Мессия и лимонка

Мессия и "лимонка"


Жан-Кристиан Птифис  - Иисус. Жизнеописание Христа: от исторической реальности к священной тайне. М. Центрполиграф, 2018 -559  стр.
Джон Перри – Завоевания в Центральной и Южной Америке XV – XIX веков. Под властью испанской короны
М. Центрполиграф, 2018 - 447стр.
Константин Аверьянов – Сергий Радонежский: личность и эпоха.  М. Центрполиграф, 2018 – 607 стр.
Екатерина Рысь – Религия бешеных. М. Центрполиграф, 2018 - 511 стр.

Мне трудно судить о том, что побудило французского историка Жана-Кристиана Птифиса бросить вызов автору семитомной «Истории происхождения христианства» своему соотечественнику из позапрошлого века Эрнесту Ренану, но его авантюра удалась.
Книга Птифиса «Иисус. Жизнеописание Христа: от исторической реальности к священной тайне» нисколько не уступает, но более того, превосходит прежние историко-биографические книги этого автора: «Д'Артаньян», «Железная маска», «Дело о ядах» и «Людовик XIV. Слава и испытания».
Как случилось, что автор ряда столь ярких биографий исторических лиц времен Людовика XIV вдруг обратился к такой «мультимедийной» фигуре всех времен и народов – как Иисус Христос.
Кто такой Мессия? –задается вопрос Птифис. Этимология слова происходит от арамейского и еврейского и означает «помазанник». Греческий перевод этого слова Христос, что тоже означает «помазать». Отсюда и произошло смешение реальной (по Птифису и Ренану) исторической личности сына плотника из Галилеи Иешуа (Иисуса) Назорея  с сыном Божиим «Мессией-Христом»
Конечно, куда проще поставить знак равенства между легендарным мушкетером из трилогии Дюма и политическим деятелем при дворе Людовика XIV - Д'Артаньяном, завершившем свою карьеру «полевым маршалом», нежели соединить земную и небесную жизнь Мессии-Христа. Но Птифис превзошел самого себя (о Ренане скромно умолчим).
Искушение сделать Иисуса очередным литературным или экранным героем в среде литераторов и кинематографистов (не говорю о художниках) зашкаливает. Можно перечислить десятки писателей, драматургов, режиссеров, а уж художников и вовсе бессчетно, которые в силу своего таланта или бесталанности пытались объединить в Иисусе  земное и небесное. Получалось временами скандально, временами  натужно, временами фальшиво, временами чрезмерно пафосно, а временами … Стоит ли здесь упоминать «библию» советско- российской артистической и прочей тусовки – булгаковский роман «Мастер и Маргарита», где все евангелия и весь Ренан поставлены с ног на голову. Роман однако же – почти КНИГА КНИГ.
С Птифисом можно соглашаться, можно спорить, но факт непреложен: христианство как религия пережило несколько цивилизаций и остается самой крупной мировой религией. Больше того в каждой стране мира, даже самой отдаленной, есть хотя бы одна христианская община.
Можно много и с разных сторон рассматривать деятельность христианских миссионеров, но в истории завоевательной политики европейских монархов на Западе христианские миссионеры шли рука об руку с конкистадорами, создавая  мечом и крестом испанские колонии в Центральной и Южной Америке. Британский историк Джон Перри в своем исследовании «Завоевания в Центральной и Южной Америке XV – XIX веков. Под властью испанской короны» рассматривает феномен тогдашней Испании, которой на протяжении пяти столетий удалось создать огромную колониальную империю, впоследствии трансформировавшуюся в десяток государств Латинской Америке.
На сегодняшний день экономика Испании является 5-й по величине в Европейском союзе (ЕС) (по номинальному ВВП) и 12-й в мире.
Неплохие показатели. Однако, не сравнимые с величием морской Испанской державы, какой она была в прошлом.
Англия тряслась в ужасе!
Но стоит ли ностальгировать?
Испания подарила миру не только Сервантеса и Гарсиа Лорку, но еще и целую плеяду мастеров латиноамериканского магического реализма: Маркеса, Борхеса, Кортасара, Фуэнтеса, а  еще выдающихся мексиканских монументалистов  Риверу и Сикейроса (сталиниста и троцкиста), и несгибаемую (троцкистку) Фриду Калло.
Пэрри, конечно, об этих персонах  уже из ХХ века не пишет, у него своя тема.
Как бы это по латыни, «Sic transit gloria mundi» («Так проходит мирская слава»). Но как видим - ничего бесследно не проходит.
