Карагазы

Зной июньского солнца так раскалил воздух, что волнистые, прозрачные его слои мягко струились над землей, искажая очертания домов и тополей в деревне.       В полдень такого дня на улицах деревни не увидишь ни одной живой души, ни одной скотины. От невыносимой жары все попрятались в домах, в тенях тополей и стайках. Можно подумать, что такое, может быть где ни будь в «жарких странах», как говорил один герой этого рассказа, на самом деле это было в самом центре Сибири в с. Львовка, затерянной среди обширных Васюганских болот. Георгий Иванович снял шляпу и, вытирая платком пот с лица, с вострогом сказал. - Сидим в тени, а пот льёт ручьем! Смотри, Макся, на градуснике уже двадцать семь! - Да какая это жара - ответил Максим - у нас в Чарджоу, когда я уезжал к тебе, было сорок два в тени…                - Как вы там живете? - спросил Георгий Иванович.               - Да ничего, ватные халаты спасают - ответил Максим Иванович. Вот так спокойно вели свою беседу два родных брата, давно не видевшие друг друга. Максим Иванович долгие годы жил в Средней Азии и впервые приехал к брату в гости в Сибирь. - А я вот, спасаюсь в бане на полке, в такой день – говорит Георгий Иванович - Там прохладно и комаров нет. Сами то, мы спрячемся, а вот скотина мучается. В стайке хоть и не жарко, но комаров набивается много, да и душно очень. Приходится разводить курево и дымом отгонять комаров. Так скотина и лежит у дымокура весь день голодная. Вечером, когда спадет жара, выгоняем их на поля. Ночью после 12 часов на полях поднимается такой комар, что они бедненькие бегут со всех ног домой к дымокуру. Что там они успеют ухватить за два часа? Вот и лежат они опять всю ночь у «курева». В 5 часов утра опять гоним их на поля, а в 9 часов бегут домой они уже от жары и гнуса. Утром поднимается такой паут, что их можно ловить ладошками. Махнешь рукой перед собой и в ладошке два, три «матросика». «Матросик» это такой крупный овод желто - полосатого цвета. Он своим жужжанием и укусами гонит скотину домой. От него спасение только в тени, да в воде. Мелкий паут, слепец и комары боятся ветра, а этому хоть бы хны. Бьет как пуля!» После такого рассказа наступила очередь Максима задать вопрос - Как вы тут живете? - Да вот так и мучаемся. В сентябре паут спадет, а комар нам не страшен! От мошки мы спасаемся сеткой смоченной в дёгте. В октябре уже начинают пролетать « белые мухи», которые прогонят весь гнус. Вот и настает для нас благодать! - Да, « благодать» у вас! Где же столько кизяку напасешься? Летом на дымокур, а зимой от « белых мух» надо спасаться - со смехом говорит Максим Иванович. - Да какой кизяк! Ты забыл, что у нас Сибирь? Здесь дров хватает, а на дымокур мы используем гнилушки от старых построек. В прошлом году вот, от такого дымокура у моего старшего сына сгорела стайка. Хорошо, что на соседей пожар не перекинулся. Всей деревней заливали его соседа - Силюта Михаила, что - бы огонь не перекинулся на его крышу. Ладно, тополя были около дома, так они защищали от огня. Скотину успел спасти сын, был недалеко от стайки, вовремя увидел огонь. Примчался на мотоцикле, успел открыть ворота. Выгнал корову и теленка, а свинья с поросятами сидела внутри стайки, так пока выгонял их, свинья попалила себе бока, а поросята разбежались кто куда. Двух штук так и не нашли, а свинью пришлось пустить на мясо. Дымокур это дело опасное, постоянно надо следить за ним!»

