Как я провёл лето

 

       Алешка с мамой ходили по магазину «Детский мир» и делали покупки к началу нового учебного года. Алешку, конечно, влекло в секцию с игрушками, но мама весьма категорично тянула его за руку в отдел с канцелярскими товарами, так что Алёшке ничего другого не оставалось, кроме как заворачивать голову назад, чтобы вволю наглядеться на машины с педальным приводом, на стендовые модели самолётов и на настольные игры с хоккеистами и футболистами.
       Иногда мама встречалась со своими знакомыми, и тогда уже Алёшке приходилось тянуть её за руку, потому что ему было совсем неинтересно слушать, как мамины знакомые, пахнувшие приторными духами, рассказывают о том, что у них на нервной почве появляются лишние килограммы ожирения.
       Оказавшись у стеклянного прилавка, Алёшка стал внимательно рассматривать карандаши, чернильницы, деревянные и наливные ручки и разные интересные предметы, мечтая, чтобы мама купила их все сразу и немедленно.
       – Мама, – спросил Алёшка, тыча пальчиком в чёрную плоскую коробку на витрине, – а это что?
       – Это готовальня, – ответила мама.
       – А давай купим, – предложил Алёшка, – будем чего-нибудь готовить, раз готовальня.
       – Давай, – рассмеялась мама, – только у неё совсем другие функции.
       – А какие? – спросил Алёшка.
       – В ней хранятся разные чертёжные инструменты, – объяснила мама, – циркуль, например, рейсфедер.
       – Чего в ней хранится? – переспросил Алёшка, испугавшись, что ослышался, потому что совсем ничего не понял, из того, что сказала мама.
       – Циркуль в ней хранится, – повторила мама, – давай мы её купим, а дома я тебе расскажу, для чего нужна готовальня. Всё равно в будущем пригодится.
         Алешка обрадовался и ткнул пальчиком в красивую толстую линейку с каким-то окошечком:
       – Мама, – Алёшка поднял голову и посмотрел маме в глаза, – а это чего?
       – Это логарифмическая линейка, – улыбнулась мама, – но покупать её мы не будем.
       – А почему? – огорчился Алёшка.
       – А потому, – мама рукой растрепала Алёшкину макушку, – что у меня есть такая линейка. Если хочешь, я тебя научу, как ей пользоваться.
       – Конечно, хочу!– честно признался Алёшка, – небось, весь класс удивится, когда я им какую-нибудь логарифму покажу.

       Первого сентября Алёшка пришёл на школьную линейку с цветами и логарифмической линейкой. Ну, и с портфелем конечно. Алешка нашёл свой класс, поздоровался с Анной Галимовной и широко улыбнулся, потому что увидел Таньку в белом фартуке поверх школьной формы. Ранец висел у Таньки за спиной, а в руках был громадный букет гладиолусов.
       Алешка подошёл к ней и сказал:
       – Танька, привет! Хочешь, я научу тебя на логарифмической линейке считать? Я уже умею!
       Танька надулась, неохотно буркнула:
       – Привет, – и пошла к остальному классу, который собрался вокруг Сани Мосла.
       А Саня, дочерна загоревший и прокопчённый дымом лесных костров, снисходительно рассказывал одноклассником, что всё лето они с батей провели в тайге. Рыбачили, охотились и набрали на зиму полный подпол грибов и ягод. В самом конце своего рассказа, Саня достал из портфеля настоящий медвежий коготь, размером с Алёшкину ладошку, и разрешил всем желающим подержать его в руках.
       Алешку мигом одолела зависть, и чтобы от неё избавиться, он достал из портфеля свою логарифмическую линейку и сказал:
       – А у меня логарифмическая линейка есть! Хотите подержать? 
       Но, к Алёшкиному сожалению желающих не нашлось.

       В светлом и чистом классе было нарядно и празднично. Алешка сидел за своей партой и косился на Таньку. Танька сидела одна, и Алёшке очень хотелось сесть рядом с ней, но не позволяла отличительная черта его характера. А именно – скромность.
       Анна Галимовна попросила всех открыть тетради и задала самое первое задание в новом учебном году.
       Учительница сказала:
       – Сегодня у нас сочинение. Тема сочинения – «Как я провёл лето». Прошу приступить к работе.
       Алешка безответно взглянул на Таньку, тяжело вздохнул и начал писать.

       На следующий день Анна Галимовна зашла в класс с журналом и с толстой пачкой тетрадей в руках. Поздоровавшись с классом, учительница положила журнал и тетради на стол, а потом сказала:
       – Я проверила ваши сочинения. Некоторые работы очень хорошие. Есть отличные сочинения, например у Татьяны. Но я хочу прочесть всему классу самое необычное сочинение, которое мне когда-либо доводилось прверять. Я прочту, а вы все послушайте.
       Анна Галимовна подошла к Алёшке, положила ему на голову свою тонкую сухую ладонь и попросила:
       – Встань, пожалуйста.
       Алешка встал из-за парты, свесил голову вниз и покраснел.
       – Сочинение «Как я провёл лето», – сказала Анна Галимовна, раскрыла Алёшкину тетрадь и стала читать:

       – В самом начале шахматной партии выросла большая ель…

       Чтение прервал дружный смех класса.
       Анна Галимовна постучала указкой по столу и строго сказала:
       – Кто будет смеяться – выведу из класса.
       Учительница осмотрела притихший класс поверх очков, потом продолжила:

       … – Ель была очень высока, так высока, что в 1957 году наша страна вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник, чтобы было чем украсить макушку в Новогодний праздник. С той стороны, где ствол ели густо зарос мхом, был вторник. За вторником прятался Гамбит и мешал развитию фигур в центре доски. Перед началом партии я захотел есть. Гамбит спросил:
       – Будешь есть бутерброды с колбасой?
       Я сказал:
       – Буду.
       И тогда Гамбит крикнул:
       – Колбаса!
       Из-за ели вышла свежая и румяная Колбаса, перетянутая верёвочкой посередине. Мы с Колбасой сели на клетку Е-1 рядом с белым королём и поели бутербродов.

