Мистика, случайность? Валидол - защита от пожара

                «Мистика, случайность? ч.9 Валидол - защита от пожара»   
               
                ч.1

   Тропинка этого летнего вечера привела меня к небольшому железнодорожному мосту, цепко ухватившемуся за берега неширокой речки. Она неглубока и её прозрачные воды можно было бы легко преодолеть - ниже по течению есть брод. Но всякий раз, когда я оказываюсь в этих краях, не могу отказать себе в удовольствии, с высоты мостовой площадки, полюбоваться живописным видом окрестностей и плавной игрой длинных изумрудных водорослей. Заядлому рыбаку тут тоже интересно оказаться – в тени стальных ферм, у самой поверхности воды, терпеливо поджидают свою добычу стаи голавля. На этом мосту здорово встречать рассвет и провожать малиновые солнечные закаты. В жаркий полдень тут тоже найдётся яркое зрелище – стремительная речка убегает под ногами путника, словно искрящаяся серебряная змейка, в которой весело плещутся миллионы озорных звёздочек - детей солнца. Ниже по течению, река грациозно изгибается, исчезая из виду. В этом месте она кутается в зелёную шаль густых береговых зарослей кустов и редколесья. За этим поворотом открывается вид на лес, в котором приютился домик, построенный умелой рукой Маркуса. Тут мне всегда рады.

    От железнодорожного моста до конечной точки этого маршрута сорок минут неспешного хода вдоль берега реки. Идти этой тропинкой приятно. С одной стороны глаз путника радуют цветочные просторы полей, упирающиеся в лесную стену, а с другой стороны тропинка прикрыта прохладной тенью прибрежных деревьев и кустарника. В этих краях я хожу всегда налегке, довольствуясь небольшим рюкзачком. Люди на этом берегу реки мне попадаются редко, поэтому бывают забавные встречи с местными зверьками.

   Если идти по грунтовой дороге бесшумным шагом и против ветра, то можно запросто наскочить на ватагу резвящихся лисят. Был у меня тут один такой случай возле густо заросшего берегового оврага. Они так увлеклись вознёй в придорожной пыли, что прозевали моё внезапное появление. Скорее всего, их окликнула лисица, которая тоже зазевалась, разомлев на солнце. От её тявкающей команды, пять рыжих меховых комочка, словно сдуло ветром. Выглядело это так, будто в недрах тёмного и глубокого оврага был резко включен мощный пылесос.

  В этот вечер овраг казался ненаселённым, лишь настойчивые звериные тропинки, проложенные в густой траве, предательски выдавали притаившуюся жизнь его обитателей. На подходе к лесу стало смеркаться. Это ничуть меня не смутило -  тропинка хоженая. В этих краях я могу ходить практически на ощупь, без опаски забрести в болото или внепланово «заглянуть» в придорожный овражек. Густые сумерки застали меня уже в сосновом лесу. Тут у меня была одна забота – не проскочить приметную, одиноко стоящую сосну, от которой мне нужно будет свернуть с основной тропинки. Нужно сказать, что в тёмное время суток все приметные деревья охотно становятся неприметными, предательски сливаясь с общей лесной стеной. Но в этот раз я не оплошал и повернул в нужном месте.

                ч.2

    Скоро показался приветливый оранжевый огонёк окна домика, построенного Маркусом. В лесном пути я вдоволь наслушался совиного писка и теперь с особенным удовольствием подходил к калитке, чтобы решительным жестом распахнуть её и ступить на спасительный жёлто-оранжевый «берег» под окном домика, где меня всегда ждут друзья. Это щемяще приятное чувство удовлетворения. Для любого путника самым заветным всегда будет то место на планете, где его искренне ждут близкие люди и друзья. Благодаря этому странник черпает силу для преодоления самых немыслимых расстояний. Когда-то такой свет в окне зажигала рука моей Мамы, которая, не сомкнув глаз, беспокойно ждала моего возвращения. И это придавало мне силы в пути. Сейчас для меня зажигает такое окно заботливая рука Ольги и друзья не отстают. Низкий им всем поклон. Они тоже могут рассчитывать на свет в моём окошке.

