48. Урок 44

Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 44

Бог - свет, сияющий во мне чистотой «совести».

Упр. 1. Сегодня тебе придётся провести три длинных упражнения на полное сосредоточение - утром, после пробуждения; днём, перед обедом; и вечером, перед сном; продолжительностью от трёх до пяти минут. Между ними, в свободном расписании, тебе настоятельно рекомендуются и будет необходимо попытаться выполнить более длительные попытки сосредоточения, но только без того напряжения внимания, которое тебе рекомендовано в трёх упражнениях со строгой привязкой ко времени дня.
Предназначение формы сегодняшнего упражнения заключается в первой попытке приучить тебя к сосредоточению по расписанию, а не тогда, когда у тебя это получается. То, что у обученного человека получается легко и естественно, представляет большую трудность для человека необученного.
Твой «разум» уже не назовешь полностью необученным. Ты, в какой-то степени, готов к этой форме упражнения. Но, скорее всего, встретишься с сопротивлением своего «эго». Объяснением этому служит то, что, выполняя это упражнение, ты лишаешь пищи и повода к «иллюзорному», но существованию, всё привычное для «эго». Поэтому оно не может не сопротивляться. Сила же этого сопротивления «эго» зависит от твоей решимости и глубины сосредоточенности. И, ввиду этого, становится важной твоя способность сосредотачиваться тогда, когда это необходимо.
Если тебе удастся хоть немного отстранить от себя своё «эго», то тебе будет нетрудно убедиться в том, что все конфликты и противостояние в тебе, и все твои страхи - бессмысленны. Это убедит тебя в том, что их источником действительно является твоё «эго». И ты станешь замечать в себе, время от времени, проблески света надежды во тьме безнадёжности, привычной тебе. Бог - это свет, который и так посещал тебя искрами надежды. Но теперь, когда ты сам пытаешься достичь этого света, ты убедишься, что свет стал появляться в тебе по-другому, иначе, чем раньше.
Выполнение упражнения начинается с повторения «идеи» урока с открытыми глазами. Затем, закрыв глаза, медленно повторяй эту «идею», погружаясь вглубь своего «сердца», сосредотачиваясь и освобождая свой «разум» от всех помех и присутствия посторонних мыслей.
Далее, настроив своё мышление на предложенную тебе здесь «идею», позволь возникать в своём «разуме» тем мыслям, которые ассоциируются у тебя с этой «идеей». Отдайся естественному течению своего мышления в направлении этой «идеи». Старайся спокойно «созерцать» плывущие мимо твоего «Я» мысли, и оценивай их количество и качество, с точки зрения учения о евангельской «совести» и «нравственности», содержащемся в Предании.
Форма выполнения этих упражнений, как уже упоминалось, основана на глубоком сосредоточении, которое сопровождается ощущением важности, совершаемой тобой работы. Её ценности для тебя и «осознании» причастности к основанию своего «бытия» - то есть Богу. Твоё Спасение - находится на самом дне твоего сосредоточения. - Его достижение станет твоим счастьем – «счастливейшим из всех твоих свершений». Твой успех в этом - единственное, имеющее смысл и приносящее его в твою жизнь, ибо это - единственное, что вводит тебя в реальное общение со светом.
Сопротивление «эго» может проявиться в какой угодно форме: неудобства, волнения, раздражения и даже гнева или страха. При первых признаках чего-то подобного, сделай паузу, и просто повторяй «идею» урока с закрытыми глазами. Если мешающие тебе эмоции, переживания и ощущения не проходят, ненадолго открой глаза. Постарайся, однако, чтобы эта пауза была как можно более краткой. Настойчиво пытайся вернуться после паузы к выполнению упражнения с закрытыми глазами, даже если ты будешь вынужден возвращаться к этой паузе несколько раз. Но не упорствуй слишком долго! Лучше отложи упражнение на некоторое время.
Если выполнение тобою упражнения проходит успешно, то ты, вскоре, почувствуешь присутствие в себе некоего напряжения, которое тобою прежде никогда не замечалось. А затем последует и уменьшение этого напряжения, и в тебе начнёт распространяться некоторое успокоение и ощущение того, что ты приближаешься к давно тобою искомому покою. Возможно даже, что ты, с закрытыми глазами, увидишь некий свет! - Если этот свет будет вспыхивать где-то вовне тебя, - не обращай на него никакого внимания. Если же свет будит видим тобою где-то внутри тебя, - оставайся ровным в своих мыслях и чувствах. Но можешь чуточку тихо порадоваться тому, что находишься в движении по правильному пути. Помни о том, что свет находится вне мысленных и чувственных форм, и сосредоточься ещё более на «созерцании» этого света, стараясь уже ни о чём не думать и ничего не чувствовать, а лишь переживать то, что привносит в тебя это свет.
Не забывай, всё же, что и тут возможен, и необходим, твой контроль твоего «сознания»! Он заключается в том, что все переживания тобою этого света основываются на переживании тобою смирения: твоей любви к этому павшему божьему миру, и жалении тобой всех, кого ты находишь в этом мире.
В течение дня старайся почаще сосредотачиваться, пусть даже на краткое время, пусть даже на миг, при повторении «идеи» этого урока с открытыми или закрытыми глазами, как тебе будет удобнее в данный момент. Только не забывай об этом! - Главное в том, чтобы тебе научиться сосредотачиваться в себе по своему желанию и именно в контексте христианского философского осмысления Евангелия.

