5-й смешанный авиационный полк

5-й смешанный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

5-й смешанный авиационный полк сформирован в сентябре 1939 года.

Нахождение в строю:

С сентября 1939 года по 17 января 1942 года.

В составе действующей армии:

С 30 ноября 1939 года по 17 января 1940 года (49 дней). Перечень №8

В составе Видов Вооружённых Сил:

С сентября 1939 года по 17 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 16 сентября 1939 года по 29 ноября 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Мурманской Армейской Группы.
С 29 ноября 1939 года по 7 января 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил 14-й Армии Ленинградского Военного Округа.
С 7 января 1940 года по 17 января 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил 14-й Армии Северо-Западного Фронта.

Командир полка:

Майор Серебряков Николай Гаврилович – с сентября 1939 года по 17 января 1940 года. Назначен на должность командира 5-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Советско-Финская война – с 30 ноября 1939 года по 17 января 1940 года.

Герои Советского Союза:

5 февраля 1940 года. Белов Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена 5-го смешанного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 14-й Армии удостоен звания Герой Советского Союза. Медаль Золотая Звезда №105.
5 февраля 1940 года. Пономарчук Степан Ефремович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи 5-го смешанного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 14-й Армии удостоен звания Герой Советского Союза. Медаль Золотая Звезда №76.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1940 года.

Белов Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Валентик Дмитрий Данилович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина(1)
Пономарчук Степан Ефремович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина.
Гальченко Леонид Акимович. Старший лейтенант. Флаг-штурман полка. Орден Красного Знамени(1)

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

СБ – с сентября 1939 года по январь 1940 года.
И-15БиС – с сентября 1939 года по январь 1940 года.
И-153 – с сентября 1939 года по январь 1940 года.
И-16 – с сентября 1939 года по январь 1940 года.

Дислокация:

Ваенга
Мурмаши

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

17 января 1940 года 5 смешанный авиационный полк преобразован в 5-й отдельный скоростной бомбардировочный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в составе полка.

Белов Иван Михайлович – с ? по январь 1940 года.
Валентик Дмитрий Данилович – с ? по январь 1940 года.
Гальченко Леонид Акимович – с ? по январь 1940 года.
Королёв Василий Иванович – с ? по январь 1940 года.
Орлов Виктор Николаевич – с ? по январь 1940 года.
Пономарчук Степан Ефремович – с ? по январь 1940 года.
Серебряков Николай Гаврилович – с ? по январь 1940 года.
Фатьянов Андрей Ефремович – с ? по январь 1940 года.
Чирков Андрей Васильевич – с ? по январь 1940 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Гальченко Леонид Акимович – с ? по январь 1940 года.
Иссерж Бениамин Давыдович – с ? по январь 1940 года.
Орлов Виктор Николаевич – с ? по январь 1940 года.
Скляренко Николай Дмитриевич – с ? по январь 1940 года.
Фомин Ефим Абрамович – с ? по январь 1940 года.
Чирков Андрей Васильевич – с ? по январь 1940 года.

Личный состав полка:

Белов Иван Михайлович
Боровков Александр Алексеевич
Бороненко Александр Маркович
Валентик Дмитрий Данилович
Винников Павел Степанович
Владимиров Григорий Дмитриевич
Володин Александр Николаевич
Гальченко Леонид Акимович
Дзюбенко Иван Антонович
Иванов Николай Михайлович
Иссерж Бениамин Давыдович
Каргальцев Пётр Иванович
Колетущенко Тихон Никитович
Коломоец Михаил Кондратьевич
Королёв Василий Иванович
Кулик Иван Пантелеевич
Кулинский Анатолий Тимофеевич
Лопатеев Григорий Михайлович
Макеев Константин Фёдорович
Макшанов Сергей Андрианович
Мокиенко Карп Иванович
Николаев Яков Емельянович
Орлов Виктор Николаевич
Петрухин Александр Гордеевич
Плотников Михаил Андрианович
Пономарчук Степан Ефремович
Попов Иван Данилович
Пучков Илларион Кузьмич
Ращупкин Василий Фёдорович
Серебренников Николай Тимофеевич
Серебряков Николай Гаврилович
Скляренко Николай Дмитриевич
Спектор Леонид Соломонович
Сукманов Иван Васильевич
Третьяков Валентин Петрович
Фатьянов Андрей Ефремович
Фомин Ефим Абрамович
Чирков Андрей Васильевич
Шапенков Георгий Николаевич
Шевелев Василий Андреевич
Юрьев Андрей Иванович
Якунин Михаил Семёнович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 31 августа 2018 года.