    Отдельно тут хочу выделить окошко, с недавних взрослых пор, зажжённое для меня Янкой. Особенно ярко оно светит сейчас (два года подряд), хотя были в прошлом времена, когда ей приходилось даже дважды его зажигать вечерней порой. Помнится случай, когда я, погостив у Янки, уже возле железнодорожной станции «прихватил» рассечение кожи головы. Пришлось срочно возвращаться, чтобы Янка меня перебинтовала. Потом, самым трудным для меня, оказалось, скрыть это ранение от моей Мамы.  Приходилось ходить в помещении с нахлобученной чёрной трикотажной шапочкой, мол, не обращайте внимания на меня потому, что скоро буду уходить. Таким манером мне пришлось «гулять» в доме Зои дней десять, пока не сняли швы. Так, что без жёлто-оранжевых окошек, нам настойчивым путникам, никак не обойтись. Это очень важно и здорово, когда они есть.

                ч.3

   Кроме жёлто-оранжевого маячка, в этот вечер меня ещё ждал горячий сочный шашлык в компании с бутылкой роскошного домашнего вина, успешно добытого из местной лозы, стараниями Маркуса.  Об этом напитке можно песни сочинять -  до такой степени он качеством блещет. Различаю два вида домашнего вина – городское дачное и загородное с виноградника. Не знаю, в чём тут технологический секрет таится, но вино, приготовленное городскими умельцами, мне не попадалось достойного качества. Может тут дело случая?  Но, как бы  его усердно по мудрым книжкам ни готовили, всегда различаю в таком напитке уксусный оттенок и горечь.  Может тут виной отсутствие специальных помещений для полноценного таинства виноделия. Попробуй в городской тесноте развернуться с деревянными бочками, да и хороший подвал для хранения тоже важен. Вот в этих «мелочах», возможно, и разница таится.

   Не знаю секретов вина Маркуса, но этот напиток превосходит все ожидания гурмана. Каким-то немыслимым образом этот талантливый винодел научился суть и истину доносить от лозы до дна бокала. И тут дело не в деревянных бочках и специальных помещениях.

   Вино Маркуса отдалённо напоминает знаменитый португальский портвейн «Porto Ruby», но так отдалённо, что моя Ольга сказала, что заморский портвейн и в подмётки не годится этому вину и, что она ничего подобного в своей жизни не пробовала. Согласен с ней, но думаю, что это не очень корректное сравнение, так как на мой вкус, качественно, более высокую ступеньку занимает  «Porto Tawny», который мне больше приглянулся чем «Porto Ruby». Хотя это обстоятельство не сильно отдалило его от Ольгиных подмёток. Да и вино Маркуса не является портвейном потому, что я не слышал о добавлении виноградного спирта в этот продукт. В защиту знаменитого португальца могу сказать только одно – у него более богатый винный аромат и дольше послевкусие.

  Тут, к слову добавлю, что и моей Маме это самодельное вино очень нравилось. Зоя пила немного и только по праздникам, предпочитая всем винам сладкий церковный «Кагор», но и его она променяла бы с удовольствием на приветливый бокал вина Маркуса. Зоя всегда стремилась радоваться жизни, в повседневных мелочах, это порой, доходило до абсурда. Например, все наши бытовые предметы оценивались, прежде всего, с точки зрения красоты, а функциональность и надёжность были вторичны. Мама, дольше обычного, любила любоваться задорными рубиновыми искрящимися переливами вина Маркуса, разглядывая этот напиток на просвет в хрустальном бокале. Этот талантливый винодел, словно алхимик прошлого, научился добывать из виноградной лозы жидкие «рубины», радующие глаз гурмана. Само вино пьётся очень легко, хотя, по ощущению, оно густое и концентрированное. Потребить его можно очень много, но оно не дурманит мозг и наутро не оставляет проблем.  Характерного, для посредственных вин, вкуса горечи не появляется, и с каждым новым бокалом не перестаёшь удивляться стойкости и неизменности вкусовой гаммы. Один только недостаток могу выделить – у этого напитка нет долгого послевкусия и «дышать» он не любит, поэтому, откупоренную бутылку желательно потребить до дна.  Не оставляя это «важное» мероприятие на следующий день, чтобы не растерять его превосходную вкусовую гамму.