Такую вот лекцию прочитал Георгий Иванович своему гостю, которого принимал в новом крестовом доме, недавно отстроенном. Какая б жара ни была, но вот на пацанов, она не действовала. От этого они спасались в речке Чузик на омуте около моста. Накупавшись в воде, они усаживались на перилах моста и смотрели в омут, где резвились  язи. Пацаны ловили паутов и кидали в воду, язи выныривали на поверхность и хватали паута. На противоположном берегу ловил удочкой язя на паута Больнов Роман Никитич. Он запас себе паутов в поллитровую бутылку, которая лежала рядом с ним. Вскоре пацанам наскучила просто так глазеть на рыбу, и они решили добыть её способом взрыва. Для этого они крошили на мелкие кусочки казеиновую игрушку в бутылку. Потом кидали туда горящий уголек, от него тлел казеин. Бутылку закупоривали деревянной пробкой и бросали в воду. Через некоторое время бутылка взрывалась. Взрыв, конечно, был не такой сильный, что бы оглушить рыбу. Это подзадоривало ребятишек, и они повторяли свою затею. Наконец у них кончились бутылки, и они решили утащить бутылку у Романа Никитича. Сережка Кадыров тихонечко подкрался сзади к рыбаку, схватил бутылку и пустился наутек. Однако Роман Никитич вовремя заметил этот разбой и успел удилищем «огреть» Сережку по спине. – Паутей то, отдай, татарчёнок – крикнул он вдогонку. Какой там, «паутей» ! Сережка на ходу начал вытряхивать их из бутылки, готовя её к другому предназначению. Вскоре эта « бутылка-бомба», как и все остальные, полетела в воду, и тоже безрезультатно. Бутылок больше не было, все « боеприпасы» кончились. Все расселись на перила моста и решили покурить. Самым заядлым курильщиком был Колька. Его уже ругал отец, который никогда не курил. Старший брат тоже не курил и все время говорил ему, что никто в семье не курит, не кури и ты! Все было бесполезно! Пацаны решили отучить его от курева оригинальным способом. Они начинили папиросу головками от спичек. И вот, Колька сидя на перилах моста, закурил эту папиросу. Через секунду это папироса взорвалась у него во рту, он, взмахнув руками, полетел в воду. У моста собрался плавник, который задержался на старых сваях. Колька упал между свай в чистую воду, чудом не угодил на коряги и сваи. Несмотря на такой урок, он так и не бросил курить. Между тем день клонился к вечеру. Деревня начинала оживать от дневного зноя. По мосту за речку пошла скотина на вечернее пастбище. Алексей Кузьмич Нетесов тоже погнал корову и быка пастись « За базу». Кроме кнута, у него за плечами была одностволка. - Чё, Кузмич, решил поохотится ?- спросил кто то из пацанов. - Ага, на быка…- ответил Кузьмич. Надоело Кузьмичу гоняться за быком с кнутом. Его бык, как только проходил последний столб городьбы за деревней, поднимал хвост, и взбрыкнув, бежал в обратную сторону от пастбища домой. Как ни бегал за ним Кузьмич, бык все равно возвращался домой раньше его. Вот и решил он его проучить! В этот раз, Кузьмич, прогнав корову и быка за изгородь, присел за столбом городьбы, приготовив ружьё. Бык, немного прошел за коровой, развернулся и направился обратно домой, ничего не подозревая. Как только он поравнялся с городьбой, Кузьмич, вскочив, произвел выстрел из ружья в сторону быка. Выстрел был холостым патроном, однако бык, от неожиданности подпрыгнул, и рванул с такой скоростью домой, что из-под его хвоста, до самого моста протянулась прерывистая, темно-зеленая жидкая дорожка. Кузьмич, матюгнувшись, забросил одностволку на плечо, отправился следом за быком домой. Не прошел у него фокус!
Ну, а в деревне наступил вечер! Загорелся фонарь на столбе у клуба. Промчался лихой мотоциклист по дороге в сторону деревни Венера. В клубной ограде начала собираться деревенская молодежь. Вот послышались хлопки по волейбольному мячу, над сеткой, натянутой на деревянных столбах, примитивной волейбольной площадки. Рядом с площадкой кто-то развел дымокур от комаров. В свете его пламени мелькали тени игроков на поле и стене клуба. Вскоре начался киносеанс, и все потянулись в клуб. Вот такой, один из дней славной страницы истории, далекой деревни Львовка на краю Васюганского болота. Сейчас уже нет там ни одного жителя, хотя в своем расцвете, там насчитывалось более трехсот хозяйств. Деревня носила имя её основателя Льва Ивановича Вяткина. В то время, там жил его сын - Вяткин Калистрат Львович. От него то, все жители и знали, что их