Ступени времени. картина 25
деревне в начале ноября месяца его отец прилег отдохнуть на
траву. Жена, как только увидела это, пришла его поднимать
буквально силком. А он все говорил: – « Я отдыхал на своей родной
земле и поэтому не могу простудиться». Однако простыл настолько,
что врачам его не удалось поднять на ноги. На 81 году жизни
Александр скончался в Тбилиси. В то утро, перед смертью, он успел
переговорить с сыном –
Саша – Хорошо, что ты все утро будешь дома. Я вспоминаю тот наш с тобой разговор, когда ты
сказал, что я мешаю твоему продвижению по службе. Тогда я даже обиделся, а позже осознал, что
так оно и есть, ты уж прости меня.
Саша – Ну, так это подтолкнуло меня к поступлению в аспирантуру и я этому рад.
Александр – Ты знаешь, ко мне два раза подходили с разговором о том, что хотят тебя повысить в
должности. Мне было неловко одобрить это их решение и я как-то невнятно говорил что, быть
может, не стоит спешить.
Саша – И в результате меня не повышали.
Александр – Если они считали, что ты достоин повышения, почему приходили ко мне?
Саша – Раз ко мне в институте подошли два сотрудника соседней кафедры «Электрический привод» и один
из них, мой приятель ещё со времен учебы на факультете «Электрический транспорт», попросил
меня передать имеющийся у нас с Аликом высокоточный стабилизатор для проведения с его помощью
экспериментов его товарищу по кафедре. А взамен они передадут нам обычный, бытовой
стабилизатор. Обмен этот будет временным, всего на две-три недели. Я тут же согласился и мы
обменялись стабилизаторами. Через некоторое время мой приятель вернулся и сказал: – «Что ты
наделал?» Я ответил: - «Выполнил твою просьбу». Он продолжает: - «Ты ничего не понимаешь, ведь
этот парень считал условия обмена для тебя рискованными и долго уговаривал меня пойти с ним к
тебе. А ты сразу согласился, чем и обесценил мое участие в этом деле, да и вес твой понизился в
его глазах». Спрашиваю: - «Так надо было не давать?» И в ответ получаю: - «Давать, но после
долгих объяснений на какой риск ты идешь ради нас».
Александр – Какая гнилая логика, я её не приемлю.
Саша – Я тоже. И потому у меня все продвигается с таким трудом. Но существует и другой подход,
который мне преподали Борис Зиновьевич, Изя, Григорий Моисеевич, Алексей Владимирович и
другие.
Александр – Я очень переживаю о том, что у тебя не складывается семейная жизнь. Но детей не бросай,
делай для них все что можешь. А эта женщина, которая приходит к тебе почти тайком? Это
серьезно?
Саша – Для Стеллы я делаю все что могу, а вот с младшенькой контактировать не дают – говорят, что
после прогулок со мной возвращается возбужденной и капризной, а сидеть с ней у них - это выше
моих сил. Вижу изредка её на прогулке с няней, но не подхожу к ним.
Александр – Звони моей жене, когда она придет? (Саша набирает рабочий номер телефона супруги) –
Что? Говорит, что в перерыв? Нет, пусть сейчас же идет, пусть поспешит.
Та прибежала буквально через 15 минут. Села возле его постели,
взяла его за руку. И вдруг как закричит –
Лили – Сашико, не смотри на них (на стене висели фотографии его умершей сестры и родителей), смотри
на нас - на своего сына и на жену. Мы тут, рядом с тобой.
Отец посмотрел на нас, вздохнул, закрыл глаза и испустил
дух. Произошло это 20 января на 81 году его жизни.
За несколько дней панихид, Сашин дом с соболезнованиями
посетили многие: работники завода и СКБЭ, сослуживцы по
институту и некоторые студенты, из Сашиных школьных
товарищей были – Алеша, Вова и Игорь В. Проститься с дедом
Варечку привела Елена. Они постояли несколько минут как
чужие и ушли. А ко дню похорон прибыла и большая делегация
из деревни. После келехи (поминок) соседи помыли посуду,
убрали принесенные скамейки и разошлись. Мачеху отвели в её
однокомнатную квартиру. Инна с мужем и повзрослевшим Сашей-
младшим тоже отправились к себе. И Саша остался один. Спал
он урывками и очень тревожно.