Комментарий 1. Сегодня ты попробуешь развивать «идею» предыдущего урока - «Бог - мой исток и причина. Моё «Я» всегда связано с Ним», добавив к этой «идее» ещё одну черту. Никто не способен видеть в темноте, и никто из людей не способен создать тот духовный свет, в котором видят истину «очи» твоей «души». Ты можешь лишь создавать тьму, отвернувшись от даденного и подаренного тебе света, и обманываться, убеждая себя, будто что-то видишь в этой темноте. Но только в свете видна реальная жизнь и, следовательно, только в свете возможно реальное творчество. Творчество и тьма не могут сосуществовать, ибо творчество всегда сопровождает свет и жизнь! А тьме всегда сопутствуют иллюзии и тени. В лучшем случае – это ночные мечты и планы о будущем творчестве, время которого придёт с рассветом, а в худшем – самообман, когда, в непрерывно длящейся ночи, полная темнота сменяется восходом луны. Свет и жизнь должны сопутствовать в тебе друг другу, будучи причиной и следствием твоего существования. - Свет божественной любви - причина и «образ» существования тебя, как «совести»; сила, призывающая твою «совесть» к чистоте; двигатель, механизм и способ течения твоей «нравственности».

Комментарий 2. Чтобы ты прозрел, тебе необходимо «осознать», что свет - внутри тебя, а не где-то снаружи. Никто из людей не даст тебе свет, если ты сам не стремишься обнаружить свет в себе. И ты сам не найдёшь свет в себе, если только не станешь просить у Бога, чтобы Он дал тебе свой свет. Ты ничего не видишь в себе, и вне себя, без этого света. Освещение твоей собственной «души» - существенная и основная часть твоей потребности в божественном свете, дающая тебе возможность увидеть и опознать истину. И поэтому, Бог и свет всегда рядом с тобою, позволяя тебе видеть истину и во тьме, лишь только ты обратишься к свету.

Комментарий 3. К этому свету «совести» ты попытаешься приблизится в упражнениях этого урока. Для этого ты сегодня прибегнешь к той форме упражнений, которая тебе уже немного знакома и к которую ты будешь использовать всё чаще. Она трудна для человека непривыкшего к сосредоточению и представляет собою в твоей тренировке главную цель. Эта форма упражнения требует именно того, чего недостает твоему пока ещё необученному или ещё плохо обученному «разуму». Подобная практика совершенно необходима тебе, если ты всерьёз намерен заниматься своей «совестью» и вести «нравственную» жизнь.


Рецензии