Дело о бронзовых статуэтках

ДЕЛО О БРОНЗОВЫХ СТАТУЭТКАХ

Следствие по делу об убийстве известного нижегородского антиквара по прозвищу Бронза закончилось скандалом - уважаемый в городе и далеко за его пределами антиквар, как выяснилось, занимался продажей подделок, выдаваемых за настоящий антиквариат. 

Бронза эпохи Ренесанса 
               

Труп 66-летнего антиквара обнаружила его дочь, придя в гости к отцу. Антиквар тяжело переживал недавнюю смерть жены и дочь старалась почаще бывать у него. В тот день дверь в квартиру была приоткрыта - такого просто быть не могло! Когда женщина, мучимая страхом и дурными предчувствиями, зашла в прихожую, то на полу увидела лежащего в луже крови отца. Голова у отца была разрублена...

При осмотре квартиры после приезда опергруппы, выяснилось, что похищена коллекция бронзовых статуэток эпохи Ренесанса, стоимостью около ста тысяч долларов.Осмотр квартиры показал, что массивная металлическая дверь не взломана, замки все целы. Выходило, что антиквар сам впустил убийцу. Хотя, со слов дочери, доступ в квартиру имели не многие из числа даже коллекционеров-антикваров. Еще выходило, что гость был жданный - на столе в кабинете остались две использованные рюмки и початая бутылка коньяка. Вот только на рюмках и бутылке ни одного отпечатка пальцев. Даже хозяина! Значит, протер их убийца перед уходом.

Странным казалось еще то, что убийца взял только эти статуэтки - вещь на любителя, не имеющая внешней броскости. Хотя в квартире осталось много дорогих антикварных вещей, впечатляющих внешне.

Опять-таки выходило, что убийца знал истин¬ную цену этим статуэткам из бронзы - это сужало круг поисков подозреваемого. Хотя и вызывало вопросы: не продать, не выставить в своей коллекции открыто эти статуэтки убийца не мог. Они из именной коллекции, да еще с места убийства владельца. Вообще, коллекционеров такой бронзы по всей России с десяток едва наберется человек.

Отработка местных антикваров и их коллег из других городов, с которыми контактировал убитый, ничего не дала. Отрабатывались версии и заказного ограбления, но тоже все впустую.

Не обманешь - не продашь!

Следствие отрабатывало все связи убитого антиквара - может, хоть где-то что-то забрезжит?! Осмотр его магазинов по месту жительства и магазинчика в Москве тоже ничего не дал. Разве что выяснилось, что настоящим антиквариатом там и не пахло. Вещи, выставленные на продажу, безусловно, были старинные, но совсем не те, за что их выдавали. Обман был на лицо и это тоже могло стать мотивом для выяснения отношений и убийства. Специалисты разъяснили сыщикам, что истинный антиквариат не выставляется на прилавке - его продают лично, не афишируя сделку, по протекции, наведя справки о покупателе, чтобы избежать банального ограбления, если не хуже. Поработали сыщики в этом направлении и нарыли - оказалось, что убитый тоже торговал «лично из рук в руки», как говорят антиквары. Вот только покупатели /и это раскопали оперативники/ оказались не из числа истинных коллекционеров, хотя убитый продавал именно статуэтки из своей коллекции эпохи Ренесанса. Это вызвало множество вопросов. Убитый не нуждался в деньгах, у него не было долгов - все это установило следствие. Зачем он тогда продавал свои статуэтки? Настоящий коллекционер-фанат даже оставшись нищим, не продаст ни вещицы из коллекции. А тут в Нижнем и в Москве, и в других городах нашлось немало народу, купившего статуэтки. В основном из числа новых русских.

Проведя экспертизу изъятых бронзовых статуэток из числа ранее проданных, нижегородские эксперты не пришли к однозначному выводу. На подделку не похоже, но и на оригинал полностью не тянет. Статуэтки были направлены на экспертизу в Москву и вскоре все стало ясно - это подделка! Искусная, но подделка! И появился новый вопрос: кто отливал эти статуэтки? Кто старил бронзу под Ренесанс? Сам антиквар этого не мог делать - навыки и умение нужны.  Мастерская нужна, оборудование и все прочее.

Опальный монах

Поиск литейных дел мастера такого масштаба занял много времени. Обрабатывали в том числе и монастыри, на всякий случай, В одном из подмосковных монастырей и был найден первый след.

