Долговое колесо

Когда умерла Рона, долг семьи достигал пятисот рублей.
Бабушка до самой смерти получала 33 рубля в месяц.
Мама получала зарплату – оклад – в 115 рублей в месяц.
Я и Серёжа подрастали.
И хотя мы были крайне неприхотливы и никогда ничего не просили, но нас приходилось и кормить и лечить.
Я непрерывно болел воспалениями лёгких, ангинами, бронхитами.
Однажды мы с мамой прожили целое лето в Светлом питаясь исключительно «свеилинским салатом» - зелёным луком заправленным сметаной.
Без хлеба.
Без сахара.
Без масла.
Был день в Свердловске, когда я от голода ушёл гулять по городу.
Голова кружилась и ноги подкашивались.
Я вернулся домой.
Открыл дверь и захлопнул её, испугавшись, что я от голода забрёл «не туда».
За первые пятьдесят лет жизни я не купил ни одной бутылки водки, ни одной бутылки вина.
В офицерской «столовой» я стеснялся обедать.
Не взял домой ни одного кусочка мяса, ни одного стакана муки, хотя мне и предлагали.
Когда в Краснодаре меня обокрали в трамвае и я остался без месячной зарплаты (а это 60 рублей в месяц!) весь месяц я жил на майских зеленых яблочках на улицах города. Ночевал на улицах, поскольку не было двадцати рублей за койко место.
В апреле 1967 года наш долг достигал 700 рублей.
Мама непрерывно занимала и перезанимала деньги у друзей и знакомых.
Долги она возвращала пунктуально и в срок. Обычно она занимала 20 рублнй и вела строгий учет – когда и у кого заняла, сколько и на сколько, и когда и кому возвращать.
Благодаря этому долговому колесу мы всё-таки росли-подрастали.
В 1969 году я отправился на ПМЖ в Краснодар к Гене Супрунюку, а Серёжа вскоре впервые сел. Бабушка умерла в 1968-ом.
И мама вдруг осталась одна!
А жить она привыкла экономно.
Я вернулся в 1970-ом летом и сразу поступил в техникум и стал получать стипендию.
А долг семьи резко снизился до 320 рублей!
И пока я ходил в техникум, мама крутясь в своём долговом колесе довела дело до «минус сто двадцать».
Потом я ушёл служить на три года и мама сумела практически ликвидировать долговую пропасть.
Вернулся я уже в Архангельск и долгих восемь лет в Свердловске почти не появлялся. Затем еще семь лет «с перебоями» но отсутствовал в Фоминском и Качканаре, а с 1988-го года прочно перебрался в Урай.
Источником долгов в семье был мой брат. Он садился, выходил, пропивал, снова садился и мама все ездила и ездила к нему в зоны.
Порой посылала и меня.
Долг появлялся, исчезал, снова вырастад.
Иногда мне удавалось его гасить «разом» иногда бывали совершенно «провальные» времена.
Мама умерла в 2004-ом 21 октября в день рождения Серёжи.
Он шёл к ней праздновать, благо был на свободе.
Но застал её уснувшей навеки.
Он её похоронил.
В могилу к бабушке.
После похорон мы виделись с ним несколько раз.
Потом я уехал в Киев.
Больше я с ним не виделся.
Мама умерла по сути нищей.
Я и сам в то время был далеко за гранью бедности, Машеньке исполнился годик и только-только появилась моя младшая – Дашенька.

Я вырос в долговом колесе.
Никогда не тянуло меня к материальному достатку.
Мы с мамой жили своими стихами и песнями.

И это было единственное наше богатство.

Приложение вместо:

Цены, которые я помню:
Мясо 2 рубля 20 копеек за килограмм (говядина)
Масло сливочное 2 рубля 50 копеек за килограмм
Хлеб черный булка 18 копеек
Хлеб пшеничный белый – батон – 15 копеек
Круглый ржаной – 24 копейки
Чай в столовой – стакан – 2 копейки
Кусочек хлеба (половинка) – 1 копейка
Пюре в столовой – порция – 5 копеек
Котлета мясная в столовой – 12 копеек
Водка пол литра в бутылке 2 рубля 87 копеек
Картошка на рынке от 10-15 копеек в сезон до 35-50 копеек в другое время
Молоко поллитра в бутылке – 15 копеек и сама бутылка – 15 копеек
Бутылки сдавали на обмен и платили только за молоко
Упаковка черного чая мелкого 78 копеек 50 грамм
Зарплата доставщика телеграмм в 70-ом 60 рублей в 75 в Архангельске 90 рублей
Работая содовщиком на содорегенерационных котлах я получал 260-280 и с приработком до 320 рублей в месяц
Директором АШШК я получал оклад в 145 рублей в месяц
Борис Артемьевич – старший инструктор АШШК получал 125 рублей в месяц
В 1978 году в Архангельске магазины опустели.
Исчезла треска, которая в 1977-ом стоила 50 копеек за килограмм
Если в магазин завозили мясо я тут же устраивался в него рубщиком мяса ибо по-другому до «своих» трех килограммов было не добраться
Когда я рубил мясо, в торговом зале с криками и визгами двигалась одна очередь, а с черного хода бесшумно – другая. Подъезжала чёрная волга, приоткрывала окно и в него грузчик аккуратно подавал пакет забитый отборными кускам без костей. Машина исчезала, а на её место тут же выдвигалась следующая.
В 1979 на Сульфат однажды завезли 400 кг колбасы
В одни руки давали по полкило
Отмечался ночью три раза.
Номер на моей руке был записан 764-ый.
Но нам не хватило.
В Свердловске в 1961-ом году мы стояли летом в очередях за яйцами. Давали по одному десятку в руки. Мы занимали очередь (трехсот метровую) по три раза и затарились чуть не на месяц. Для семьи в пять человек 60 яиц было целым состоянием.


Рецензии