Саша – (через несколько дней после смерти отца) Мама, ты знаешь, я сегодня ночью в каком-то полусне
вдруг увидел, как чья-то рука в пальто мелькнула у меня перед глазами. Я подумал, что это отец
хочет подать мне какой-то знак и больше не спал, но ничего не происходило.
Анастасия – Душа Александра ещё не покинула нас. Тебе следует пойти в церковь, поставить свечку и
помолиться за упокоение его души. Если хочешь, давай сходим вместе.
Саша – Да, давай пойдем вместе, а то я церковных правил не знаю. После того как ты меня крестила в
десятилетнем возрасте в церкви был один раз с друзьями на Пасху.
В районе проживания Анастасии находился храм Александра
Невского, туда они и сходили на следующий день, подали
сорокоуст.
Анастасия – Саша, я обратила внимание, что ты, уходя от меня, направляешься не домой. Куда ты
ходишь?
Саша – Боря в Москве, Гера в Подмосковье, Игорь .Б в Ленинграде. Я чаще всего заглядываю к Алеше,
иногда к Игорю. В. У Алеши часто встречаю Вову, Диму, Андрея и Тариэла - это почти все, кто
остался в Тбилиси из нашего класса.
Анастасия – Саша, насколько я помню, все кто бывает у Алеши – холостяки. Небось, выпиваете?
Саша – Не без этого, но только для того, что бы оживить игру в домино или шахматы, или спеть под
гитару.
Анастасия – Особенно это должно оживлять игру в шахматы – конь превращается в конька-горбунка и
прыгает так, как и не снилось шахматному коню.
Саша – Среди нас гоголевских Ноздревых нет. Играем по правилам.
Анастасия – А что, пение хоровое или сольное?
Саша – Из-за отсутствия хормейстера только сольное и иногда – дуэты.
Анастасия – Дуэты – это интересно, кто на это решается? И кто аккомпанирует?
Саша – Когда собираемся у Игоря .В., то дуэтом под собственный аккомпанемент могут спеть Игорь с
женой.
Анастасия – И что исполняют? Классику или что-то вроде - «Собака бывает кусачей, только от жизни
собачьей».
Саша – Репертуар довольно широк: от классики до «Будь проклят тот край - Колыма, придумали тоже
планету». А когда Тариэл приходит со своей гитарой, то они с Игорем.
Анастасия – Приятно слышать – дуэтом поют муж с женой, а за стеной спят их двое детей. Прекрасная
картинка. А у тебя три пустые комнаты.
Саша – Никак ты меня с кем-то знакомить собралась!
Анастасия – Тебя знакомить для женитьбы? Нет - упаси Бог. Хотя и есть на примете девушка
благородных кровей, но с матерью, которую нужно обеспечивать. Сумеешь ли?
Саша – Как я могу обеспечить двух женщин, когда выплачиваю алименты на двух дочерей и каждой по
25%. Выбрось из головы любые варианты. И вообще, мне троих детей не вытянуть.
Неожиданно приехала Стелла, которая к этому времени
окончила школу и собралась поступать на работу, даже не
попытавшись сдавать экзамены в ВУЗ.
Стелла – Папа, я специально приехала, чтобы передать тебе, что мама не прочь помириться с тобой.
Как бы было хорошо, если бы мы были все вместе. Подумай и реши, иначе мама может выйти замуж за
своего сослуживца. Я ещё пробуду у бабушки 3 дня.
Анастасия – Саша, как рассказывает Стелла, Лёля очень слаба и за ней нужен уход. Я уже решила –
выхожу срочно на пенсию и еду к ней. Подумай и над этим.
Саша – Дорогие мои мама и дочь, вероятно, вам кажется, что я должен на это согласиться ради вас, но
поймите меня – мне нужна любящая жена, мне, такому как я есть. А Люсю я не устраивал, и не буду
устраивать, так как я не изменился. А любить не любящую меня жену я просто не способен. Не знаю
что это - гордыня, самовлюбленность или просто эгоизм. Я отнюдь не против видеть её, встречаться
с ней у кого-то, но не в качестве жены. Мне нужен крепкий, домашний тыл.
