Даржелинг. Апрель 2018

Даржелинг. Апрель 2018

Мой поезд прибыл на станцию Нью-Джайпалгури уже поздно вечером с опозданием на шесть часов. Мне пришлось поселиться гостиницу в Силигури. Рано утром я на разделенном джипе, основное средство передвижения на гималайских дорогах вместе с другими попутчиками поехали на север в Даржелинг.  В Даржелинге много различных отелей, но я выбрал  небольшой отель Tranquility. Об этом отеле были очень хорошие отзывы в интернете. Цена в Даржелинге за комнату выше чем в Решикеше – 800 рупий. Этот отель принадлежит школьному учителю, который живет там со своей семьей. В отеле был удобный холл, вай-фай, горячая вода, в столовой можно было приготовить себе пищу. Моя комната на третьем этаже имела большие    широкие окна, поэтому в  ней было много света. Это мне понравилось, и я решил остановиться.
Даржелинг –  горный курорт, который расположен на склонах холмов долины. Чем-то холмы Дарджилинга  напоминают природу Швейцарии. До Гималаев отсюда очень близко. Это определяет  очень переменный, влажный и прохладный климат, частые дожди и муссонный период. Действительно, климат здесь чем-то напоминает погоду туманного Альбиона, поэтому англичанам в конце 19-го века так понравился Даржелинг. Туман здесь удивительно быстро спускается с гор. Иногда можно наблюдать необычную картину, как туман поднимается по склонам холмов.  В течении двух недель моего пребывания в Даржелинге погода менялась в течении дня много раз почти по  одинаковой схеме. Рано утром на рассвете всегда было немного прохладно, потом становилось пасмурно и облачно. В полдень солнышко, наконец, часто пробивалось из-за туч и даже ласково светило примерно около часа, и вновь облака закрывали небо. А после 2 часов дня наступало время тумана и дождя.  Я наблюдал, как ветер гнал туман, который очень красиво накрывал холмы Даржелинга, а затем шел несильный дождь с перерывами. На заходе и после захода солнца становилось прохладнее,  дождь прекращался. Я был разочарован такой погодой. Мне не терпелось увидеть Гималаи и Канченджангу. Я ждал это время, и вот это время пришло! Всего лишь один день и еще одно утро до полудня выдалась ясная и солнечная погода, когда можно было наслаждаться потрясающим  видом красавицы Канченджанги и высочайшей в мире гималайской гряды. Этот солнечный день и утро было просто незабываемо и оставило у меня глубокий и яркий, эмоциональный след в памяти. На фоне цветущих деревьев рододендрона Канченджанга великолепна! Гора словно нерукотворная святыня, как афинский акрополь возвышается над городом, как чудесная птица Феникс парит над долинами и холмами Даржелинга в заоблачной дали.
 Святослав Николаевич Рерих посвятил Канченжданге много своих замечательных картин, которые хранятся и украшают Государственный музей востока в Москве. Он писал:                « Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобна  бесценному ожерелью из мерцающих розовых жемчужин над туманным долинами и холмами, это удивительный образ другого мира возвышенной красоты устремляющий наш дух ввысь...Уже многие годы я близко знаю Гималаи – и мощные горные цепи н западе, и возносящиеся пики на востоке. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились еще более живыми и яркими. Постепенно их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино и преображались силой, которая таится в необыкновенной многозначности Гималаев, этого Великого Храма Природы, сохранённого для настоящих искателей Истины во всех её проявлениях. Можно определенно сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, нельзя увидеть больше нигде на Земле ».
 Лучший обзор на Канченджангу и Гималаи находится на Тигровом холме. Туда можно доехать на машине. В четыре утра множество таксистов в Даржелинге предлагают свои услуги, чтобы доставить туристов на Тигровый холм и отвезти обратно. Первый раз я утром воспользовался услугами такси, чтобы побывать на Тигровом холме. Когда я в пять утра впервые  приехал на Тигровый холм, там возникла проблема с парковкой. У обочины и прямо на дороге было множество машин. Таксист все-таки нашел место для парковки, и я с моими попутчиками – туристами из Индии взошли на вершину холма. Там уже собралось много народа в ожидании рассвета. Но нам не повезло вдруг перед рассветом задул сильный и холодный ветер, который закрыл облаками небо и накрыл туманом. Только  два раза в разрыве облаков на несколько секунд мы увидели Гималаи, некоторые люди закричали все вместе с восхищением, многие торопились сфотографировать этот  момент. Остановись мгновенье – ты прекрасно! Но облака и туман закрыли от нас Гималаи. На холодном и влажном ветру одежда быстро отсырела, и мы спустились вниз. Только на следующее утро наступил долгожданный момент, и Гималаи открылись от облаков. Ночь была тихой и безоблачной. На рассвете игра света и тени, это создает красочный горный  спектакль, который никого не может оставить равнодушным. Первый луч, который освещает гору, а в долине еще темно, плывут облака и туман. Но вдруг вершина Канченджанги зажигается и горит огнем! Я пережил непередаваемый восторг и восхищение! Освещение меняется каждую минуту, тени уходят, и наконец, вершины Гималаев сияют белизной на ярко голубом небесном фоне. Когда долго любуешься Гималаями, то вольно или невольно находишься в особом медитативном состоянии, которое очищает сознание.