деревня называется по имени его отца. Он рассказывал, что его отец с семьей первыми появились в этом месте на берегу реки Чузик в 1915 году. На месте, где они причалили свои баркасы с домашним скарбом на высокий берег Чузика , стоял вековой кедрач, который и принял их под сень своих крон. Старообрядцы в России со времени Никоновых реформ были почти всегда гонимы. Гнал их и тишайший царь Алексей Михайлович и Петр первый, вот и бежали они на окраины России и в Сибирь. Такой вот и была семья Льва Ивановича. Место им очень понравилось. Вокруг первозданная глухая тайга, на сотни километров нет ни единой живой души. В тайге есть все для проживания человека; полно всякого зверья, птицы, рыбы. Леса, для строительства и для дров, хватит на века. Любые дикоросы: ягоды, грибы, орехи. Река, полная рыбы и бобров. - Вот и попали мы в Царство Божие на земле тогда!- сказал Калистрат Львович Георгию Ивановичу, когда они лежали, отдыхая в тенечке сруба его будущего дома. Об этом человеке Георгий Иванович пишет с восторгом в своих воспоминаниях : - Бывают же такие моменты в жизни! Заходил к Калистрату бараном, а вышел человеком! С той поры днем работал, а ночью читал библию. Прошли десятилетия, но точкой отсчета считаю момент посещения Львовича, когда стал прозревать! - Действительно, Калистрат Львович, для своей деревни был необычным человеком. Он был, единственным в деревне, который носил бороду. Ни кто, никогда, его не видел пьяным или курящим. Львович всегда крестился перед трапезой. Вот что пишет дальше Георгий Иванович в своих воспоминаниях: - Хватит однако, лежать – сказал Калистрат - полчаса уже пролежали, робить пора.- А что у Вас часы есть? - спросил я. - Нетука - ответил Калистрат. - А как же Вы тогда узнали, сколько мы пролежали? - А вот, приходи ко мне на Троицу, я и открою тебе секрет. - Вот такой у нас состоялся диалог с Калистратом Львовичем на постройке моего нового дома. Он, несмотря на свой возраст, приходил ко мне и помогал. Где то учил меня плотницкому делу, где то и физически подставлял свою спину под бревно. В назначенный день я пошел к нему, все же хотелось узнать, как определять время не имея часов. Здесь я и узнал, что все его богатство состояло из множества различных книг духовного содержания. Этих книг было так много, что они занимали место в специальном сундуке до самой крышки. - И Вы всё это читали ? - спросил я. - И не единожды раз - ответил хозяин. - А теперь откройте секрет мне, который обещали.- Так секрет то, очень прост – сказал Львович - только вот рассказывать его придется издалека.- Дело было это в Дивеевом монастыре,- начал Калистрат - Великий Пахомий упросил ангела Господня, что бы он открыл ему, какие самоглавные молитвы читать надобно; так как всех молитв очень много.Вот после этого я и сделал себе зарубку на носу. Молитвы я эти и раньше знал, только не знал что они главные. Вот с той поры я и читаю их днем и ночью. Всех молитв десять, а Иисусову молитву надо повторять сто раз. Вот яи читаю десять молитв, плюс сто раз повторяю молитву Иисусову. На все это время уходит пять минут. Стало быть, когда я сказал «полчаса прошло» означало, что повторил я молитвы шесть раз. А всего, надобно, их повторять двенадцать раз днем и двенадцать раз ночью, что я и делаю ежедневно-. Много еще пишет Георгий Иванович об этом удивительном человеке. Много можно рассказать и о других удивительных людях этого села. Ведь, несмотря на таежную глухомань и отдаленность от внешнего мира, Львовка за короткий промежуток времени, по человеческим меркам, превратилась в оазис для различных человеческих судеб. Если отслеживать в хронологическом порядке заселение этого села от староверов Вяткиных и их единоверцев, которые добровольно и с радостью устраивали свое проживание здесь, то следующим этапом, было принудительное поселение, неудобных властям, людей со всей России. Первыми такими людьми, стали бывшие кулаки, спецы, которых начала высылать в такие края Советская власть. Дальше пошли репатрианты различных национальностей. Последним этапом, было заселение бывших заключенных, имеющих после основного срока и срок отбывания в поселениях. Эти этапы были основными притоками населения. Были и другие движения; это и многочисленные родственники, которые проживали на «Большой земле», это и любители длинного рубля - завербованные из различных регионов России. Весь