Анастасия – Я понимаю, ты врос в здешнюю среду, у тебя те же соседи по дому, те же знакомые и
друзья, которые помнят про вашу семейную жизнь с Люсей. Но посмотри, прошло столько лет, а
надежную для себя пару ты не нашел. Может её и не существует, этой «твоей половины»? Идеальных
женщин не бывает.
Стелла – Папа, а я хотела бы, чтобы мы все жили в Москве. Там может быть все по-новому.
Саша – Дорогие мои, извините, простите, но я не хочу по-новому того, что однажды не получилось.
Анастасия – И все же у тебя есть два дня. Решай.
Саша – Я все сказал. Больше на эту тему говорить не будем.
Так больше и не говорили. Стелла уехала.
Инна – Саша, я хочу попросить тебя взять на себя руководство дипломом моего Саши.
Саша – Сестра, ты хоть представляешь, что я на кафедре «Электромеханика», а он на кафедре
«Электроника» - это разные специальности. Или ты считаешь, что совпадение шести первых букв в
названиях кафедр говорят об их схожести?
Инна – Ну, совсем дуру ты из меня не делай, просто я думаю, что при желании ты можешь это сделать,
ты такой умный.
Саша – Спасибо за то, что так хорошо обо мне думаешь, я-то думал, что мои ближайшие родственники
считают меня дурачком.
Инна – Ну житейская несостоятельность это одно, а наука - совсем другое.
Саша – Значить не совсем дурак, а полу-дурак?
Инна – Не юродствуй. Мне кажется, что он не очень хорошо усвоил свою специальность, а ты сумеешь
его увлечь и подтянуть.
Саша – Но мне, чтоб это сделать, прежде придется изучить его специальность.
Инна – Но ты ведь можешь.
Саша – В принципе, если понадобится, я, наверное, могу и атомный ледокол спроектировать. Но на это понадобятся десятилетия. А тут 4,5 месяца.
И Саша пошел к заведующему кафедрой своего племянника –
Саша – Акакий Ермолаевич, я к Вам с необычной просьбой – разрешите мне взять на диплом студента
Вашей кафедры, моего племянника, а так же руководить его преддипломной практикой, взяв его с
собой на «Электросилу».
Акакий Ермолаевич – С удовольствием отдам, у меня в этом году трудности с почасовиками -
руководителями дипломов. Может, и ещё кого-нибудь возьмете?
Саша – Нет, спасибо Акакий Ермолаевич, обойдусь одним.
После возвращения с преддипломной практики Саша пошел на
кафедру вычислительной техники к очень перспективному
доценту, с которым он познакомился через Алика –
Саша – Лева, привет, у меня предвидится проблема с дипломником. Мы с ним разрабатываем один граф,
где в одно целое представлены микродвигатель постоянного тока и, специально подобранный,
стабилизатор напряжения. Мы в программировании не очень сильны, не поможешь ли нам
консультациями?
Лева – Давай-ка мы сведем твоего дипломника с моим аспирантом, которому такая работа будет
полезна, а если не справятся, то мы и вмешаемся. Устраивает?
Саша – Ещё бы, я в восторге. Завтра в это время будете здесь?
Лева – Будем, приходите.
Диплом получился неплохим, на кафедре привлек всеобщее внимание.
Как-то, будучи днем на проспекте Руставели, Саша вдруг вздумал
позвонить Игорю. Б., который, как он знал, в ту пору работал
дома над переводом. Зашел на Главпочтамт. У кабинки для
переговоров с Ленинградом в очереди было всего два человека.
Одной из ожидающих была хрупкая, небольшого роста молодая
женщина. Она вскоре вошла в освободившуюся кабинку, но тут же
вышла не дозвонившись. «Теперь я буду за Вами» - сказала она
Саше. Но и ему не удалось дозвониться, и он вновь занял очередь
за ней. Такая же неудача постигла их и в следующий раз. Оба
решили оставить попытки дозвониться и вышли из здания, при этом
Саша произнес: - «Ничего, позвоню вечером из дома».
Девушка – Если у Вас была такая возможность, то стоило ли тратить время здесь?
Саша – А у Вас такой возможности нет, и Вы очень огорчены неудачей со звонком?
Девушка – Огорчена, но не очень – через пару дней буду дома, но родителей все-таки неплохо было бы
успокоить и сообщить, что меня никто не собирается красть.
Саша – Как знать, откуда грозит опасность, может я и собираюсь Вас похитить.
