Советские социокультовые движения
Советское социокультовое народное движение уфологов социальные психологи объясняют по-разному, но общего мнения пока не выработали. Так или иначе, но этот социокульт носит явные черты странного.
Движение уфологов в США началось в начале 60-х годов 20-го века. Советскую уфологию историки этого движения ведут с 1946 г. В этом году Александр Казанцев высказал удивительное мнение о том, что Тунгусский метеорит есть не что иное, как межзвёздный космолёт, совершивший аварийную посадку на Земле в 1908 году.
Масла в огонь кухонных диспутантов подлил диспут, устроенный через год в Московском планетарии Ф.Зигель и А.Казанцев, по вопросу о происхождении Тунгусского метеорита.
Идеологи КПСС не будь дураки, решили использовать интерес людей к Тунгусскому парадоксу, в 1956 г. посоветовав некоторым газетам и журналам начать принимать информацию об НЛО с населения.
И вот полетели письма и открытки о якобы замеченных неопознанных летательных объектах от региональных сметливых наблюдателей в города. Авторов этих сообщений и стали называть уфологами.
Интерес местных уфологов к НЛО вылился в целое народное социокультурное движение. Они организовывали Круглые Столы, они заваливали письмами редакции газет и журналов, они собирались на съезды районного типа, обязательно закрытые. Появились правила и инструкции, помогающие отличить обычные бытовые явления от НЛО. Уфологи находили особые способы делиться друг с другом информацией, они даже имели районные свои самиздаты, многие ждали контакта третьего рода.
С этого времени народная советская уфология зажила своей жизнью, которую не интересовало мнение учёных, социологов и других умников.
Что касается науки, то их представители, до определённого момента не спешили объявлять эти сигналы сенсацией.
Учёные утверждали, что на 99 процентов факты, о которых сообщали люди, относящие себя к уфологам, носят неясный характер, многие явления, относимые уфологами к НЛО. Сообщения уфологов часто относились к обычным вещам и явления, имевшим простое объяснение.
Народное движение советских уфологов благополучно, без каких-либо потрясений пережило экономические, социальные и политические потрясения девяностых годов, практически без каких-либо изменений перекочевав в Новую Россию, по пути став ещё и международным движением неистребимых уфологов.
+++++++++++++++++++++
Толкиенисты.
Советское социокультовое народное движение Толкиенистов являются собранием последователей нестандартной мифологии.
Как это движение смогло обосноваться в советском социализме, замешанном на собственном выдающимся мифологическом социокульте, врощенным в русский генокульт тысячи лет назад, для специалистов остаётся неразрешимой загадкой до сих пор.
Этот народный социокульт возник, конечно, на Западе. Со временем он перекинулся в СССР, но здесь он по своей общности уступал его прародителю, Западу.
Восьмидесятые годы Запад подвергался атакам другого народного движения – хиппи. После появления первых книг Толкена, последователи хиппи выдвигали Гендальфа даже в президенты. Они первыми раскупали «Властелина колец». Постепенно основная часть хиппи обратилась в последователей нового социокульта толкиенистов.
Первые переводы Властелина колец появились в СССР в начале 1980-х. Некоторые книги ходили из рук в руки самиздатом. Этот вариант не совсем соответствовал официальным переводам изданных томов, что придавало самиздату Властелина Колец особую степень таинственности. А владеть самиздатовским переводом «Сильмариллиона» было особым шиком. Это были уже настоящие толкиенисты.
В конце 1980-х годов толкиенисты уже собирались для рыцарских турниров с самодельными обмундированием и оружием. Они встречались и просто для общения, активно переписывались. Для партийных инструкторов важно было, что движение хиппи стало замерзать, а его апологеты и последователи увлеклись историческими и мифологическими артефактами.
Толкиениты называли свои собрания маёвками. У каждой такой маёвкой были свои собственные имена: Эгладор, Нескучник, Поганище. Эти маёвки собирались по четвергам в Нескучном саду. Другая маёвка собиралась по воскресеньям в Царицыно и называлась она Мандос.
+++++++++++++++++++++++++
Патрики.
Это Советское социокультовое народное движение. Одно из самых необычных народных движений времён СССР, необъяснимое ни с одной вразумительной точки зрения, хоть научной, хоть антинаучной.
Это движение, социокульт которого, питается Булгаковским огнём на Патриарших Прудах. Они предпочитали собираться на своё главное, как они говорили, место, где М.Булгаков сотворил Мастера и Маргариту.
Были и другие патрики, которые собирались в других святых для них местах, упоминаемых в Мастере и Маргарите, но их было меньше и они были менее насыщены булгаковским социокультом, который он раскрыл в Мастере…
Начал развиваться социокульт Мастера где-то с середины 1960-х годов. Развивался он достаточно бурно. Это народное движение сразу привлекло аналитиков ЦК КПСС. Считая, что патрики никому не мешают делать советскую политическую карьеру, да ещё отвлекают от повседневных проблем значительную часть интеллигенции, партийные и комсомольские инструктора, не клеймили участников этого движения на своих партячейках. Народ мгновенно почуял, что движению дали зелёный свет, и принялся осваивать новую социокультурную концепцию.