многонациональный Советский Союз представляла Львовка в недавнем прошлом. Немцы, чехи, поляки, евреи тоже были не редкостью среди жителей села. Вот таких жителей села Львовки, кто- то из них прозорливо и удачно, назвал «Львовскими карагазами». Карагаз, по тюрски «Кар-гёз», что означает черноглазый, плутоватый мужчина, который являлся персонажем театра теней и был воплощением народного юмора и природной смекалки. Все эти качества были и у наших героев. Действительно, были они тенями, исчезнувшими при появлении нового государственного устройства в России. Тенью осталась и сама деревня. Несколько развалившихся домов, да старых тополей обозначают её место. Снова, всё возвратилось на своё место. Теперь сюда уже ни проехать, ни пройти. Также как и раньше, на сотни километров, нет ни одной живой души. Разница лишь только в том, что вместо вековой тайги, остались заросшие мелким лесом, бывшие поля. Поля, когда то, кормившие не только жителей села, но и другие регионы России. Эти самые карагазы, обладая качествами природной смекалки персонажа театра теней, и качествами вятского старовера «робить», для собственного выживания, начали создавать сельхозартели. Дальше стали появляться колхозы. Вокруг Львовки стали появляться новые деревни, новые поля, отвоеванные у тайги. Вот небольшой диалог, по переписке в интернете, бывших земляков Пихенько Григория и Лаврова Юрия на эту тему 
 Добрый день,Юрий! Анатолий Устюгов прислал мне свои фото на охоте и рыбалке,а также кучу рассказов,в том числе и твои. Уже прочитал «БОЛОТО». Я потрясен и литературным языком и феноменальной памятью! Для меня это как бальзам на душу!!! Шерстобитово,Львовка, Намечено,Горемычка...Сердце начинает часто биться при этих названиях! А вот между Львовкой и Шерстобитово была моя Малая родина!!!  Я мог бы много рассказать!!! Думаю,нам есть о чем поговорить!!! Моя малая родина-это Большая Речка!!! Для справки.Мои родители-«кулаки» в возрасте 23 лет с двумя детьми(2,5г и 6 мес.) были репрессированы в 1931 году. В марте месяце их вывезли с юга НСО через Барабинск, Каинск,Горемычку,через болото в Шерстобитово! Их приютила семья Седельниковых. С их сыном Петром я потом учился до 10 класса. Ссыльным определили место в 5км в сторону Львовки,где они вручную корчевали деревья и готовили место для жизни и создания колхоза. В первое лето 70% ссыльных полегли в сырую землю! Мои родители выжили! Там я и родился в 1938 году! Отец наш был 15 лет Председателем колхоза(с1938 по 1954 год)! Вот такое начало!
Добрый  день Григорий  Васильевич! Поговорить  нам, действительно есть о чем, мы  даже  обязаны  это  сделать!  Ведь  годочки  то  наши  на  закате,  кто  ещё вспомнит  былые  года нашей  многострадальной  Малой  Родины.  Судьбы  наши  идентичные,  только  у  меня  были  сосланы  дед  и  бабушка  с  малыми  детьми.  Отец  уже потом  вернулся во Львовку  к деду  в  1956  году  вместе с нами ( внуками  деда)  Надо нам  обменятся  адресами  электронной  почты,  там  можно  попространнее  поговорить.
Я  тоже  знал его  тетку  Полину Коровину (Фрумусати). её  маму , бабу  Дусю  Коровину.  Хорошие  были люди.  Интересно  было  мне фамилия Фрумусати.  Откуда он появился  (Яков)  в наших  краях, и кто он по национальности? Мне  до сих пор неизвестно. Объясняю. Когда присоединили Бессарабию,почти весь народ оттуда выселили в Сибирь. Раньше это была Румыния,а жили там в основном молдаване. Яша-молдаванин и жил сначала на Большой Речке у моего деда,пас овец. А уже позже перебрался в Шерстобитово, там жил его земляк Гриша Самуил! Ты его уже не застал,им разрешили уехать на родину. Только Яшу я знал как Фурмусаки!!!
Одним словом НАРЫМ! Где вы дорогие моему сердцу Верх-Чузик,Венера,Большая Речка, Намеченое,Таволга,Семеновка,Кулики , Лавровка,Чижапка и еще десятки таких же деревень и поселков?!
Нет ничего  уже,  как  это ни прискорбно !  В Большой  Речки  уже в  моё  время  и  места  не  было  видно.  Все  там  заросло  малинником.  Мы  там  брали   малину,  очень  крупная  была  ягода.
До сих пор четко вижу каждый дом, школу,ферму,речушку Большую Речку,впадающую в Чузик,дорогу между Шерстобитово и Львовкой ,а также другие лесные дорожки! Как-то приснился сон,я четко видел свой огород и каждый кустик на нем,кусты вдоль забора,где мы находили куриные яйца и это были наши клады! Мы их сдавали в сельпо и покупали себе какие-то сладости...
