Ловкач, плут

               
   «Раз все смеются надо мной, я буду смеяться над ними»
                Иктоми, плут из мифов племени оглала
   Ловкач,или плут, это озорник и проказник из мифов и легенд. Иногда он предстаёт в качестве этакого неумелого создателя мира, являющегося источником всех неприятностей, порой он – не более чем бесстыдный и похотливый дьявол. Какая бы роль ни отводилась ловкачам, их поведение не подчиняется общепринятым нормам. Они приходят к нам из тех времён, когда ещё не существовало ни добра, ни зла и их безумная мудрость обыгрывала нашу нецивилизованную, первозданную природу. Пол Рейдин в своём «Плуте» пытается понять, какова роль ловкача в обществе.
   «Ни одно поколение не спосбно до конца его понять, но и ни одно поколение не может без него обойтись. Поэтому ловкача приходится включать во все теологические системы, во все космологии, несмотря на то что он не вписывается как следует ни в одну из них».
    Мифологические плуты воплощают  в себе черты и Бога, и дъявола и являются одними из древнейших образов божественного, которые были созданы человеком. У коренных жителей Америки, в племенах охотников и собирателей, ловкачи, такие как Койот, являлись божественными- демиургами, затем сброшенными с небес более предсказуемыми и более покладистыми богами земледельцев.
   Хотя многие люди ныне верят в более благородного Создателя, некоторые всё же полагают, что именно ловкача надо винить во всем происходящем вокруг. Рейдин пересказывает миф индейцев племени «черноногих», в котором говорится о следующем:
   «Когда Старик (ловкач) создавал мир, он устроил бы ещё большую неразбериху, не будь рядом Старухи. Она настояла на том, чтобы ей было позволено принять участие в сотворении людей. Старик согласился прислушаться к её мнению при условии, что последнее слово будет за ним, к счастью, всё получилось не совсем так, как он хотел.
    «Хорошо, - сказал Старик, - пусть у людей будут лица с глазами и ртом, но эти глаза и рот будут расположены по одной линии друг над другом».
   «Нет,- возразила Старуха.- Мы так не поступим. У них будут лица с глазами и ртом, как ты говоришь, но все они должны быть расположены поперёк».
   «Хорошо, - сказал старик,- у людей на каждой руке будет по десять пальцев».
   « О нет! Взмолилась Старуха. Зачем столько? Они будут только мешать. На каждой руке должно быть по четыре пальца и ещё один большой».
    «Хорошо, - сказал Старик, - они должны как-то рожать детей. Половые органы будут у них в области пупка».
   «Нет, - сказала Старуха. – Тогда вынашивать детей станет слишком легко, и люди не будут заботиться о своих детях. Половые органы должны быть в области лобка».
     «На заре мира Койот был куда более взбаломошным, чем сейчас»
                Из легенды племени яки
   «Ловкач – это наша общая тень, олицетворение всех инстиктивных начал личности».
                Карл Густав Юнг.
    Когда ловкачу Койоту достаётся роль Творца, он неизменно умудряется всё испортить. В начале, гласит легенда, у Койота был мешок, наполненный звёздами, которые он должен был разместить на небе. Поначалу работа у него шла неплохо, и он располагал звёзды аккуратными рядами, но в конце концов это занятие ему наскучило, он потерял терпение и разбросал оставшиеся звёзды куда попало – они там находятся и по сей день. Подобным же образом отнёсся Койот и ко многим другим своим обязанностям, которые он должен был исполнить в качестве Творца. Можно только догадываться, каким мог бы быть мир, прояви Койот больше ответственности.
    Создав самым легкомысленным образом Вселенную, ловкач, становясь настоящим воплощением вседозволенности, наведывается в деревню, чтобы посмотреть, нельзя ли там как-нибудь попроказничать.
   Когда Койот наносит визит индейцам Северной и Центральной Америки, он ведёт себя самым неподобающим образом. Говорят, что он даже смеётся через свой задний проход. Согласно большинству преданий, он вдобавок ещё и неимоверно похотлив: индейцы хопи называют его «койотом, охотников до дырок», а в одном рассказе он даже занимается любовью со своей дочерью. В приведённом ниже сказании племени майду, взятом из книги Малькольна Марголина «Так мы и жили», Койот демонстрирует всю свою любвеобильность, ненасытность и сладострастность.
        Материал подготовил Е. Дмитриевский      


Рецензии