцом. Старшие сыновья, которые уже неплохо плавали, не рискнули войти в воду, а она поплыла, несмотря на волны.
Все оставшиеся дни нашего пребывания на берегу моря прошли очень быстро. Все плавали, ныряли, кроме жены, которая заходила только в неглубокое место. Продолжающееся волнение моря мешало нам видеть красоты дна в этой бухте. За время отдыха произошло несколько событий, о которых я хотел бы упомянуть. Во-первых, налетел тайфун, о нем нам сказал все тот же дед. Вообще эти дед с бабкой оказались для нас добрыми феями из сказки. Испугавшись, что мы, как наши предшественники по отдыху на этом мысу, будем лазить в огород и воровать овощи, они удивились, что мы все у них покупаем. И к их пенсиям есть добавка. Поэтому они продавали все излишки, которые у них образовывались. По крайней мере, молоко, яйца и свежие овощи у нас всегда были. Утром они топили печь в летней кухне, и бабка готовила им еду на целый день. Но печка остывает не очень быстро, так что моя жена успевала приготовить нам обед, и оставляла на плите в тепле. А ужин мы готовили на костре, причем могли готовить сразу 2-3 блюда, так как нашли на берегу старую сетку от кровати, положили её на камни над огнем костра. Дров для костра на берегу было видимо-невидимо. Выброшенные морем палочки, бревнышки, доски на солнце быстро высыхали и становились хорошим горючим материалом.
Но вернусь к урагану. Мы готовились к нему, укрепили свои палатки, и надеялись, что переживем стихию без приключений. Но под порывами ветра четырехместная палатка сложилась, и остаток ночи мы все вместе провели на летней кухне у деда с бабой. Утром оказалось, что при установлении палатки мы в спешке под дождем не поставили одну поперечину, поэтому палатки и не выдержала напора ветра. Повторно мы установили палатку строго по инструкции, и никаких эксцессов больше не было.
После этого урагана волнение на море усилилось, но мы продолжали плавать. Однажды утром, выйдя, как говорится, «до ветру», я на обратном пути увидел какой-то предмет в прибрежным камнях. Это оказалась полная бутылка японского пива «Саппоро», и на обед мы все вместе попробовали по глотку этого импортного напитка, за что позже я получил выговор от мамы. Эта пустая бутылка положила начало большой коллекции бутылок от пива в нашей квартире.
По вечерам после ужина жена обычно садилась на большой камень в купальнике, и воды Японского моря, накатываясь, обдавали её брызгами и ласкали ноги. Но после того урагана, как я уже написал, волнение усилилось, и однажды на сидевшую на камне жену обрушилась большая волна. Она перевернула жену чуть ли не на голову . Больше такого испуганного взгляда у жены я не видел, потом она долго опасалась принимать такие морские ванны.
Утром в день отъезда, выбравшись из палаток, мы увидели спокойную гладь моря. Одев ласты и маску, мы с наслаждением стали плавать, наблюдая картину дна в глубоком месте, всякую морскую живность. Прозрачность воды поражала, и не удивительно – ведь наш бивак был на скалистой части берега, и никакой песок не мутил воду в спокойную погоду. С большим нежеланием мы покидали эту бухту, которая на картах называлась не Тихангоу, а бухта Подосенова.
Следующая поездка в эту бухту для меня произошла довольно скоро, в начале октября все того же 1983 года. Но об это поездке у меня написан отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/08/22/541
А вот следующая поездка в Находку была сделана в 1994 году. В это время я стал обладателем первого своего автомобиля японского производства – Ниссан Скайлайн, с правым расположением руля, как говорили тогда – б/у без пробега по СНГ. Я только-только получил права, и имел начальные навыки вождения. Моя друг и коллега Володя Бондарь, с которым я и совершен предыдущую поездку в Находку, предложил поехать на пару с ним, и остановиться все в том же гараже на берегу бухты Тихангоу. Дорогу туда он знал, у него автомобиль появился немного раньше, это была Тойота Камри, и он ездил к своей матери в Находку на нем. В это время появились первые карты автодорог Дальнего Востока. И я решился, мы поехали. Но и про это автопутешествие от Хабаровска до Находки я написал отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/03/30/356
Так что начну сразу с пребывания в Находке. На следующий день после приезда мы на двух автомобилях выехали в тот гараж, что был мне знаком по десятидневному пребыванию осенью 1983 года. Многое там изменилось. И в самом гараже кое-что было перестроено, и вокруг появились новые гаражи. Да и было лето, сезон отдыха. Если в прошлый раз осенью у нас не было соседей, то сейчас их хватало. Вместе с нами отдыхала знакомая жены Володи, проводница поезда Хабаровск-Находка, с которой Галя, жена Володи, передавала кое-что родителям в Находку. Вообще в том гараже в пик отдыхающих насчитывалось 7 человек плюс собака. В выходные и в будние дни Володю навещали его друзья из Находки с женами, так что мы редко были всемером. Они привозили закуску, выпивку, мы покупали у соседей свежую рыбу, варили уху или жарили свежую камбалу (вкуснейшее блюдо), так что время пролетело незаметно. Загорели мы с женой до черноты, а я и накупался, нанырялся. Мы с женой ходили в тот домик на мысу, рядом с которым 11 лет назад разбивали свой лагерь. Дед уже умер, а вот старушка была жива, но уже очень стара. Но нас вспомнила, и рассказала о нашей встрече своей дочери, которая жила сейчас вместе с ней.