А ведь там был колхоз «1-е мая»!,пока не объеденили с тремя шерстобитовскими и намеченским колхозами! А Председателем стал коммунист Абрамов,прибывший из Томска
Это в каком году  объединили  эти  колхозы ?  Во  Львовке, я  помню,  был  колхоз «Красное  Знамя»  последним  председателем был  Капранов .  Абрамова я не  знаю.
Да,во Львовке был Капранов,а я говорю про наш колхоз «1-е мая», шерстобитовские «Колхоз им.Чкалова», «2-я пятилетка»,
третий забыл название и намеченский колхоз. Это было в 1953-54 году. А отец стал бригадиром после 15-лет председательства,а потом учетчиком
Вспомнил! Третий колхоз был» Красный факел» !
Такой экскурс в прошлое. Когда отец был еще не женат,он дружил с парнем из бедной семьи-Антоном Кухно. Его призвали в армию во внутр.войска, там он и остался служить в Новосибирске,в СибГуЛаге. Он знал все 15 комендатур в Нарыме и знал,куда сослали отца,но общаться боялся,а как только умер Сталин,он прислал письмо отцу и они стали общаться. А как только он вышел на пенсию в 1968 году,сразу прилетел в Шерстобитово! Вскоре родители покинули этот край. Кстати,сын Антона Александр Кухно закончил Литературный институт,Сибирский поэт и прозаик! Жаль,рано ушел из жизни.
Вот такой диалог земляков состоялся по инету уже в 2015 году. Пока что живые свидетели расцвета деревни.
Много воспоминаний у Георгия Ивановича, ныне почившего, сохранилось в его записях бесед с односельчанами. В своё время он работал библиотекарем во Львовке и Шерстобитово. Часто у него бывали читателями очень грамотные люди. Естественно, он как библиотекарь и просто любознательный человек, не мог не вовлечь таких людей в беседу о его судьбе. Люди охотно шли на контакт и увлеченно рассказывали о своей судьбе и о многих исторических фактах известных им.                Вот что рассказал некий дед Годыныч , поляк по национальности, проживший в Америке девятнадцать лет и вернувшийся обратно в Польшу:                - Как же ты оказался во Львовке? - спросил его Георгий Иванович - Очень просто; Красная Армия захватила часть Польши, где мы проживали, я и стал гражданином Советского Союза, и как куркуль, был выслан в Сибирь.- Стоп, дед! Когда это Красная Армия захватила Польшу? - Семнадцатого сентября 1939 года. Потом стали называть её Западной Украиной. И сообчалось в газетах, что таковая вошла в СССР добровольно. Вон-оно что…а я то думал…А чего тут думать - перебил Полтинку Поповичь ( собеседники) -Так же и Литва, Латвия и Эстония присоединились «добровольно» А откуда у Вас сведения? - задал кто то вопрос – Какие то там сведения, когда я там родился и жил – ответил Полтина. – Это где? - В Литве. - Это интересно! - Ну-ка расскажи, батя, как вы присоединились.- Что тут интересного? В августе сорокового объявили по радио: «Внимание, внимание !                У микрофона будет говорить король!» - Мы затихли. – Король сказал всего несколько слов: « Дорогие братья и сестры, у границы нашего государства сосредоточены большие силы Красной Армии. Советское правительство заявило нам ультиматум. Наше маленькое государство не может устоять против великой державы.                Не будем проливать напрасно кровь. Что Бог даст то и будет» - Вот так мы и присоединились «добровольно».            - Ну ладно, батя, обратился Полтинко к Поповичу - расскажи- ка, как ты у дракона в когтях был? Здесь надо пояснить, что Попович Василий Степанович, прислан во Львовку для отбывания ссылки сроком на пять лет после тридцати лет заключения. Он говорит о себе, что прошел три «университета» по десять лет каждый. Осужден он был по одной и той же статье на все сроки, пятьдесят восьмая, пункт первый. Кроме этого он называл всех « Бывший брат». В деревне его называли «Драконом» Все это было связано с его особой верой в Бога. Несмотря на такие « университеты», бывший брат не потерял веру в Бога. Вот, такие беседы, проходили тогда в библиотеке у Георгия Ивановича! Вот откуда такая многонациональная и разносторонняя народность села была в то время!     Кулаки, спецпереселенцы, ссыльные зэки - составляли население деревни. Все друг знали по имени и отчеству. Теперь дети и внуки их, разлетевшиеся по всей стране, с теплом вспоминают своих односельчан. Интересуются судьбой каждого жителя, вот  Зоя   Ревва переписывается  во  своими земляками в одноклассниках:                Мой дедушка, Петрухин Лаврентий Семёнович, жил в с. Верх-Чузик, затем во Львовке. Я почти каждое лето жила во Львовке, родители мои в Шерстобитово. Сейчас очень часто вспоминаю как мы проводили летние каникулы. Во Львовке жили мои двоюродные сёстра и братья, это Литвиновы , Захаровы, училась с Долгополовым Николаем, Кадыровым Серёжей. А когда закрыли в Шерстобитово среднюю школу, учились во Львовке, до восьмого класса, ну а потом в Пудино. Во Львовке жили мы в интернате, так как родных моих уже ни кого не было там. Дедушка умер в 1961г, там и похоронен, помню кладбище по-моему было не далеко от аэропорта. Сейчас прочла все ваши, мои дорогие односельчане, записи, и так хорошо всё всплыло перед глазами, и так захотелось побывать в родных местах моего детства т. е. на Родине. Всего вам всем самого- самого доброго, здоровья, мира. на долгие годы. С огромным уважением!
