31. Когда, где и кому выдаётся блаженство

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 31.

"Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!"

«Счастлив человек, которому Господь не вменяет вины его и в чьём духе нет лжи» – так эти строки переводится по Теилим.

На полях псалма написано: «Псалом Давида. Учение»;. Учение о чём? О блаженстве, в чём оно, как к нему прийти, что нужно делать, чтобы быть счастливым?

В своём первом псалме Давид говорит (точнее, поёт, ведь псалом – это песнь): «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1). Впоследствии он произнесёт: «Блаженны непорочные в пути» (Пс. 118:1); но здесь-то слышим: «Блажен, кому отпущены беззакония»?!

То есть счастье заключается в прощении Богом по Его благоволению, и это является основанием блаженства. Речь идёт о некой фундаментальной привилегии, из которой вытекают все составляющие блаженства.
Если сопоставить это с заповедями блаженства от Иисуса Христа, то понимается: Давидом обозначено начало этих заповедей.
И как в двух строках просто и ёмко звучат три темы, так запутанные впоследствии многими ораторами от богословия, – темы греха, покаяния и прощения!

Недаром апостол Павел цитирует эти строки в Послании римлянам, 4:7-8, чтобы показать, что даже в ветхозаветный период оправдание обреталось по вере, а не по делам. Но его доводы не столько в том, что говорит Давид, сколько в том, о чём он умалчивает. Он не говорит о праведнике, который заслужил спасение и был достоин его, а говорит о грешнике, который был недостоин, но был прощён. И ни словом не упоминает о делах, живописуя блаженство человека, которому отпущены его беззакония. Павел отсюда выводит, что Давид говорит о блаженстве человека, которому Бог вменил праведность совершенно независимо от дел, но по искренней устремлённости его веры.

И в молитве «Отче наш» Господом Иисусом Христом заложено прошение «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», как одно из спасающих душу.

Вера ведёт к покаянию, и по покаянию прощаются беззакония, и наказание, которому подлежим на основании закона, снимается. Грех – это то, что делает человека непригодным для общения с Богом, но если у человека просыпается совесть, она его делает мерзким в своих собственных глазах, и вызывает намерение измениться, обращаясь к Творцу.
А когда грех прощён, это значит, что Бог «примиряется» с нами. Грешник, будучи таким образом примирён с Богом, примиряется с самим собой.

Относительно характера того, кому прощён грех, не говорится: «в ком нет вины», ибо кто живёт и не грешит? А говорится: «в чьём духе нет лукавства». Кто не лукавит в своих исповеданиях покаяния и веры, в своих молитвах о мире или прощении, кому претит любая ложь, и в ком растёт устремление говорить то, что подсказывает голос духа – совесть.

"Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху."

Или: «…превратилась свежесть моя в летний зной. Сэла!»

Здесь даётся образное описание состояния не смирившегося грешника, который видит свою вину, но молчит, ибо самость и гордыня не дают исповедать её с раскаянием. Подавленные обличения становятся невыносимой «засухой». Душа чувствует тяготение духа, тело словно испытывает обветшание и немощь.
На самом же деле это борьба, происходящая в душе между обличениями и порочностью. Скрывающий свои преступления не будет иметь прощения и спасения.
«Сэла!» - это высшее подтверждение, как бы печать, поставленная в духовной «инстанции».

"Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего."
«…и снял Ты вину греха моего. Сэла!»

Это «заверенное свыше» подтверждение готовности Бога простить грех тем, кто в нём раскаялся.
Простить так, как отец блудного сына. Когда сын был ещё далеко, отец увидел его возвращение, и побежал к нему, чтобы встретить и запечатлеть поцелуем своё прощение.
Давид уверен сам и нам даёт уверенность в том, что Господь не только верен и праведен, но добр и милостив.
На своём примере он учит истинному и единственному пути обретения мира совести: исповедовать свои грехи, чтобы они стали прощёнными, и раскаяться, взять на себя ответственность и позор, чтобы стать оправданным.