       Весь класс зажимал рты руками и ложился на парты, чтобы не рассмеяться вслух. Анна Галимовна тоже улыбнулась:
       – Все успокоились? – спросила она, – тогда слушайте дальше.   

       … – Когда все бутерброды были съедены, Гамбит спросил:
       – Хотите, пойдём за грибами?
       Я сказал, что хочу, а Колбаса отказалась. Гамбит позвал:
       – Грибы!
       Из-за ели на шахматную доску вышли Мухомор и Боровик. Мухомор был весел и разговорчив, а Боровик молчалив и хмур, потому что у него в самом центре шляпки был воткнут циркуль.
       Мухомор весело махнул красной шляпкой и сказал:
       – Айда за нами!
       И мы с Гамбитом пошли за грибами.
       Очень скоро мы пришли к придорожному камню, на котором был высечен указатель:
       «Направо пойдёшь – слона Ф-1 потеряешь».
       «Налево пойдёшь – конь Б-1 подарит тебе подкову на счастье».
       «Прямо пойдешь – до восьмой горизонтали дойдёшь. А коли дойдёшь – исполнится любое твоё желание».
       Нелегка оказалась дорога до восьмой горизонтали. На нашем пути оказались самые свирепые стражи во всём шахматном королевстве. Это были Эндшпиль и Миттельшпиль. Едва я начал решать их шахматные этюды, как из-под шахматной доски словно из преисподней, вырвался чудовищный Цугцванг, обеими руками схватился за стрелки шахматных часов и, что есть силы, стал тянуть их на себя.
       Я спросил у Гамбита:
       - А что это он делает?
       - Он тянет время, - ответил Гамбит.
       - А зачем? - снова спросил я.
       - А затем, - ответил Гамбит, - чтобы его покорный слуга Цейтнот успел воткнуть в шляпку Боровика рейсфедер рядом с циркулем.
       Я сумел спасти Боровика и дошёл до восьмого горизонта. Эндшпиль и Миттельшпиль встали передо мной на одно колено и покорно склонили головы.
       – Проси, чего душа пожелает, – разрешили они.
       И тогда я повелел:
       – Пусть исполнится самое заветное желание для самой лучшей девочки из нашего класса.
       Эндшпиль и Миттельшпиль поднялись с колен и покладисто произнесли:
       – Будь по-твоему.
       Мухомор начал прощаться, но я попросил его подождать ещё немного и спросил:
       – Скажи, как мне провести Лето?
       Мухомор чуть-чуть подумал и ответил:
       – Видишь за троном чёрного короля большой дом?
       Я посмотрел за трон и увидел, что к дому ведёт логарифмическая линейка с прозрачным бегунком, под которым протекает горная река. По краям линейки была очень нервная почва, на которой росли подсолнухи. Из-за того, что подсолнухи росли на нервной почве, все они страдали лишними килограммами ожирения.
       Внимательно рассмотрев дом, я сказал:
       – Да, я вижу большой дом.
       – В том доме живёт Лето, – сказал Мухомор, – айда за нами!
       Когда мы подошли к дому по логарифмической линейке, то увидели рядом с закрытой дверью звонок.
       – Звони, – предложил Мухомор.
       Я нажал на кнопку звонка и услышал, что в доме раздался гудок паровоза.
       Мухомор схватил меня за руку и крикнул:
       – А теперь бежим!
       И мы убежали во вторник под ель.
       На звон битой посуды вышло Лето. Оно посмотрело по сторонам, пожало плечами и опять зашло на западе.
       Я спросил у Мухомора:
       – А зачем мы так сделали?
       – Мы провели Лето, – ответил Мухомор.
       Вот так я провёл Лето.

       Анна Галимовна закончила чтение. Класс рыдал от смеха. Учительница внимательно посмотрела на Алёшку и сказала:
       – За правописание я ставлю тебе «Отлично». В сочинении нет ни одной ошибки. Теперь давай поговорим о содержании. Может быть, ты раскроешь нам свою тайну и скажешь, кто же она, самая лучшая девочка из нашего класса.
       Алешка опять покраснел. Он совсем не был готов к тому, чтобы признаваться перед всем классам в своих чувствах к Таньке.
       Оглядев учеников, притихших в ожидании тайного признания, Алёшка увидел, что Саня Мосол корчится за своей партой, держится за живот и тычет в Алёшку пальцем.
       Алешка тихо сказал:
       – Это Саня Мосол.
       Класс взорвало.
       Только Мосол перестал корчиться. Он согнал с лица улыбку и зло прищурился.
       Когда Алёшка сел за парту, ему в голову прилетел смятый тетрадный листок. Развернув бумажный комок, Алёшка прочитал корявый и неровный почерк Сани Мосла – «Сиводня посли урокав в туалети».
       Школьный туалет, как уже знал Алёшка, был ритуальным местом для драк.

       Когда Алёшка, хлюпая опухшим носом и прикладывая к подбитому глазу носовой платок, смоченный в холодной воде, вышел из туалета в коридор, он увидел, что его ждёт Танька. Алешка улыбнулся разбитыми губами и встал перед ней.
       Танька смущённо опустила глаза и сказала:
       – А мне твоё сочинение понравилось.
       Потом развернулась и пошла по коридору.
       Перед самым выходом Танька обернулась к Алёшке и, надувшись, сказала:
       – Только всё равно ты дурак чиканутый. 


Рецензии