Доброго Вам здоровья, Зоя! Хорошо, что мы помним своих родных кто мы такие и откуда. В лихие 90 годы все развалили сейчас с этих мест качают нефть и газ, а людей переселили в Пудино да в вахтовый городок Кедровый ( 10км от Пудино) С Литвиновой Раей я учился ,Захаров Паша был нач Аэропорта .Возможно Вы знаете как сложилась судьба Раи Литвиновой , где она? Лет 10 назад я ездил в Пудино ,есть автодорога с Томска Ну до Львовки дороги нет можно проехать только по зимнику Кадыров Иван ездил см.фото. Всего доброго                Добрый вечер, у нас ещё вечер, у Вас, наверное, полночь!  Захаров Геннадий был нач. аэропорта (брат моего отца). Он один остался в живых из 4-х братьев, живут в Архипо-Осиповке. Рая Литвинова жила здесь на кубани, но вот лет 6-7 назад (точно не знаю) она умерла. Остальные девчата, а их было шестеро, живут где-то в   Томске. Да, хотелось бы посмтреть на свою Родину Я родилась по паспорту во Львовке, потому что там была больница. За 39 лет ни разу не удалось съездить, когда работала, зарплата была мизерная, ну а сейчас на нашу пенсию сильно не нашикуешь. Я Сейчас общаюсь со многими и Шерстобитовскими и Львовскими, и Пудинскими друзьями, одноклассниками. Юра, наверное, Ваш брат?, я его хорошо помню. Он, оказывается, принимал дела у моей мамы в Шерстобитово т.е. секретарём сельского совета. Всего Вам и Вашей семье всего доброго.
Слава! А что во  Львовке кто-то ещё живёт, смотрю собаки привязаны? Ещё хорошо выглядит Львовка, не заросла и домов много сохранилось, мне кто-то писал , что в Шерстобитово нет уже совсем домов.