Девушка – Меня нельзя похищать, завтра должен состояться мой доклад на конференции. Да и кавказские
мужчины любят пышнотелых.
Саша – Да, у нас говорят: - «мужчина не собака – на кость не бросается», но хрупкость и
интеллектуальность у некоторых мужчин высоко ценится. Так сколько иностранных языков Вы
знаете?
Девушка – Только английский, но настолько, что читала на нем лекции.
Саша – Я полагаю, что Ваши шансы быть похищенной повышаются, а какова тематика конференции?
Девушка – Я - аспирантка кафедры философии и на конференцию выношу некоторую часть моей
диссертации.
Саша – Я потрясен – такая милая девушка и философствует.
Девушка – (напевает) Много у нас вопросов, каждый из нас философ, это надо понимать …
Саша – Это надо соображать.
Девушка – Как сказал великий современный философ Мераб Мамардашвили – «Я не понимаю, как человека
можно выучить на философа, но то, что стать им возможно это факт».
Саша – Никогда об этом его высказывании не слышал, где и когда он это изрек?
Девушка – Боюсь, я не совсем точно его процитировала, но я слышала это из его уст, когда он
приезжал к нам на лекции в Ленинградский Университет.
Саша – Мне не довелось быть с ним знакомым, хотя он и учился в школе №14, которая находилась в двух
шагах от дома №97 на улице Клары Цеткин, где я тогда жил, он был лет на 6 старше меня.
Девушка – Вы обо мне уже много узнали, а я ничего. What do you do? (Чем Вы занимаетесь?
Саша – Try to guess what I do. (Попробуйте догадаться – кто я)
Девушка – OK. Why not? Your English is good. You are a computer programmer. (О,кей. Почему бы
нет? Ваш английский хорош. Вы - программист.)
Саша – Почти правильно. Я программированием занимаюсь, но только постольку– поскольку, я - доцент
кафедры «Электромеханика» Политехнического института.
Так они беззаботно беседовали, гуляя по проспекту
Руставели, пока девушка не увидела на городских часах,
что рискует опоздать на обед в дом отдыха у Тбилисского
моря, где обитали все приезжие участники конференции и в
конференц-зале которого и происходили их выступления.
Такси нашлось далеко не сразу и стало ясно, что к обеду
не успеть.
Саша – Вы лишились обеда потому что я Вас заболтал. Признаться пригласить Вас сейчас в ресторан я
не могу, но и оставлять Вас голодной в чужом городе тоже не могу. Остается одно – пригласить
Вас к себе домой и накормить хотя бы яичницей с колбасой и помидорами. И только потом я отвезу
Вас в дом у моря.
Девушка – Нет- нет, это неудобно.
Но машина уже поднималась к поселку ТЭВЗ и Саша велел
шоферу свернуть к своему дому. Машина такси
остановилась, Саша расплатился с шофером и стал
выбираться из машины. Девушка продолжала сидеть. Саша
наклонился к ней –
Саша – Прошу Вас, не устраивайте спектакль на утеху моим соседям.
Взял её за руку и вывел из машины. Когда они оказались
в квартире, Саша осознал, что даже тот легкий завтрак,
которым он обещал заменить обед девушки, он, не
наведываясь в магазин, обеспечить не может.
Саша – Прошу прощения, я вынужден Вас минут на 10 оставит одну. Я сбегаю в ближайший магазин и тут
же вернусь. Располагайтесь в любой из комнат. Я живу один, никто Вас не потревожит. А я
быстренько обернусь.
И не слушая её, что все это излишне, быстро вышел.
Когда он, возвращаясь домой ,вышел из лифта на пятом
этаже, чтобы подняться на свой шестой, он обнаружил,
что девушка вышла из квартиры и начинает спускаться по
лестнице.
Саша – Девушка, мы с Вами знакомы?
Девушка – В том-то и дело, что нет. (смеясь, ответила она)
Саша – Ну так мы сейчас это исправим.
Он взял её под руку, и они вернулись в квартиру.
После легкого обеда с бутылкой «Твиши» и наконец,
состоявшегося знакомства, они узнали имена друг друга.
Оказалось, её зовут Лилией. Они немного потанцевали и
их так потянуло друг к другу, что все условности
отпали сами собой и они быстренько отправились в
постель. У них ещё был один радостный день, а потом
она улетела. Остался лишь адрес и номер телефона.