Во второй раз я побывал на Тигровом холме уже днем. Я решил экономить 700рупий на такси и доехал за 20 рупий на общественном джипе до города Гхум, а потом за час взошел пешком на Тигровый холм. У самой вершины Тигрового холма над дорогой висят множество разноцветных растяжек с флагами, на которых написаны мантры. Также там расположены несколько действующих индуистских храмов. В один из них я зашел, позвонив в длинном проходе  в несколько десятков колоколов, и сделал  небольшое пожертвование. На вершине Тигрового холма находится не очень большая обзорная площадка. Там правительство штата начало строительство здания обсерватории  для наблюдения за Гималаями. Но работа шла там не быстро и без энтузиазма.
С Тигрового холма я быстро спустился вниз в город Гхум, посетил буддийский монастырь или гомпу – старейший монастырь в этой местности. В главном помещении располагалась большая и красивая статуя Майтрейи, будущее воплощение Будды. Внутри буддийского храма стоят рядами невысокие столики и сидения. У стен храма стоят шкафы со священными  книгами, трактатами и текстами. Книги выглядят необычно, как мы привыкли. Между двумя досками, которые служат как обложка книги, помещаются листы, которые ничем не скреплены. Богослужения в буддийском храме проходят по следующей схеме. Монахи ровными рядами усаживаются за столики, получают священные тексты и начинают их читать вслух, про себя, шепотом или в половину голоса. В храме не разрешается больше ничего кроме этого. За соблюдением правил поведения и дисциплиной   следят специальные монахи. За богослужением можно наблюдать через открытые двери, но входить запрещено. Зрителей и гостей внутрь буддийского храма во время богослужения не допускают. В буддизме считается, что произнесение вслух священных текстов  служит очищению и освящению человека. В главном зале буддийского монастыря я сделал небольшое пожертвование и попросил у монаха белый шелковый шарф – хадак. Этот ритуальный шарф ученики подносят в поклоне в знак почтения к статуям Будды, Майтреий, а также духовным учителям или высшим священникам в иерархической системе в буддизме. Получив хадак,  священник благословляет  его и возлагают на шею человека.   В буддийстских монастырях много детей, которые там проходят обучение и служение.
 По дороге из Гхума я заехал на одну из достопримечательностей Даржелинга – мемориал Петля Батасия, который посвящен индийским войнам, погибшим в индо-пакистанских военных конфликтах. Антикварный поезд делает вокруг мемориала полный круг, затем спускается, делает петлю и следует в Даржелинг. За вход на территорию мемориала  надо заплатить 20 рупий, но я зашел с заднего входа. Странно, почему люди должны платить деньги, ведь это не музей, а мемориал павшим. На территории мемориала никакого уважения к погибшим войнам. Там идет бойкая торговля сувенирами, многие посетители фотографируются и смеются на фоне мемориала. Индия любит смеяться и не любит грустить. Женщины и мужчины могут  переодеться в национальные одежды горка - местных жителей этого края, чтобы с удовольствием сделать фото.
Антикварный или игрушечный поезд ходит по узкоколейной железной дороги из Силигури в Даржелинг, которая была построена еще во время правления англичан в 1881году. Поезд как исама железная дорога - раритет. Он очень необычный и отмечен как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это является для властей в Индии отличным поводом, чтобы установить завышенные цены для туристов. Местные жители не пользуются поездом, а ездят на публичных джипах.   Когда я увидел, как медленно идет этот  поездочек из Гхума в Даржелинг, как он часто останавливается и стоит, сколько от него дыма, копоти и шума, а еще узнал  какая высокая цена за билет за это сомнительное удовольствие: «Эх, прокачу!» , то я сразу отказался от мысли покататься. Как говорил в «12 стульях»  Остап Бендер: «В этой карете прошлого далеко не уедешь». Двигатель поезда используют двух типов: Один работает по старому на угле, а другой на дизельном топливе. От угольного котла поезда выделяется столько гари и дыма, что дымовую завесу от поезда видно задолго до его приближения. Об экологии я вообще молчу. Поезд с шумом проходит вплотную к жилым домам в Даржелинге и безбожно коптит их черным дымом. На вокзале я узнал: «Сколько стоит билет на поезд из Даржелинга до Гхума и обратно. 1300 рупий! « Однако! Ничего себе, дерут с трудящихся в тридорого!» -  сказал я себе. О, невероятная Индия! О, невероятные цены!