Белов Иван Михайлович

Родился 2 (15) июня 1915 года в деревне Федосово Старицкого уезда Тверской губернии (ныне Лотошинский район Московской области) в крестьянской семье. Русский. Учился в школе в селе Нововасильевское Лотошинского района Московской области. С 1928 года жил в селе Новая Дуброва. В 1929 году окончил 7 классов школы, в 1933 году — школу ФЗУ. Работал слесарем на комбинате.
В Красной армии с 1935 года. В 1937 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов в должности командира звена 5-го смешанного авиационного полка.
Отличился при выполнении боевого задания 5 декабря 1939 года в районе населённого пункта Сальмиярви Печенгского района Мурманской области. Истребительная эскадрилья, в составе которой находился И. М. Белов, была встречена сильным зенитным огнём противника. Увлекая за собой других, И. М. Белов устремился на позиции врага и, снизившись до 25 метров, поражал его основные огневые точки. За время боевых действий совершил 10 боевых вылетов на истребителе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Белову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 105).
В феврале-ноябре 1940 года учился в Военно-воздушной академии (Монино), но был отчислен. Продолжал службу в строевых частях ВВС (вначале в Заполярье, а с начала июня 1941 года — в Западном военном округе).
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года в должности заместителя командира 179-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). Погиб 7 сентября 1941 года при бомбардировке противником аэродрома в городе Карачев Брянской области.

Валентик Дмитрий Данилович

Родился 23 февраля 1907 года в деревне Райково (ныне — Полоцкий район Витебской области Белоруссии) в семье крестьянина. Окончил три класса школы, затем подготовительные курсы рабфака, работал в родной деревне. В 1929 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1930 году Валентик вступил в ВКП(б). В 1931 году он окончил Оренбургскую авиашколу, в 1936 году — курсы командиров звеньев при Борисоглебской авиашколе лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне в должности командира 3-й скоростной бомбардировочной эскадрильи 5-го отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка военно-воздушных сил 14-й армии.
За время боевых действий против финских войск Валентик совершил 26 успешных боевых вылетов с аэродрома Ваенга на Кольском полуострове. Командовал действиями своей эскадрильи в трёх воздушных боях, в ходе которых она сбила 5 финских истребителей, потеряв при этом 2 своих самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Дмитрий Валентик был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 453.
С 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. С августа 1942 по декабрь 1944 года подполковник Дмитрий Валентик командовал 284-м ближнебомбардировочным авиаполком (с октября 1943 года — 135-й гвардейский бомбардировочный). За время войны он совершил 115 успешных боевых вылетов на бомбардировщике «Пе-2». Принимал участие в боях на Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса и северного побережья Чёрного моря. После окончания войны Валентик продолжил службу в Советской Армии, окончил курсы усовершенствования офицерского состава, служил в Белорусском и Приволжском военных округах. В 1955 году в звании полковника Валентик был уволен в запас. Проживал и работал в городе Речица Гомельской области, умер 30 марта 1969 года.
Был награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также рядом медалей.