                ч.4

   За неспешными разговорами и радушным застольем нас застал утренний рассвет. Принимаем решение поспать пару часиков для восстановления сил потому, что рассиживаться мне больше некогда – днём меня ждёт обратная дорога к железнодорожному мосту. Проснувшись, обнаруживаю на столе фирменные ароматные горячие бутерброды, приготовленные, специально для меня, радушным хозяином. В этой семье заведено встречать каждый новый день подобным разносолом, запивая его чашкой зернового кофе, заваренного в гейзерной кофеварке. Эти бутерброды быстро приготавливаются на скорую руку. Их рецепт предельно прост. На раскалённую сковородку выкладываются тонкие ломтики хлеба, прикрытые кусочком сливочного масла, листиком ветчины или колечками копчёной колбасы и всё это сооружение, словно одеялом,  прикрывается пластинкой тонко нарезанного твёрдого сыра. Огонь убавляют, а сковородку накрывают крышкой.

    Быстро освежившись в прохладе прозрачных вод утренней речки,  бегом возвращаюсь в дом и сажусь к столу.  Аппетитно похрустывая сочными горячими бутербродами, нахожусь в приятном благодушном ощущении того, что благодаря нашим дружеским отношениям, меня практически приравняли к членам этой славной семьи.  После завтрака следует небольшая экскурсия по саду и  винограднику. На «посошок» получаю гостинцы от гостеприимного хозяина. Увесистые грозди янтарного винограда и бутылка фирменного домашнего вина приятной тяжестью ложатся на дно моего рюкзака. Гость не должен с пустыми руками уходить от радушного хозяина – такова традиция этой семьи. Виноград и бутылка предназначены в подарок для моей Ольги.
 
   Крепкое рукопожатие на прощание и весёлая лесная тропинка энергично стала извиваться под моими ногами. Сумеречная ощупь отступила во вчерашний день, кроссовки уверенно несут меня через ароматный хвойный лес, осветлённый солнечными лучами.  И вдруг, через десять минут быстрого хода, хлопая себя по карману, обнаруживаю, что в доме Маркуса я забыл кожаный футлярчик с дежурным валидолом. Дежурным я его назвал потому, что с некоторых пор стал его носить повседневно для возможности оказания помощи посторонним людям. Так было заведено после одного случая в троллейбусе. К сожалению, эта «тема» стала очень популярной в наше беспокойное стрессовое время. Немного забавно эти строки писать потому, что все предыдущие поколения людей так же характеризовали своё время, считая его особенным и тяжёлым.

  Словом, как бы там ни было, но мне пришлось «ударить» по кроссовочным тормозам и вернуться назад к домику Маркуса за валидолом. Благодаря мобильной связи и уважительному радушию друга, забытый предмет я получил на подходе к жилью – мне вышли навстречу. Гостеприимный хозяин умеет дружить. Такое поведение провоцирует на достойные ответные действия, чтобы соответствовать его уровню.

                ч.5

  И вот, сомкнулось ещё одно крепкое рукопожатие на прощание, а лесная тропинка продолжила свой озорной ход под моими кроссовками. Скоро закончился лес. Я вышел бодрым шагом на открытый участок пути, но тут меня ожидал тревожный пейзаж, замаранный чёрными клубами дыма и отчаянным кружением птиц.  Летний солнечный день был омрачён поджогом сухостоя в поле, расположенном справа от моего маршрута. Погода была ветреная. Стройный огненный ряд огня  активно и с аппетитом принялся громко трещать сухой травой целинного луга. Геометрия очага возгорания указывала на искусственный поджог, но рядом никого не было видно – это значит, что тут потрудились профессионалы. Сильный ветер дул мне в спину, и, судя по наклону травы, потоки воздуха пересекали маршрут приблизительно под углом сорок пять градусов. От моей береговой тропинки до гарцующего огня было метров сто.
 
   В подобной ситуации я был только два раза и то, находясь за рулём автомобиля. В первом случае мне пришлось пришпорить стального «коня», чтобы на скорости успеть проскочить огненный коридор по обеим сторонам грунтовой дороги. Это был рискованный, но оправданный манёвр – мы двигались навстречу ветру и движению огня. Если бы остались на месте, то огонь прижал бы машину к тупиковой полянке у кромки леса. В тот раз поджигателей мы видели отлично – это были беспечные городские шашлычники, в панике бегущие на своих машинах с места происшествия. Они побросали свои бестолковые мангалы, зонтики и шезлонги.  Догонять мы их не стали. Поставив машину на безопасном расстоянии от огня, мы принялись бороться с пламенем, пытаясь преградить ему путь. Очень скоро прилетел пожарный вертолёт и потушил возгорание.