вячеслав лавров
Да, Юра брат мой живет в Томске, а во Львовке кто-то из Куприсовых живет занимается охотой В Шерстобитово давно уж нет домов Спасибо Вам за ответ.                Так через годы и через  расстояния  поговорили земляки!       Невозможно, конечно, вспомнить одному человеку каждого жителя села, но наиболее особенных, здесь следует отметить. Не будем говорить о перечисленных, а вспомним таких необычных людей как, например: Агарин Сергей Иванович. Дочь живет в Кедровом. Сын в Хабаровске. Литвинов Василий Харитонович, участник войны. У него была большая семья, рано умерла жена. Дети были в основном все девчонки. Ира, его дочь живет в Томске. Черемисин Егор Андреевич , участник войны. Со Львовки уехали в Зоркальцево. В настоящее время там живет его сын Валерий. Макаров Олег Васильевич переехал из Львовки в Тавангу. Устюгов Иван Афонасьевич переехали в Анастасьевку, в Мельниково живет его сын Анатолий. Силюта Михаил Григорьевич Чернаков Петр Павлович Мартюшев Максим Ефимович Капранова Анна Федоровна Богачева Анна Прокопьевна Долгополов Николай Платонович Куприсов Николай Васильевич Больнов Роман Никитович Смирнов Петр Иванович и еще многие, многие…                Вот такие люди устраивали собственную жизнь и развивали село. Можно представить себе, как в такой глуши можно было организовать полное натуральное хозяйство. Сначала разработали поля для посевов. Начали собирать зерно. Его надо было переработать. Построили водяную мельницу на речке. Зерно начали молоть на муку и фураж для скотины. Начала появляться техника, первые трактора, первые паровые локомобили. Построили пилораму с паровым локомобилем. Построили дорогу до Пудино с многочисленными мостами и мостиками по глухой тайге. Дальше, и пошло, и поехало. В этой таежной глуши появились базы «Заготзерно», убойный пункт. Начали возить зерно, мясо и масло на благо народа Советского Союза. Вместе с тем начали объединять колхозы многочисленных деревенек в округемаленьких деревенек. Деревня Корга в вершине одноименной речки, Верх-Чузик, Осиновка, Корга, Большая речка, Венера, Шерстобитово , Черная речка, Намечено, Семеновка и т. д. Это и вызвало негативный процесс распада малых деревень, и народ начал постепенно выезжать на « Большую землю». В 1961 году все колхозы, вообще ликвидировали, и создали совхоз « Пудинский». Во Львовке образовали отделение совхоза. Всё, казалось бы, было закономерно, но отношение к земле уже было другое. Поля начали уменьшаться в размерах, а некоторые и вообще забрасывались. Все это было противоречием, непонятным старожилам села. Казалось бы, при такой технике, которой никогда ранее на полях не было, которые раньше обрабатывались конями и штыковой лопатой, должна была бы возрастать культура их возделывания и увеличение урожайности! Но все, происходило наоборот. Оказывается, никакого противоречия здесь нет! Чем больше обесценивался труд человека, тем меньше у него ответственности за него. Вот! Отсюда, можно бы, и начать отсчет времени гибели села. Среди работников совхоза, начал появляться контингент из мест «не столь отдаленных». Начались прогулы по причине запоев. Местные «карагазы» всё более и более тоже стали приобщатся к этому. Не все, конечно! Те жители, которые всегда стремились к труду, улучшали свои условия жизни. В селе начали строить новые дома, животноводческие помещения, клуб, сельсовет и другие объекты. Частники выращивали скот и сдавали его заготовителям. Это тоже был хороший доход для семей. Благо, появились выпаса и покосы для частного сектора. Не то, что было раньше при колхозах, когда частнику разрешали покосы только между полями, да у дороги. Жизнь в селе всё более и более принимала современный образ похожий на жизнь « Большой земли». Начали регулярно летать самолеты АН-2 Регулярными стали рейсы в районный центр - Парабель, в областной центр – Томск, а так же выполнялись рейсы за болото - в Новосибирск и Барабинск. Интересно было наблюдать, как народ спешил на аэропорт при звуке приближающего самолета к селу. Бежали туда все, и мал и стар! Интересно было всем посмотреть, кто прилетел к ним в деревню, безразлично кто, свой или какой либо начальник! Весь день у небольшой избушки аэропорта были не только пассажиры, но и просто любопытные зеваки. Пассажиры всегда были во все направления. Стоимость билета на самолет была невелика. Так, например, билет на Томск стоил 13 рублей, а в Парабель 7 рублей. Лететь до Томска надо было 2,5 часа, а до Парабели один час. Так что, летали «кто куда, и кто, зачем»! Выполнялись и грузовые рейсы трудягой «Аннушкой». Из деревни вывозили масло сливочное топленое в деревянных бочках, а также масло пихтовое в больших металлических бочках. Бывали случаю, что возили даже коров из Львовки в Лавровку. Многие товары с « Большой земли» тоже стали попадать в магазин через аэропорт. Во время сухого закона, многие любители «зеленого змия» умудрялись за один день слетать в Барабинск и отоварится этим продуктом на много дней вперед. Все удобства были для жизни в селе.