Оказалось, что был там несколько лет назад монах-литейщик. Талантище, но пьянством грешил. Звали его Григорием Власовым. Никакого образования по литейному делу он не имел - самоучка, но как металл чувствовал! Какие чудесные чащи, подсвечники и прочую церковную утварь отливал - диво дивное! За это умение отец-настоятель и терпел его пьянство. Но пришел новый настоятель и погнал взашей монаха-пьяницу из монастыря. Не посмотрел на его умение. А Григорий-литейщик помыкался-помыкался и подался в Нижний Новгород - в Печерский монастырь. Покаялся, что поборол зеленого змия в себе и был принят. Правда, литьем заниматься он не мог - не было в монастыре мастерской для его любимого дела.  И опять поддался Григорий искусителю - Зеленому змию. А потом все повторилось - погнал поганой метлой монаха-пьяницу прочь за стены монастырские. И опять остался Григорий без крова и любимого дела. Совсем спиваться стал, пока не нашел его антиквар - коллекционер старинной бронзы. Прослышал он как-то об этом чудо-литейщике и вскорости нашел его. Снял помещение под мастерскую, оборудовал и первое испытание назначил - отлить из бронзы статуэтку венецинской работы. Выполнил бывший монах заказ и удивил своим талантом антиквара. Он еще самостоятельно, при помощи химических реактивов состарил статуэтку и теперь ее не всякий эксперт мог подделкой выставить.

Талант не пропьешь

Долгое время Григорий просиживал вечерами над книгами, коими снабжал его антиквар. Над книгами по технике древнего литья из бронзы. Сам антиквар часами читал ему лекции о древних знаменитых мастерах, их технике, клеймах и прочем. Григорий оказался более чем способным учеником и сам «заболел» бронзой эпохи Ренесанса. Да и вообще антиквариатом. Статуэтки отлитые им вскоре уже превосходили оригиналы. И года не прошло, как было уже продано более пятьдесят подделок. Фальшивый Ренесанс расходился быстро и сравнительно недорого - по паре тысяч долларов за экземпляр.

Антиквар, как уже говорилось, чаще всего продавая подделки не через магазины, а лично. Часть фальшивок была продан  в Европу. И до сих пор никто не разоблачил это мошенничество.  Впрочем, антиквар больших денег на этих продажах не заработал - ему дороже был адреналин в крови. Чувство опасности и риска. Чувство, что он единолично обладает таким мастером! Зато мастер, в отличие от антиквара стал задумываться над тем, что ему маловато платят за такую работу. Что, впрочем так и было. Не баловал антиквар мастера гонорарами.

Ссора из-за денег

О том, сколько зарабатывает антиквар, продавая его статуэтки. Григорий узнал случайно. Забрел в магазин - а там его бронза стоит. Эпохи Гришисанса, как он в шутку говорил. И продается по две штуки баксов за статуэтку. А ему антиквар платил всего по двести долларов за фигурку. Несправедливо! Из магазина литейщик прямиком к антиквару и подался - разбираться!

Хозяин встретил литейщика радушно - он был уже под хмельком - в одиночестве обмывал удачную сделку - сразу несколько подделок продал в тот день. Достал вторую рюмку, подрезал лимончика под коньяк. Выпили и тут Гриша стал о деньгах говорить. Дескать, вам сколько получается, а всю работу делаю я. Несправедливо это. Антиквар был категорически не согласен - ты еще попробуй сам продай свои фигурки, да ты их и по сто баксов не продашь - ты ведь никто и зовут тебя никаких. Неизвестный мастер подделок! Я тебе квартиру снимаю, я тебе безбедную жизнь обеспечиваю - чего еще надо?

Конфликт затих как бы сам собой и мужчины выпили еще по одной рюмочке и Григорий пока слушал учителя /он считал толковым антиквара/, который говорил о возможностях расширения производства. Григорий очень уважал этого человека - за знания, за умение делать деньги. Но ему тоже хотелось больше денег и он вновь заговорил о прибавке жалованья. Дескать, мы равноправные партнеры в этом деле, но антиквар оборвал литейщика - не устраивает, ищи другую работу.

И снова искра конфликта, угасла сама собой, но после очередной рюмки в антиквара словно бес вселился. Он словно ре шил вывести мастера из себя - стал он бахвалиться, сколько денег получил от продаж статуэток Григория. Из сейфа пачку денег достал - все с американскими президентами бумажки!-и стал их руками перебирать. Потом, словно нехотя, придвинул Григория три сотенных - это премия тебе!
   
Убийство и кража

Когда антиквар, небрежно отодвинул ему деньги и вальяжно откинулся в кресле, у литейщика словно крышу снесло. Рванул он с кресла, в котором сидел, схватил антиквара за ворот велюрового халата, но тот вырвался и бегом - к телефону, в прихожую. Григорий - за ним, в кладовку заскочил, топор схватил и вырубил антиквара одним ударом топора по голове. Тот и не охну Григорий, вытерев лезвие топора полой халата антиквара, пошел на кухню - сгреб со стола деньги, по карманам рассовал и уже было уходить собрался (хмель словно выветрился из головы!), как подумал о коллекции - с которой он подделки отливал. Забрал статуэтки и был таков.

Через пару недель за ним пришли - все это время убийца пил по-черному, скрываясь на съемной квартире. Пил и любовался украденной коллекций убитого антиквара, расставленной на полке старого серванта. При обыске милиционеры нашли между фигурок клочок смятой бумаги с написанном на нем именем антиквара. Убийца пояснил, что собирался заказать службу за упокой в храме, за  пьянкой не успел...

Ирина Минаева

2009


Рецензии