Гальченко Леонид Акимович

Родился 2 апреля 1912 года в городе Петровск-Порт (ныне Махачкала, республика Дагестан). Окончил 7 классов, учился в дорожно-строительном техникуме и Краснодарской школе сельскохозяйственной авиации. С 1933 года в Красной Армии. В 1935 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, служил в Ленинградском военном округе.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности флаг-штурмана 5-го смешанного авиационного полка. Летал на И-15бис, выполнил более 50 боевых вылетов, из них 23 - на штурмовку войск противника. Награждён орденом Красного Знамени. С 1940 года старший лейтенант Л. А. Гальченко служил в 145-м истребительном авиационном полку. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава в Липецке.
С 22 июня 1941 года капитан Л. А. Гальченко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 145-го ИАП (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт), командовал эскадрильей. Летал на И-16 и ЛаГГ-3. К октябрю 1941 года совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза, которого удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 872).
22 октября 1941 года майор Гальченко назначен командиром вновь сформированного 609-го истребительного авиационного полка, который до ноября 1942 года прикрывал с воздуха Кандлакшское направление в составе ВВС 32-й армии (затем - 7-й Воздушной армии). В ноябре 1942 года назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й Воздушной армии. Затем занимал такую же должность в 258-й и 261-й смешанных авиадивизиях. В мае 1944 года назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии. Летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Всего к 1 ноября 1944 года подполковник Л. А. Гальченко выполнил 310 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил 12 самолётов противника (по документам найдено 6 лично и 5 в группе). С ноября 1944 года вместе с дивизией находился в резерве в Московском Военном округе, до конца войны в боевых действиях более не участвовал.
После войны продолжал служить в авиации, занимал различные командные должности в ВВС Закавказского военного округа. В 1950 году переведён в Заполярье, под Мурманск, командиром 16-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Северного округа. В 1952 году зачислен слушателем Высшей военной академии (Военная академия Генерального штаба). С 1954 года полковник Л. А. Гальченко - в запасе. Жил в Махачкале. Умер 26 сентября 1986 года.
Награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (05.02.1940, 16.01.1942, 23.07.1944, ...), Отечественной войны 1-й степени (13.02.1944, 06.04.1985), Красной Звезды; медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).

Королёв Василий Иванович

Родился 22 февраля 1918 года в деревне Еднёво (ныне — Волоколамский район Московской области). В 1930 году переехал в Москву, где окончил десять классов школы и школу фабрично-заводского ученичества, после чего работал токарем на электрокомбинате. В 1936 году Королёв был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в боях советско-финской войны. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боёв был сбит, но сумел выйти к своим.
К февралю 1943 года лейтенант Василий Королёв командовал звеном 147-го истребительного авиаполка 1-й смешанной авиадивизии 14-й воздушной армии Карельского фронта. За время своего участия в боях он совершил 388 боевых вылетов, сбив 11 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за «мужество и героизм, проявленные в боях» лейтенант Василий Королёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 896.
После окончания войны в звании майора Королёв был уволен в запас. Проживал в Москве, работал в сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Скончался 30 апреля 1989 года, похоронен на Южном кладбище Долгопрудного.
Был также награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом «Знак Почёта», рядом медалей.

Орлов Виктор Николаевич

Родился в 1917 году в деревне Лохово Краснохолмского района Тверской области. Окончил 7 классов средней школы. Уехав в Ленинград, увлёкся планеризмом, стал парашютистом. С 1935 года в рядах Красной Армии, по специальному набору направлен в Энгельское военное авиационное училище пилотов, которое окончил в 1937 году. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 5-го САП, сводной группы ВВС 8-й Армии и 152-го ИАП. Летал на И-15бис, сбитых самолётов противника не имел.
С 28 июня 1941 года лейтенант В. Н. Орлов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 152-го ИАП, летал на И-153. С февраля по апрель 1942 года сражался в должности штурмана 416-го ИАП (Северо-Западный фронт), где летал на ЛаГГ-3. С августа по сентябрь 1942 года - в 297-м ИАП, летал на Ла-5. С 9 сентября 1942 года - штурман 437-го ИАП (24 августа 1943 года преобразован в 113-й Гвардейский ИАП), где продолжал летать на Ла-5. Отличился на Сталинградском фронте, в боях на Курской дуге и в летнем наступлении 1943 года. Дважды легко ранен в воздушных боях.
К сентябрю 1943 года штурман 113-го Гвардейского истребительного авиационного полка (10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Гвардии капитан В. Н. Орлов совершил 148 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 4 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
9 декабря 1943 года Гвардии капитан В. Н. Орлов погиб в авиационной катастрофе. К тому времени выполнил более 150 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 4 в группе. Похоронен в городе Переяслав-Хмельницкий Киевской области. Навечно зачислен в списки воинской части.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (15.05.1942, 03.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.10.1943), Красной Звезды (1940).

