Про косы, косцов, и меня

Родиться мне посчастливилось в знаменитом посёлке городского типа с загадочным названием: "Арти"
Загадочным, потому что никто толком так и выдал более -менее правдоподобную версию происхождения этого названия.
Самая распространённая байка, что "арти" то ли  по башкирски, то ли по марийски означает "Яма" ( посёлок и правда в окружении гор, как в яме) , но думаю это не больше чем байка.
А знаменит на весь мир, или по крайней мере на страны бывшего СССР  по мнению жителей этого посёлка их населённый пункт  тем, что  в нём находится единственный в стране завод на котором производят косы.
Не бабские косы, как у знаменитой  почти так же, как наш завод Юлии Тимошенко , а косы, для скашивания травушки -муравушки.

Родиться то я родился в Артях, но в шесть моих, юных лет родители переехали на постоянное место жительства в областной центр -город Свердловск..
Школу, и прочие учебно-культурные  заведения я посещал уже  в Свердловске.
Оттуда и в армию пошел, там и трудился основную часть жизни.
Только под старую  сраку приспичило мне на родину вернуться. Двадцать с лишком лет уже в посёлке живу.
Чуток и на заводе производящем косы поработал. Правда кос не делал, а всё больше по столярно-строительной части.
Потом преступление чуть не  совершил и психанув с  когда то градообразующего предприятия уволился.

А преступление было такое:
 Раньше же как было?  Какая психология?
"У воды -да без воды жили только идиоты". Остальные тащили с работы всё, что под руку попадёт, что плохо лежит.

Ну и попали мне под руку две дощечки  "дюймовки" называемых в этой местности почему то "кровля" по метру.  длиной и пятнадцать сантиметров шириной.
Тут вообще сленг интересный, нормальному человеку непонятный: Доски здесь бывают  " кровля" от 1 см до  3, "половьё" от 3 до 6, 7, 8 см, "торцы" это доски обрезные, ну и прочие местные нюансы-названия.

 Так вот:  хотел я вместе с дровяными отходами вывезти с предприятия эти две дощечки. -Полку хотел дома сделать.
В ожидании трактора, долженствующего приехать за дровами подтащил  доски к воротам цеха и поставил в уголок.
На беду по цеху бродил охранник, который вдруг решил выслужиться за мой счёт.
Я на него даже внимания не обратил, потому что охраняли эти бойцы чисто для вида и никого не ловили и не "закладывали"
Но на меня тот товарищ почему то решил "настучать" ?
Пошел к начальнику цеха  с суровой фамилией  Ежов и  соответствующими  фамилии манерами тот бдительный   энтузиаст да и доложил, что я приготовился к совершению преступления.
Начальник тут же меня вызывает с претензиями и разоблачениями.
Ну я и послал их подальше.
 Намерения ещё не преступление.
А охраннику по мордасам, проходя мимо  нечаянно задел .
Зло взяло такое, что я, мирный по сути и убеждениям человек, почти никогда  не  устраивающий  физических разборок с ног свалил того охранника одним касанием.
Потом написал заявление и уволился с  того завода.
А и правильно сделал! -Вовремя! Завод начали дербанить и разорять новые "хозяева жизни".
Вслед за мной почти все более менее умеющие хоть что то ушли.
А я в энергетику ушел. Тоже строителем, -по своей основной профессии и призванию.
Оттуда и на пенсию вышел  больше года назад.

А завод  если не погиб совсем, то считай захирел  капитально.
Косы не нужны никому стали.
Скотину порушили, всякие частники тракторов наприобретали, сейчас косьба руками экзотика даже для посёлка производящего косы.
Только и видишь-слышишь тарахтение мотокос -триммеров, которыми периметры огородов обкашивают.

Губернатор предыдущий как то на завод приезжал:
Выход из кризиса предложил:
Вы -мол разрисовывайте косы всякими сюжетами, да продавайте как сувениры.
Ну не идиот -ли? Сколько тех сувениров надо разрисовать и продать, чтоб спасти завод и посёлок?
Это он идею подал для завода  который недавно трёхсот миллионную косу изготовил..
Не зря его пьяный коновозчик, проезжающий на своей кобыле мимо представительной делегации  отматерил! -Ох не зря!
В общем шабаркаются  на заводе никому не интересные люди, варятся в своём соку и перспективы у них смутные.

А ведь был (да и есть) "Единственный в стране", -даже книжка когда то была с таким названием выпущена.
Их  вообще говорят,  в мире всего три завода выпускающих косы сельхозназначения..
Кажется примитивный инструмент, а в изготовлении очень сложный.
Попробуй из куска полосы выковать такую конфигурацию.
Так что не зря гордятся Артинцы своей исключительностью...
Но ежегодные соревнования косцов на которые съезжаются из многих мест, в том числе и из зарубежья энтузиасты традиционно устраивают
...............................
30 августа 2018 г.


Рецензии