Наличие автомобилей позволило мне расширить свои представления о побережье Японского моря в этом районе. Мы съездили на озеро Лебяжье, хотя лебедей там не видели. Побывали в бухте Козина, где был удивительный песок черного цвета. Поездили мы и по Находке, и с этой поездки мое представление о городе расширилось. Одно дело смотреть на его из окна автобуса или пешком пройти небольшой участок жилых построек, и совершенно другое – поездить на машине и останавливаться везде, где душе угодно.
Что такое город Находка? Разбросанный по берегам извилистой бухты (не путать с заливом Находка, где значительная акватория, и там стоят на рейде многочисленные суда. На другом берегу залива порт Восточный) город довольно узкий, с двумя длинными улицами вдоль буты и перпендикулярными улицами, уходящими вверх по склонам окружающих город сопок. Лишь некоторые из этих улиц длинные, ведут на другую сторону полуострова, на котором расположена большая часть города. А вот другая часть города, более равнинная, протянулась довольно широко, но и она умеет улицу, которая ведет к знаменитому Американскому перевалу, через который надо проехать по пути во Владивосток. В городе почти все дома в то время, когда я в нем бывал, старые, невысокие, максимум в пять этажей. Город очень зеленый, ибо выше в сопки в основном застроен частными домами, в которые растут деревья, в том числе плодовые. По двум основным улицам – Находкинскому проспекту и улице Пирогова, город можно проехать из конца в конец, все время видя бухту, вдоль которой вьется улица Пирогова, повторяя все изгибы берега бухты.
Так что путешествие было познавательным. Но не всегда приятным. Накануне планируемого отъезда из Находки в Хабаровск мы решили перебраться из гаража в город. Недавно прошел ливень, и со всех гор на полотно дороги водой с гор нанесло песок и мелких камешков. Поэтому машины спускались по серпантину очень медленно. Образовалась кавалькада их четырех машин, в которой мой Ниссан был последним. Вдруг водитель ехавшего первым автомобиля увидел знакомую, и резко затормозил. Вторая машина чуть не ударилась в остановившуюся, то же самое успела сделать и третья машина, а меня, несмотря на экстренное торможение, понесло как по гололеду. В результате ударил в зад едущего передо мной автомобиля. Для меня это было первое ДТП. Я разбил в своем автомобиле фару, а у впереди идущем автомобиле помял багажник. Так что обошлись малой кровью. На беду, в это время по этому серпантину ехали гаишники, которые оперативно составили протокол о столкновении двух наших автомобилей, и отпустили нас. Так что весь обратный путь я ехал с одной фарой, слава Богу, мы доехали до Хабаровска в светлое время суток. Так что Находка у меня стала ассоциироваться с первым ДТП в моей жизни. На обратном пути мы поехали через Партизанск (бывший Сучан), и по лесовозным дорогам через перевал Сихотэ-Алиня. И хотя дорога была чуть длиннее, но мы не стояли в пробках на серпантинах вдоль побережья Японского моря.
На следующий год мы с женой отдыхали на турбазе в бухте Волчанец, которая располагается недалеко от Находки. Надо только переехать через так называемый Американский перевал, на вершине которого стоит парусник, где открыт ресторан. Быть рядом с этими местами и не побывать там мы не могли. И в один из дней, когда погода не очень благоприятствовала загару и купанию, решили поехать в Находку. Прошлый раз мы ехали по этой дороге уже около полуночи, я видел только габаритные огни и стоп-сигналы впереди идущего автомобиля Володи Бондаря, проведя за рулем почти 18 часов, и практически ничего по сторонам не видел. А теперь смог полюбоваться открывшейся панорамой с Американского перевала, и потом, на некоторых излучинах серпантина, увидел панораму Находки. Проехали по Находкинскому проспекту до главной площади города, где стоит здание администрации города (ранее здание горкома партии), а потом по улице Пирогова проехали почти до мыса Астафьева, останавливаясь на смотровой площадке и у японского парка из камней. Эта поездка дала мне почти полное представление о городе Находка.