От англичан в Даржелинге  осталось большое  и богатое наследство. Англиканская церковь святого Андрея является городской достопримечательностью. Церковь ветхая, но в общем хорошо сохранилась. Она  уже давно не работает и службы там не ведутся. Местный житель за ней присматривает. Я поговорил с ним, пока пережидал дождь. Англичане контрабандой вывезли чайные кусты из Китая в 1838 году и уже в 40-х разбили первые плантации в Даржелинге. На чайных фабриках Даржелинга до сих пор используют английское оборудование для ферментации и традиционной обработки чайных листов. Чайные плантации находятся по склонам холмов Даржелинга. Верхние листы чайных кустов собирают только местные женщины. Мужчины в этом деле не участвуют. Женщины носят за спиной легкую корзину, которую они держат не плечами, а головой.  В корзину они бросают чайные листы. Некоторые прикрепляют над собой еще зонтик, так как дождь в Даржелинге льет часто и может пойти внезапно.  Чай в Даржелинге продается везде и дешево, так как предложение превышает спрос. На улицах города, на обзорных площадках, на главной площади Чоураста индийцы ходят с чайниками. Везде можно выпить душистого местного  чая с молоком. От англичан также в Даржелинге осталось много английских школ. В одной из таких школ – школе святого Павла работал учителем физкультуры хозяин гостиницы, в которой я жил. Я посетил эту школу. В Даржелинге, как и во всей Индии, дети больше всего любят играть в крикет, который отдаленно напоминает русскую игру лапта. Правила игры просты. Один кидает мяч, другой отбивает, остальные ловят. Крикет очень популярен, потому что не требует никаких особых вложений и дорогостоящих покупок. Поле, мяч, бита. Незамысловатая игра не отличается умом и сообразительностью, сложностью, но требует от игроков точности, резкости, хорошей реакции и ловкости.
Из достопримечательностей Даржелинга следует особо отметить зоопарк, гималайский альпийский институт и ботанический сад. Зоопарк небольшой. Гималайскому медведю повезло, мишке отдан центральный холм. Мишка гималайский раскормлен и очень толстый увалень. Задница у него тяжелая, поэтому он мило и потешно спускается попой вниз по холму. Редкая красная панда очень необычный зверек. Панда занесена в красную книгу. Панда все время спит, зато  тигр и леопард ходят в своих клетках по кругу, не замечая людей. Гималайский музей альпинизма это целый комплекс. Он имеет широкий двор, который украшен прекрасными цветами. В этом дворе собираются группы альпинистов, которые уходят в горный поход. Внутри  комплекса есть музей альпинизма. Там окунаешься в особую духовную атмосферу покорителей Гималайских гор, проникаешься героизмом альпинистов многих прославленных экспедиций. В музее собраны альпинистские вещи и части одежды, обувь шерпы Тенцинга Норгей и новозеландца Эдмунда Хилари – первых покорителей Эвереста. До этого  несколько экспедиций на Эверест англичан и швейцарцев закончились без результата. Тогда непальское правительство выдавало лицензию на восхождение на Эверест всего два раза в год. Если экспедиция не увенчалась успехом, то вновь покупай лицензию и готовься к восхождению в следующем году.  И англичане и швейцарцы понимали, что без шерпы Тенцинг Норгей  восхождение на Эверест было не возможно.  Он был самым подготовленным, самым опытным и закаленным альпинистом. Он принимал участие во многих неудачных экспедициях на Эверест. Попытки восхождения связаны со смертельным риском и огромным напряжением, но в конце концов увенчались успехом!