  Второй раз я самонадеянно пытался по шоссе проскочить задымлённый участок вдоль горящей травы на обочине. Ощущение было не из приятных. Нырнув в гущу дыма, я понял, что недооценил размеры пожара – видимость была только в кабине автомобиля! Передо мной сюда въехал другой автомобиль, сзади найдутся другие самоуверенные водители. В этой ловушке пришлось ехать, что называется «по приборам», включив аварийку и противотуманные фары - остановиться мне уже нельзя было, чтобы в нас не врезались другие. Каким-то чудом тогда удалось не сбиться с дороги и благополучно выскочить из этой неожиданной западни.

   В третий раз огонь решил испытать меня, спешенного. Мол, а без стального «коня», что ты можешь? Этим солнечным днём я был в одном шаге от роковой ошибки. Оглядевшись на местности, я самонадеянно посчитал, что очаг возгорания от моего маршрута ещё слишком далеко, а огонь как-то не очень уверенно пробует траву, как бы колеблясь. Передо мной участок берега реки, представляющий собой неглубокую низинку длиною метров в сто. В конце этого отрезка пути раскинулся длинный овраг, перпендикулярно расположенный к реке. Неправильно оценив обстановку, я решил, что успеваю проскочить этот путь и свернуть у оврага, направившись в сторону поля, подальше от реки и движения огня. Малого того, я даже начал движение по дну прибрежной низинки, потеряв из виду манёвры пожара. После десятка шагов, я вдруг услышал подозрительный мощный треск возле себя и над моей головой злой ветер понёс клубы дыма. Несмотря на ясную погоду, он энергично стал застилать дно низинки передо мной. Я опешил, этого не могло так быстро произойти, ведь очаг был так далеко. Треск резко усилился, и, справа от меня, показалась чёрная стена дыма, в нижней части которой бушевали красные языки пламени с оранжевыми прожилками. Это было похоже на накатившую волну огненного шторма, смахивающую на внезапное цунами. Пока я делал свой необдуманный десяток шагов, огненная линия пожара набрала силу, которую в геометрической прогрессии преумножили сильные порывы ветра. Пламя стремительно понеслось, пожирая сухое поле. Мало того, вопреки моей самонадеянной логике, огонь двигался не только туда, куда ему указывал буйный ветер, но и перпендикулярно основному движению.

   Очень часто в жизни бывают моменты, когда, что бы успешно двигаться вперёд, нужно уметь вовремя остановиться или сделать нужное количество шагов назад. В тот чрезмерно жаркий день мне удалось сделать эти спасительные шаги. Я вернулся к выходу из леса и пошёл по обходной грунтовой дороге в поле. Хоть она и убегала решительно от реки, но сегодня она оказалась короче кратчайшей тропинки в низинке, которую так жадно и решительно накрыл дымом и жаром внезапный поджог.

    Если бы я не вернулся за забытым валидолом, то в самый неподходящий момент мог оказаться в самом центре пожара. Эти «потерянные» десять минут хода помешали мне получить досадный шанс «зайти слишком далеко» в своей самонадеянности. В этом месте хочу сказать огромное спасибо моему ангелу-хранителю. Без его помощи мне пришлось бы туговато. Стремительные события развивались так, что шансов на спасение было ничтожно мало. Даже, если бы мне удалось броситься в реку, то доплыть до спасительного противоположного берега помешали густые клубы дыма, которые сильный злой ветер старательно прижимал к самой поверхности земли и воды. Статистика пожаров гласит о том, что чаще всего люди гибнут от удушья угарными газами, чем от ожогов.

  Из всего этого можно сделать несколько важных выводов:
- беспечные шутки с огнём недопустимы, если он рядом, то он в любой самый неожиданный момент может оказаться ещё ближе;
- у пожара есть мощное оружие – это непредсказуемость и едкий дым, на пару с угарным газом;
- пожар дружит с ветром (скозняком), поэтому правильно будет стоять на безопасном расстоянии лицом к бушующему огню, но обязательно спиной к ветру.

  И главный вывод – валидол очень хорошо может защитить от пожара.

                ***


*** Гармония жизни - это, когда ты, благодаря общим усилиям, знаешь, где на авось можно пройти, где "соломки" подстелить, где "валидол" забыть : )))


P.S. Этот сумбурный рассказ посвящён памяти о моей Маме и Маркусе. Низкий земной поклон этим замечательным людям.

