Время и пространство. Часть 2. Они нераздельны

    Из книги «Тайны Вселенной» В.Н. Демина:

«Всем – и поэтам, и учённым – всегда было ясно: пространство невозможно без времени, время – без пространства».

    Можно ли представить мир без времени, но с пространством или мир со временем, но без пространства?
   
    Мир без времени. В закрытом пространстве (комната), где нет смены дня и ночи, нет механизмов, чтобы отчитывать время. Вы можете ходить, но осознать движение времени не можете, хотя вне комнаты время есть. Имеем замкнутость пространства. Чтобы почувствовать, ощутить время, необходимо выйти из комнаты.
   
    Мир без пространства. Есть смена дня и ночи, есть часы, которые отчитывают время, но нет движения вашего тела, вы стоите на одном месте. Всё вокруг двигается, а вы нет.  Но вы можете мыслить. Где это происходит? В пространстве?
   
    Может быть такое, что время вообще отсутствует?  Одно пространство. Это как стоп кадр на телевизоре. Вернее будет сказано не кадр, он двухмерный, а голограмма, она трехмерная. Застывшая голограмма. Расстояние между объектами есть, а движения (жизни) нет. Значит мы обязаны своей жизнью времени?

«В.И. Вернадский писал: «Бесспорно, что и время и пространство в природе отдельно не встречаются, они нераздельны. Мы не знаем ни одного явления, которое бы не занимало части пространства и  времени. Только для логического удобства представляем мы отдельно пространство и отдельно время … В действительности ни пространства, ни времени в отдельности мы не знаем нигде, кроме нашего воображения».

    Где находится наше воображение, в пространстве-времени или где-то вне них? Необходимо понять, что существуют два основных мира: мир чистой мысли и мир форм – мир носителей этой мысли, то есть мир духа и мир материи. Мы мыслим не чистыми мыслями, а мыслеформами – словами. Именно, мир материи обладает свойствами пространства и времени. Вне мира материи нет ни пространства, ни времени. Мир материи можно рассчитать с помощью математики, физики, химии и других наук, мир духа – нет. Его можно понять только чистой мыслью. Так ли это?   

«Модель буддийской космологии включает три мира – АРУПАЛОКА – «мир не имеющих формы» - 4 уровня (Неописуемое, Великая пустота, Бесконечность сознания, Бесконечность пространства), РУПАЛОКА – «мир имеющих форму» - 16 уровней, КАМАЛОКА – «мир желаний» - 11 уровней. В последний входят 6 уровней богов, люди и 4 уровня потерь и скорби (Асуры – полубоги, голодные духи, животные?, обитатели адов).

    Великая пустота, что это? Вакуум? Из Великой пустоты  возникло Бесконечное Сознание. Бесконечное Сознание создаёт Бесконечность Пространства. В Бесконечном Пространстве возникают миры форм – Вселенные. Кто или что их создаёт? 

«Эту космическую иерархию олицетворяют знаменитые буддийские ступы. Их символика такова: пирамиды земного мира переходят в перевёрнутую небесную, вся она бесконечно расширяется и одновременно сходится в Неописуемой точке.

    Как понять, бесконечное расширение и одновременное схождение в Неописуемой точке? Расширение происходит человеческого сознания, а Неописуемая точка – это становление человеческого сознания Единым Сознанием.

«… Вернадский совершенно справедливо настаивал на различении  между реальным пространством, изучаемым в естествознании, и идеальным геометрическим пространством. Первое именуется пространством натуралиста, второе – пространством геометра. Задача же философии – не допустить подмены или отождествления этих разнотипных понятий, указать и аргументировано доказать, что не первое (материальное) вытекает из второго (идеального), наоборот: идеальное отображает материальное».

    Как понять? Под идеальным здесь понимается геометрические, математические и другие человеческие представления пространства. Они не всегда могут отражать правильно материальное пространство. Но так как человеку не доступен пока мир чистой мысли, по которому и построена наша Вселенная, ему приходиться использовать другие пути познания, а именно науку.

«Решая «великую загадку вчера-сегодня-завтра» как целостного всеобъемлющего и всепроникающего вселенского явления, Вернадский совершенно закономерно увязывал её с решением другой, не менее важной, загадки «пространства, охваченного жизнью». Сквозь призму такого целокупного видения единого субстрата Мира время определялось как динамическое текучее пространство».