В неимоверном количестве стали происходить встречи в местах, называемых булгаковскими. В библиотеках выстраивались очереди на заказы оккультной литературы, появились даже переводы западной оккультики, причём её даже издавали. Часто патрики проводили сборы у Голгофы, так они называли могилу Булгакова. К движению примкнули самые широки слои населения, от школьников до профессоров, покрытых премудрой сединой.
Силу движению патриков придавал и само отношение М.Булгакова к своим произведениям, многие из которых он безжалостно сжигал в печи своей квартиры. Говорят, что первый вариант Мастера Воланд заставил Булгакова сжечь в печи, что стояла в его комнате на Патриарших.
Эта воландовская печь и была первой редакцией произведений Булгакова, которая с прожорливостью, которой позавидовали бы советские идеологи, поглощала всё в своей жерловой пасти: письма, сюжеты, квитанции ЖКХ, чеки за хлеб. Но некоторые книги она не смогла сжечь, она их выплёвывала. Отсюда наверное и пошла притча о том, что книги настоящие в огне не горят.
Теперь места, где когда-то стояли эти печи и по сию пору весьма обожаемы последователями патриков.
+++++++++++++++++++++++++
Ваганты.
В общем и целом, в России достаточно благополучно развивался если не социокульт, а просто музыкально-поэтическая культура русского романса, который постоянно одухотворялся выдающимися творения русских музыкантов. Но ни в какое народное движение это высокое искусство не стремилось оборотиться.
И вдруг, ни с того ни с сего, народ начал сам сочинять музыку и стихи, которые романсисты классического типа считали безграмотной. Профессиональные исполнители чурались исполнять эти вирши, и тогда сочинители народные принялись нести своё искусство в народ сами.
И народ эту душевность, обращённую к нему не мудрёных нотах и стихах, оценил, потянулся к ней, увидел в бардовской песне воплощение своей мечты. В этом совместном, направленном друг к другу пламенном порыве и зародилась искра, а затем пламя нового социокульта, бардовского.
Это были исполнители авторской песни и свободные художники. Они называли себя то вагантами, то менестрелями. В России приверженцы этого социокульта зовут себя бардами.
Началось движение в середине 60-х годов 20-го века и было тоже спровоцировано из недр ЦК КПСС.
Нужно было как-то увести людей от политики и заострить их внимание туризм. В парт ячейки была спущена команда всячески поддерживать самодеятельный туризм с палатками у костра с песнями под гитару.
Советский народ ничем не удивишь, стал стремительно развиваться новый социокульт, основанный на старинных туристических традициях времён освоения Сибири.
С поддержкой сверху этот вид туризм стал в СССР массовым явлением, а вместе с народным туризмом в бескрайние просторы потянулась и бардовская песня.
Возникают разного рода музакально-туристические форумы, где помимо бардов собирались и художники, и критики, и просто любители по тусоваться. А в 1968 году под Самарой был организован Грушинский фестиваль. В этом году на этот фестиваль, организованный на открытом воздухе съехались более 600 авторов-песенников и свободных художников со всех концов советской страны.
На следующий Грушинский съезд-фестиваль собрались по официальным данным не менее 2 тыс., а неофициально 6 тыс.
Барды использовали любую возможность для самовыражения. В городах они организовывали Клубы самодеятельной песни, хотя социологи считают, что эти КСП относятся к более широкой субкультуре.
Это народное движение объединило в основном научную интеллигенцию, не желавшую участвовать в политических утехах власти, и предпочитавшая только пообсуждать и покритиковать эту власть.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ивановцы.
Советское социокультовое народное движение Ивановцев по определению их самих являются бессмертными борцами за абсолютное здоровье.
Ивановцы относятся исследователями к одним из самых странных народных движений времён Советского союза, объяснить которое в серьёзной научной терминологии так никто из учёных социологов не смог.
Это были люди, которые следовали установкам Порфирия Иванова. Социальные психологи считали ивановцев одним из самых странных социальных движений в СССР.
Сам Порфирий имел витиеватую биографию, сидел за воровство, это было ещё в юности. Попав в лагерь был принуждён обстоятельствами к сотрудничеству с вертухаями. А во время войны остался на оккупированной территории, редко выходя на улицу. После войны попал в дурдом, возможно, вследствие своей скрытной жизни в оккупации.
Последователи Порфирия жили замкнуто и почти скрытно.
Иванов считал, что человек должен стремиться к бессмертности в этой уже жизни. Он говорил, что знает, как достичь крепкого здоровья. А это было как раз то, что желает человек. Он называл себя Учителям и требовал от своих последователей именно так себя и называть, также следовать его правилам, что должно привести их к бессмертию.
Суть и корень его системы заключались в том, что для избавления от болезни мало вылечиться, надо сменить свою жизнь. Болезнь Порфирий считал наказанием за неправильную жизнь, таким образом, если не изменить стиль жизни, а главное, если не исправиться самому, то недуг обязательно вернётся.
Порфирий ввёл несколько правил для своих последователей ивановцев:
– купаться утром и вечером;
– найти бедного человека и помочь ему;
– не пить;
– не курить;
– здороваться со встречными людьми.
В исполнении этих правил Порфирий требовал беспрекословного подчинения. Не исполнявших эти правила Порфирий Иванов не принимал в круг своих учеников.
После смерти Порфирия, а умер он в возрасте 85 лет, круг его учеников не распался, они до сих пор верят, что Учитель жив.
+++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №218082900645