   О Маркусе пишу впервые, поэтому добавлю, что этот талантливый человек был успешным виноделом, технарём, умелым мастеровым, поэтом с острой сатирой наперевес, он обладал феноменальной памятью, наделившей его энциклопедическими знаниями, во время застолий он здорово пел (его голосовые данные были похожи на легендарного Сличенко), во время таких посиделок друзья часто просили его декламировать стихи (он здорово это делал), не чурался он и современной музыки (выделял "Deep Purple", очень нравились "Slade",...), занимался тяжёлой атлетикой и борьбой, все это Маркус удачно совмещал с тем, что он был замечательным мужчиной, отцом и любимым дедушкой.

P.S. "2" По поводу пожаров. Это правда, огню лучше силу не давать - дерзкий зверь в нём живёт. К сожалению, основным источником пожаров является человеческая безалаберность, где пресловутый "окурок" - это "семечки" перед плановыми сельхоз-подпалами. Эффективной защиты "от дурака" пока не придумали, жаль, что от этого гибнут невинные люди и страдает природа. В таких ситуациях вся надежда на осмотрительность, выверенные действия при пожаре или "валидол", вовремя забытый у товарища (как аллегория того, что лучше не попадать в такие ситуации или, в случае неизбежности встречи с пожаром, совершать правильные действия).


P.S. "3" Сын Маркуса написал такие слова: «Благодарю Виктора за тёплые слова об отце. Уже год как его нет с нами, но память о нём живёт в умах и сердцах. И виноград, посаженный его руками, живёт и продолжает радовать людей. Рад, что могу пожать руку автору лично и непременно это сделаю.»
      Такие замечательные люди, как Маркус, никогда не умирают полностью - их энергетический след живёт в памяти людей, сверкая яркой звёздочкой на родословной ветви своего рода. Его потомкам приятно оглядываться назад - память их предков достойна уважения и гордости. Заповедный домик Маркуса не будет пустовать - он построен его умелой рукой, в расчёте на долгие годы службы грядущим поколениям. Теперь заботливая рука его сына, достойно  переняв эстафету движения жизни, будет лелеять лозу Маркуса, не позволяя потускнеть фирменным рубиновым блёсткам.

P.S. "4" Этот рассказ писался, в качестве личных впечатлений, для узкого круга близких людей, но оказалось, что он своей энергетикой успешно греет души и сторонних читателей - это приятно осознавать тем, что не зря строки текста на чистый лист легли.
В качестве примера, полученные отзывы:
- Рецензия на «Мистика, случайность? Валидол - защита от пожара» (Виктор Комосов)

"ЗдОрово, Виктор. Светлый, добрый рассказ о друзьях и близких в сочетании с поучительной историей с валидолом и пожаром. Спасибо!"

Альберт Храптович   07.12.2018 10:47

- "Виктор, согласна с Вами - пожар является страшной и непредсказуемой стихией.
Рассказ написан очень ярко, чувствуется вдохновение, а поэтому читается увлекательно и с удовольствием."
С уважением - Лариса.

Оситян Лариса   07.12.2018 14:01

P.S. "5" Читатель Олег Епишин   (04.06.2022) пишет: "Увлекательный рассказ... Динамично изложена картина пожара... С удовольствием прочитал, на одном дыхании...".

 В.К. (06.06.2022): "Мне приятно, что вы не зря потратили своё драгоценное читательское время. Выходит, что и от пожара может быть толк. А то он, зараза, обычно норовит (не по-доброму) всё только испепелять да задымлять.

Ещё одну здесь позволю себе текстовую улыбку. В мире науки существует термин - Термодинамика, как раздел физики. А вы вполне можете претендовать на авторство такого литературного термина, как - Увлекдинамика, которым можно характеризовать успешность писательских потуг.

Знаю, что вы не только читатель, но и пробный след своего писательского пера оставили на страницах литературного сайта. Желаю, чтобы все эти рассказы угодили только в раздел Увлекдинамики".


Рецензии
Увлекательный рассказ... Динамично изложена картина пожара...
С удовольствием прочитал, на одном дыхании...

Олег Епишин   04.06.2022 18:52     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые пожелания

Олег Епишин   07.06.2022 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.