«… наиболее известный из напечатанных трудов (Циолковского) так и назывался – «Монизм Вселенной». Здесь четко изложены главные тезисы, могущие служить отправными пунктами в дальнейшем осмыслении всей  космистской  проблематики. Вкратце они таковы: «Всё непрерывно и всё едино. Материя едина … Самое простое понятие – время … Как и всякая величина, оно не имеет ни начала, ни конца… Всякий атом щедро одарён временем.  Всякие громадные времена, известные в природе и воображаемые, - совершенный нуль в сравнение с его запасом в природе. Величайший дар Космоса для всякой его части, значит, и для человека, нескончаемое время… (Пространство, время, сила) не существуют во Вселенной отдельно, но все они слиты в представлении о материи».

    От себя хочу добавить, что пространство, время, сила – это условности человеческого разума, чтобы понять, что такое есть  материя, через её свойства.

«… в канонических текста: «Пространство и время в физике определяются в общем виде как фундаментальные структуры координации материальных объектов и их состояний: система отношений, отображающая координацию существующих объектов (расстояния, ориентации и т.д.), образуют пространство, а система отношений, отображающая координацию сменяющих друг друга состояний или явлений (последовательность, длительность и т.д.), образуют время».

    Нам же надо как-то ориентироваться в нашей Вселенной, чтобы жить в ней. Почему рассматривается система отношений объектов?

«Предположим, что пространство и время действительно всего лишь формы координации материальных объектов и их состояний. Затем представим изолированную вещь или процесс, который ни в каких координационных отношениях с другими вещами или  процессами не находится. В таком случает выходит, что изолированный материальный объект не обладает ни пространственностью, ни временностью: ибо, по логике анализируемой дефиниции, раз нет координации (или других отношений) – значит, нет места для пространства и времени».

    Кто прав?

«Такой совершенно неприемлемый вывод   обусловлен тем, что за основу пространства и времени берётся не космическая целостная среда во всём многообразии её проявлений, а некоторые несущностные отношения внешнего  порядка, в которых реальная пространственность и временность, разумеется, выступают, но к которым ни в коей мере не сводится. Между тем в литературе последних лет реляционная концепция пространства и времени получила значительное развитие. … При подобном понимании налицо явное преувеличение одного из аспектов в познании закономерностей объективного мира. Нет сомнения в том, что реляционный подход важен и продуктивен при изучении разносторонних пространственно-временных отношений.

Ещё Дж.К. Максвелл подчёркивал: «Мы не можем определить время событий иначе, как отнеся его какому-нибудь другому событию, и не можем описать место тела, иначе, как отнеся его к какому-нибудь другому телу. Всё наше знание, как о времени, так и о пространстве по существу относительно».

Однако, как уже неоднократно говорилось, отношений не бывает без того, что соотноситься: космистский подход и принцип монистического Всеединства приводит к пониманию пространства и времени как форме существования объективного мира. В свою очередь, пространство-время существования материальных вещей обуславливают пространственно-временные границы определённых отношений, связей, взаимодействий, в которые вступают и в которых находятся существующие вещи, процессы, системы».

«То, что, к примеру, время существования не тождественно временным отношениям, видно хотя бы из такого простого факта. Временные отношения, в которых находится любой человек, не обуславливаю длительность его жизни, то есть не влияют на время его существования. Аналогичным образом пространственные отношения, в которых находится человек (например, меняющиеся в процессе ходьбы или езды расстояние до какого-либо объекта), - не влияют на пространственные характеристики, связанные с существованием конкретного индивида (например, его ростом, длинной рук, формой носа и т.п.)

     Не согласна с этими утверждениями. Длительность жизни человека во многом зависит от отношений с его окружением, особенно с людьми. Человек, над которым всё время издеваются, долго не проживёт. Фигура, осанка человека так же зависит от взаимоотношений с пространством, природой. Она сильно отличается у людей, ведущих сидячий образ жизни, и у людей, часто проводящих своё время в горах или всё время двигающихся.
    
     Может ли влиять человек своими действиями, чувствами, мыслями на окружающее пространство и время? Может. Все мы находимся в пространстве и времени Вселенной, одновременно являясь и частью этой Вселенной. Если рассматривать все тела человека, то они простираются далеко за видимое физическое тело человека. Мы едины со Вселенной, хотя не видим этого единства. А, следовательно, изменения в самом человеке (в его пространстве) влечёт изменения во всей Вселенной. Мы маленькие колокольчики в пространстве и времени Вселенной. Но среди нас есть и громадные колокола, способные изменять реальность. Это легко представить, если вспомнить какое действие производит, брошенный в воду камень. Чем ближе к нему, тем выше волны, расходящиеся во все стороны  кругом и затихающие вдали от него.
    
     Можно ли управлять временем? Возникает дополнительный вопрос, о каком времени идёт речь? Временем химической реакции можно, а временем всей Вселенной нет. Получается, что временем, имеющим начало и конец, можно управлять, а временем бесконечности нет. То есть для того чтобы управлять временем какой-то системы, необходимо находится вне этой системы. 


Рецензии