 Жизнь закипела и начала искать новые приключения . Вскоре , в связи с опять новым государственным устройством, совхоз «Пудинский» становится акционерным обществом. В регионе начинаются новые условия жизни. Известие о том, что началась промышленная разработка открытых месторождений нефти, придало уверенности в дальнейшем развитии села. Рядом с центральной усадьбой совхоза начали строить город Кедровый. Недалеко от Львовки были пробурены первые газовые скважины. Механизаторы сразу же нашли здесь свою выгоду от близости этих скважин к селу.  Они срочно переоборудовали местные котельные под газоконденсат. Приспособили тракторные повозки для доставки его со скважин в село. Абсолютно бесплатное топливо, пошло в близлежащие деревни. Начали работать и недра земли на человека. В четырех километрах от Пудино нефтяники построили большой аэропорт, который начал принимать тяжелые самолеты АН-24 и другие. В глухой тайге, через непроходимые болота стали строить нефтепроводы, и линии электропередач. Закружили в округи многочисленные вертолеты. Потянулась высоковольтная линия ко Львовке. Все, вроде бы закономерно, но вот для села, вместо радости, наступила черная полоса. Казалось бы, присутствие хорошо отлаженного сельскохозяйственного производства и нефтяников дали бы друг другу большую выгоду. Деревня обеспечивала бы нефтяников продуктами, а нефтяники обеспечивали бы селян техникой, топливом и т. д. Однако в условиях частного бизнеса это было невыгодно. Ажиотаж, быстрого обогащения за счет государства, затмил разум нефтяным боссам. Зачем им возиться с какой - то деревней, если есть возможность приобрести и доставить на месторождения всё необходимое из-за границы, не забывая и про свою выгоду? Нефтедоллары тоже позволяли это делать! Вот и осталась деревня со своим мясом и молоком без рынка сбыта. Все! Вот и тупик! Что делать карагазу ? К нефтяникам устроится на работу не так, то просто - нет образования. В совхозе (ЗАО) перестали платить зарплату, из-за отсутствия денег. Вот и начали оплачивать труд здесь натуроплатой. Вместо денежных выплат стали предлагать зерно, мясо и молоко. Все эти продукты у любого сельского жителя всегда были свои. Зачем им ещё и совхозное… Вопрос о необходимости села уже не стоял. Село стало обузой и власти и нефтяникам. Вопрос стоял, куда пристроить народ? Народ же не стал дожидаться решения своей судьбы чиновником. Акционерное общество решено было ликвидировать. Акционерам раздали паи общества. И каждый начал устраивать собственную жизнь самостоятельно. Пошли обозы карагазов в Пудино, в Кедровый и в Тавангу. Те, кому на паи выдали технику, грузили свой скарб и выезжали на постоянное место жительство в основном в Пудино. Быстро опустела деревня Львовка. Некоторое время оставалась там семья Голева Валерия Никитовича. Галина его жена жила еще некоторое время там одна, после гибели Валерия. Вот и всё! На этом и прервалась жизнь в деревне. Теперь, только в зимнее время, приезжают сюда бывшие жители села, что бы посмотреть на свою Малую родину. Через бывшую деревню проходит зимник на промыслы, этим и пользуются дети и внуки тех самых карагазов, которые жили и творили свои подвиги в островке цивилизации среди Васюганских болот. Удивительное совпадение, или какое- то пророчество появилось в последний год. Слово карагаз, оказывается напрямую связано с Турцией. Ведь в 2015 году, правительством России, было принято решение направить газ Сибири на турецкий берег. Какой был прозорливый человек, который применил это слово к сибирякам столько лет назад! Какие бывают повороты судьбы! Судьба же деревни Львовка закончена! Заканчивается жизнь и региона, где шумела, когда-то жизнь как в Царстве Божьем. Возникший недавно рядом город Кедровый, тоже начал рассыпаться. Закрыт давно уже аэропорт в Кедровом, нет, как и не было транспортного сообщения по суше с Большой землей. Закрыли больницу в Пудино. В Кедровом, тоже оставили только  два врача. Главная задача каждого жителя - это продать квартиру за любую цену и выехать на новое место жительства из Кедрового. Квартиры покупают только пудинские жители, в основном пенсионеры, у которых свои лачуги стали непригодными для дальнейшего проживания. Вот такая грустная история длится здесь уже не один год. Вот такая жизнь пролетела над Васюганским болотом за сто лет, с 1915 до 2015 года.


Рецензии
Добрый день! Повествование пытаешься вести как твой земляк, знаменитый русский писатель современности Анатолий Омельчук, что в Тюмени проживает. Над рассказом надо работать. Идут повторы тем, что в прежних повествованиях. Надо бы побольше литературы, диалогов, уйти от сухой констатации фактов. Сюжет должен держать читателя своей динамикой развития!Развитие на ярком примере судьбы! А так стоящая вещь!

Владимир Герасимов 55   30.08.2018 13:08     Заявить о нарушении