"За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его."

Наставление о блаженстве тех, чьи грехи прощены, и как это прощение получить, побуждает молиться.
«Поэтому молится Тебе каждый благочестивый во время, когда найден Ты, разлив многих вод не застигнет его» – это альтернативный перевод, в котором обращают на себя внимание слова «во время, когда найден Ты».
Это время раскрытия Творца «пропащей овце», в синодальном переводе «время благопотребное».
«Многие воды» – это потоп, это образ потока многих сомнений, вредных влияний, греховных мыслей.
И если открылся человеку Господь, то получает он благодать идти верой выше знания в духовной работе, и не застигнет его разлив многих вод потопа.
Кто вступил в общение с Господом, тот встал на путь спасения, который пролегает на недоступной для таких мутных вод высоте.

"Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления."
«Ты укрытие мне, от бедствия Ты охранишь меня, ликованием избавления окружишь меня. Сэла!»

Давид дальше «раскрашивает» ощущение прощающей милости. Дав нам вкусить сладость божественной благодати кающемуся грешнику, он передаёт ликование, уверенность и залог укрытия.
Если Бог оставит раскаявшихся грешников без укрытия, то вскоре они вновь погрузятся в греховную пучину. Получив утешение от прощения грехов, нам надо стремглав лететь к благодати Божьей, чтобы она хранила и не позволяла вернуться к прежним гнусностям, чтобы вновь не ожесточились сердца из-за обманчивости греха:
«…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» – хорошо зная человеческую природу, даёт в главной нашей молитве Иисус Христос.

"«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе»."

Давид приводит как бы распознанные им слова Господа. Это обещание вразумления, наставления на путь и руководства. Но тут же звучит слово предостережения: не быть скачущим под действием страстей, не быть несмысленным, – прямое указание на животное состояние, при котором требуются узда и удила – управление через боль и страдание.

Возведённый же Творцом в состояние «человек» должен стать восприимчив к руководству Господа, и сознательно внимать Ему. Господом нам дано разумение, разум может управлять нами и назидать нас.
На протяжении всей земной истории замысел Творца относительно человека остаётся незыблем и неизменен. И ничто не может помешать исполнению Его замысла. Последнее слово всегда будет за Ним, и всё предначертанное Им осуществится.

А путь к благословению лежит через восприятие Господа и сознательное исполнение Его замысла. Этот путь – путь исправления, осознания и познания Творца.

"Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем."

«Правые сердцем» ещё переводится как «прямодушные».

Это ещё одно предостережение и приглашение к осмысленности жизненного пути. И за ним следует слово о привилегии праведных: уповающих на Господа, стремящихся быть близко от Него окружает милость. Они уже не отпадут, потому что эта милость будет со всех сторон, она удерживает поддерживает, и никакое зло неспособно пробить эту милость.

; Гроций считал, что этот псалом был сочинён для пения в день искупления. Как бы ни было, при том, что в нём нет прямых параллелей с Христом, он содержит несколько евангельских истин. Давид описывает блаженство человека, которому Бог не вменяет его вину и «берёт» в праведность; раскрывает евангельскую благодать, явленную в прощении греха, в божественной защите и божественном водительстве. Затем описывает «методику» получения таких привилегий: исповедать грех, молиться, восстать против лжи и сознательно дать правде руководить собой. Она, правда, и победит в тебе ложь.


Рецензии
Вот неприкольно мне с ними.
Они делают всё для всех, и живут только насущным.
А я хочу делать как я хочу. Для всех - тока чтобы поиметь от всех.
Они в настоящем делают будущее, ибо знают его. Они говорят, что блаженны.
А я живу настоящим и мне наплевать на прошлое и будущее. Я кайфую в долг.
Что будет завтра?
А мне по барабану.
Кто я?
А мне по барабану.

Ваня Сталкер   31.08.2018 06:58     Заявить о нарушении