Прошло еще три года. Я купил путевку в пансионат, расположенном на самом мысе Астафьева, рядом с маяком, который освещает путь всем судам в заливе Находка. Поставив автомобиль на стоянке, мы с женой в тот год предпочитали купаться в этом заливе, лишь изредка выезжая в центральную часть города. В этот приезд я смог увидеть, во что превращаются улицы Находки после тайфуна. В это время наша дочь с мужем и маленьким сыном отдыхала в Ливадии, бухте недалеко от Находки. Жена забеспокоилась, как они пережили тайфун в палатках, и предложила нам навестить их. Но дудки… Оказалось, что выехать с мыса Астафьева после тайфуна невозможно. Стекающие с гор вокруг города потоки воды превращают улицы в бурные реки, которые сметают все на своем пути. На наших глазах джип Ниссан Патрол был подхвачен потоком воды на улице, и его утащило куда вниз, к бухте Находка. Мы решили вернуться, рисковать было бессмысленно.
Однажды, гуляя около маяка, мы подошли к самому краю утеса, на котором он стоит. Внизу оказался причал, возле которого стояло одинокое судно, тапа рыболовецкой шхуны, и возле него стол пограничник. Нас с женой это заинтересовал, и мы спустились к этому причалу. Поговорили с пограничником, который явно скучал. Оказалось, что корейское судно, которое вело незаконный лов рыбы в наших территориальных водах. Судно арестовано и теперь его судьба зависит от решения властей.
А вот на следующий год в этот же пансионат нам составили компанию наши друзья, Валера Файзулин с подругой. Приехали мы туда сразу после тайфуна, и вода в этой части залива Находка была очень грязная, в ней много посторонних предметов. Нам подсказали, что на другой стороне залива вода прозрачная, и мы вначале съездили на разведку, а потом каждый день ездили туда через весь город. Но выезжали позднее, чем часы пик, так что минут за 40-50 добирались до места, где был песочек, не очень прозрачная, но отнюдь не мутная вода. В этот год у нас была еще одна поездка, на автомобильный рынок Находки, второй по значимости после рынка «Зеленый угол» во Владивостоке. Валере нужна была запчасть к его автомобилю, а я просто с интересом посмотрел на автомобили, которые привезли из Японии, и продавали жены моряков. Выбор был огромный, глаза разбегались. Вспомнились годы в начале 90-х годов. Такого разнообразия автомобилей на Дальнем Востоке тогда не было.
Следующая поезда в Находку была в 2000 году. Вернее, не в Находку, а все в ту же бухту Тихангоу, но попасть в неё, не проехав часть пути по городу, невозможно. Там мы отдыхали на турбазе, расположенной на мысе рядом с поселком Приисковый. Отдохнули замечательно, погода была хорошей, кормежка тоже, так что нам не было необходимости никуда ездить. Но все же пару раз мы были в Находке, где, по нашему мнению, никаких изменений не происходило. Эта поездка запомнилась еще и тем, что я впервые погружался в воду ночью, светя себе специальным фонарем для подводного плавания. Интересно было наблюдать многочисленных рыб, которых привлек свет фонаря. Они кружились вокруг меня, касались моего тела, иногда луч фонаря выхватывал из темноты одинокий глаз какой-нибудь рыбы. Интересное и запоминающееся зрелище.
Годом позже мы отдыхали в бухте Волчанец. Когда услышали штормовое предупреждение, решили на несколько дней съездить к родственникам в Лазовский район. По пути заехали на рынок в Находке, чтобы купить большой арбуз и свежих фруктов, да бутылку хорошего алкоголя. Так что Находку в этот приезд мы, по сути дела, не видели.
А вот в 2002 году мы ездили в бухту Волчанец с двумя внуками. Но об этой поездке у меня тоже есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2018/03/29/738
Это была моя последняя поездка к Японскому морю вообще, и в сторону Находки в частности. Но еще через 11 лет я снова побывал в Находке. Как, вы спросите? А вот как. В 2013 году я перенес обширный инфаркт миокарда, после которого на стенке левого желудочка сердца образовалась грыжа, или, по-научному, аневризма, которая в любом момент могла лопнуть. Мне требовалась операция, которую и сделал в Новосибирском НИИ кардиологии имени Мешалкина профессор Чернявский. Сделал её по просьбе Володя Бондаря, моего друга и коллеги, с которым мы ездили на его малую родину – Находку. Сейчас он уже Владимир Юрьевич, директор филиала Федерального Центра кардиохирургии в Хабаровске, доктор наук, профессор. Он обратился с просьбой к своему учителя Чернявскому, чтобы тот лично сделал мне эту сложную и рискованную операцию на сердце. Операция прошла успешно. И когда я вышел из наркоза, а потом под воздействием медикаментов уснул, то приснилась мне Находка, со всеми подробностями и в разных ракурсах. Просыпаясь, я снова погружался в сон, и Находка продолжала мне сниться. Я объясняю это только тем, что Владимир Юрьевич уроженец Находки, знал, что мне сделали операцию, и, возможно думал обо мне. На утро я окончательно пришел в себя, и хотя потом у меня были осложнения, но это не ошибки хирурга, а особенности моего организма. Так что я в 2013 году последний раз явственно увидел этот город на востоке страны с таким чудесным названием – Находка. Ровно через 30 лет после того, как впервые побывал в этом городе.
Свидетельство о публикации №218082900627