Саша – Алик, ты знаешь, теперь начальником СКБЭ стал Жора из параллельной грузинской группы. Мы с
ним закончили институт в один год, а потом некоторое время вместе проработали в машинном цехе
– он заместителем начальника, а я начальником испытательной станции.
Алик – Рад этому, значит нам теперь будет проще, при необходимости, договариваться с СКБЭ.
Саша – Я на днях заглянул на завод и повидался с Жорой. Он сказал, что они приобрели первый
высокого класса персональный компьютер, но пока применения ему не нашли и предложил мне
прочесть по личному со мной договору ознакомительный курс лекций, чтобы сотрудники, желающие
освоить программирование, могли иметь представление в каких вопросах им может помочь
компьютерное моделирование.
Алик – Но ведь там пять отделов и у каждого из них своё направление, как же ты сможешь очертить
возможные задачи для аппаратчиков, машинников, технологов, механиков, испытателей
электровозов,составителей электрических, электронных схем или схем пневматики?
Саша – Естественно, для всех специальностей я круг решаемых программированием вопросов очертить
не смогу. Жора это понимает, что «нельзя объять необъятное», но хочет для начала, и
небезосновательно, чтобы хоть несколько человек начали понимать возможности использования ПЭВМ
в их работе.
Алик – Даже с такой задачей справиться нелегко.
Саша – Нелегко, но интересно, я попробую. Во всяком случае выясню, кто из приходящих на эти
лекции, обучаем, кто чего стоит.
Алик – И надо это тебе?
Саша – Надо Алик, надо. « А то погибнут в неизвестности. Мой талант и красота».
На первое занятие в СКБЭ пришли 14 человек. Последним
входит Жора - начальник СКБЭ –
Жора – Я думал, придет больше народу. Можно и я поприсутствую?
Находит место и садится.
Саша – Начну с перечисления тех вопросов, в которых в вашей работе вам может помочь применение ЭВМ:
это помощь в элементарных вычислениях, реализация основных численных методов, вычисление
специальных функций, статистический,корреляционный и регрессионный анализы. А так же в
технических и экономических расчетах.
Слушатель 1– А в расчете нелинейных электронных устройств ЭВМ сможет помочь?
Саша – ЭВМ не находит сама новых методов определения тех или других вопросов, она лишь может
произвести расчет по вами составленному алгоритму, основанному на существующей методике. А
составляемый вами алгоритм, это, по сути дела, пошаговая инструкция для ЭВМ, для выполнения ею
последовательно определенных действий. Интеллектом, способным создавать новые методики, ЭВМ не
обладает.
Слушатель 2– То есть ЭВМ - это просто усовершенствованный арифмометр?
Саша – По сути, да, если Вы имеете в виду, что и тут правильность её решений зависит от
правильности внесенных в неё человеком данных в виде программы.
Слушатель 2– Таким образом, выходит, что все сделанное ЭВМ, могу сделать и я, но только,
разумеется, не так быстро как она?
Саша – Не расстраивайтесь. Сейчас я приведу Вам задачу, на решение которой у Вас уйдет не меньше
года, а она решит её за пару минут.
Слушатель 2– Не сомневаюсь, что таких задач найдется много, но давайте посмотрим.
Саша – Некоторые шахматисты задумывались о том – можно ли конем обойти всю шахматную доску начав с
любой клетки поля так, чтобы побывать на каждой её клетке только один раз? Но нигде не
зафиксировано, что это кто–либо осуществил. С использованием ЭВМ эта задача упрощается.
Слушатель 2 - При условии, если правильно составляется для неё программа.
Слушатель 3 – А что нам даст решение этой задачи? Зачем нам её решать?
Саша – Ну, конечно, для тех вопросов, которые мы затронем при решении предлагаемой мной задачи,
можно было бы привести расчет индуктивных или емкостных элементов или даже финансово–
экономические расчеты и все они позволили бы мне указать на необходимые этапы при построении
алгоритма и программы. Но я выбрал нейтральную, то есть не связанную с вашими специальностями,
а они у собравшихся здесь разные.
(голос с места) И, правильно, продолжайте, пожалуйста, как наметили.