 29 мая 1953 года Тенцинг взошел на высочайшую вершину мира вместе с Эдмундом Хилари. Это была настоящая победа человеческого духа! Они стали первыми, кто взошел на Эверест и вернулся назад. Кто из них все-таки был первым на вершине мира? Решили не говорить.  Тенцинг Норгей стал национальным героем. Он стал основателем института альпинизма в Даржелинге. Во дворе Гималайского института альпинизма находится его могила и стоит его памятник. После посещения зоопарка и гималайского института альпинизма я прошел в ботанический сад. Там тишина, покой, чистота и обилие прекрасных цветов в оранжереи. В Даржелинге по обочинам улиц как у нас одуванчики там растут и цветут белые каллы. Это удивительно. Никто их не рвет. Пусть растут и цветут, никому до цветов нет дела. На большом камне или скале в ботаническом саду  я заметил был выбит человеческий глаз. Там в саду как и в самом городе было много собак, но собаки совсем неагрессивны. Только от жизни собачей собака бывает кусачей. После ботанического сада я прошел на Чаураста - главную площадь Даржелинга. Там есть большой экран и можно посмотреть новости. Там я сел передохнуть на одну из многочисленных лавочек. На площади стоит памятник национальному непальскому поэту. Памятник покрашен золотой краской. Рядом местные пони катают местных детишек в сопровождении родителей. На площади расположены сувенирные магазины и различные лавочки. Прямо на улице торговцы предлагают отведать кукурузу на костре или момо -  тибетские пельмени. Начинка момо как правило бывает двух    видов с картошкой или с курицей.
Когда в Даржелинге настал долгожданный ясный и солнечный день, и можно было наслаждаться видом Канченджанги с обзорной площадки, я обрадовался и собрался идти в горный поход по популярному маршруту. Но, к сожалению, на следующий день  после полудня погода вновь испортилась, как по расписанию, пошел дождь. Мои планы изменились. Зашел в небольшой, но интересный тибетский музей. Даржелинг неразрывно связан с Тибетом. После того как в 1954 году мирный, но закрытый Тибет был оккупирован коммунистическим Китаем. Вы смотрели фильм « Семь лет в Гималаях» с Бредом Питом в главной роли. Если нет советую посмотреть. Фильм основан на реальных событиях. Спасаясь от китайских оккупантов, десятки тысяч беженцев во главе с Далай-Ламой покинули Тибет и нашли себе приют и жилье  в Даржелинге и в других городах Индии. В Даржелинге существует большой и хорошо устроенный центр-поселение тибетских беженцев. Он служит даже местной достопримечательностью. В центре есть небольшой музей, там торгуют разными самодельными сувенирами. Флаг Тибета, фото Далай-Ламы и лозунг «Свободу Тибету!» можно встретить в многочисленных тибетских ресторанчиках в Даржелинге. Свободу Тибету! Пока это неразрешимая проблема. Для китайских правителей это болезненная тема.  Референдум в Тибете никто проводить не собирается. Некоторые молодые фанатики из тибетских беженцев выражают свой протест через самосожжение. Далай-лама ищет решение проблемы свободного Тибета дипломатическим путем. Россия отказала Далай-ламе во въездной визе, после того как  наш президент Владимир Путин стал активно встречаться с китайским лидером. Закрыть глаза на проблему Тибета - это политически целесообразно для российских политиков. Когда на кону многомиллиардные сделки, то не стоит наступать дорогому китайскому партнеру «наступать на любимую тибетскую мозоль».    В тибетском музее Даржелинга стенды посвящены истории и культуре народа Тибета.  Один стенд был посвящен исследователям тибетского языка и культуры. Там особо отмечен старший сын Николая Рериха – Юрий, который был крупнейшим тибетологом и написал  большой научный труд - фолиант «Голубые анналы», а также тибетско-русский словарь. Его кропотливый труд  оценен специалистами -тибетологами во всем мире.