Пономарчук Степан Ефремович

Родился 26 марта (13 марта — по старому стилю) 1913 года в уездном городе Гайсине Подольской губернии Российской империи (ныне город, административный центр Гайсинского района Винницкой области Украины) в семье рабочего. Украинец. Окончил семь классов школы и школу фабрично-заводского ученичества. До призыва на военную службу работал токарем на Гайсинском консервном заводе.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии С. Е. Пономарчук был призван в 1934 году. Служил в Приволжском военном округе, откуда по спецнабору Сталинградского обкома ВКП(б) был направлен в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата, по окончании которой в 1937 году служил в 54-й авиационной бригаде. С ноября 1939 года старший политрук С. Е. Пономарчук занимал должность военного комиссара 5-й истребительной авиационной эскадрильи 5-го смешанного авиационного полка ВВС 14-й армии Ленинградского военного округа. Перед началом Советско-финской войны полк дислоцировался под Мурманском.
В боях с финскими войсками старший политрук С. Е. Пономарчук участвовал с первых дней войны. Воевал на истребителе И-15. В морозные декабрьские дни 1939 года лётчики 5-й истребительной эскадрильи 5-го смешанного авиационного полка совершали боевые вылеты на сопровождение бомбардировщиков полка и штурмовку войск противника в районах Петсамо и Науци (Наутси) на самолётах, неприспособленных для ведения боевых действий в северных широтах. К январю 1940 года Степан Ефремович в сложнейших метеоусловиях совершил 10 боевых вылетов, продемонстрировав личное мужество, а также личным примером вдохновляя лётный состав эскадрильи на выполнение поставленных боевых задач. Так, 18 декабря 1939 года, выполняя задачу по разведке дорог, лётчики эскадрильи обнаружили в районе Наутси колонну войск противника. Военком С. Е. Пономарчук первым бросил свой самолёт в пике и с высоты 50-ти метров расстрелял финские грузовики. После того, как командир эскадрильи принял решение в одиночку продолжить авиаразведку, Степан Ефремович взял командование эскадрильей на себя. Совершив 6 атак, эскадрилья практически уничтожила вражескую колонну. 19 декабря 1939 года 5-я эскадрилья осуществляла прикрытие наземных войск, ведущих наступление на петсамском направлении. Во время штурмовки С. Е. Пономарчук уничтожил две пулемётные точки противника. Заметив финское зенитное орудие, ведущее огонь по советским самолётам, Степан Ефремович спикировал до высоты 25 метров и точным огнём уничтожил его. 21 декабря 1939 года звено эскадрильи, ведомое военкомом Пономарчуком, сопровождало группу бомбардировщиков своего полка. В районе Виртаниеми бомбардировщики подверглись обстрелу из зенитного пулемёта, установленного на автомашине. Снизившись до бреющего полёта, Степан Ефремович со своим звеном под сильным ружейно-пулемётным огнём атаковал движущуюся цель и уничтожил её.
Характеризуя старшего политрука С. Е. Пономарчука, командир 5-го отдельного скоростного бомбардировочного полка майор Н. Г. Серебряков писал:
Старший политрук Пономарчук пользуется высоким боевым авторитетом и не только в своей эскадрилье, но и среди всего личного состава полка. Во всех своих боевых вылетах он проявил высокое лётное мастерство и героизм
Герой Советского Союза командующий ВВС 14-й армии полковник Т. Т. Хрюкин добавил:
Бесстрашный воздушный боец. Достоин высшей награды Правительства СССР — звания Героя Советского Союза
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной старшему политруку Пономарчуку Степану Ефремовичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Начало Великой Отечественной войны застало С. Е. Пономарчука на аэродроме Зайцево в должности военного комиссара 154-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Ленинградского военного округа. В боях с немецко-фашистскими захватчиками Степан Ефремович участвовал с 22 июня 1941 года. За годы войны он воевал на самолётах И-16, И-153, Р-40 «Томахаук» и P-40E «Киттихаук». В июне 1941 года на Северном фронте участвовал в боях на реке Великая, затем на подступах к городу Ленинграду. С