Книга всего

– Обычно Книга воспроизводит уже написанные когда-то тексты, в том числе утраченные. И всегда дословно, как было в оригинале, хотя и не всегда полностью. Откуда бы мы, по-вашему, взяли второй том «Мертвых душ»?

– А у вас он есть?!

– Ну, более-менее есть, и более-менее у нас… – уклонился брат Никодим от объяснений. – Она вообще тяготеет к русской классике последние полстолетия. «Войну и мир» мы получили уже трижды, а теперь она снова взялась за нее! Представляете? Со второго тома – там, где Кутузов отступает, – брат Никодим зажмурился и произнес нараспев: – Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках… Прямо с этого места и начала. Уже тридцать хорошо читаемых страниц за две недели. Текст, кстати, расходится в деталях с официальным изданием, но незначительно. Такие вот пироги.

– Удивительно, – прошептал Сергей.

– Отчего же? Да, и Толстой, и Гоголь, но не только. У нее был и период великих греков и из азиатской литературы. Очень специфические произведения. Даже часть «Камасутры». В этом плане Книга весьма космополитична. К тому же, русская классика…

– Я не о пристрастиях Книги, если так можно выразиться, – брат Никодим кивнул: мол, да, можно, – а о ней вообще. Это же представить себе, что она такое!

– А-а… Ну, тут вы правы, милейший. Хотя и попали пальцем в небо: конечно, она удивительна. Конечно, из чудес чудо. И знаете еще почему? – брат Никодим сделал загадочное лицо, отчего стал похож на переевшего бассет-хаунда. – Иногда в ней попадаются тексты, идентифицировать которые не выходит! При наших-то возможностях, и то ни в какую. Хотя тексты связные и стилистически, и сюжетно. Есть догадка, что она их сама пишет. Хотя, можно, конечно, предположить, что это романы, написанные кем-нибудь «в стол», но… По другой версии, они еще не созданы, но когда-то будут. В принципе, имеется лишь один достоверно установленный прецедент, доказать который помогла сама Книга, смешав основной текст с отзывом на него какого-то университетского критикана. Это касается одной малоизвестной поэмы, созданной в 1784 году в Англии. Остальное – только догадки.


Рецензии