Что значит школа для меня

  Первое сентября... Конечно, это праздник - День знаний! Начало нового учебного года! Пользуясь случаем и возможностью, я поздравляю с этим праздником тех авторов сайта Проза.ру, в чью жизнь когда-то вошла  школа! Или они вошли в школу, посвятив свой труд детям!
     Бодрости вам, дорогие мои коллеги, творческих сил, вдохновения, счастья!
     А статью эту я написала в последний год работы в школе.   

                ШКОЛА  ДАЁТ  МНЕ ВТОРУЮ МОЛОДОСТЬ

      Школа! Что значит она для меня? Отвечу одним словом – Жизнь.
  С гордостью могу сказать, что продолжаю учительскую династию. Сельским учителем был мой дед по отцовской линии, всю жизнь проработавший в маленькой сельской школе на Урале (Удмуртия).

    Воспитателем в детском саду работала мама. Возможно, тяга и любовь к этой профессии передаются по наследству с каким-нибудь геном, и теперь нашу династию продолжает моя дочь Светлана – уже в четвёртом поколении.
 
  На себе испытала не раз, что учительский труд, если выполнять его от души, изнурителен. Чем же притягивает школа? Что даёт такого, чего не найдёшь в другом месте?

    Будучи моложе,  я ответила бы так: «Здесь интересно, некогда скучать. Каждый ученик – личность, каждый – загадка, каждый – новая книга, которую надо прочитать и понять. А я с детства была великим книгочеем».
 
    Сейчас отвечу по-другому: «Школа даёт мне вторую молодость, душевную бодрость». Входишь  в класс как на поле боя: ты под обстрелом  взглядов, то требовательно испытующих, то дерзко-раскованных, то застенчиво-любопытных…

   И мне это нравится, потому что не дает шанса расслабиться, опуститься в тину обыденности. А осознание, что именно ты – учитель! – можешь и должен сделать этих детей (а с ними и мир, и будущее) хоть на чуточку лучше, осознание огромной ответственности не даёт уснуть совести и душевной энергии.
   
      Что для меня школа? – И строгий судья, и палач, и задушевный друг, и самый лучший врач.

    Любимый предмет – литература. Готовлюсь к уроку, продумывая каждый этап. Стараюсь предугадать, как воспримут, поймут ли  высокую душу Пушкина, сумрачный гений Лермонтова, трагедию Маяковского…

   Горюю, что так мало часов отводит программа на изучение литературы. А ведь именно она  лучше других учебных предметов может развить душу, воспитать нравственность и раскрыть себя как личность, потому что даёт возможность сравнить и  понять других и себя.

    Все эти годы я по мере сил старалась среди школьных всходов найти творчески одарённых детей, помочь им. Вот почему я иногда ощущаю себя садовником в этом саду жизни. А если к 11 классу появлялся среди моих учеников хоть один поэт – я счастлива!               
 
   Вы спрашиваете, были ли у меня любимчики. Считаю этот вопрос некорректным. Учитель не должен иметь любимчиков. Да, были ученики, которых я уважала больше, чем других.
     Вы скажете: конечно, за отличные знания – и ошибётесь.  Кому-то судьба  или родители подарили здоровье, способности, память, но если такой человек  эгоистичен – с ним неприятно общаться на любом уровне.

   Гораздо, на мой взгляд, важнее, чем талант, душевные качества – то, что я называю «быть Человеком». Вот почему в школе всегда старалась приободрить застенчивых и скромных.

    Покидая роддом, в свет выходит маленькое живое существо, но оно во всём ещё  зависит от родителей – а покидая школу, в обществе появляется ещё один  «человек разумный», от которого в будущем зависит судьба не только страны, но и всей планеты.

   Вот почему из всех учреждений, считая и административные, и правительственные, и хозяйственные, и военные,  на главное место я всё-таки ставлю

                ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ШКОЛУ!

   Ещё раз, дорогие друзья, поздравляю всех УЧИТЕЛЕЙ!
            С искренним уважением
                Элла Лякишева               


Рецензии
Добрый вечер, Элла!

Понравился Ваш рассказ о значении ШКОЛЫ в становлении человека, как гражданина общества.
И здесь многое зависит от квалификации учителя.

Здоровья, удачи и благополучия.

http://proza.ru/2023/09/21/598

Владимир Чугай   15.04.2025 20:04     Заявить о нарушении
А я уверена, Владимир, что дело не в квалификации, а в СЕРДЦЕ учителя.
Если его сердце понимает и любит детей - это идеальный учитель.
С теплом,

Элла Лякишева   16.04.2025 17:45   Заявить о нарушении
Сердце учителя - это важно. Но если он плохо знает свой предмет и не может вызвать интерес у учеников к познанию и творческой деятельности, кого он выучит? Посредственность - такие тоже нужны, но нужны и творческие дерзающие люди.
Учитель должен быть и с душой, и знающий и целеустремлённый.

Владимир Чугай   16.04.2025 19:08   Заявить о нарушении
Никогда не видела, не встречала СЕРДЕЧНОГО учителя, плохо знающего свой предмет.
Это абсурд. Любящее сердце не позволит ему этого!!!!!

Элла Лякишева   16.04.2025 19:22   Заявить о нарушении
А вот скажИте, Владимир: кто нужнее и важнее -
Эрудированный просвещённый учитель- грубый тиран, который даёт знания, но при этом унижает и оскорбляет?
Или не имеющий достаточных знаний, но понимающий детскую душу и имеющий сочувствие
и при этом УМНЫЙ учитель, который если не даст достаточных знаний, то НАУЧИТ, подскажет, где их найти.
Это вопрос. что важнее в жизни: знания или душа человеческая?


Элла Лякишева   17.04.2025 11:33   Заявить о нарушении
Добрый день, Элла!
Все размышляю по Вашим вопросам. Я не противоречил тому, что Сердечный учитель плохо знает предмет, я лишь сказал "И здесь многое зависит от квалификации учителя." И согласен, что Сердечный учитель хорошо знает свой предмет. Но не уверен, что все они, могут вызвать у учеников желание познавать предмет в рамках своих умственных способностей. За многие годы учебы знал учителей способных заинтересовать и побудить учеников к познанию, таких было немного, и просто учителей, которые кроме школьной программы ничего не давали. Тиранов и грубиянов не помню. Я никогда ни кого не обижался, хотя некоторые посредственно учившиеся обижались. Мне нравились учителя по математике, я мог до полночи дома решать задачки. По другим предметам был круглый отличник в рамках программы. Я не работал в учительской среде, слабо знаю эту атмосферу. Но, работая в Министерстве, вдоволь насмотрелся в том числе и на добрых специалистов, которому объясняешь, объясняешь, а потом делаешь сам.
Теперь, что лучше в человеке: Сердечность или Знание. Казалось бы все просто, конечно же Сердечность. Но лучше, чтобы в гармонии. Но часто об этом только можно мечтать. Ведь немало известных людей, оставивших след в той или иной области, были резкими, грубыми, а то и деспотическими.
Извините, что разговорился, самому стало интересно.

Владимир Чугай   18.04.2025 12:54   Заявить о нарушении
С интересом прочитала ваши конкретные жизненные размышления.
Ах, Владимир, об идеальных специалистах остаётся только мечтать. Их так мало!
Ещё один факт. Знающий. И даже талантливый. И даже гений, не имея нравственности, лишённый доброго отношения к другим, несёт земле и всем людям ЗЛО.
Знания, по-моему,увы, всё-таки не главное в жизни.
С уважением,

Элла Лякишева   18.04.2025 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.