Саша – Хочу напомнить всем, что шахматный конь в лучшем случае имеет возможность сделать один из
восьми ходов. А в шахматной доске 64 поля, т.е. для того чтобы обойти всю доску конь должен
проделать 63 хода. Причем требуется, чтобы при этом он не вступал ни на одно поле более одного
раза. Так как не существует никакой математической теории, которая помогла бы нам быстро решить
этот вопрос, а при переборе всех возможных вариантов маршрута коня, как свидетельствует
комбинаторика, их число неисчерпаемо. Обратимся за помощью к ЭВМ.
Слушатель 1 – Ну это мы себе представляем, ведь только стоит вспомнить легенду о том, какое
количество зерна потребуется для оплаты, если за первую клетку платить одно зерно, за вторую –
в два раза больше, чем за первую, за третью – в два раза больше, чем за вторую и так далее.
Саша – Представляете? Тем лучше. Сделаем попытку построить алгоритм на основе какой-нибудь
интуитивной процедуры.
Слушатель 2 – Эвристический алгоритм?
Саша – Увы, нет. Но если кого-нибудь из вас осенит – тут же выкладывайте идею, обсудим. Попробуем
построить алгоритм на основе какой-нибудь интуитивной процедуры, генерирующей
последовательность маршрутов коня, в надежде, что среди них окажется и нужный нам маршрут.
Слушатель 3 – Простой перебор?
Саша – Разрешите, я продолжу. При игре в шахматы, если смотреть со стороны белых фигур, то номера
полей обозначены латинскими буквами: a; b; c; d; e; f; g; h. Заменим эти буквы по оси абсцисс
Х на цифры: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. А по оси ординат оставим те же цифры, что и были в
шахматах.
Слушатель 4 – То есть, как при игре в кораблики.
Саша – Ну, если угодно, как при игре в морской бой. Множество данных о шестьдесят четырех клетках
шахматной доски можно представить массивом (Y, Х ), то есть массив в восемь строк Y и восьми
столбцов Х. Причем всем элементам этого массива следует присвоить начальные значения равные 0.
Теперь давайте составим таблицу модификации значений X и Y для хода коня на новое поле К,
рассматривая возможное передвижение коня по часовой стрелке. И пусть первый шаг коня будет
вверх на две клетки и одну вправо. Таким образом:
К - возможные ходы Y - перемещение Х - перемещение
1 +2 +1
2 +1 +2
3 -1 +2
4 -2 +1
5 -2 -1
6 -1 -2
7 +1 -2
8 +2 -1
Слушатель 3 – Но ведь когда конь находится у края доски, нужно не дать ему возможности перепрыгнуть
через край, не выйти за пределы доски.
Саша – Совершенно верно, чтобы не допустить выход коня за пределы доски можно добавив по два
дополнительных ряда клеток к каждому краю массива (Y, Х) и занеся в каждое новое значение поля
некоторое новое значение, например 99. Тогда выход за пределы доски обнаруживается по
ненулевому значению рассматриваемого поля.
Слушатель 2 – Кажется, после этого уточнения алгоритм можно построить.
Саша – Вы правы, начинаем строить алгоритм методом сверху – вниз в виде структурированной блок-
схемы. Начинаем вычерчивать блок-схему:
1) Слово «Начало» поместите в овал, расположив его в вверху страницы в середине листа;
2) Под этим овалом поместите прямоугольник, к которому от овала подходит стрелка, а в
прямоугольник впишите «Выбор начального поля (Y, Х)»;
3) Под этим прямоугольником разместите такой же прямоугольник и от первого ко второму
опустите стрелку, а в него впишите «Инициализация доски»;
4) В третий прямоугольник, к которому нужно подвести стрелку от второго необходимо вписать
«Инициализация переменных, включая К=1»;
5) Под этим прямоугольником располагается небольшая окружность, к которой от него подходит
стрелка, а сама окружность является объединяющей вершиной;
6) Под окружностью расположен ромб и к его вершине от окружности подходит стрелка. А в ромб
вписывается «К меньше или равно 8»;
7) От нижней вершины ромба к нижележащему ромбу ведет стрелка и рядом с ней надпись «Да». О
правого угла верхнего ромба стрелка подведена к прямоугольнику, в котором указано «Печать
результатов», а у стрелки стоит надпись «Нет». От этого прямоугольника стрелка ведет к
овалу с надписью «Окончание»;
8) В самом нижнем ромбе стоит надпись «Поле К для (Y, Х)=0 ?» и от его правого угла стрелка
с надписью «Нет» ведет к прямоугольнику «К=К+1». От левого угла стрелка, у которой
написано «Да» ведет к одному из трех последовательно расположенных прямоугольников;
9) В верхнем из этих треугольников вписано - «Переход на поле К», в среднем - «Получение
нового значения (Y, Х)», в последнем - «К=1»;
10)К окружности, расположенной ниже этих прямоугольников подходят стрелки от «К=1» и
«К=К+1», а от неё стрела ведет к окружности, расположенной вверху.