августа 1941 года дивизия, в которой служил С. Е. Пономарчук, действовала на Ленинградском фронте. С ноября 1941 года полки дивизии участвовали в сопровождении транспортных самолётов в блокадный Ленинград, прикрытии войск 54-й армии, охраняли железнодорожный узел Волховстроя и мосты через реку Волхов. В марте 1942 года батальонный комиссар С. Е. Пономарчук был переведён на должность штурмана 158-го истребительного авиационного полка ПВО 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО ВВС Ленинградского фронта. Во время блокады Ленинграда Степан Ефремович участвовал в прикрытии дороги жизни — транспортной магистрали, связывающей блокадный Ленинград с «большой землёй». 28 мая 1942 года, патрулируя акваторию Ладожского озера, он вступил в неравный бой с немецкими истребителями и одержал победу, сбив 1 Ме-109. Большое внимание С. Е. Пономарчук уделял обучению лётного состава. За время его работы в должности штурмана полка в полку не было ни одного случая потери ориентировки. Как батальонный комиссар Степан Ефремович проводил большую партийно-политическую работу, направленную на повышение боеготовности полка, идейно-политического уровня его лётчиков, укрепление воинской дисциплины, воспитание у личного состава чувства патриотизма.
В связи с предстоявшим введением в Красной Армии единоначалия и упразднением института военных комиссаров С. Е. Пономарчуку в сентябре 1942 года было присвоено звание майора, и вместе с тем он был назначен командиром 158-го истребительного авиационного полка ПВО. В январе 1943 года полк под его командованием участвовал в операции «Искра», в ходе которой была прорвана блокада Ленинграда. Всего к марту 1943 года полк майора Пономарчука совершил 629 боевых самолёто-вылетов, провёл 24 групповых воздушных боя, в которых было сбито 13 самолётов противника (12 Ме-109 и 1 Ю-88). Майор Пономарчук к этому времени совершил на фронтах Великой Отечественной войны 124 боевых вылета. Приказом НКО СССР № 255 от 07 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования 158-й истребительный авиационный полк ПВО был преобразован в 103-й гвардейский в составе 2-го гвардейского истребительного корпуса ПВО. До апреля 1944 года полк продолжал защищать небо Ленинграда от налётов вражеской авиации под руководством С. Е. Пономарчука. В апреле 1944 года Степану Ефремовичу было поручено формирование 400-го истребительного авиационного полка ПВО. За короткое время майор С. Е. Пономарчук проделал огромную работу по укомплектованию полка и обучению его лётного состава тактике ведения воздушного боя. Лётчики полка произвели 578 учебных вылетов, из которых 73 под непосредственным руководством командира полка. К лету 1944 года Степан Ефремович подготовил к боевой работе 26 молодых лётчиков. В июне — июле 1944 года 400-й истребительный авиационный полк ПВО 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинградской армии ПВО в рамках Выборгской и Нарвской операций Ленинградского фронта совершил 148 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, штурмовку войск противника и его противовоздушной обороны и прикрытие своих наземных войск.
С октября 1944 года подразделения 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса не принимали непосредственного участия в боевых действиях, сосредоточившись на охране воздушного пространства Ленинграда и Ленинградской области. В апреле 1945 года истребительные полки корпуса, в том числе и 400-й истребительный авиационный полк, были переброшены на Дальний Восток, где начали подготовку к войне с милитаристской Японией. С 9 августа по 3 сентября 1945 года подполковник С. Е. Пономарчук на 2-м Дальневосточном фронте участвовал в разгроме Квантунской армии в ходе Советско-японской войны. После завершения Второй мировой войны С. Е. Пономарчук продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1958 года. В 1950 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В запас Степан Ефремович уволился в звании полковника. Жил в городе Брянске. Скончался 15 августа 1998 года. Похоронен на Советском кладбище города Брянска Российской Федерации.