Если христианство на Западе было сопряжено с цивилизационной миссией (не всегда сочетающейся с христианской моралью в отношении аборигенов), то христианство  на Востоке (Русское Православие, идущее с Византии) несло совсем иные задачи, а именно  - сбережение Земли Русской (и её цивилизации).
Среди подвижников православной русской церкви фигура Преподобного Сергия Радонежского – одна из наиболее значимых. Иероманах Сергий  считается духовным собирателем русского народа, с которым связаны идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры.
В современной исторической беллетристике Сергию Радонежскому посвятил несколько своих романов замечательный писатель Дмитрий Балашов.
Что же до исторических исследований, то в них тоже не было недостатка. Хотя Сергий Радонежский не оставил после себя не единой строчки, как и Иисус, (при том, что  вокруг него (Сергия) евангелистов не было), однако в русской истории он стоит рядом, скорее даже выше, московского князя Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы, второго после Александра Невского великого воителя на Руси.
В истории каждого народа есть переломные моменты, предопределившие его последующие судьбы. Для России в числе таковых — Куликовская битва  между золото-ордынским войском во главе с Мамаем и русской ратью под командованием Великого князя московского Дмитрия Ивановича.
Вообще-то,  князь Дмитрий воевал не с Ордой, а только с узурпатором Мамаем, посягнувшем на трон Чингизидов. Иными словами, Великий Московский князь лишь принял непосредственное участие в подавлении мамаевского путча.
Возможно также, что Дмитрий Иванович колебался между выбором с кем быть? Рядом грозный Мамай с грозной ногайской Ордой, а где там,  на Волге,  эфемерные чингизиды, которые никак со своим троном не разберутся.
Положил конец сомнениям князя Дмитрия именно Сергий Радонежский.
«В воскресенье 18 августа, в день святых Флора и Лавра, Дмитрий, отстояв службу в монастыре, хотел было проститься с игуменом, но тот попросил его задержаться и, пока готовили освящение воды, пригласил к столу. В беседе во время трапезы преподобный предсказал своему гостю победу в предстоящей битве с полчищами Мамая, затем торжественно благословил полководца и «все христолюбивое воинство». Вскоре князь вернулся в Москву, а 27 августа повел рать в поход».
Начиная с XVIII века этот рассказ прочно вошел в историческую литературу.
Однако в XX веке факт посещения князем Троицкого монастыря некоторые историки поставили под сомнение.
Автор книги «Сергий Радонежский: личность и эпоха». Константин Аверьянов не ставил перед собой задачи: расставить все точки над «и» в восстановлении исторической истины. Она, как  известно, всегда посредине.
Однако в своем историческом расследовании деяний Преподобного Сергия он проделал работу не менее титаническую, чем француз Птифис. 
И в заключение этого небольшого экскурса по новинкам московского издательства «Центрполиграф»  - еще одна книга про лжеМессию и его лжеАпостолов. Называется эта книга «Религия бешеных». Я бы, будь издателем, рискнул бы назвать ее «Евангелие от Рыси», непременно наклеив на обложку стикер «trash». Потому что лимоновские «нацболы», какими они изображены у экзальтированной журналистки(???) Кати Рысь, совсем не те парни и девушки, какими они являются на самом деле.
Да.Нацболы в массе своей - ребята с окраин.
Когда Лимонов еще обретался в Париже их называли «люберами». Они жаждали справедливости в ханжеском мире псевдоперестройки. И совсем не хотели становиться бандитами.  Потом кому-то всё же пришлось. А кому-то понравилось.
Но оставались среди них,  как во все времена Робин Гуды и Дубровские.
А тут, бац! Свалился на них со своих парижей лжемессия Лимонов. Обаял робингудов и дубровских. Заманил  в нацболы. Кого-то потом за это «закрыли». Вместе с Лимоновым. Потом лжемессия вышел на волю и стал бешено общаться с «гомерчикам олигахов». Обниматься с Венедиктовым, Доренко и иже с ними.
А нацболы? Да, ну их! Есть там свои летописцы и евангелисты. Такие как Катя Рысь. Девушка, ну очень не бесталанная,
Чем всё закончится?
Нацболы, кажется , на излёте. Ну а как объявиться вдруг не лжемессия?
«Сам приехал, в пальтишке рваном,
ходит, никем не опознан.
Сегодня, говорит,
подыматься рано.
А послезавтра — поздно»
"Лимонка" - она и рвануть может.
Так что книжки читать нужно! Всем!
А не то проглядим…
Мессию…


Рецензии