Слушатель 2 – А зачем нужны эти надписи «Да» и «Нет» у стрелок? Ведь и так по следующему блоку
видно - выполнено ли требование, заключенное в ромбе.
Саша – Исключительно для удобства восприятия, чтобы преждевременно не вдумываться в содержание
следующего блока.
Слушатель 4 – К нижней объединяющей вершине данные могут подходить только от одной стороны, не
правда ли?
Саша - Совершенно справедливо, только с одной.
Слушатель 1 – А зачем печатать результаты, если поставленная цель не достигнута?
Саша – Ну это может пригодиться при анализе, если, например, не при любом выборе начального поля
все проходило гладко до конца. Если появятся ещё вопросы, то мы их можем разобрать в следующий
раз. И, пожалуйста, позаботьтесь, чтобы при наших встречах мы могли бы пользоваться доской для
составления блок-схем.
Из комнаты, где проводились занятия Жора и Саша вышли вместе и
зашли в Жорин кабинет –
Жора – Надеюсь, моё посещение тебя не смутило. Не подумал ли, что это проверка?
Саша – Я - «старый воробей» – проверками меня не смутишь. На самом деле я доволен, что ты зашел и
так долго с нами пробыл. Завтра все СКБЭ будет знать, что ты всерьез относишься к вопросу
приобщения сотрудников к использованию вычислительной техники. И число слушателей прибавится.
Жора – Число слушателей прибавится хотя бы только потому, что паре- тройке ребят я скажу, что жду
от них быстрейшего освоения ПЭВМ.
Саша – Но как я тебя прошлый раз понял, при покупке вашей первой ПЭВМ, ты посадил одного из
инженеров осваивать её. Где же он?
Жора – Его сегодня на занятиях не было и я этому удивлен. Может быть, ему сегодня после работы
необходимо было быть дома.
Саша – Очень может быть и так, но может быть, он, кое-чему научившись, возгордился и решил, что ему
будет поручена просветительская миссия, и благодаря этому он получит повышение. А тут ты
приглашаешь меня, и воздушный замок рушится.
Жора – По сути дела, как мне кажется, ты не лекцию читаешь, а ведешь со слушателями беседу в стиле
древних греческих мудрецов, например Сократа. Неужели и со студентами у тебя происходит что-то
подобное?
Саша – Со студентами так невозможно. Там я в определенный отрезок времени обязан изложить
определенную часть материала. А тут вольница.
Жора – Но и особенно затягивать я бы не рекомендовал. Мне хотелось бы знать – не боишься ли ты в
вольной беседе со слушателями высказать что-то неточно, что может создать у слушателей
впечатление о тебе как не очень компетентного специалиста.
Саша – Ну знаешь, «волков бояться – в лес не ходить». Мне кажется допускать маленькие ошибки даже
полезно.
Жора – Полезно в чем, и для кого?
Саша – По сути, все слушатели должны обнаружить ошибку, если они пришли чему-то научиться, а не
просто провести время. Часть из них сочтет это случайной оговоркой, не придаст этому никакого
значения и оставит без огласки. Другая часть - будет упиваться своей исключительностью, не
подозревая, что она, эта ошибка, всем видна.
Жора – И чем выше ученые регалии преподавателя, тем выше самооценка таких типов.
Саша – Третья часть, обнаружив ошибку и понимая её незначительность, все же поспешит её
обнародовать, предполагая, что не все её заметили.
Жора – Все это так, но повторюсь - в чем же польза?
Саша – В том, что все напрягаются. А вдруг ещё ошибки есть и их надо найти. И ищут, и тем самым
лучше осваивают материал.
Оба собеседника рассмеялись и отправились по домам.
Свидетельство о публикации №218083101682