Размышления о Парадизе. 2

Когда Микеланджело Буонаротти расписывал Сикстинскую капеллу,  он изобразил почти все события из Библии, кроме РАЯ. От Рая у него только два события – совращение Евы Змеем и изгнание из Рая. Это поступок и наказание за поступок (оценка). Но РАЙ он нам не показывает! А ведь к этому времени Парадиз уже был описан Данте, поэму которого Микеланджело знал наизусть. Может быть, Микеланджело не верил в безгрешных и достойных РАЯ? Как аксиому можно принять наличие грешников и праведников. И невольно снова возникает вопрос: почему же нет “Рая” у Микеланджело?
       Когда в 40-х годах XVI века он писал свой знаменитый "Страшный суд", он сознательно отказался от изображения сцены райского блаженства. Это было время краха всего того, чем была наполнена его молодость – казалось, что идеи гуманизма погибли. В его трактовке, связанной с кризисом Ренессанса, "Страшный суд" был всеобщей катастрофой, гибли все без исключения, без малейшей надежды на спасение. Христос - неумолимый судья, прекрасный и страшный в гневе молодой гигант - движением руки направляет всех в ад.
      Эпоха Возрождения, которая ставила человека в центр мира, завершилась. Но эта эпоха какого-то бесконечно высокого идеала, выше которого у человечества, как мне кажется, никак не получается подняться. Эти художники не изменяли созданное Б-гом – люди оставались людьми. Растения мы можем узнать вплоть до ботанических названий, имеются географические привязки. Это реальный мир, показанный как подарок Б-га! Насладиться им и быть благодарным – вот задача художников того времени. Суметь выразить на полотне или в скульптуре красоту, поставленного в центр Вселенной Человека. Такого, каким он был задуман и создан. Грешники и праведники... сами ли по себе, по своей ли воле живые люди становятся праведниками? В Талмуде, в рассказе о Моисее есть эпизод: когда Моисей был пастухом у своего тестя ИТРО, один ягненок у него убежал из стада. Моисей погнался за ним, но, увидев, как тот остановился у ручья, чтобы напиться, понял, что усталый ягненок страдал от жажды, и на своем плече принес его обратно в стадо. Тогда Бог сказал ему: «Тот, кто проявляет такое милосердие к овцам, достоин пасти Мой народ» (Исх. Р. 2). Получается, что Б-г выбирает пророков и праведников, невзирая на их личные желания. “Не я говорю, но Он говорит через меня”. Как же оценить этот отказ от собственной воли в земной жизни? Может быть,  вечная жизнь в РАЮ – это оценка и плата праведникам за отказ от себя в этой жизни?


Рецензии