Серебряков Николай Гаврилович

Родился 21 мая 1913 года в деревне Пуковой (ныне — Алексинский район Тульской области). После окончания средней школы № 4 города Тулы, работал слесарем на Тульском оружейном заводе. Занимался в авиашколе пилотов Осоавиахима. В 1932 году Серебряков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1933 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в боях Гражданской войны в Испании.
Участвовал в боях советско-финской войны, командовал 5-м отдельным скоростным бомбардировочным авиаполком 14-й армии Мурманской группы ВВС. За время этой войны лётчики этого полка совершили 567 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанеся ему большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за «умелое руководство боевыми действиями полка в сложных условиях Заполярья по уничтожению стратегических объектов врага и проявленные при этом отвагу и геройство» майор Николай Серебряков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 456. На школе № 4 города Тулы в честь героя установлена мемориальная доска.
Участвовал в боях Великой Отечественной войны. В 1943 году Серебряков окончил курсы усовершенствования командного состава, в 1952 году — Военную академию Генерального штаба. В 1973 году в звании генерал-лейтенанта он был уволен в запас. Проживал в Москве. Скончался 3 июля 1988 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды и рядом медалей.

Фатьянов Андрей Ефремович

Родился 1 сентября 1906 года в селе Новая Дмитриевка ныне Радищевского района Ульяновской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал в сельском хозяйстве, рабочим на стройках.
В Красную Армию призван в сентябре 1928 году Ташкентским горвоенкоматом Узбекской ССР. Окончил школу младших командиров, а в 1931 году — Качинскую военную школу пилотов. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Помощник командира эскадрильи 5-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Андрей Фатьянов совершил шесть успешных боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника, железнодорожных узлов и баз. 4 февраля 1940 года А. Е. Фатьянов обнаружил на территории противника подбитый самолёт эскадрильи. Бесстрашный лётчик совершил посадку и доставил экипаж на свой аэродром.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему лейтенанту Фатьянову Андрею Ефремовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года, затем был лётчиком-испытателем в Ташкенте — столице Узбекистана. Погиб 24 сентября 1942 года в Средней Азии во время испытательного полёта. Похоронен в столице Узбекистана городе Ташкенте.
Награждён орденом Ленина. В родном селе установлен бюст Героя.

Чирков Андрей Васильевич

Родился 28 сентября (10 октября) 1917 года в городе Екатеринослав (ныне - Днепропетровск). Окончил 4 класса и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал электромонтёром в трамвайном депо № 1. Окончил Днепропетровский аэроклуб, установил рекорд продолжительности полёта на планере. В 1937 году по комсомольской путёвке направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в Ленинградском военном округе.
С 12 января по 13 марта 1940 года младший лейтенант А. В. Чирков участвовал в Советско-Финляндской войне в должности командира звена 2-й эскадрильи 5-го САП (ВВС 14-й Армии). В первом же боевом вылете на штурмовку войск противника был сбит и в течение 20 часов пробирался по снегу к своим. Затем служил в 147-м ИАП. Летал на И-16 (или И-153), побед не имел.
С 22 июня 1941 года лейтенант А. В. Чирков на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 158-го ИАП (39-я ИАД, ВВС Ленинградского фронта), летал на Як-1. В сентябре 1941 года направлен на ту же должность в 154-й ИАП, где пересел на "Киттихаук". С июня по ноябрь 1942 года командовал эскадрильей в 196-м ИАП. В ноябре 1942 года направлен на ту же должность в 29-й Гвардейский ИАП, где летал на Як-7 и Як-9.
К июню 1943 года помощник командира 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) Гвардии майор А. В. Чирков совершил 389 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в составе группы 8 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 18 личных и 9 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3135).
В декабре 1943 года назначен командиром 196-го ИАП, летал на "Аэрокобре". 19 июня 1944 года Гвардии майор А. В. Чирков сбит в воздушном бою, ранен и в боевых действиях больше не участвовал. В июле 1944 года направлен на учёбу в Академию. Всего выполнил 420 боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 22 и в составе группы 8 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году уволился в запас с должности заместителя командира 103-й Гвардейской авиационной дивизии. Жил в Ленинграде. Умер 10 сентября 1956 года, похоронен на Ново-Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Его имя носит улица в Днепропетровске, там же в депо трамвайного парка № 1 установлен бюст Героя.
Награждён орденами: Ленина (15.03.1942, 04.02.1944), Красного Знамени (05.02.1940, 20.12.1941), Отечественной войны 1-й степени (10.04.1943); медалями (в том числе и американской, в июле 1943 года).


Рецензии