Я хотел отправиться в популярный треккинг - четырехдневный поход, который проходил по хребту на границе между Сиккимом и Непалом. Там на гребне на высоте 3600метров отрываются превосходные виды на Гималайскую гряду. Дождь после обеда все шел и шел каждый день.  Гималаи все время были закрыты туманом и облаками.  Я обратился в  туристическое агентство. Дорогой по деньгам треккинг - надо заплатить за услуги гида,  за свое и гида проживание в гостинице, питание  в течение похода. Я был ограничен в финансах и решил, что смогу обойтись без гида. Зачем переплачивать? Лучше сходить самому в радиальный  горный поход. Итак, решено! На следующее утро я сел в публичный джип в 07.00, выехал из Даржелинга и поехал по разбитым дорогам в гималайское село. В 13.00 я прибыл в это село и пошел по маршруту согласно  путеводителю. Дорога там отличная, но местами размыта и не проходима для машин.  Я дошел до моста через небольшую гималайскую реку и решил свернуть с дороги и подняться вверх по её  течению.   Тропа была выложена камнями.  Я поднимался вверх по тропе, шел вдоль реки по склону, внизу шумела река. Как вдруг где-то внизу прозвучал выстрел. Я услышал  эхо. Звук  меня поразил! Такое долгое-долгое эхо в горах я слышал впервые. Звук эхо отражался от склонов и постепенно затих. Мне сразу вспомнились слова из замечательной песни Анны Герман: «Мы – эхо. Эхо. Мы – долгое эхо друг друга», и я стал напевать их. На тропе попадались крестьянские дома. Рядом с ними посадки картофеля и гороха. В одном месте на горном лугу возле дома я остановился. Ого! Земляника Я поел несколько  сладких ягод земляники и пошел дальше. После того как я миновал последний крестьянский дом, тропа  стала намного хуже и шла круто вверх, а потом и вовсе тропа стала еле заметна. Я хотел взобраться на гребень, шел один по склону, на котором росли деодары и бамбук. Пошел дождь, я спрятался под  деревом. Солнце уже клонилось к закату, дождик прекратился. Я понял, что не успею подняться на гребень и решил возвращаться. Назад в горное село я пришел уже затемно. Я очень устал и валился с ног, но был  доволен своей вылазкой в горы.  В горном селе я устроился в гостиницу и после ужина упал на кровать, сразу выключился. На следующий день я вернулся в Даржелинг. Хозяин гостиницы потерял меня и уже собирался обратиться в полицию. Он решил, что я уехал без  оплаты комнаты.  Я его успокоил, и потом посетил его школу, в которой он преподавал физкультуру. В Даржелинге много школ, которые созданы по английскому образцу с раздельным обучением девочек и мальчиков. Отношение учеников к учителю в  школах выражается в почтении, уважении и смирении. Учитель – это непререкаемый авторитет для учеников. Если учитель сказал, то ученик без разговоров подчиняется и делает. Не позволяется для учеников проявлений пренебрежения, высокомерия, осуждения, фамильярности, баловства и  шалости по отношению к учителю. Ни один ученик никогда не подумает троллить учителя.
 Каждое утро учебный день начинается с молитвы. Этому в русских школу стоит  поучиться.
Даржелинг – это необычный город в религиозном отношении. Здесь мирно сосуществуют христианство, буддизм и индуизм. Больше всего представлен буддизм. Монахи в темно-красных одеждах часто встречаются на улицах. В крупном новом монастыре, который находится на въезде в Даржелинг, проходят яркие религиозные  буддийские праздники, которые привлекают много туристов. Буддийская свастика, картины Шивы, Парвати и Ганеша, статуи пресвятой Девы Марии можно увидеть на улицах и магазинах в Даржелинге.   В этом городе нет никаких конфликтов на религиозной почве. Неслучайно, что всемирно-знаменитая трансгималайская  экспедиция  Рериха началась и закончилась  именно в Даржелинге. Об этом городе писала Елена Блаватская. Дом в Даржелинге, который снимали  Рерихи не сохранился. Затем Николай Рерих купил дом в Наггаре в долине Кулу. После ухода из жизни Николая Константиновича в 13.12.1947, Елена Ивановна не хотела жить в Кулу. Ей было морально тяжело жить там, где все напоминало о прошлом времени и ушедшем муже. Рерихи решили переехать в другой горный курорт. Святослав Рерих и Девика Рани остались.  Елена Ивановна  и Юрий Николаевич Рерих Рерихи вновь приехали в Сикким, в эту местность в предгорьях Гималаев, они арендовали дом и стали жить в Калимпонге. Этот город находит недалеко от Даржелинга. Я ездил туда и посетил прекрасно сохранившийся дом-музей Рерихом Крукети-хаус. Зан им следит итальянка Франческа. Об этом и других посещениях рериховских мест в Индии – долине Кулу и Бангалора, я напишу в следующей статье.
  Рерихи искали здесь легендарную страну, обитель света и знания, таинственную  обитель великих душ или махатм - Шамбалу. Николай Рерих - уникальный художник, непревзойденный « мастер гор», писал: « Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам. И сами трудности, порой очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами, и вихрь, и голод, и холод, и жар преодолеваются там, где полна чаша нахождений».
Лучше гор могут быть только горы. Лучшие из гор священные Гималаи! Когда с восхищением замираешь, останавливая свой взор на Канченджангу, любуешься  Гималаями с вершины Тигрового холма или с обзорной площадки в Даржелинге, то кажется где-там среди сияющих красотой горных  вершин и находится, тот непостижимый и загадочный высший идеальный мир,  далекий от нашей мелкой суеты и греховной жизни, мир, в котором ради нашего блага и эволюции  работают и молятся высокодуховные и образованные лучшие души; мир, где царит высшая справедливость, дружелюбие, бескорыстная любовь и искренние братские   отношения.


Рецензии